ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 03. Выполнение малярных работ
2013 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии НПО 270802.10 Мастер отделочных строительных работ
Организация-разработчик: КГКОУ НПО «Профессиональное училище № 6»
Разработчики:
- Толкачева Е.И.. – методист;
- Новикова А.А. – мастер производственного обучения;
- Плешкова Л.А. – преподаватель спецдисциплоин;
Эксперты:
_______ _____ ____________ _____________ ______________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) (сертификат № )
_______ _____ ____________ _____________ ______________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) (сертификат № )
Рецензент: Хабаровский судостроительный завод, инженер-строитель,
Г.П.Богданова
_______ _____ ____________ ____________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Программа профессионального модуля по профессии НПО 270 802.10 Мастер отделочных строительных работ согласована и утверждена на заседании методической комиссии
Протокол №__1__ от «10» сентября 2013 г
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ПМ.03 Выполнение малярных работ
Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 270802.10 Мастер отделочных строительных работ
В части освоения основного вида профессиональной деятельности:
Выполнение малярных работ
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК3.1.Выполнение подготовительных работ при производстве малярных работ
ПК3.2.Окрашивание поверхности различными малярными составами
ПК3.3.Оклеивание поверхности различными материалами
ПК3.4.Выполнение ремонта окрашенных и оклеенных поверхностей Программа профессионального модуля может быть использована при профессиональной подготовке, переподготовке, повышения квалификации по профессии код по ОК 016-94-13450 Маляр, с целью обновления и расширения знаний и умений, а также получения начальной профессиональной квалификации по новой профессии.
Уровень общего образования, требуемый для получения профессии «Мастер отделочных строительных работ» Среднее (полное) общее; профессионального образования - начальное профессиональное.
Опыт работы – не требуется тип предприятия -строительные организации 1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
профессионального модуля
обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выполнения подготовительных работ
при производстве малярных работ;
окрашивания поверхностей различными
малярными составами;
оклеивания поверхностей различными
материалами;
выполнения ремонта окрашенных и оклеенных
поверхностей;
уметь:
читать архитектурно-строительные чертежи;
подготовить обои к работе; организовывать рабочее место;
просчитывать объемы работ и потребности
материалов;
экономно расходовать материалы;
определять пригодность применяемых
материалов;
создавать безопасные условия труда;
очищать поверхности инструментами и
машинами;
сглаживать поверхности;
подмазывать отдельные места;
соскабливать старую краску и набел
с расшивкой трещин и расчисткой выбоин;
предохранять поверхности от набрызгов краски;
подготовить различные поверхности к окраске;
оклеивать поверхности макулатурой;
подготовить различные поверхности к оклейке
обоям;
приготовить нейтрализующие растворы;
приготовить шпаклевочные составы;
приготавливать грунтовочные, окрасочные
составы, эмульсии и пасты по заданному рецепту;
приготавливать окрасочные составы
необходимого тона;
приготовить клей;
контролировать качество подготовки и обработки поверхности;
осуществлять обработку поверхности олифой;
протравливать штукатурки нейтрализующим
раствором;
грунтовать поверхности кистями, валиком,
краскопультом с ручным приводом;
шпатлевать и шлифовать поверхности вручную и
механизированным способом;
окрашивать различные поверхности вручную и
механизированным способом водными и
неводными составами;
покрывать поверхности лаком на основе битумов
вручную;
вытягивать филенки;
выполнять декоративное покрытие поверхностей
под дерево и камень;
отделывать поверхности по эскизам клеевыми
составами в два-четыре тона;
отделывать поверхности набрызгом и цветными
декоративными крошками;
контролировать качество окраски;
наносить клеевые составы на поверхности;
оклеивать потолки обоями;
оклеивать стены различными обоями;
контролировать качество обойных работ;
ремонтировать оклеенные поверхности обоями и
пленками;
ремонтировать окрашенные поверхности
различными малярными составами;
контролировать качество ремонтных работ;
соблюдать безопасные условия труда;
знать:
основы трудового законодательства;
правила чтение чертежей;
методы организации труда на рабочем месте;
нормы расходов сырья и материалов
на выполняемые работы;
основы экономики труда;
правила техники безопасности;
виды основных материалов, применяемых
при производстве малярных и обойных работ;
требования, предъявляемые к качеству
материалов, применяемых при производстве
малярных и обойных работ;
способы подготовки поверхностей
под окрашивание и оклеивание поверхностей;
назначение и правила применения ручного
инструмента, приспособлений, машин и
механизмов;
устройство и правила эксплуатации
передвижных малярных станций, агрегатов;
способы копирования и вырезания трафаретов;
способы подготовки поверхностей
под окрашивание и оклеивание;
устройство механизмов для приготовления и
перемешивания шпаклевочных составов;
способы варки клея;
способы приготовления окрасочных составов;
способы подбора окрасочных составов;
правила цветообразования и приемы
смешивание пигментов с учетом их химического
взаимодействия;
требования, предъявляемые к качеству
материалов;
требования СНиП при производстве малярных
работ;
основные требования, предъявляемые к качеству
окрашивания;
свойства основных материалов и составов,
применяемых при производстве малярных работ;
технологическую последовательность
выполнения малярных работ;
способы выполнения малярных работ
под декоративное покрытие;
виды росписей;
способы вытягивание филенок;
приемы окрашивания по трафарету;
виды, причины и технологию устранения
дефектов;
контроль качества малярных работ;
правила техники безопасности при выполнении
малярных работ;
технологию оклеивания потолков и стен обоями
и пленками;
виды обоев;
принцип раскроя обоев;
условия оклеивания различных видов обоев и
пленок;
виды, причины и технологию устранения
дефектов;
правила техники безопасности при выполнении
обойных работ;
технологию ремонта поверхностей, оклеенных
различными материалами, окрашенных водными и
неводными составами;
требования СНиП к ремонту оклеенных и
окрашенных поверхностей;
правила техники безопасности при выполнении
ремонтных работ
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего 243 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов
учебной и производственной практики 126 часов.
2. Результаты освоения профессионального модуля
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности ПК 3.1-3.4, ОК7, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.
Код
| Наименование результата обучения
| ПК3.1.
| Выполнять подготовительные работы при производстве малярных работ
| ПК3.2.
| Окрашивать поверхности различными малярными составами
| ПК3.3.
| Оклеивать поверхности различными материалами
| ПК3.4.
| Выполнять ремонт окрашенных и оклеенных поверхностей
| ОК 1.
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
| ОК 2.
| Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
| ОК 3.
| Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
| ОК 4.
| Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
| ОК 5.
| Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
| ОК 6.
| Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
| ОК 7.
| Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
|
Структура и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
| Наименования разделов профессионального профиля
| Всего часов
| Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса
| Практика
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка
обучающегося
| Самостоятельная
работа
обучающегося,
часов
| Учебная, часов
| Производственная, часов
| Всего,
часов
| в т.ч.
лабораторные работы и практические занятия,
часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| ПК 3.1-3.4
ОК 1-7
| МДК 03.01. Технология малярных работ
| 117
| 78
| 50
| 39
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Учебная практика
| 72
|
|
|
| 72
|
|
| Производственная практика, часов
| 54
|
|
|
| 54
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего:
| 243
| 78
| 50
| 39
| 72
| 54
| 3.2. Содержание обучения по профессиональному профилю
Наименование профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| МДК.03.01. Технология малярных работ.
|
| 78
|
| Тема 1.1 Общие сведения о малярных работах
| Содержание:
| 4
| 2
|
| 1.Значение малярных работ в общем объеме строительных работ
Виды и назначение лакокрасочных покрытий
| 2
| 2
|
| Практические занятия:
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
| 2
| 2
| Тема 1.2.Подготовка и обработка поверхностей под окраску водными и неводными составами
| Содержание:
| 9
| 2
|
| 1.Инструменты, приспособления, инвентарь
|
|
|
| 2.Подготовка новых поверхностей под окраску водными и неводными составами
|
|
|
| 3.Подготовка старых поверхностей под окраску водными и неводными составами
|
|
|
| Практические занятия:
1.Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
2.Составление технологических карт по видам работ . 2 часа
3.Расчет материала необходимого для выполнения работ. 2 часа
| 6
|
| Тема 1.3.Технология окраски поверхностей различными малярными составами
| Содержание
| 6
|
|
| Технология окраски поверхностей водными и неводными составами
|
| 2
|
| 1.Общие сведения
|
|
|
| 2Окраска различных поверхностей водными окрасочными составами
|
|
|
| 3.Окраска различных поверхностей неводными окрасочными составами
|
|
|
| Практические занятия:
1.Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защит.
2.Составление технологических карт по видам работ . 2 часа
3.Расчет материала необходимого для выполнения работ.
| 3
|
| Тема 1.4 Устройство и применение средств механизации
| Содержание
| 12
|
|
| 1.Машины для приготовления малярных составов, приготовление окрасочных составов.
|
|
|
| 2.Машины и агрегаты для нанесения малярных составов под низким и высоким давлением
|
|
|
| 3.Оборудование окрасочных и шпатлевочных машин, агрегатов и установок.(4 часа)
|
|
|
| Практические занятия:
1.Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защит.
2.Составление технологических карт по видам работ . ( 2 часа)
3.Расчет материала необходимого для выполнения работ. (2 часа)
4.Подсчет объемов работ и потребности в материалах 2 часа
| 8
|
| Тема 1.5 Основы цветоведения
| Содержание
| 9
| 2
|
| 1.Свет и цвет в природе
|
|
|
| 2.Смешение цветов
|
|
|
| 3.Количественная оценка цвета(1 час)
|
|
|
| 4.Цвет в лакокрасочных покрытиях
|
|
|
| 5.Восприятие цвета
|
|
|
| 6.Проектирование цветовой отделки (1 час)
|
|
|
| Практические занятия:
1.Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
2 Зарисовка вариантов цветового оформления помещений 4 часа
| 6
|
| Тема 1.6 Простейшие малярные отделки
| Содержание
| 12
| 2
|
| 1.Окраска панелей и фризов. Вытягивание филенок.
|
|
|
| 2.Декоративная отделка интерьеров пастами (6 часов)
|
|
|
| 3.Торцевание поверхностей
|
|
|
| 4..Узорная накатка валиками
|
|
|
| 5.Роспись под лепнину
|
|
|
| 6.Окраска по трафаретам
7. Технология отделки по аэрографии
|
|
|
| Практические занятия:
1.Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защит.
2.Составление технологических карт по видам работ . 2 часа
3.Расчет материала необходимого для выполнения работ.2 часа
4.Изготовление простейших трафаретов (2часов)
| 6
|
| Тема 1.7.Оклеивание поверхностей различными материалами
| Содержание
| 7
| 2
|
| 1.Обои: назначение, виды, свойства, условные обозначения 2 часа
|
|
|
| 2.Подготовка обоев и пленок. Расчет количества рулонов. Нормы расходования материалов. Приготовление клеящих составов.
|
|
|
| 3.Технология оклеивания поверхностей обоями.
4. Технология наклеивания синтетических пленок
|
|
|
| Практические занятия:
1.Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
2.Составление технологических карт по видам работ. 2часа
3.Расчет материала необходимого для выполнения работ.
| 4
|
| Тема 1.8 Ремонт окрашенных и оклеенных поверхностей
| Содержание:
| 7
| 2
|
| 1.Дефекты водных окрасок. Причины возникновения. Способы устранения.
|
|
|
| 2.Дефекты неводных окрасок. Причины возникновения. Способы устранения.
|
|
|
| 3.Требования к качеству оклеенных поверхностей. Дефекты обойных работ.
Практические занятия:
1. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защит.
2.Составление технологических карт по видам работ. 2 часа
3. Определение норм расхода материалов для выполнения ремонта окрашенных и оклеенных поверхностей
4. Расчет материала необходимого для выполнения работ.
| 5
|
| Тема 1.9 Контроль качества отделочных работ
| Содержание:
| 5
|
|
| 1.Контроль качества малярных работ
|
| 2
|
| Практические занятия:
1.Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защит.
2.Составление таблицы по допускам работ 2 часа
3.Расчет материала необходимого для выполнения работ.
| 4
|
| Тема 1.10 Прогрессивные формы организации труда
| Содержание:
| 7
|
|
| 1.Формы организации труда, используемые в строительстве. (1 час)
|
| 2
|
| Практические занятия:
1.Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защит.
2.Составление технологических карт по видам работ .
3.Составление таблицы по формам и видам организации труда 3 часа
| 6
|
| Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03:
| 39
|
| Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
| Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем.
1 Современные отделочные материалы, применяемые при подготовке поверхностей под окраску
2 Современные отделочные материалы, применяемые при окраске поверхностей водными и неводными составами
3 Современные отделочные материалы, применяемые при оклеивании поверхностей
4 Фактурная отделка поверхностей
5 Выполнение малярных работ под декоративное покрытие
6 Современные средства механизации, применяемые при выполнении малярных работ
7.Самолстоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП
|
|
| Примерная тематика домашних заданий:
| 1 .Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
2. Выполнение типовых контрольно-оценочных заданий при подготовке к процедурам текущего, тематического и рубежного контроля (в форме тестов, контрольных работ, карточек-заданий, технологических диктантов и др.)
3. Работа с базами данных, библиотечным фондом (учебной литературой, официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями), информационными ресурсами сети «Интернет».
4. Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП.
5. Подготовка выступлений, творческих заданий, учебных проектов и др. (в рамках участия в работе научных обществ, научно-практических конференций, кружков технического творчества)
6.Работа по написанию выпускной письменной экзаменационной работы.
|
|
| Учебная практика
| Виды работ:
Организация рабочего места;
Проссчитывание объемов работ и потребностей материалов;
Экономное расходование материалов;
Определение пригодности применяемых материалов;
Создание безопасных условий труда; Очистка поверхностей ручными инструментами и механизмами; Подготовка поверхностей под окраску водными и неводными окрасочными составами согласно технологической последовательности;
Приготовление грунтовок, шпатлевок, паст;
Приготовление водных окрасочных составов согласно рецептуре необходимого цвета и тона; Окрашивание различных поверхностей водными окрасочными составами; Подготовка неводных окрасочных составов, наведение колера; Окрашивание различных поверхностей неводными окрасочными составами ручными инструментами, окраска поверхностей неводными красками с помощью средств механизации;
Окраска панелей, фризов; вытягивание филенок;
Фактурная отделка поверхностей; Подготовка обоев и пленок к оклеиванию;
Подготовка различных поверхностей под оклеивание обоями и пленками; Приготовление клеящих составов; Оклеивание поверхностей обоями различной плотности;
Ремонт поверхностей, окрашенных водными и неводными составами; Ремонт поверхностей, оклеенных обоями различной плотности.
| 72
|
| Производственная практика
| Виды работ:
Выполнение подготовительных работ при производстве малярных работ: организация рабочего места; организация безопасных условий труда; приготовление грунтовок, шпатлевок, подмазочных паст;
Подготовка различных поверхностей под окраску водными и неводными окрасочными материалами;
Контроль качества подготовленных поверхностей.
Окрашивание поверхности различными материалами: приготовление водных и неводных окрасочных составов;
Окраска различных поверхностей водными составами вручную;
Окраска различных поверхностей водными составами с помощью средств малой механизации;
Окраска различных поверхностей неводными составами вручную;
Окраска различных поверхностей неводными составами с помощью средств малой механизации; Выполнение простейших малярных отделок (вытягивание филенок, фактурная отделка…);
Контроль качества выполненных работ.
Оклеивание поверхности различными материалами: подготовка поверхностей под оклеивание обоями;
Приготовление клеящих составов; Оклеивание стен и потолков обоями различной плотности;
Контроль качества оклеенных поверхностей.
Выполнение ремонта окрашенных и оклеенных поверхностей:
Ремонт поверхностей, окрашенных водными составами;
Ремонт поверхностей, окрашенных неводными составами;
Ремонт поверхностей, оклеенных обоями различной плотности;
Контроль качества выполненных работ.
Выполнение комплекса малярных и обойных работ 3-4 разрядов
| 54
|
|
|
|
|
| Примерная тематика письменных экзаменационных работ:
| -Окраска стен различными водными красками
-Окраска потолков различными водными окрасочными составами
-Окраска стен различными неводными красками
-Окраска оконных рам и дверных полотнищ неводными составами
-Оклеивание стен простыми обоями
-Оклеивание стен обоями различной плотности
-Ремонт поверхностей, окрашенных водными составами
-Ремонт поверхностей, окрашенных неводными составами
-Ремонт поверхностей, оклеенных обоями различной плотности
|
|
| Итоговая аттестация в форме экзамена (квалификационного)
|
|
| УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов:
- основ строительного черчения;
- основ материаловедения;
- безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
- основ технологии отделочных строительных работ;
- основ электротехники
лабораторий:
- информационных технологий;
- материаловедения
мастерских:
- для подготовки штукатуров;
спортивных комплексов:
- спортивного зала;
- открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий;
- стрелкового тира (в любой модификации, включая электронный) или места для стрельбы;
залов:
- библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет;
- актового зала.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Основ технологии отделочных строительных работ»:
1. Подиум;
2. Комбинированный шкаф с классной доской;
3. Рабочий стол преподавателя;
4. Стул;
6. Стулья (скамейки) для обучающихся;
7. Компьютер преподавателя
Технические средства обучения:
- диапроектор «Epson»;
- экран для диапроектора;
- плакаты по темам «Технология отделочных строительных работ»
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: для подготовки маляров:
Основное и вспомогательное технологическое оборудование:
1. Агрегат шпатлевочный;
2. Компрессор унифицированный;
3. Машина штукатурно-затирочная электрическая;
4. Краскопульт
5. Миксер
Инструмент, приспособления, инвентарь:
1. Метр складной стальной;
2. Отвес стальной строительный;
3. Рейка контрольная;
4. Рулетка в закрытом корпусе;
5. Рулетка металлическая; ;
7.. Уровень строительный;
9. Уровень гибкий (водяной);
10. Циркуль разметочный;
11. Шнур разметочный в корпусе;
12. Валики: меховой, поролоновый, губчатый, для наката, для обойных работ
14. Валик–шовник;
15. Гребенка;
16. Кисть (окамелок);
17. Кисть–макловица;
18. Кисть-ручник
19. Кисть пальчиковая
20. Кисть торцовка
21. Кисть флейцевая
22. Кисть маховая
23. Кисть трафаретная
24. Кисть филёнчатая
25. Клещи строительные
26. Шпатели: металлические гладкие, зубчатые; пластмассовые, резиновые
27. Кусачки торцовые;
28. Линейка для вытягивания филёнок;
29. Нож для отделочных работ
|