МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________________/С.А.Зайцев/
«_____» _______________________201 г.
Рабочая программа дисциплины
Управление знаниями
Направление подготовки
080200.68 «Менеджмент»
Профиль «Управление инновационными проектами»
Квалификация (степень) выпускника
магистр
Форма обучения
очная
Москва 201_
1. Цели освоения дисциплины.
Основной целью дисциплины «Управление знаниями» является изучение и освоение студентами теоретических основ и практических навыков управления интеллектуальной собственностью и другими сложноформализуемыми активами предприятия. Знания теории и методов управления знаниями необходимы для успешного выполнения инновационных проектов, эффективного управления современными наукоемкими производствами и компаниями.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Управление знаниями» относится к вариативной части, курсам и дисциплинам по выбору студента Профессионального цикла. Дисциплина формирует навыки управления интеллектуальной собственностью и другими сложноформализуемыми активами предприятия. Для успешного освоения данной дисциплины студенты должны иметь базовые знания курса бакалавриата по направлению «Менеджмент», прослушать дисциплины управление персоналом, современные проблемы экономики, теория организации и организационное поведение, эвристика.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Управление знаниями»
Способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (OK- 1);
Способность к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);
Способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4);
Обладание навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК- 6);
Способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1);
Способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4);
Способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК-5)
Владение методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-6)
Владение методами стратегического анализа (ПК-7)
Способность готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности (ПК-8)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать определение и основные теории формирования экономики знаний, интеллектуального капитала, сущность нематериальных активов и интеллектуальной собственности, факторы конкурентоспособности, основанные на интеллектуальном капитале, стратегии и организационные формы управления знаниями, виды и функции информационных технологий.
Уметь оценивать интеллектуальный капитал, определять стратегию развития знаний в компании.
Владеть навыками управления информационной и маркетинговой деятельностью компании.
Демонстрировать способность и готовность к практической деятельности, ориентированной на инновационное развитие.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа), из них 18 часов аудиторных занятий (11 лекций, 7 семинаров) 54 часа самостоятельной работы. Содержание дисциплины и календарный план представлены в приложении 1.
Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Экономика знаний (ОК-1, ОК-4)
Формирование экономики знаний. Информационные ресурсы. Секторы производства: первичный, вторичный и третичный. Воспроизводство. Образование. Сущность и условия развития экономики знаний.
Тема 2. Роль государства в развитии экономики знаний и социальный капитал (ОК-1, ОК-2)
Социальный капитал. Инвестиции в социальный капитал. Роль государства в формировании и развитии экономики знаний. Институциональные условия. Инвестиции в образование и науку. Рынок интеллектуального труда. Индексы развития.
Тема 3. Интеллектуальный капитал (ОК-1, ОК-2)
Сущность интеллектуального капитала. Структура интеллектуального капитала. Нематериальные активы и интеллектуальная собственность.
Тема 4. Оценка интеллектуального капитала (ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8)
Методы оценки интеллектуального капитала. Коэффициент Тобина. Оценка на основе нефинансовых показателей. Сбалансированная система показателей.
Тема 5. Интеллектуальный капитал как объект инвестиций (ПК-4)
Инвестиции в интеллектуальный капитал. Инвестиции в человеческий капитал. Факторы конкурентоспособности, основанные на интеллектуальном капитале. Конкурентоспособность организаций.
Тема 6. Теоретические основы управления знаниями (ОК-1, ОК-2)
Виды знания. Явные и неявные знания. Организационное знание. Работники сферы знания. Данные, информация и знания. Цели, задачи и функции управления знаниями.
Тема 7. Менеджмент знаний (ОК-4, ПК-1, ПК-4)
Стратегии и организационные формы управления знаниями. Отделы управления знаниями. Сетевые организации. Оболочечные организации. Стратегические альянсы. Сообщества профессионалов. Автономные команды. Организационная культура, ориентированная на знания. Лидерство в интеллектуальной организации. Обучающаяся организация.
Тема 8. Информационные технологии управления знаниями (ПК-4)
Виды и функции информационных технологий. Системы планирования ресурсов (ERP). Системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Системы информационной поддержки аналитической деятельности. Системы внутрифирменной коммуникации.
Тема 9. Коммуникационные и маркетинговые технологии (ОК-6, ПК-4)
Коммуникация и коммуникационный менеджмент. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Маркетинг отношений. Брендинг. Латеральный маркетинг. Репутационный менеджмент.
5. Образовательные технологии
В процессе обучения проводятся ролевые и деловые игры, разборы деловых кейсов, дискуссии, использование ПЭВМ для работы с проектами. Планируется проведение мастер-классов специалистов в области инноваций и инновационного менеджмента.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Вопросы к экзамену по курсу "Управление знаниями"
Формирование экономики знаний.
Информационные ресурсы.
Секторы производства: первичный, вторичный и третичный.
Воспроизводство. Образование. Сущность и условия развития экономики знаний.
Социальный капитал. Инвестиции в социальный капитал.
Роль государства в формировании и развитии экономики знаний. Институциональные условия. Индексы развития.
Инвестиции в образование и науку. Рынок интеллектуального труда.
Сущность интеллектуального капитала.
Структура интеллектуального капитала.
Нематериальные активы и интеллектуальная собственность.
Методы оценки интеллектуального капитала. Коэффициент Тобина.
Оценка на основе нефинансовых показателей. Сбалансированная система показателей.
Инвестиции в интеллектуальный капитал.
Инвестиции в человеческий капитал.
Факторы конкурентоспособности, основанные на интеллектуальном капитале.
Виды знания. Явные и неявные знания.
Организационное знание.
Работники сферы знания.
Данные, информация и знания.
Цели, задачи и функции управления знаниями.
Стратегии и организационные формы управления знаниями.
Отделы управления знаниями. Сетевые организации.
Оболочечные организации. Стратегические альянсы.
Сообщества профессионалов. Автономные команды.
Организационная культура, ориентированная на знания.
Лидерство в интеллектуальной организации.
Обучающаяся организация.
Виды и функции информационных технологий.
Системы планирования ресурсов (ERP).
Системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM).
Системы информационной поддержки аналитической деятельности.
Системы внутрифирменной коммуникации.
Коммуникация и коммуникационный менеджмент.
Интегрированные маркетинговые коммуникации.
Маркетинг отношений.
Брендинг.
Латеральный маркетинг.
Репутационный менеджмент.
Самостоятельная работа заключается в подготовке рефератов, освещающих основные теоретические аспекты управления знаниями. Тематика реферата основывается на тематике лекционных занятий. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основное учебно-методическое обеспечение дисциплины
1. Сорокина Г.П., Захаров А.В., Боронников Д.А. Нематериальные составляющие конкурентоспособности. Монография. М.: МГТУ «МАМИ», 2011 – 301 с.
2. Грибов В.Д. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие. - М.: ИНФА-М, 2012. - 310с.
Дополнительное учебно-методическое обеспечение дисциплины
3. Управление персоналом. Организации учебник для вузов. Под ред. А.Я. Кибанова. М. ИНФРА-М, 2010. – 695 с.
4. Ильин А.С. Формирование национальной инновационной системы для промышленности. - М.: МГТУ «МАМИ», 2011. – 226 с.
5. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал – М.:Эксмо, 2008. – 400 с.
6. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. – М.: Инфра-М, 2010. – 624с. – (Научная мысль)
7. Ларри Боссиди, Рэм Чаран Исполнение. Система достижения целей = Execution: The Discipline of Getting Things Done. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 328 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы, 2012 г.
1. http://www.libertarium.ru/ Московский Либертариум
2. http://www.rbc.ru/ РБК
3. http://crmp.mami.ru/ Центр развития предпринимательства МАМИ
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Презентационное оборудование (проектор, экран, ноутбук с установленным программным обеспечением MS Office Professional).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО) по направлению и профилю подготовки 080200.68 «Управление инновационными проектами» Авторы к.э.н., доцент кафедры
«Менеджмент» А.В. Захаров ассистент А.А. Громова
Заведующая кафедрой «Менеджмент» Г.П. Сорокина
Одобрено на методической комиссии 080000 «Экономика и управление» 14.11.2012 г.
Сопредседатель методической комиссии
Проф., к.э.н. Г.П.Сорокина
Структура и содержание дисциплины «Управление знаниями» по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент» профиль «Управление инновационными проектами» очная форма обучения
Приложение 1
Раздел
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах
| Виды самостоятельной работы студентов
| Формы аттестации
| Л
| П/С
| Лаб
| СРС
| КСР
| К.Р.
| К.П.
| РГР
| АСМ
| Реферат
| Э
| З
| Экономика знаний (ОК-1, ОК-4)
| 4
| 1
| 1
| 0
|
| 6
|
|
|
|
|
| +
|
|
| Роль государства в развитии экономики знаний и социальный капитал (ОК-1, ОК-2)
| 4
| 2
| 1
| 1
|
| 6
|
|
|
|
|
| +
|
|
| Интеллектуальный капитал (ОК-1, ОК-2)
| 4
| 3
| 1
| 1
|
| 6
|
|
|
|
|
| +
|
|
| Оценка интеллектуального капитала (ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8)
| 4
| 4
| 2
| 1
|
| 6
|
|
|
|
|
| +
|
|
| Интеллектуальный капитал как объект инвестиций (ПК-4)
| 4
| 5
| 1
| 1
|
| 6
|
|
|
|
|
| +
|
|
| Теоретические основы управления знаниями (ОК-1, ОК-2)
| 4
| 6
| 1
| 0
|
| 6
|
|
|
|
|
| +
|
|
| Менеджмент знаний (ОК-4, ПК-1, ПК-4)
| 4
| 7
| 1
| 1
|
| 6
|
|
|
|
|
| +
|
|
| Информационные технологии управления знаниями (ПК-4)
| 4
| 8
| 1
| 1
|
| 6
|
|
|
|
|
| +
|
|
| Коммуникационные и маркетинговые технологии (ОК-6, ПК-4)
| 4
| 9
| 2
| 1
|
| 6
|
|
|
|
|
| +
|
|
| Итого
|
| 9
| 11
| 7
|
| 54
|
|
|
|
|
| 1 реферат
| +
|
|
Заведующая кафедрой «Менеджмент» Г.П.Сорокина Одобрено на методической комиссии 080000 «Экономика и управление» 14.11.2012 г. Сопредседатель методической комиссии проф., к.э.н. Г.П.Сорокина
|