Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников Карпухова Зоя Михайловна маоу «Средняя общеобразовательная школа №3»





Скачать 62.11 Kb.
НазваниеНетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников Карпухова Зоя Михайловна маоу «Средняя общеобразовательная школа №3»
Дата публикации07.08.2013
Размер62.11 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Военное дело > Анализ
Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников

Карпухова Зоя Михайловна

( МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Краснокамска)

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме  диктуется условиями современной жизни.

Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том, что необходимо быть специалистом в области разноплановых наук. Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом. Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок интересным, любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы я ищу ежедневно на протяжении 25 лет.

В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Я считаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников. Анализируя личный опыт, могу с уверенностью сказать, что данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые я даю детям на нетрадиционных уроках, помогают им постоянно находиться в атмосфере творческого поиска. Несомненно, нетрадиционный урок отличается от традиционного. (Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения; используется внепрограммный материал, привлекаются для организации урока люди разных профессий; оформление кабинета, использования НИТ; проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения; создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока; определяются чётко три дидактические задачи).

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Перечислю типы нетрадиционных уроков, которые я использую в своей деятельности: уроки “погружения”, пресс-конференции, соревнования, КВН, театрализованные, компьютерные уроки, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, аукционы, самоуправления, зачеты, уроки сомнения, творческие отчеты, уроки-формулы, конкурсы, бинарные, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки-«суды», уроки поиска истины, уроки-лекции, уроки-концерты, уроки-диалоги, ролевые игры, конференции, интегрированные, семинары, межпредметные уроки, экскурсии, праздники, урок–интервью, видео–уроки, урок–мечта и другие.

При подготовке я постоянно ищу способы оживления урока, стараюсь разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала. К таким урокам я тщательно готовлюсь: пишу сценарии, даю предварительные задания, объясняю построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовлю наглядные пособия, презентации, музыкальное оформление, дидактический материал.

Так же в своей педагогической практике я использую на обычных уроках игры и упражнения для развития интеллекта учащихся. Приведу несколько примеров: «Лимерики» и «Буриме», задачи на развитие воображения, метод фокальных объектов, процедура - групповая картина, «Быки-коровы», большое количество разнообразных словесных игр, «Антивремя», «Ассоциации», «Волшебный карандаш», «Домино», «Концентрация», «Лестница понятий», «Логичность», «Опечатка», «Ошибающийся учитель», «Пальцы», «Перевоплощения», «Поиск аналогий», «Паутинка», «Разведчик», «Селектор», «Сходство и различие» и другие.

С развитием различных педагогических технологий растут требования к качеству и объему обучения. Интеллектуальное развитие ребенка предполагает не только усвоение знаний «о том, что» и знаний «о том, как», но и знаний о том, какой Я». Знание собственных интеллектуальных особенностей является мощным стимулом развития индивидуальных интеллектуальных сил.

Нынешним школьникам приходится вмещать столько информации в свою память, что порой их неустойчивая молодая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

Практикуя, я постоянно стараюсь найти ответы на вопросы: Как не отбить у ребенка желание учиться? Как помочь ему развить и реализовать свои способности? Как сделать так, чтобы одаренный ребенок не стал рядовым отличником или хорошистом (в лучшем случае), а сформировался бы в творческую личность, способную решать самостоятельно жизненные задачи?

В процессе воспитания и обучения детей я не игнорирую у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а стараюсь развивать его, применяя к учащемуся различные методы и приемы индивидуального воздействия.

Конечно, много зависит от того, как ведется преподавание. Но беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди. Как учитель-практик, я пришла к пониманию, что один из главных способов реализации этой задачи является выявление одаренности, развитие способностей и детского воображения. Во внеурочное время я веду кружок «Наши надежды». В программе этого курса я использую «Комплекс заданий и упражнений для развития интеллектуальных способностей и воображения младших школьников», который разработала несколько лет назад и апробировала уже на двух классах (выпусках). Цель: выявление способных и одаренных детей;

Задачи: 1) развитие у детей интеллектуальных способностей (чтобы они не утратили свой первоначальный потенциал, т.е. сохранить их как творческих личностей); 2) активизация творческой активности; 3)подготовка к перспективному обучению и личностному развитию в основной школе.

Систему развития одаренности и воображения детей можно свести к 8 блокам, каждый из которых имеет свои особенности. Одни блоки (или задания в них) имеют трех или четырех – уровневый характер (подобные, но не одинаковые задания усложняются в каждом классе). Другие рассчитаны на одноразовое или постоянное применение.

1 блок – диагностический и контрольно-измерительный.

Первоначальная диагностика проводиться в первом классе в начале учебного года. Затем контрольные промежуточные замеры проводятся еще дважды: в конце второго и начале третьего класса, итоговый замер – конец 4 класса, желательно провести сравнительный – в середине или конце 5 класса.

2 блок – простые 3-х уровневые задания; 3 блок – конструирование образа; 4 блок – реконструкция реальности; 5 блок – проектирование необычного.(4 уровня); 6 блок – комплекс одноактных игр и постоянных заданий; 7 блок – конкурс вопросов; 8 блок – «Теремок» ответов или «Добро пожаловать, почемучки!».

Все восемь блоков развивают интеллектуальные и творческие способности учащихся, позволяют решать контрольно-измерительные задачи, т.к. по результатам каждого задания определяется степень оригинальности их решения. Что позволяет с одной стороны, одаренным детям быть в центре внимания учителя, а с другой, создает возможности самореализации каждым ребенком.

В последние годы интерес к нетрадиционным урокам и внеурочной деятельности в начальной школе значительно усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки и внеурочную деятельность различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников. Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Я считаю, что огромную роль в воспитании «нового» ученика играет становление базовых интеллектуальных качеств личности.

В итоге, хочу сделать вывод: эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков и занятий дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемым предметам, но и развивать их творческую самостоятельность. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников Карпухова Зоя Михайловна маоу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconВ. А. Сухомлинский Современная концепция общего образования во главу...
...
Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников Карпухова Зоя Михайловна маоу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconЛингвистический кружок как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся
Ведерникова Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Нердвинская средняя общеобразовательная...
Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников Карпухова Зоя Михайловна маоу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconПоложение о районной конференции школьников
Конференция обучающихся проводится маоу «Учебно-методический центр» в рамках программы «Одаренные дети» с целью создания условий...
Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников Карпухова Зоя Михайловна маоу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconРеферат Развитие творческих способностей младших школьников в процессе...
Выполнила учитель начальных классов Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Горно-Алтайска»...
Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников Карпухова Зоя Михайловна маоу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconПрограмма кружка «математический калейдоскоп» для внеурочной деятельности младших школьников
Муниципальное образовательное учреждение «Абакановская средняя общеобразовательная школа»
Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников Карпухова Зоя Михайловна маоу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconПрограмма работы организации младших школьников «Зеленый мир» 2013. Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Моздок
Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников Карпухова Зоя Михайловна маоу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconВопросы к экзамену Дисциплина: Методика обучения и воспитания младших...
Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младшего школьника. Неравномерность развития. Учет индивидуальных особенностей...
Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников Карпухова Зоя Михайловна маоу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconО районной научно- практической конференции школьников
Районная научно- практическая конференция школьников (далее рнпкш) направлена на выявление и развитие интеллектуальных, творческих,...
Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников Карпухова Зоя Михайловна маоу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconО проведении II городской научно-практической конференции младших школьников
Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие...
Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников Карпухова Зоя Михайловна маоу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей у младших школьников
Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников Карпухова Зоя Михайловна маоу «Средняя общеобразовательная школа №3» icon«Технология повышения рефлективности и формирования самооценки младших...
Государственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №268 Невского района Санкт-Петербурга
Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников Карпухова Зоя Михайловна маоу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconРеферат На тему: Нетрадиционные системы физических упражнений
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Первомайское
Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников Карпухова Зоя Михайловна маоу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconАндрей Немзер (Государственный университет Высшая школа экономики, Москва)
Автор: Ревягина Зоя Михайловна – преподаватель учебной дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии» высшей квалификационной категории...
Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников Карпухова Зоя Михайловна маоу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconПо самообразованию, над которой я работала в течение трёх лет, называется:...
Моу «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников Карпухова Зоя Михайловна маоу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconПрограмма образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Новостроево Озерского района Калининградской...
Нетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших школьников Карпухова Зоя Михайловна маоу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconИспользование современных образовательных технологий в процессе обучения...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск