Скачать 127.57 Kb.
|
МБОУ ПОБЕДИНСКАЯ СОШ УСТЬ - ТАРКСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Технология обучения курсу ОБЖ ВЫПОЛНИЛ: преподаватель-организатор ОБЖ, высшей квалификационной категории САРАПУЛОВ АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВИЧ с. ПОБЕДА 2012 г. Цели любой технологии делятся на три типа: 1.Система знаний ( Шаталов и др.) 2. Овладеть структурой учебной деятельности (Занков, Давыдов и др.) 3. Развитие личностного потенциала, данного ребенку от природы. Я работаю по третьему типу. В технологии «Развивающего обучения» Ставлю цель: Качественное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками по ОБЖ, необходимые в процессе жизнедеятельности; подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из экстремальной ситуации с наименьшими потерями и ущербом для жизни и здоровья. Именно школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у человека личной и коллективной безопасности. Привитие знаний и умений распознавать опасные и вредные факторы среды обитания человека , определять способы защиты от них, ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявлении любых опасностей. В основе технологии обучения – метод кооперативного обучения. Кооперативное обучение – это такая организация учебного процесса, при котором ученики работают вместе для решения поставленной задачи. Оно основано на работе в «малых» группах. Обычно в классе формирую три группы. Дело в том ,что дети различаются по типу мышления: образное, логическое и остальное. В нашей школе нет параллельных классов и объединить в классы по типу мышления детей невозможно. Кроме того в любом классе есть ребята, слабоуспевающие по предмету, со средним и высоким уровнем усвоения учебного материала. Учитывая уровни результатов ( низкий, средний, высокий) и интерес к учению (отсутствует, ситуативный, устойчивый), формирую обученность учащихся ( как умеет учиться). Для каждой «малой» группы (3-5 человек) ставится конкретная диагностическая цель: - усвоение минимальных требований к подготовленности обучаемых по предмету; - овладение базовым уровнем; - подготовка к поступлению в ВУЗы и другие учебные заведения. В группе дети общаются друг с другом, обмениваются своими мыслями, вырабатывают общее мнение группы, активно участвуют в процессе выработки и принятия решения, оказывают и получают поддержку, ощущают себя частью единого целого. При формировании групп учитываю: психологическую совместимость детей и уровень их знаний. Задания группам даются с целью развития творческого потенциала, успешного применения его в дальнейшей самостоятельной жизнедеятельности. Такой дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей и коррекции знаний помогает ребенку эффективнее справиться с материалом, заниматься самообучением. Учитель становится помощником, организатором учебного процесса, который способствует свободному продвижению ученика в определенной области знаний по разделам курса ОБЖ. В то время как ребята работают в группе, учитель переходит от одной группы к другой, наблюдая за работой детей, отмечая про себя сильные и слабые стороны их работы, чтобы назвать их в последующем обсуждении, он разъясняет то, что непонятно и направляет обсуждение в нужное русло. Если детям все ясно, лучше не вмешиваться в их работу. В результате меняются уровни воспроизведения знаний: от ученического ( работа с опорой на конспект, книгу) и алгоритмическому ( повторение за учителем, исполнительная деятельность) к эвристическому( применение знаний в измененной ситуации), а впоследствии, возможно, и к творческому ( открытие чего-то нового для науки). При планировании уроков и внеклассных мероприятий ставлю следующие задачи: Познавательные – развитие у учащихся интерес к предмету ОБЖ, стремление посильно участвовать в решении и анализе различных ЧС, обучение ребенка способам преодоления трудностей, способам выбора решения проблем. Воспитательные – формирование нравственных ценностей, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, возможность высказать свои мысли, свое отношение к той или иной проблеме по разделам курса ОБЖ. Воспитанность = Знания + Убеждения + Поведение. Методические – формирование эвристического уровня обучения на основе применения педагогических инноваций, информационно компьютерных технологий и авторских методических разработок. Для решения этих задач имеется учебно -материальная база по ОБЖ, которая позволяет проводить учебные занятия и внеклассные мероприятия по всем разделам ОБЖ, выполнять учебные программы, добиваться высокой качественной успеваемости учащихся. По ОБЖ используются следующие средства обучения : Компьютер с мультимедийным проектором и выходом в Интернет; Поурочные презентации 5-11 классы; Диски с учебными фильмами и пособиями практически по всем разделам ОБЖ; Тестирующие программы; Мультимедийные учебные пособия; Стенды в кабинете ОБЖ и в коридоре школы; Плакаты; Карточки-задания; Материалы СМИ; Учебное оружие и приборы; Нестандартное оборудование. Способы мотивации: Ребенок не может испытывать чувство радости от того, что знания, которые он получает в школе, могут пригодиться ( а могут и не пригодиться) через 10 лет. Ему важнее быть счастливым сейчас, в данный момент и испытывать необходимость познания сейчас, а не когда-то. Поэтому, на каждом уроке по ОБЖ присутствует опора детей на собственный жизненный опыт, они решают задачи, которые ежедневно происходят в жизни. Это составление и решение задач по системе «Опасности-Причины-Последствия». Например: Электробытовые приборы – Нарушение правил эксплуатации – Электроудар, Ожог, Пожар. Это и сюжетные игры. Например:1. Кто-то взламывает дверь вашей квартиры, вы один дома. Ваши действия? 2. Нападение на вас в подъезде дома. Как привлечь внимание жильцов? 3. Вы заблудились в лесу. Ваши действия? Это и решение проблемных ситуаций. Например: «Мир и Армия»; « Нужны ли были боевые действия в Афганистане; Чеченской республике?». Обсуждение спорного утверждения: « Лучший способ путешествия – это путешествие пешком»; «Человек заботится о здоровье, когда заболеет». Это и выполнение практических заданий. Способы организации познавательной деятельности. Практические методы обучения применяются тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной предметной и мыслительной деятельности. В результате вырабатываются практические умения и навыки. Например, урок в 5 классе: «Действия в условиях возникновения пожара и оказание первой медицинской помощи». Учащиеся выполняют вводные задачи: 1.Возгорание телевизора. Действия учащихся( использовать плотную ткань). 2. Загорелась штора и подоконник. (Использовать огнетушитель) 3.Позвонить в пожарную охрану. (Правила вызова по телефону) 4. «Взрыв» кинескопа, получены «травмы»: «перелом» ноги, руки (2 чел.), кровотечение из артериальных сосудов. Окажите помощь. 5. Выделение СДЯВ и ОВ. (Надеть противогаз на себя и пораженных). 6. Эвакуация пострадавших, способы без носилочного переноса. Практические навыки отрабатываются во всех классах по разделам ОБЖ: «Основы медицинских знаний», « Основы комплексной безопасности», « Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи», « Защита населения РФ от ЧС», «Основы военной службы» и на учебных сборах с юношами 10 класса а также в туристических походах, на турслетах, военно-спортивных конкурсах, соревнованиях по ГО и ЧС, тренировках по умению действовать в различных ЧС. Сюжетные игры не только проверяют практические умения и навыки, но и позволяют проверить теоретические знания, отрабатывать психологические, правовые и физические формы защиты с учетом возрастных особенностей. И здесь важное место занимает рассказ- ставится задача и ведется поиск правильного ответа , затем проверяется правильность принятого решения. Например, игра «Путешествие в природных условиях» в 6 классе: Учащиеся делятся на три команды, которые выполняют задания – «Собери рюкзак», «Способы ориентирования», «Собери карту», «Устройство бивака», «Завяжи узел», «Сделайте макет укрытия». Способы управления познавательной деятельностью . Кооперативное обучение формирует новую систему отношений в структуре учитель-ученик. При традиционном обучении- это ведущий и ведомый. При кооперативном – идущие рядом, учитель – организатор учебного процесса и помощник ученика. Именно при таких отношениях ребенок научится отвечать за свою жизнь и жизнь окружающих. Только на ОБЖ можно сформировать у учащихся мотивированное отношение к собственному стилю здоровой жизни. Ни один предмет в школе не оказывает такого определяющего влияния на формирование личности как курс Основ Безопасности Жизнедеятельности. Поэтому очень важны способы управления познавательной деятельностью. Поурочные планы-конспекты ставят конкретные цели и задачи при изучении различных тем курса, концентрируют внимание учителя на отдельные, наиболее трудные вопросы. Они помогают оптимально построить учебно-воспитательный процесс. Основные понятия , решения и выводы учащиеся записывают в тетрадь. Для каждой группы учеников даются задания в соответствии с их мышлением и уровнем творческого потенциала. Это и различные карточки-задания, тесты, постановка проблемных задач, различные виды опроса. Устными, письменными и комбинированными способами проводится текущий, тематический контроль качества знаний о ОБЖ. Если результат равен поставленной цели, перехожу к другой теме. Если нет, провожу коррекцию цели, и соответственно дополнительные задания. А, если необходимо, то и дополнительные индивидуальные занятия. Практический контроль проводится и в форме дифференцированного зачета, включающего практическую и теоретическую части. Практическая – нормативы, их выполнение, а также действий по оказанию само- и взаимопомощи. Теоретическая часть осуществляется в форме устного собеседования по определенным вопросам ( билетам), либо письменной контрольной или срезовой работы с использованием заданий тестового типа, которые также предусматривают три уровня усвоения знаний (ученический , алгоритмический, эвристический). Тесты первого уровня позволяют проверить у учащихся знания-знакомства с опорой на подсказку( правильный ответ в наборе ответов). Тесты второго уровня позволяют выявить у учащихся знания-копии, без опоры на подсказку ( расчетные задачи). Тесты третьего уровня позволяют установить у учащихся знания-умения в теоретической части и знания-навыки для выполнения нормативов при роботе с приборами, учебным оружием, средствами защиты, по военно-прикладным видам спорта, оказанию первой медицинской помощи. Также контроль осуществляю с помощью компьютерных тестирующих комплексов и программ по курсу ОБЖ. Одним из способов управления познавательной деятельностью является составление и разгадывание кроссвордов по различным темам ОБЖ. Задания на самооценку и самоанализ своего здоровья, самочувствия, характера, поведения также способствуют развитию познавательной деятельности. Управление познавательной деятельностью в учебно-воспитательном процессе имеет организационные формы: Общие – фронтальные , групповые, индивидуальные. Конкретные – урок-лекция, диспут, семинар, экскурсия , туристических поход и т.п., в зависимости от тематического планирования по курсу ОБЖ. Организационные формы и тип урока выбираю исходя из темы, уровня обученности класса, с учетом возрастных особенностей детей. Например, в 11 классе провожу урок-диспут, обсуждение острой проблемы современности « МИР и АРМИЯ». ( см. Приложение №1). Система измерения результатов обученности. Каждому учителю необходимо умение владеть средствами элементарной диагностики уровней готовности детей к обучению, индивидуальных интересов и способностей и дифференцированно подходить к учащимся, используя программы и тесты коррекции, Дополнительные задания и материалы повышенной сложности. Мною используются следующие приемы диагностики: 1.Наблюдение за учащимися, за их дисциплиной, повторяющимися поступками, за посещаемостью уроков, внеклассных мероприятий. Ежегодно составляется оценочный лист уровней мотивации и умения учиться учащимися каждого класса к началу и к концу учебного года. Цель : выявить результаты обучения, воспитания и развития каждого учащегося. Какие изменения произошли, какие учащиеся хотят обучаться по традиционному обучению, какие по гуманистическому (свободному) обучению. Например:
1. Гаврилов устойчив. проф. дисцип. эвристич. сформи- высокий Никита интерес ориент. воспитан уровень рована уровень Пример взят из 2011\2012 учебного года, выпускник 11 класса. Такой метод экспертной оценки учителем позволяет проследить развитие творческого потенциала любого ученика с 5 по 11 класс и , по моему мнению, способен заменить выпускные экзамены, которые всегда являются стрессовым состоянием для любого учащегося и влияют на состояние его здоровья. 2.Анкеты. С целью совершенствования учебно-познавательной деятельности, ее осмысления, использую анкету: « Основные интеллектуальные умения. Как я ими владею». Другая анкета « О чем вы думали во время ответов своих товарищей?» проводится с целью выяснения расхода времени при опросе на уроке. Анализ ответов позволяет выявить, чем занималось большинство учащихся во время опроса и эффективен ли данный метод. Если нет, то необходимо изменить форму проверки знаний и умений детей, или сделать опрос таким, чтобы он был интересен ученикам и давал познавательный интерес. 3.Результативность обучения в течение года проверяется каждую четверть, полугодие, используя различные формы контроля: срезовая и контрольная работа, устные опросы и зачеты, тестирование, сюжетная игра, выполнение нормативов и практических действий. По результатам текущей успеваемости определяется итоговая успеваемость за учебный год по классам, а затем в целом по предмету. 4. Результаты обученности школьника за три года (мониторинг) позволяет выяснить уровень знаний учащихся при переходе из одного класса в другой: какова общая успеваемость, есть ли рост качественной успеваемости или, наоборот, идет ее снижение, какова абсолютная успеваемость. И не только по классам, но и в целом по предмету ОБЖ. Такая система измерения результатов обучения позволяет отмечать недостатки в работе, анализировать их, выяснять причины и устранять эти недостатки. Приложение №1 Урок-диспут, обсуждение острой проблемы современности «МИР и АРМИЯ»________________ Цель: выработать умения принимать участие в дискуссии, в обсуждении проблем, формулировать, развивать и излагать свои суждения, принимать решения, делать выводы, а также уметь оценивать выступления своих товарищей. Организационно-методические указания На плакате или на классной доске написать варианты мнений: - Армия и военная служба закаляют здоровье, воспитывают волю, смелость, уверенность в себе. - Армия и военная служба воспитывают жестокость, учат убивать людей. - Армия сейчас не нужна ни одной стране, так как это мешает сохранять мир на Земле. - Армия нужна для защиты Родины. - Свое другое мнение. УЧИТЕЛЬ: Люди Земли стремятся жить в мире. В тоже время в большинстве стран существует Армия, военная служба. Вам предлагается несколько вариантов мнений по этой проблеме. Определитесь, с какой точкой зрения вы согласны и объясните, почему вы так думаете. Ход урока Класс делится на две группы. Члены одной команды становятся дискутантами, члены второй – судьями. Участники первой команды, каждый, высказывает свое мнение. Время выступления – 1 минута. Затем группой вырабатывается общее мнение по этой проблеме. Судьи оценивают каждого выступающего по активности, оригинальности суждений, умению четко и ясно излагать мысли, повести в обсуждении других за собой. Команда судей сводит свои оценки в общий оценочный лист, где оценки суммируются. В это время команда дискутантов подводит итоги и протоколирует результаты обсуждения. Затем команды меняются местами и обсуждение проблемы продолжается уже другой группой учащихся. Если группы выработали два общих мнения, то уже совместно весь класс пытается прийти к одному мнению, аргументировано доказывая свою точку зрения. Инструкция для учеников:
а) лидера, который организует обсуждение и будет следить за его ходом ( чтобы все были вовлечены в процесс обсуждения и принятия решений); б) секретаря, который записывает ключевые моменты дискуссии и принятое группой решение; в) спикера, который рассказывает об идеях, выводах и решениях группы классу. В конце урока группы сдают протоколы с оценками и общим мнением по данной проблеме. Учащимся дается творческое домашнее задание Подготовьте ответы на следующие вопросы: - Знаете ли вы о том, какие конфликты происходят в мире, в нашей стране ? - Что вы о них знаете? - Какой совет вы могли бы дать государственным деятелям по восстановлению мира в районах конфликтов? Такое проблемно- творческое построение урока развивает познавательный интерес, формирует умение общаться, способствует саморазвитию и самопознанию личности. На уроке используются индивидуальные, групповые, фронтальные формы обучения, опора на знания и жизненный опыт. |
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе.... В любой системе обучения школьное преподавание русского языка преследует три главные цели | Кпд. Роль тепловых двигателей в развитие техники (8 класс) Учащиеся делятся на три команды: Команда «Экологи». Команда «Медики». Команда «Конструкторы» | ||
Урок сестре Наде Война закончилась. Все празднуют Победу. А мне три... | Урок технологии в 7 классе Обобщающее занятие по теме «Правильный уход за кожей лица» Цели: повторить и закрепить знания по определению типа кожи лица и правил ухода за кожей лица | ||
Урок химии. 2,3 Слайд по очереди Слайд При входе в кабинет обучающиеся получают карточки разных цветов (3 цвета) делятся на три группы и садятся за указанные столы.... | Литература и dvd кадры Папка по технологии Конкурса «Отбор сотрудников отдела продаж» Все факторы делятся на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Метод включает определение цели проекта... | ||
Курсовая работа Творчество Платона волнует умы уже три тысячелетия: его учение оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи | Использование технологии икт на уроке химии Всего в работе 30 экзаменационных вопросов по учебному предмету химия, по трудности они условно делятся на 2 части | ||
Учителей обж, физической культуры, технологии, музыки и изо В 2012-13 учебном году перед учителями обж, физкультуры, технологии, музыки и изо были поставлены следующие цели и задачи | Реферат по культурологии на тему Студент Библия остается отнюдь не историческим источником, а предметом веры и преклонения, непререкаемым авторитетом, книгой, написанной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: познакомить с числом «три» как с персонажем математического театра в коробке. Рассказать о проявлении числа «три»в сказках.... | Реферат Тема: «vpn» Интернет, что очень удобно. Для организации удалённого доступа к частной сети с помощью технологии vpn понадобится Интернет и реальный... | ||
Исследовательская работа Обычаи и обряды моего народа: «Использование... Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий.... | Программа опирается на нормативные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании» В этом немаловажную роль играет научная составляющая, поскольку в условиях современного научно-технического прогресса требования... | ||
Основные типы организации данных Известны три основных типа организации данных и связей между ними: иерархический (в виде дерева), сетевой и реляционный | Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения Цели урока: ввести формулу для определения мгновенной скорости тела в любой момент времени, продолжить формирование умения строить... |