Скачать 76.46 Kb.
|
Начало Первой мировой войнаЦель: называть причины и ход Первой мировой войны, характеризовать события войны. Задачи урока: Обучающие:
Развивающие – формирование умений:
Воспитательные:
Оборудование:
Ход урока I. Организация класса. II. Изучение новой темы. 1. Вводное слово учителя: Тема сегодняшнего урока «Первая мировая война». Основные вопросы, которые мы рассмотрим на уроке причины войны, развязывание войны, основные события первого года войны (Слайд №1). Вот статические данные об этой войне: (Слайд №2) – (запись в тетрадь). Продолжительность: 1.09.1914 –11.11.1918г. 1554 дня. Число стран - участниц 38. Число нейтральных государств - 17. Численность мобилизованных - 74 млн. человек. Численность погибших - 10 млн. человек. 2. Причины войны. Всё имеет свои причины и эта война так же. У каждой страны – участницы были свои причины, почему она вступила в войну, но их можно объединить и тогда можно сделать вывод, что для всех стран – участниц общими были следующие причины: (Слайд № 3) запись в тетрадь:
Давайте познакомимся с причинами каждой страны - участницы, и определим, к какой из общих причин относятся каждая из них. (Лист № 1).
Зная причины участия европейских государств в Первой мировой войне определите характер войны? Какая страна Европы участвовавшая в войне с самого начала вотличии от других стран вела справедливую, освободительную войну? (Ответ: Только Сербия, явившаяся объектом австро-германской агрессии, вела справедливую, освободительную войну.) (8 мин.) 3. Блоки государств участвующих в войне. В целом это была захватническая, несправедливая война между двумя крупными империалистическими группировками. (Слайд №4) Тройственный союз 1882г. Германия, Австро-Венгрия и Италия. Антанта 1907г. Россия, Франция, Англия. (3 мин.) 4. Развязывание войны. (Слайд № 5) (зарисовка в тетрадь). Группа сербов, членов конспиративной организации «Молодая Босния», приняла решение убить наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцога Франца Фердинанда. Франц Фердинанд был убит в городе Сараево националистом Гаврило Принципом 28 июня 1914. В ультиматуме, предъявленном Сербии 23 июля, Австро-Венгрия потребовала допустить на территорию Сербии свои военные формирования, чтобы совместно с сербскими силами пресекать враждебные акции. Ответ на ультиматум был дан в оговоренный 48-часовой срок, но он не удовлетворил Австро-Венгрию, и 28 июля она объявила Сербии войну. С.Д.Сазонов, министр иностранных дел России, открыто выступил против Австро-Венгрии, получив заверения в поддержке со стороны французского президента Р.Пуанкаре. 30 июля Россия объявила о всеобщей мобилизации; Германия предъявила России ультиматум отменить мобилизацию, на что Россия не ответила, Германия использовала этот повод, чтобы 1 августа объявить войну России. Франция объявляет о начале мобилизации, Германия объявляет 3 августа – Франции войну. После вторжения немцев 4 августа в Бельгию Великобритания объявила войну Германии. 6 августа Австро – Венгрия исполняя союзнический долг объявляет войну России. Теперь все великие державы Европы были втянуты в войну. Вместе с ними в войну были вовлечены их доминионы и колонии. Какая страна – союзница не участвовала в развязывании войны? Почему? Кто попробует, глядя на презентацию, рассказать о развязывании войны? (10 мин.) 5. Готовность противоборствующих союзов к войне. Что, по вашему мнению, должны учитывать страны готовящиеся к войне? Соотношение сил воюющих сторон в начале первой мировой войны. (Слайд № 6)
Какой вывод можно сделать из этих данных? (Страны Антанты превосходили по основным стратегическим показателям Тройственный союз, следовательно Германии был необходим стратегический план учитывающих данные обстоятельства) (4мин) 6. План Шлиффена и «План XYII». (Слайд № 7) К разработке плана войны немецкие военные приступили еще в 1895 году и продолжали совершенствоать этот план известный как «план Шлиффена» вплоть до 1914 года.. Весь план был построен на том, что России потребуется для мобилизации не менее 105-110 дней, в то время как немецкой и австрийской армиям не более двух недель. Это обеспечивало возможность для союза Центральных государств или Тройственного нанести поражения Франции до того как Россия сумеет оказать ей существенную помощь. План Шлиффена предусматривал сосредоточить 90% немецких армий на Западном фронте, обойти с фланга хорошо укрепленную линию Мажино на германо-французской границе, совершив бросок через Бельгию. Затем окружить и взять Париж, замкнуть и взять в кольцо основные силы французов. Пока немцы будут осуществлять эту антифранцузскую операцию российские силы должна будет сдерживать австро-венгерская армия вместе с незначительным количеством немцев на фронте в Восточной Пруссии. План Шлиффена предполагал расправиться с французами за 40 дней, когда Россия успеет поставить под ружье только половину своей армии. Таким образом, медлительность российской мобилизации была ключом к победе. Какие слова пропущены в тексте? (3 мин.) «План XYII». (Слайд № 8) Страны Антанты разработали «план XYII», который предусматривал создание линии укреплений на незащищенной франко-бельгийской границе для защиты от возможного немецкого броска. Одновременно планировалось основными силами Франции нанести удар в центр немецкой операции, отсечь правый фланг немцев и остановить немецкое наступление. Этот «план XYII» целиком зависел от активности России. Россия должна была во чтобы то ни стало начать активные военные действия одновременно с Германией, т.е. через две недели после начала войны. Это должно было заставить Германию оттянуть часть войск с Западного фронта, что облегчало положение Франции, разрушало планы Германии, заставляло ее вести войну на два фронта и обеспечивало в конечном счете победу Антанте. По первоначальному плану Российская армия должна была нанести главный удар по австро-венграм, опрокинуть их и начать продвижение к самому Берлину и Вене. Это заставило бы немцев прекратить активные действия против французов, перемещать массы войск, что разрушало план молниеносной войны и делало значительное превосходство Антанты в экономических, военных и людских ресурсах решающим фактором скорой победы. Расчет России опрокинуть австрийцев достаточно быстро подкреплялся еще и тем, что начальник контрразведки австро-венгерской армии Альфред Рёдль был нашим шпионом, и Россия располагала очень важной информацией. (3мин.) 7. Боевые действия в 1914г. Давайте рассмотрим первый год войны, насколько смогли ли противоборствующие державы выполнить свои планы? Почему? (Слайд № 9) Работа с картой и презентацией. (5 мин.) III. Закрепление материла. - Восстановите причины войны (Слайд № 10). - Можно ли было избежать Первую мировую войну? Почему? - Охарактеризуйте, какую роль сыграли в начале войны Германия, Россия и Австро-Венгрия? Германия не смогла реализовать план Шлиффена, ей пришлось вести войну на два фронта. Большую роль в этом сыграла Россия. Немецкий историк В. Даейста сказал: «Я считаю, что XX век начался именно в 1914г. Эта война заложила основы современной цивилизации».Можно ли согласится с этими словами мы подумаем на втором уроке о Первой мировой войне. Домашнее задание:
|
Методические рекомендации по реализации Всероссийского молодежного... ... | Методические рекомендации по реализации Всероссийского молодежного... ... | ||
Урок по конкурсу «Учитель года 2012» (11 класс). Тема: «На фронтах Первой мировой войны» Познакомить учащихся с причинами Первой мировой войны, с международными событиями, приведшими к началу мировой войны | Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XX начало XXI века 5-ое изд Зачетный раздел «Россия и мир накануне Второй мировой войны. Вторая мировая война» | ||
1. Последствия Первой мировой войны Геополитические, социально-экономические,... Цель курса – изучение истории международных отношений в период между двумя мировыми войнами и на начальном этапе Второй мировой войны... | С. А. Нефедов Февраль 1917 года Россия должна была стать участником большой войны. Д. Джолл, посвятивший специальное исследование вопросу о возникновении Первой... | ||
Тема : "Первая мировая война" России в Первой мировой войне; формировать навыки работы с алгоритмом; продолжить формирование умений работы с учебником, картой;... | Обсуждаемые вопросы: Народ в Первой мировой войне: путь к «большому... Филиал фгбоу впо «мгиу» в г. Вязьме приглашает всех заинтересованных 21 октября 2013 года принять участие в межрегиональной научной... | ||
Тест 1 Вариант I начало Первой мировой войны: а 28 июня 1914 г б... С точки зрения теории модернизации эта страна в начале XX в принадлежала к числу ведущих индустриальных держав | Урок истории России в 9-м классе "Великая Отечественная война. Сталинградская... Изучить этапы Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны, показать... | ||
Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» Выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития... | Обобщение по теме Рельеф России Охватывает период XIX – начала XX в., до начала Первой мировой войны. Материалы о самой войне в соответствии с логикой преподавания... | ||
История, 10 класс (март–апрель) Охватывает материал до темы «Серебряный век» включительно. Согласно логике программы «Школа 2100» темы, посвященные изучению Первой... | Урок Проповедь Христа Цель урока: начало осмысления Нагорной проповеди, начало формирования понимания сути христианского учения и его значения для мировой... | ||
История России, 8 класс Март 2013 г Охватывает материал до темы «Серебряный век» включительно. Согласно логике программы «Школа 2100» темы, посвященные изучению Первой... | Базовый перечень оборудования Общешкольное оборудование Охватывает материал до темы «Серебряный век» включительно. Согласно логике программы «Школа 2100» темы, посвященные изучению Первой... |