Скачать 72.96 Kb.
|
Тема: «В ожидании новогоднего праздника!» Методическая разработка учителя технологии Чумаковой С.А. Цели: 1. Обучающие: формировать понятие о традициях и обычаях украшения новогоднего праздника в различных странах; научить выполнять различные новогодние композиции для украшения своей квартиры. 2. Развивающие: развивать коммуникативно-технические умения (творчески подходить к решению поставленных задач, планировать свою работу, оценивать её результаты); развивать творческий потенциал учащихся, их инициативу, эстетический вкус, уверенность в своих силах. 3. Воспитательные: воспитывать любовь, доброту и бережное отношение к окружающей природе; прививать навыки культуры труда и аккуратности. Задачи:
Оформление кабинета: гирлянды с ёлочной мишурой, новогодние свечи и подсвечники, снежинки, новогодние композиции, выставка творческих работ учащихся. Оборудование и материалы: компьютер с мультимедийной системой; раздаточный материал: искусственные ветви ели, разноцветная тесьма, свечи, ёлочные украшения, мишура, новогодние цветы из ткани - «пуансеттия», грецкие орехи, золоченые шишки, клей ПВА, ножницы, кисти, краска (гуашь белая и бронзовая), гофрированная бумага, золотой картон, шаблоны звезды, ёлочки, ангела; клеевой электрический пистолет; фотографии новогодних композиций, карточки-задания. Музыкальный ряд: мелодии из коллекции новогодних песен, инструментальная музыка И. Крутого. План урока:
Ход урока: I. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка явки и готовности к уроку. (На столах должны лежать клей ПВА, ножницы, кисточка, карандаш, линейка). II. Объяснение нового материала, цели и задачи. - Ребята, Вы, наверное, уже догадались, что наш сегодняшний урок посвящён Новому году! Да, тема нашего занятия: « В ожидании новогоднего праздника!» Под новогоднюю мелодию учитель демонстрирует «Презентацию 1» в программе Power Point (слайды, создающие новогоднюю атмосферу) Любой из нас, конечно, ждёт Весёлый праздник Новый год! Но больше всех на свете Ждут этот праздник … (дети) - Ребята, а за что Вы любите Новый год? … (ответы детей) - Да, Новый год самый яркий, весёлый и любимый праздник! Сегодня Вы узнаете, как праздновали Новый год на Руси, какие традиции существуют в украшении новогоднего праздника в различных странах, научитесь выполнять различные новогодние композиции для украшения своей квартиры. - Новый год – это один из самых любимых народом праздников. Но он не всегда праздновался 1 января. В древности русичи отмечали начало Нового года 1 марта, в конце 15 века праздник был перенесен на 1 сентября. Цари встречали его на Кремлевской площади, сидя в драгоценных одеждах на престоле, окруженные боярами и именитыми людьми. Патриарх кропил всех святой водой, давал целовать крест и поздравлял с Новым годом. В 1699г. Новый год последний раз праздновался, по древнему обычаю, 1 сентября. В декабре этого же года Петр I издал указ, в котором велел вести начало года с 1 января. В этом же указе повелевалось “после должного благодарения Богу и моленного пения в церкви” у домов зажиточных горожан, перед воротами, сделать украшения из хвойных деревьев, а “людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над храминою поставить”. Вскоре ёлки и хвойные ветки стали украшать. - Как вы думаете, чем? - Нет, шариками, фонариками и другими стеклянными игрушками елку украшать стали только в начале 20 века, А вот тогда, в начале 18 века, елочку украшали: фонариками из соломки, бумажными ангелочками, рождественскими звездочками. Учитель показывает образцы изделий. - Украшение ёлочки – очень древний обычай. Наши предки всегда относились с почтением к этому вечнозеленому дереву, символизирующему здоровье, долголетие и даже бессмертие. К тому же считалось, что морозной зимой добрые летние духи согреваются именно в пушистой еловой кроне. Чтобы задобрить их, наши предки оставляли на ветках елей угощения и всякие дары. Этот-то древний обряд поклонения ёлке был заимствован немцами. - И до сих пор для многих из нас Новый год связан со смолистым запахом новогодней ёлки. Каждый старается поставить у себя дома это дерево. Поэтому десятки тысяч стволов хвойных пород – ели и сосны – идут под сруб в канун Нового года, а через пару недель оказываются на улице. - В нашем представлении ель – «новогоднее дерево», она неотделима от залитых светом залов, праздничных огней. (Демонстрация слайдов с украшенными новогодними ёлками.) - А еловый лес совсем не таков. Здесь в любую погоду царит ничем не нарушаемое спокойствие и таинственный полумрак. И ещё много добра делает людям это дерево! Ценим ли мы это добро?
- Ребята, а есть ли альтернатива живой ёлочке? (ответы детей) - Да, Вы правы, можно использовать искусственные ёлки. Порой они выглядят натуральнее живых ёлочек – они покрыты морозным инеем, который мерцает при свете луны. А можно вырастить на подоконнике маленькую ель в горшке – араукарию, которая на протяжении многих лет служила бы украшением новогоднего стола. Рубить с плеча не торопись – Ты целый лес спасёшь при этом! А в праздник лучше обойтись Нарядным, ёлочным букетом! - Основа букета – ветки ели и сосны, а дополнениями послужат ленты, свечи, шишки, искусственные цветы, сухоцветы, ветки с ягодами, яблоки, апельсины, грецкие орехи, ёлочные украшения, мишура – словом, всё, что есть под рукой, всё, что мы считаем неотъемлемой принадлежностью Нового года. Шишки, бантики и сухие цветы в букете можно прикрутить с помощью проволоки. Демонстрация слайдов с различными новогодними композициями: венки, гирлянды, настольные композиции со свечами, фруктами и др. - Рождественские хвойные венки не просто традиционные элементы новогоднего декора, а настоящие символы праздника. Их замкнутая форма говорит о переходе старого года в новый, а зелёный цвет – о возрождении жизни. Трогательные атрибуты Нового года, красочные и пушистые ёлочные венки и гирлянды украшают входные двери, стены, столы и полки в доме, создавая вокруг себя торжественную атмосферу, наполненную тёплым светом и романтикой. Если букет стоит на праздничном столе – он не должен быть огромным, заслоняющим гостей и поданное угощение. Его задача – не мешать, а украшать. Небольшой гирляндой хорошо украсить новогодний стол. Каждый прибор можно оживить маленькой еловой веткой или зеленью туи. Такими же веточками хвои с живыми цветами или сухоцветами украшают новогодние подарки, прикрепляют их красивой лентой. Каждый новогодний букет – единственный в своём роде. Но составление композиций, а иначе аранжировка, имеет свои «законы», которые обязательно нужно учитывать. Букет может быть симметричным и асимметричным, круглым или односторонним, его можно подвешивать и ставить на стол, но обязательно с выраженным центром, не перегруженным деталями и содержащим не более трёх основных компонентов. Окраска свечей должна гармонировать с цветом игрушек и мишуры. Из игрушек наиболее подходят блестящие цветные шары или колокольчики. Если они красные, то лучше взять белую свечу и, наоборот, к красной свече подойдут блестящие игрушки и мишура. В Германии издавна существует традиция ставить на стол новогоднюю композицию, основанием которой служит … яблоко. В него вставляют веточку хвойного дерева, маленькие шишки, сухоцветы, головки мака. Из таких отдельных композиций можно составить целую пирамиду, соединив яблоки деревянными палочками. В Японии делают подвесную композицию только из хвойных веток, чаще всего сосны: две ветки влево и вправо, две вперёд и назад. Место соединения крепят проволокой и маскируют бантом из мишуры.
Учащиеся получают карточки с заданиями, раздаточный материал: 1 группа: выполнить новогоднее украшение в виде венка; 2 группа: выполнить праздничную композицию со свечой; 3 группа: выполнить настольную композицию в горшочке; 4 группа: оформить композицию для украшения праздничного стола (кольцо для салфетки); 5 группа: изготовить новогодние украшения на ёлку. Объяснение практического задания с раздачей фотографий новогодних композиций. Учитель: Давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами, электрическим клеевым пистолетом. А теперь, ребята, можете приступать к работе. Самостоятельная работа учащихся. (Разработка идей и вариантов выполнения работы в группах. Текущий инструктаж, само- и взаимоконтроль.) Демонстрируются слайды «Презентации 2» под инструментальную музыку И. Крутого (картины с изображением природы).
Демонстрация выполненных работ, их защита (учащиеся рассказывают, как выполняли композицию, чему научились, самооценка). - На сегодняшнем уроке Вы узнали много нового, научились выполнять новогоднюю аранжировку. - Согласны ли Вы, что сделанная вручную композиция поможет украсить интерьер дома, станет прекрасным подарком родным и друзьям? - Назовите основные правила составления новогодних композиций? Анализ учителем детских работ. Выставка работ. - Вы все молодцы, все группы справились с заданиями!
- Ваши работы пойдут на школьную новогоднюю выставку. К следующему уроку каждый продумает, какую композицию ему бы хотелось выполнить и принесёт необходимые украшения для индивидуальной работы. - Сейчас, пожалуйста, уберите свои рабочие места. - До свидания! Спасибо за урок! Список литературы:
|
Технологии подготовки учащихся к сдаче егэ раздел “Письмо” Методическая разработка урока английского языка в 10 кл учителя Глазуновой Е. А. гимназии №397 им. Г. В. Старовойтовой Кировского... | Методика обучения опорным прыжкам Методическая разработка учителя... Методическая разработка и рекомендации учителям физической культуры при обучении опорным прыжкам | ||
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | ||
Методическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами» Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года | Методическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс Они живут в совершенно иной социальной ситуации, когда без собственной инициативы невозможно будет выжить. Это неизбежно приводит... | ||
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Методическая разработка по теме Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета | ||
Методическая разработка учителя моусош №43 Тимофеева В. И. урока... Цели: расширить представление учащихся о процессе отделки изделий из сортового проката, обобщить изученный материал по ручной обработке... | Чрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003 Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,... | ||
Методическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования» Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования» | Методическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны» Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 | ||
План работы методического объединения начальной школы №446 на 2013-2014... Методическая тема объединения:«Современные информационные технологии обучения в работе учителя начальных классов – залог успешного... | Методическая разработка по дисциплине «Информационные технологии в управлении финансами» Обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента (протокол №9 от 03. 2009) | ||
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)» Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут... | О проведении муниципального конкурса «Методическая копилка учителя технологии» Данный приказ до сведения педагогических |