Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования
Удмуртской Республики «Профессиональный лицей № 15»
Методические рекомендации подготовлены по решению методического совета БОУ НПО УР «Профессиональный лицей № 15»
Методические рекомендации разработаны в соответствии с нормативными требованиями Министерства образования и науки РФ и методическими рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования ФГУ ФИРО.
При разработке данного пособия использовались методические рекомендации «Формирование общих компетенций обучающихся по программам довузовского профессионального образования», подготовленные Г.Б. Голуб, С.А. Ефимовой, Е.А. Перелыгиной, Н.Ю. Посталюк. - Самара: ЦПО, 2011.
Методические рекомендации содержат пошаговый алгоритм действий преподавателя по разработке рабочей программы, необходимые справочные материалы и клише в помощь составителю для заполнения шаблона рабочей программы. Методические рекомендации устанавливают общие требования к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины, а также порядку согласования, экспертизы (внешней и внутренней), утверждению, а также актуализации и внесения изменений.
Рекомендации подготовлены в помощь педагогическим работникам образовательных учреждений НПО.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ГЛОССАРИЙ 7
СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МЕТОДИЧЕСКИХ 10
РЕКОМЕНДАЦИЯХ 10
I. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА 11
1. Анализ федерального компонента среднего (полного) общего образования, ФГОС третьего поколения и учебного плана по профессии, 11
примерной программы 11
1.2.Анализ ФГОС по профессии. 11
1.3.Анализ УП. 12
2. Оформление титульного листа рабочей программы дисциплины 12
и оборотной стороны 12
2.1. Титульный лист рабочей программы оформляется в строгом соответствии с установленным в лицее шаблоном. 12
2.2.На оборотной стороне титульного листа указываются: 13
2.3.В аннотации к рабочей программе должны содержаться: 13
3. Конкретизация результатов освоения дисциплины 13
3.1. Конкретизация умений и знаний. 13
Последовательность заполнения таблицы: 15
Для справки: 15
3.2. Конкретизация способов формирования ОК. 17
4. Заполнение пояснительной записки 19
5. Составление тематического плана 20
6. Заполнение раздела «Содержание учебной дисциплины» 21
7. Заполнение раздела «Содержание профильной составляющей» 22
8. Заполнение раздела «Требования к результатам обучения» 22
9. Заполнение раздела «Условия реализации программы дисциплины» 22
Требования по оформлению списка основных и дополнительных 23
источников: 23
Книга с указанием одного, двух и трех авторов 23
Книги, имеющие более трех авторов Коллективные монографии. 24
Сборник статей, официальных материалов 24
Многотомное издание. Том из многотомного издания 24
Материалы конференций, совещаний, семинаров 24
Патентные документы 24
СТАТЬИ ...из книг (сборников) 25
из журналов 25
Описание электронных ресурсов Твердый носитель 25
Сетевой электронный ресурс 26
Наиболее часто употребляемые сокращения слов и словосочетаний в библиографическом описании документов В названии места издания: 26
В продолжающихся и сериальных изданиях: 26
II. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 27
III. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ, ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 28
IV. ОФОРМЛЕНИЕ ЛИСТА ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 30
Таблица 4.1 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 32
ВВЕДЕНИЕ
Общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) начального профессионального образования (НПО), формируется с учетом профиля получаемого профессионального образования, а также специфики профессии, которой овладевают обучающиеся.
Цели и задачи ОПОП, требования федерального государственного стандарта (ФГОС) НПО по той или иной профессии реализуются посредством программ учебных дисциплин по циклам (ОДБ, ОДП).
Общеобразовательный цикл, объединяющий общеобразовательные дисциплины (ОД), формируется с учетом следующих документов:
федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального профессионального образования, которые распространяются на профессии с получением среднего (полного) общего образования;
«Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 031180), (далее Рекомендации, 2007), определяющие профили получаемого профессионального образования, базовые и профильные общеобразовательные дисциплины и их объемные параметры, а также рекомендуемое распределение специальностей среднего профессионального образования по профилям получаемого профессионального образования;
приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
примерные программы учебных общеобразовательных дисциплин (ОД), одобренные и рекомендованные для использования на практике в учреждениях НПО Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008.
Примерные программы по общеобразовательным дисциплинам для профессий НПО (русский язык, литература, английский язык, математика, физика, химия, биология, естествознание, обществознание, история, право, экономика, информатика и ИКТ, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)), предусматривают изучение как базовых, так и профильных учебных дисциплин.
Разработка примерных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти.
Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).
Рабочая программа и примерная программа имеют отличия. Так, примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, отражает специфику обучения в образовательном учреждении по конкретной профессии.
Таким образом, рабочая программа - это учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной для конкретного образовательного учреждения и профессии. В рабочей программе допускаются изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения.
Рабочая программа включает информацию о методическом и техническом обеспечении учебного процесса, учитывает формы организации самостоятельной работы обучающихся, формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося и т.п.
Разработка рабочей программы учебной дисциплины (далее - рабочей программы) как нормативного документа - одна из первоочередных задач любого образовательного учреждения.
Рабочие программы общеобразовательной дисциплины, наряду с федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования и рабочим учебным планом, рабочими программами по циклам ОД, программами профессиональных модулей, методическими рекомендациями по производственной практике, подготовке курсовых работ, дипломного проекта входят в состав учебно-методического комплекса профессии (УМКП).
При отсутствии рабочей программы по дисциплине не допускается проведение учебных занятий.
Рабочие программы разрабатываются на срок действия рабочего учебного плана, как правило, на основе примерной программы дисциплины.
К рабочей программе общеобразовательной дисциплины предъявляются следующие требования:
содержание включенного в рабочую программу материала должно соответствовать целям и задачам основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) профессии (профиля);
количество часов (аудиторные занятия и самостоятельная работа обучающихся), формы промежуточной аттестации (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) должны соответствовать рабочему учебному плану;
в рабочей программе должны быть отражены последние достижения науки и техники, в связи с чем допускается включение изменений в рабочую программу дисциплины (прим. внесение изменений производится на основе протокола заседания ПЦМК и отражается в пояснительной записке к рабочей программе);
рабочая программа должна обеспечивать необходимую связь между дисциплинами профессии (профиля) и исключать дублирование разделов, тем и вопросов;
рабочая программа должна иметь профильную направленность;
рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методические материалы, на основании которых она разработана.
Рабочая программа входит в состав комплексно-методического обеспечения дисциплины (КМО), который включает также другие учебно-методические материалы - планы уроков, конспекты лекций, инструкции к проведению лабораторных и/или практических занятий, материалы по промежуточному контролю знаний по дисциплине, экзаменационные билеты, темы заданий по самостоятельной работе обучающихся и примеры их выполнения, различный дидактический материал и др..
Рабочая программа каждой дисциплины направлена на выполнение единой целевой установки - подготовки выпускника - и представляет собой базовый учебно- методический документ.
Рабочая программа учебной дисциплины - основной документ, в соответствии с которым осуществляется преподавание учебной дисциплины в лицее.
Рабочая программа должна соответствовать существующей материально- технической базе и имеющейся в лицее учебной и учебно-методической литературе.
Рабочие программы разрабатываются по каждой учебной дисциплине учебного плана профессии (направления).
Целесообразность разработки нескольких рабочих программ по одной и той же дисциплине для обучающихся разных профессий (направлений) определяется ПЦМК, обеспечивающей преподавание дисциплины.
ГЛОССАРИЙ
Авторская программа - это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним автором или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания.
Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, является частью основной профессиональной образовательной программы по профессиям начального профессионального образования, которые реализуются с получением среднего (полного) общего образования.
Знание - единица содержания образования (информация, усвоение которой может быть проверено одним тестовым вопросом), освоенная обучающимся на одном из уровней, позволяющих выполнять над ней мыслительные операции.
Зачет - форма проверки выполнения обучающимися лабораторных, а также знаний и навыков, полученных на практических и семинарских занятиях. Зачеты с дифференцированными оценками ставятся по дисциплинам, перечень которых устанавливается в учебном плане.
Комплексно-методическое обеспечение дисциплины - комплект учебно- методических материалов преподавателя, в который входят планы уроков, конспекты лекций, инструкции к проведению лабораторных и/или практических занятиям, материалы по промежуточному контролю знаний по дисциплине, экзаменационные билеты, темы заданий для самостоятельной работы обучающихся и примеры их выполнения, различный дидактический материал и др.
Контрольная работа - определение степени усвоения материала по различным уровням познавательной деятельности. Контрольная работа может быть реализована в виде самостоятельной или аудиторной работы. В контрольной работе обучающийся отвечает на поставленные вопросы или решает задачи. Ответ на поставленные вопросы предполагает знание теории, понимание механизма действия данного явления или предмета, практики его применения.
Коллоквиум - это форма учебного занятия, организованного как собеседование преподавателя с обучающимися с целью безоценочного выяснения уровня их знаний.
Лекция - форма учебного занятия, на котором педагог устно излагает учебный материал в сочетании с приёмами активизации познавательной деятельности учащихся (запись основной мысли, конспектирования, составление схемы излагаемого материала).
Лабораторная работа - форма учебного занятия, ведущей дидактической целью которого является экспериментальное подтверждение и проверка существующих теоретических положений (законов, зависимостей), формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.
Общие компетенция (ОК) - универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.
Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) - совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.
Практическое занятие - одна из форм учебного занятия, целью которого является формирование у обучающегося практических навыков и умений.
Примерная (типовая) учебная программа - документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана.
Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины на основе типовой программы по учебному предмету.
Реферат - краткий обзор основного содержания нескольких источников по проблеме исследования.
Расчетно-графическая работа (РГР) является разновидностью контрольной работы. Основной акцент в ней делается на решение задач с использованием графического изображения и комментариев.
Семинар - одна из основных форм организации практических знаний, специфика которой состоит в коллективном обсуждении обучающимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими самостоятельно под руководством преподавателя. Цель семинара углубленное изучение темы или раздела курса. Умение - это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (знание на уровне применения).
Учебная программа — это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных умений и знаний, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределению их по годам обучения и времени, отводимому для изучения всего курса.
Учебно-методический комплекс дисциплины (кейс обучающегося) (УМКД) - комплект учебно-методических материалов, включающий различные учебные пособия для обучающегося (рабочие тетради, конспекты лекций, методические указания по лабораторным и/или практическим работам, рекомендации по выполнению самостоятельной работы и др.).
Учебно-методический комплекс специальности (УМКП) - комплект учебно- планирующей и учебно-методической документации по профессии, включающий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, рабочий учебный план, рабочие программы дисциплины, по циклам ОД, ОП, программы профессиональных модулей, методические рекомендации по производственной практике, подготовке курсовых работ, дипломного проекта, программы ГИА.
Формирующее оценивание - оценка образовательных результатов обучающихся в процессе обучения, направленное на установление индивидуального продвижения обучающихся (сравнение самих с собой).
Эссе - прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики в непринужденной форме, излагающее личное соображение автора по какому - либо вопросу.
Экзамен - форма итоговой проверки знаний обучающихся; результат экзамена, как устного, так и письменного, всегда оценивается отметкой.
СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МЕТОДИЧЕСКИХ
РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ГИА - государственная итоговая аттестация.
КМО - комплексно-методическое обеспечение дисциплины.
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа.
ОД - общеобразовательные дисциплины.
ОК - общие компетенции.
ОП - общий профессиональный цикл.
ПЦМК - предметно (цикловая) методическая комиссия.
ПМ - профессиональный модуль.
ПК - профессиональные компетенции.
РП - рабочая программа.
РГР - расчетно-графические работы.
УП - учебный план.
УД - учебная дисциплина.
УМКП - учебно-методический комплекс профессии. УМКД - учебно-методический комплекс дисциплины.
БОУ НПО УР «ПЛ № 15» - Бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Удмуртской Республики «Профессиональный лицей № 15». ФГОС НПО - федеральный государственный стандарт начального профессионального образования.
I. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
1. Анализ федерального компонента среднего (полного) общего образования, ФГОС третьего поколения и учебного плана по профессии,
примерной программы
Анализ федерального компонента среднего (полного) общего образования.
Работа преподавателя по разработке программы учебной дисциплины (УД)
общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) начинается с анализа федерального компонента среднего (полного) общего образования, примерной программы по дисциплине и учебного плана (УП) по профессии.
Примечание: Рабочие программы по дисциплинам общеобразовательного цикла ОПОП, требования к которым содержатся во ФГОС НПО третьего поколения, разрабатываются на основе методических рекомендаций по разработке рабочих программ по циклам ОД, ОП и соответствующего шаблона.
В ходе работы с федеральным компонентом среднего (полного) общего образования необходимо внимательно изучить все дидактические единицы дисциплины («уметь», «знать») и/или содержание примерной программы. Затем необходимо изучить дидактические единицы обязательной части циклов ОПОП ФГОС третьего поколения для того, чтобы правильно разработать содержание дисциплины, исключив дублирование материала.
Анализ ФГОС по профессии.
При анализе ФГОС по профессии необходимо изучить общие компетенции (ОК)!, указанные в разделе V «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы», для того, чтобы содержание разрабатываемой дисциплины и виды учебной деятельности были ориентированы на формирование ОК.
Для справки: В числе образовательных результатов, определенных ФГОС, названы общие компетенции (ОК), которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда».
ФГОС определяют ОК как конечные результаты освоения обучающимися ОПОП. Вместе с тем ОК определены как результаты освоения учебных дисциплин (см. графу «Коды формируемых компетенций»), причем таким образом, что одна и та же ОК может оказаться результатом освоения обучающимися каждой из десятка и более других УД и ПМ.
ОК базового и углубленного уровня подготовки могут отличаться.
Формирование общих компетенций необходимо начинать с общеобразовательного цикла, а это значит, что в начале разработки содержания рабочей программы необходимо продумать виды учебной деятельности как в рамках аудиторной, так и внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся. Вместе с тем в рамках общеобразовательной подготовки по факту её реализации должно проводиться их формирующее оценивание (бальное или бинарное (зачтено/ не зачтено)).
В данном случае формирующее оценивание выступает как промежуточный вид оценки сформированности ОК у обучающихся.
Обращаем Ваше внимание на формирующее оценивание ОК в самом начале процесса разработки рабочей программы по той причине, что на начальной стадии разработки надо четко понимать, что и как будет проверяться, только тогда есть некоторые гарантии разработки адекватного содержания рабочей программы.
Анализ УП.
Работа с учебном планом профессии предоставит информацию об объемах времени (в часах), виде(ах) промежуточной аттестации по дисциплине, позволит сравнить данные категории в профессиях, относящихся к одному профилю.
Анализ примерных программ учебных общеобразовательных дисциплин (ОД), одобренных и рекомендованных для использования на практике в учреждениях НПО Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008.
Примерные программы отражают ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета. Рассчитаны такие программы на количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
2. Оформление титульного листа рабочей программы дисциплины
и оборотной стороны
Титульный лист - «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, на нем должна быть указана только самая необходимая информация.
2.1. Титульный лист рабочей программы оформляется в строгом соответствии с установленным в лицее шаблоном.
Титульный лист содержит:
полное наименование лицея в соответствии с Уставом;
гриф утверждения программы (с указанием того где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа);
наименование учебной дисциплины;
указания на принадлежность рабочей учебной программы к определенному профилю (технический, социально-экономический);
указания на принадлежность рабочей программы к циклу основной профессиональной образовательной программы;
уровню общего образования.
На оборотной стороне титульного листа указываются:
сведения о прохождении процедуры рассмотрения программы на заседании ПЦМК (дата и подпись председателя ПЦМК);
ФИО составителя, внутренних и внешних экспертов полностью, с указанием должности и места работы;
аннотация к программе.
В аннотации к рабочей программе должны содержаться:
- перечень профессий, для которых разработана данная программа;
выходные данные методических и нормативных документов, на основе которых разработана программа.
Рабочая программа дисциплины допускается к использованию после прохождения процедуры внутренней и внешней экспертизы, согласования её содержания на заседании ПЦМК и последующего утверждения директором.
3. Конкретизация результатов освоения дисциплины
3.1. Конкретизация умений и знаний.
Примерные программы учебных общеобразовательных дисциплин (ОД), одобренные и рекомендованные Минобрнауки России от 16.04.2008, содержат перечень умений и знаний по каждой дисциплине.
Для конкретизации дидактических единиц «уметь» и «знать» необходимо заполнить таблицу «Конкретизация образовательных результатов освоения дисциплины», которая станет обязательным приложением к рабочей программе.
Содержание таблицы «Конкретизация результатов освоения дисциплины» будет необходимо для того, чтобы правильно разработать рабочую программу. Данная таблица позволит определить:
содержание и вид учебных занятий;
название лабораторных работ и/или практических занятий,
потребность в необходимом оборудовании для их проведения (ориентировочно),
темы занятий, необходимые для формирования перечисленных в примерной программе знаний, и избежать включения «лишних» тем в содержание дисциплины,
определить необходимый перечень самостоятельной работы обучающихся.
При наличии лабораторных и/или практических работ, ориентированных на закрепление знаний (т.е. тех, которые не формируют умения), тематику этих работ необходимо отразить в графе «Перечень тем».
В случае, если в вашей дисциплине нет часов на лабораторные работы и/или практические занятия, то необходимо для формирования умений выбрать активные формы проведения занятий, например, урок-семинар, деловая игра, урок-презентация, конференция и др., т.е. такие виды, которые позволят у обущающихся сформировать умения.
Из наименования работы должно быть ясно, какое умение она формирует. Однако некоторые умения трудоемкие по технологии выполнения. В таких случаях умение формируется по элементам, на нескольких практических работах.
Объем одной работы, как правило, не должен превышать 2-х учебных часов.
Таблица 3.1 КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Уметь:
?
| Тематика лабораторных/практических работ (указать конкретное название лабораторных и/или практических работ, формирующих данное умение)
| Знать:
?
| Перечень тем:
(указать названия тем, которые необходимы для формирования вышеуказанного умения)
| Самостоятельная работа обучающихся
| Тематика самостоятельной работы:
(Содержание самостоятельной работы обучающихся необходимо формулировать через деятельность. Формулировки должны быть однозначно понятны обучающемуся)
| Уметь:
?
| Тематика лабораторных/практических работ (указать конкретное название лабораторных и/или практических работ, формирующих данное умение)
| Знать:
-
| Перечень тем:
(указать названия тем, которые необходимы для формирования вышеуказанного умения)
| Самостоятельная работа студента
| Тематика самостоятельной работы:
(Содержание самостоятельной работы обучающихся необходимо формулировать через деятельность)
|
Внимание! Заполненная таблица является обязательным приложением к рабочей программе учебной дисциплины.
Последовательность заполнения таблицы:
из текста примерной программы в таблицу выписываются «умения»;
в соответствии с каждым конкретным «умением» выписываются «знания», которые необходимы для формирования данного умения;
исходя из тематики видов учебной деятельности, направленных на формирование указанных «уметь» и «знать», разрабатывается тематика самостоятельной работы, которая и вносится в графу «Самостоятельная работа обучающегося».
Содержание самостоятельной работы обучающихся необходимо формулировать через деятельность, т.е. тематика самостоятельной работы должна отражать вид и содержание деятельности обучающегося, иметь дифференцированный характер, учитывать специфику профессии, содержание дисциплины. Формулировка самостоятельной работы должна быть однозначно понятна обучающемуся. Эти формулировки потом перейдут в раздел «Содержание учебной дисциплины» рабочей программы и при последующем планировании в календарно-тематический план (КТП) дисциплины, а также в УМКД для обучающегося.
Для справки:
Самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся, в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.
Формулировка самостоятельной работы должна определять тему и вид деятельности (расписать, что должен сделать обучающийся по этой теме), быть однозначно понятой и преподавателями, и обучающимися, и родителями, и администрацией.
Все то, что не пересекается по темам с аудиторной работой, но без чего не может быть полностью изучена дисциплина - есть самостоятельная работа обучающихся. Самостоятельная работа не включается в нагрузку преподавателя.
Обучающемуся могут быть рекомендованы различные виды заданий:
выполнение практических работ;
выбор оптимального решения;
выполнение расчетно-графических работ;
решение ситуационных задач;
подготовка к деловым играм и участие в них;
подготовка рефератов, докладов;
постановка экспериментов;
исследовательская учебная работа;
чтение текста первоисточника;
дополнительной литературы;
составление плана текста;
составление каталога;
составление перечня;
графическое изображение структуры текста;
анализ и разработка предложений по заданной проблеме и т.п.;
расшифровка какой-либо схемы с использованием условных обозначений;
поиск в Интернете и оформление заданной информации в рамках изучаемой дисциплины;
подготовка презентаций в Power Point;
конспектирование текста;
работа со словарями и справочниками;
работа с нормативными документами;
составление таблиц для систематизации учебного материала;
анализ текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.);
составление библиографии, кроссвордов;
тестирование;
решение вариативных задач и упражнений;
подготовка к проектам и др.
Примечание: по усмотрению преподавателя в самостоятельную работу может быть вынесена часть практических работ. В этом случае наименование практических работ в общем перечне обозначается звездочкой и дается ссылка, что данные практические работы выполняются обучающимися самостоятельно. В перечне видов самостоятельной работы данные практические также перечисляются.
Обращаем внимание! Информацию о содержании, формах и методах контроля, показателях и критериях оценки самостоятельной работы необходимо представить для обучающихся в самом начале изучения дисциплины.
3.2. Конкретизация способов формирования ОК.
В числе образовательных результатов, определенных ФГОС, названы общие компетенции (ОК), которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда».
Формирование общих компетенций необходимо начинать с общеобразовательного цикла, а это значит, что необходимо конкретизировать технологии проведения уроков по конкретной дисциплине. Формирование общих компетенций в процессе освоения общеобразовательной дисциплины должно проводиться как на учебных аудиторных занятиях, так и в рамках выполнения заданий самостоятельной (домашней) работы. Задача преподавателя состоит в выборе адекватных технологий ведения занятий и правильном подборе заданий самостоятельной работы.
Важно! ФГОС определяют ОК как конечные результаты освоения обучающимися ОПОП. Вместе с тем ОК определены как результаты освоения учебных дисциплин, причем таким образом, что одна и та же ОК может оказаться результатом освоения обучающимися каждой из десятка и более других УД и ПМ. Это означает, что оценка сформированности ОК на каждом этапе обучения будет являться интегральной и будет складываться из результатов работы обучающегося по каждой дисциплине. В данном случае формирующее оценивание выступает как промежуточный вид оценки сформированности ОК у обучающихся.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного обучающегося, призвана выявить пробелы в освоении ОК. Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными - на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения). Оно, по сути, выступает механизмом обратной связи, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования.
В данном случае формирующее оценивание выступает как промежуточный вид оценки сформированности ОК у обучающихся.
Чтобы по факту оценки результатов каждого конкретного этапа обучения (например, первого, второго и последующих курсов) ОУ могло оценить уровень освоения ОК обучающимися, необходимо на стадии разработки рабочей программы продумать способы их формирования.
Таблица 3.2
Суммирующее оценивание ОК будет проводиться на завершающем этапе обучения.
|