М. Г. Белова «Война и мир» в малом формате «Братцы! выручай! братцы…»





Скачать 100.46 Kb.
НазваниеМ. Г. Белова «Война и мир» в малом формате «Братцы! выручай! братцы…»
Дата публикации23.04.2015
Размер100.46 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Военное дело > Рассказ
М.Г. Белова

«Война и мир» в малом формате

«Братцы! выручай! братцы…»

(Формирование навыков толерантного мышления при чтении рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

Довольно часто в окружающем мире мы сталкиваемся с неприветливостью, нетерпимостью, подчас даже с агрессией. Как избежать ссор и столкновений? Как в каждом, кажущемся нам неблизким и враждебном человеке увидеть брата? В конце концов, просто сохранить человеческое лицо, уметь уступить, простить, промолчать, улыбнуться, понять…

В проекте Федерального образовательного стандарта второго поколения, одном из самых важных для образования государственного документов, возможно, впервые сказано о том, что школа может и должна способствовать формированию картины мира подрастающего поколения. Интересы личности как таковой выдвигаются при этом на передний план. В качестве результатов образования школьников названы как приоритетные личностные результаты. Их замеры произвести наиболее трудно, но не только по успехам в обучении, а и по степени самостоятельности учеников, отношению людей друг с другом, по отсутствию агрессии в обществе результаты сами совершенно очевидно обнаружатся.

Формированию картины мира у ребенка способствует буквально все. Мы же скажем о роли школьного предмета литература в формировании у детей качеств толерантности. Как хотелось бы сказать о том, что литература с ее возможностями отображать художественную модель мира, с ее вниманием к человеку, как никакой другой предмет школьной программы, способна помочь представить окружающий мир и выработать собственную стратегию отношений с товарищами, принципы жизни вообще. Так, к сожалению, бывает не всегда, а лишь при внимательном отношении к замыслу писателя, к самому художественному тексту.

Остановимся на примере изучения рассказа «Кавказский пленник», школьного уже по причине его появления. Известно, что Лев Толстой сам преподавал в яснополянской школе. Для этого он создал немало произведений для детей. Известный писатель понимал, что книга для маленьких существенно отличается по языку от книг для подростков. Он заново учился писать, работая над книгой для детей, сочиняя свою «Азбуку». Чего же, кроме научения чтению, он добивался? Зачем написал рассказ, о котором позже говорил, что это лучшее его создание?

Будучи педагогами, попробуем сами выдвинуть гипотезы и рассмотреть их с точки зрения, насколько это интересно или неинтересно детям.

Гипотеза первая. Рассказ отражает опыт участия самого автора в Кавказской войне, значит, здесь присутствует элемент автобиографический. Это интересно детям, ведь это опыт великого Толстого.

Гипотеза вторая. В рассказе есть небольшой эпизод, который напоминает о том, что произошло с самим писателем и его другом чеченцем Садо, которого он, по сути, спас. Это интересно детям, особенно если дать задание мальчикам, они сами «раскопают» историю дружбы Толстого и Садо , прокомментируют и сопоставят с эпизодом из рассказа, расскажут всем в классе.

Гипотеза третья. Толстой мог в чем-то опираться на рассказ кавказского офицера Ф.Ф. Торнау, попавшего в плен к горцам. Ему пыталась помочь девушка, которая его полюбила. Это, возможно, самое интересное. В обстоятельствах вражды возникает приязнь, проявляется милосердие. Как, при каких условиях это возможно?

Попробуем сделать эту линию основной исследовательской задачей. Как в ситуации войны и вражды в рассказе стал возникать «мирный остров»? Выполним это внутри нашего общего исследования текста, сосредоточив поиск вокруг названной задачи. Поэтому укрупним сюжет Жилина, понаблюдаем за линией его поведения, его жизненной позицией. Каким образом он привлекает симпатии людей? Кроме того, помним, что еще при жизни Толстого это произведение очень часто называли «Войной и миром» для детей. Рассказ о плене, о войне. О каком же мире тогда может идти речь?

Начнем с завязки, момента пленения Жилина. Он становится пленником, добычей своих врагов. Каковы его поведение, поступки в драматически сложившейся ситуации? Дети обычно выбирают в качестве вхождения в тему эпизод разговора с Жилиным о выкупе. А начать, пожалуй, нужно раньше. Житие Жилина в плену началось не с этого. Предложим детям подумать, полистать рассказ.

Мальчики чаще бывают в экстремальных ситуациях драк или столкновений, потому они говорят, как правило, о том, что, попав в плен, Жилин не отчаялся. Когда рассвело, он раскопал в сарае щелку, стал смотреть. И как удивительно много увидел! Дети, читая и анализируя отрывок, замечают, что Жилин не только внимательно отмечает все детали, но его внимательность можно рассматривать как аналог уважительности к людям другой культуры. Как тонко, точно описаны даже детали одежды: «…башмачки красные, сафьянные, … серебром обшиты. А на тонких башмачках другие толстые башмаки. Шапка высокая, белого барашка». Дети говорят о том, что Жилин не только рассмотрел, но и «восхитился» нарядом. Разумеется, важно достойное поведение Жилина при разговоре о выкупе, этот эпизод мы тоже анализируем, но важно еще заметить, что противоположная сторона – татары – прониклись уважением к нему.

Говорим о поведении обоих пленников - Жилина и Костылина. Выберем глаголы, относящиеся к поведению Жилина и Костылина в плену. И если Жилин ходит, высматривает, рукодельничает, роет, общается с детьми и взрослыми, то Костылин пишет, ждет, скучает, спит. Их поведение в плену совершенно противоположное. В одном случае, активная, заинтересованная позиция, в другом – пассивная, выжидательная.

Как мы уже говорили, что самой интересной линией для исследования текста будут взаимоотношения Жилина и Дины. Начнем с вопросов на восприятие персонажа: «Вам понравилась Дина? Расскажите о своих впечатлениях. Какой вам видится эта девочка? Как вы думаете, Жилин сохранит память о ней?» Ребятам нравится Дина, для многих она любимый персонаж. Дети обращаются к портретным описаниям Дины. Именно с работы над портретом этого нравящегося детям персонажа мы вводим термин «литературный портрет» героя.

В первый раз читатель встречается с Диной во второй главе, здесь и первое портретное описание девочки. Дети рассуждают о деталях портрета и особенно выделяют описание глаз героини: «…глаза черные, светлые…». В шестой главе прочитаем: «Глазенки так и блестят, как звездочки». Кроме приязни рассказчика, проявляющейся в этих деталях, дети обычно отмечают удивительное сочетание при описании глаз «черные, светлые». Они наперебой объясняют, почему так: «Они черные, но светятся, потому что добрые», «Они черные по цвету, но светлые по духу и характеру». Интересно, что таким же удивительным сочетанием при описании глаз наградил Асю, героиню одноименной повести, И.С. Тургенев. Дети понимают, что портрет – одно из средств характеристики персонажа. Писатель знает, что и лицо, и одежда, и поведение сами по себе характеризуют человека. Теперь более серьезно об этом будут думать и ребята.

Дети говорят, что Жилин, безусловно, заметил и выделил среди других жителей аула и среди детей Дину. Он заметил, что у нее «на шее монисто все из русских полтинников … в косе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль серебряный». Жилин увидел все это не просто как украшения, а и как военные трофеи, которые могли быть получены не обязательно в качестве выкупа. Увидел, но не озлобился, а, наоборот, со всем старанием стал действовать: начал лепить детям игрушки. Именно Дина - Динушка - первой осмелилась взять выставленную Жилиным куклу. Так стали развиваться отношения с жителями аула, с Диной. Тогда, видимо, возникла радость и ответное желание на добро ответить добром. Дина тайком приносит пленному молоко и радуется его радости и удивлению.

После неудачного побега Жилина и Костылина «житье пленным стало совсем дурное». Кто знает, что было бы с Жилиным, если бы не Дина. Дети размышляют о том, через что пришлось переступить Дине, чтобы оказать помощь, по сути, врагу. А это ведь и страх, и всеобщая ненависть, и родовые предрассудки. Что помогло ей все это преодолеть? Дети говорят о том, что Жилин ей понравился своим трудолюбием, приветливым отношением к жителям аула, добротой изобретательностью и способностью не унывать, не опуститься в самых трудных обстоятельствах.

Дети выбирают много эпизодов, касающихся пребывания Жилина в плену, его изучения обычаев, примеров его непраздного любопытства. Самым любимым эпизодом всегда становится момент расставания. Перед этим мы узнаем, что после первого побега даже Жилин «приуныл, видит – дело плохо. И не знает, как выдраться». В момент уныния и появляется Дина. Жилин уже сам догадался, что в ауле волнение, видимо, русские близко подошли. Принимая от Дины сырные лепешки и в ответ бросая ей из ямы игрушки, Жилин слышит: «Не надо… Иван! тебя убить хотят…» Жилин молит Дину принести шест, чтобы выбраться из ямы, а сам думает: «Побоится девка». Дети понимают: ей есть чего бояться: она действует вопреки родным, всем жителям аула, которые в этом странном русском видят врага. А толку от него все равно нет, выкупа не дождешься, потому лучше его уничтожить. Такова логика вражды.

Когда Дина принесла шест, то Жилин увидел из ямы не только звездное небо, но и как у Дины глаза в темноте светятся. Жилин благодарит Дину и, заботясь о ней, велит отнести шест назад, чтобы не догадались: «Снеси на место, Дина, а то хватятся – прибьют тебя». И как удивился Жилин, когда девочка возвратилась: «бежит с горы …легко подпрыгивает». Зачем она вернулась-то? Чтобы помогать сбивать замок с колодки, заплакать, когда не получилось? И чтобы попрощаться. Дети очень любят читать этот эпизод по ролям, всячески готовые выразить приязнь и бескорыстную любовь людей друг к другу. А слов Дины в сцене прощания и нет. Только действия, но зато какие! Это своеобразные знаки любви, милосердия и сопереживания: «как заплачет, побежала на гору, как козочка прыгает». Особенно дети выделяют деталь: «Только в темноте слышно – монисты в косе по спине побрякивают». Помним, что монисты и лента в косе – из русских серебряных монет. Звук от этих украшений как последний привет-память о замечательной девочке, которая смогла стать другом, выручила из беды. Их дружба, добрые отношения растопили лед ненависти. Дети соглашаются в том, что Жилин никогда не забудет свою спасительницу. Они рады обобщить свои наблюдения над образом Дины, составляют план рассказа о героине, читают друг другу, вносят коррективы. Особо выделяют позицию плана о том, как мирные отношения героев потихоньку оттеснили войну, и Жилин и Дина перестали быть представителями враждующих сторон.

На этом можно поставить точку, но хочется говорить с учащимися в связи с понравившимися героями о проблеме, которая обнаружилась нами в толстовском произведении. В качестве перехода к такому философскому разговору можно предложить выбрать иллюстрации к произведению, которые стали бы дополнением к нашему исследованию о добрых отношениях людей. Тогда естественно могут быть введены вопросы: «Подумайте о том, как во время войны могут возникнуть островки мира? Когда такое бывает? Насколько от воли и желания людей может зависеть судьба мира? Что объединяет людей?» Теперь дети говорят, обобщая, привлекая свой жизненный опыт, не только на материале произведения: они рассуждают как серьезные граждане, заявляющие о том, что от каждого человека, по сути, зависит судьба мира. Они понимают, что от воли каждого человека зависит, будет торжествовать добро или зло. Они (очень серьезно!) говорят об ответственности каждого человека. И снова вспоминают модель поведения понравившегося героя: его внимание к другому – активное поведение в экстремальной ситуации – терпение в этой ситуации – умение не отчаиваться - проявление симпатии к окружающим людям (мастерит игрушки, часы, старается помочь другому) – помощь товарищу – осуществление побега – умение в любом человеке увидеть брата.

В повести есть другие персонажи, они не умеют и не хотят прощать. Подумаем: может ли зло быть созидательным? Дети понимают, что мы уже давно в своем разговоре вступили в философскую сферу. Они говорят, что зло по природе своей разрушительно, злом невозможно созидать доброе. Они приводят примеры из реальной жизни. Они видят: зло, как бумеранг, обязательно возвращается к его носителю. И если толстовских персонажей условно разделить на добрых и злых, то окажется, что это будет возможно сделать не по национальному признаку, а по тому, носителями каких качеств они являются. Теперь можно рассказать детям о том, что сам писатель называл свой рассказ «Войной и миром» для детей и попросить объяснить, как они понимают этот заголовок. Опыт показывает, что дети по-своему очень точно говорят, что и в мирной жизни образуются островки войн, и ссор, и ненависти. Но и в состоянии войны можно постепенно «выруливать» в сторону мира, даже помня и используя опыт любимого героя самого Толстого. И тут дети неожиданно вспоминают, что испытания героя начались в момент, когда он не захотел подчиниться заведенному порядку, а самочинно, договорившись с Костылиным, уехал от основного отряда. Вот и начался этап искупления, исправления своего поступка. В эпизоде развязки дети читают в тексте, как Жилин «собрался с последними силами… А сам думает: «Избави Бог…» и потом читают реплику к своим: «Братцы! Выручай! братцы!» Братцы или Бог выручили. А ведь по сути это рядоположенные понятия. Ведь жизнь в братстве и любви – одно.

Теперь стоит подумать, почему рассказ назван «Кавказский пленник», ведь пленников двое. Учащиеся по словарю отслеживают значение слова «пленник». Пленник 1. То же, что пленный (высок.). 2. Перен. Тот, кто пленен (во 2 знач.) кем-чем-нибудь. Дети понимают оба значения и толкуют: Жилин и Костылин были пленными, но «пленённым» Кавказом оказался один Жилин. И рассказ Толстого, собственно, о нем. Он, как и герой фольклорной волшебной сказки, достоин быть выделенным особо, потому что он не пассивно воспринимает жизнь, а способствует ее гармонизации.

Теперь перейдем к разговору о толерантности. И.Кант советовал учить не мыслям, но мыслить, ведя процесс от опыта к суждениям (в нашем случае мы шли от опыта, почерпнутого из рассказа Толстого), затем – к определению понятия. Перейдем к определению понятия. Начнем с того, как дети понимают это широко распространившееся в последнее время слово. Затем попросим их вместе с родителями (это 5 класс!) поискать в Интернете определение толерантности. Из отобранных учащимися для работы в классе выберем до уроков вместе с ними два.

Толерантность (от лат. терпение) терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. (Источник: Википедия).

Толерантность, или терпимость, стремление, способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. (Источник: Онлайн Энциклопедия Кругосвет).

Важно, чтобы дети в одном случае увидели определение понятия, а в другом – определение формируемой черты характера, компетентности. Дети самостоятельно стараются составить самое короткое определение понятия. После обсуждения получается примерно так: «Толерантность – способность и умение уважать людей и взаимодействовать с любым человеком».

В режиме обсуждения, исследования причин и следствий, пробуем вместе поработать с тестами:

Понятие «толерантность» включает:

- принятие множественности и многообразия жизни

- создание ситуации успеха (Здесь споров бывает особенно много!)

- способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися

от нас в каком-то отношении

- открытость, общение, свободу мысли, совести, убеждений.

- «золотое правило»: «Чего в другом не любишь, того сам не делай».

Для того чтобы иметь толерантное свойство характера, необходимо:

- уважение, принятие и высокая оценка богатого разнообразия мировых

культур

- восприимчивость ко всему новому и необычному

- готовность к принятию иных логик и взглядов

- право на непохожесть, инаковость.

Мы соглашаемся с позицией Б.С. Гершунского, который сказал: «Именно образование, по самой сути работающее на будущее, закладывает основы грядущих изменений в обществе, предопределяя в конечном счете его развитие в прогрессивном или, напротив, в регрессивном направлении…» Образовательное пространство предмета литература, несомненно, может способствовать формированию картины мира, включающей такое важное для нашего времени понятие, как толерантность.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. Г. Белова «Война и мир» в малом формате «Братцы! выручай! братцы…» iconВ чем состоит смысл заглавия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?
...
М. Г. Белова «Война и мир» в малом формате «Братцы! выручай! братцы…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творчество Л. Н. Толстого. Роман «Война и мир». Повторительно-обобщающий урок по роману «Война и мир», урок контроля знаний (последний...
М. Г. Белова «Война и мир» в малом формате «Братцы! выручай! братцы…» iconУчебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета...
В учебном пособии рассматриваются узловые вопросы, связанные с историей создания, жанровой структурой, проблематикой и поэтикой романа...
М. Г. Белова «Война и мир» в малом формате «Братцы! выручай! братцы…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отечественная война 1812 г в восприятии историков и Л. Толстого в романе «Война и мир»
М. Г. Белова «Война и мир» в малом формате «Братцы! выручай! братцы…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная карта «Отечественная война 1812 года», отрывок из фильма С. Бондарчука «Война...
М. Г. Белова «Война и мир» в малом формате «Братцы! выручай! братцы…» icon«Нравственные искания главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир”» ученица 10 «А»
И окажется, что эти вопросы интересуют не только героев классических романов, но и нас, простых смертных. Романы лишь помогают правильно...
М. Г. Белова «Война и мир» в малом формате «Братцы! выручай! братцы…» iconУрок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война»
Выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития...
М. Г. Белова «Война и мир» в малом формате «Братцы! выручай! братцы…» iconВыставка-просмотр «Будь спортивным и здоровым» Список литературы
Белова Л. Б. Цигун [Текст] : путешествие с белым журавлем : практ занятия / Л. Б. Белова. Спб. Пионер; М. Аст : Астрель, 2002. 224...
М. Г. Белова «Война и мир» в малом формате «Братцы! выручай! братцы…» iconТема: Творческая история создания романа – эпохи «Война и мир» (1863-1869)...
Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы 7 лет. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставлять...
М. Г. Белова «Война и мир» в малом формате «Братцы! выручай! братцы…» iconРабочая программа По учебному курсу «Окружающий мир» Для 1 4 класса
Рабочую программу составили учителя Белова И. А., Лунякова Н. Н., Белоусова Е. М., Долотова В. А
М. Г. Белова «Война и мир» в малом формате «Братцы! выручай! братцы…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Белова, Н. А. Словесное выражение образа рассказчика : урок словесности в XI классе / Н. А. Белова // Русская словесность. 2008....
М. Г. Белова «Война и мир» в малом формате «Братцы! выручай! братцы…» iconКонспект урока по теме: «Изображение Отечественной войны 1812 года...
«Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Взгляд Толстого на историю»
М. Г. Белова «Война и мир» в малом формате «Братцы! выручай! братцы…» iconУрок исследование ( на основе художественных произведений, публицистики...
Занятие предусматривает 2 урока литературы в 10 классе после изучения романа Л. Толстого «Война и мир» и предполагает комплексное...
М. Г. Белова «Война и мир» в малом формате «Братцы! выручай! братцы…» iconУрока (групповая технология) 10 класс тема: «Роль личности в истории...
Тема: «Роль личности в истории глазами художника по роману Л. Толстого «Война и мир»
М. Г. Белова «Война и мир» в малом формате «Братцы! выручай! братцы…» iconУрок по литературе тема: «изображение русского общества начала XIX...
Тема урока: «Изображение русского общества начала XIX века в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
М. Г. Белова «Война и мир» в малом формате «Братцы! выручай! братцы…» iconТема: «Семейная идея» в романе «Война и мир»
Познакомить детей с одним из видов декоративно прикладного искусства – мозаикой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск