Скачать 193.47 Kb.
|
Заявка на участие в конкурсе инновационных продуктов
Общее описание инновационного продукта Суть предлагаемой технологии состоит в повышение духовно-нравственного потенциала детей за счет развития саморефлексии. Способом повышения рефлективности и формирования самооценки выступает просмотр учащимися материалов отснятых проблемных уроков различных курсов в рамках основного и дополнительного образования. Учащиеся видят себя в учебном процессе «со стороны», сами оценивают степень взаимодействия с учителем, своими одноклассникам, уместность и глубину ответов, степень участия в обсуждении. Последующая «коррекция» может быть зафиксирована как мониторинговыми исследованиями и экспертной оценкой учителя, так и видеоматериалами уроков, отснятыми после проведенной рефлексии. Полученный аналитический материал вместе с фрагментами уроков может служить базой для предметного разговора с родителями на родительских собраниях, подкрепленного конкретными рекомендациями. Глоссарий 1. Рефлексия – обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Самоанализ. Самооценивание.
Аналоговый анализ Анализ имеющихся в открытом доступе материалов показывает, что прямых аналогов предлагаемой нами технологии не существует. Практика пошаговой съемки уроков используется в хореографии, например, в Академии танца Бориса Эйфмана (http://pda.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10304088@SV_Articles). В данном случае рефлексия служит целям отработки техники движения. Известно, что наиболее широко рефлективные методы применяются в групповом тренинге. Вачков И.В. подчеркивает особую эффективность видеосъемки в психологическом тренинге развития самосознания (Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., Издательство "Ось-89", 1999). Но обычно видеосъемку используют при работе со взрослыми. В школе же все ограничивается демонстрацией видеоуроков при дистанционном обучении или же использованием видеоматериалов при распространении педагогического опыта. В целях духовно-нравственного развития младших школьников видеосъемка не применялась. Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта Для качественной съемки занятий требуется использование двух видеокамер, позволяющих при монтаже варьировать планы, что дает возможность максимально полно передавать атмосферу урока. Также необходимо чтобы в школе имелся достаточно квалифицированный сотрудник, способный осуществить работу оператора и последующий монтаж отснятого материала. Технология внедрения инновационного продукта: Что? Для чего и зачем? Для кого? Как? Что? Технология повышения рефлективности и формирования самооценки младших школьников. Духовное развитие человека непосредственно зависит от его способности рефлектировать. Один из создателей теории ноосферы, философ и антрополог Тейяр де Шарден считал, что рефлексия это то, что отличает человека от животного, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании. Следовательно, оказывается способным к самооценке, самоанализу, поиску смыслов и ценностных ориентиров. Развитие рефлективности особенно важно для младших школьников в период формирования личности, становления социальных связей, выстраивания взаимодействия со сверстниками в детском коллективе, со взрослыми в лице родителей и учителей. Именно через способность к рефлексии человек приходит к осознанию уровня своего духовно-нравственного развития, к потребности разобраться в себе, дать оценку собственным действиям, своей социальной позиции. Для чего и зачем? Данная технология преследует следующие цели: 1. Формирование рефлективности и способности к самооценке младших школьников как основы духовно-нравственного развития. 2. Использование видеозаписей уроков и внеклассных занятий в качестве специфической системы мониторинга вовлеченности учащихся в учебный процесс, их личностного становления. 3. Использование записей уроков и внеклассных занятий в качестве наглядных материалов, позволяющих организовать предметное взаимодействие учителей и родителей в деле духовно-нравственного развития учащихся. Для кого? Внедрение данной технологии будет означать: для учащихся: развитие способности к рефлексии, формирование адекватной самооценки, способствующей личностному становлению в учебной и внеучебной деятельности, формирование ценностных ориентаций, направленных на духовно-нравственное развитие; для учителей: эффективный способ развития рефлективности учащихся, возможность использования наглядной системы мониторинга вовлеченности каждого ребенка в учебной процесс, возможность контроля за уровнем личностного развития учащихся; для родителей: возможность наглядного знакомства с тем, как их дети проявляют себя на уроке и во внеурочной деятельности, как они взаимодействуют с коллективом сверстников и учителем в процессе освоения знаний, какие вопросы их волнуют, какие сложности возникают в духовно-нравственном становлении; это значит, что родители получают возможность во взаимодействии со школой оперативно вмешиваться в воспитательный процесс, осознанно реагируя на те или иные проблемы. Как? Технология предполагает следующую последовательность действий: I. Определение темы серии уроков или внеклассных занятий, способной затронуть учащихся, вызвать их интерес. Постановка темы и предложенные для обсуждения вопросы должны носить проблемный, в некотором смысле даже провокационный характер. Необходимо уйти от ситуации, когда дети, угадывая ожидания учителя, просто воспроизводят в своих ответах то, что изначально закладывается как положительный образец. В качестве примера, можно привести тему двух уроков в рамках курса для 1-го класса «Окружающий мир»: «Когда мы станем взрослыми» или тему двух занятий в рамках курса дополнительного образования «Эстетическое воспитание на базе литературы» для 2-го класса: «Ценности дружбы и семейные ценности по рассказам Успенского и мультфильму “Трое из Простоквашино”». Схема технологии: последовательность действий, связь с мониторинговыми исследованиями Принятие конкретных решений о формах совместной воспитательной деятельности Мониторинг мнения родителей Просмотр на родительском собрании фрагментов уроков с обсуждением Аналитика, выработка рекомендаций для совместной работы с родителями Итоговый мониторинг Монтаж видеоотчета о втором уроке из серии Проведение и съемка второго урока из серии Рефлексия: просмотр с учащимися фрагментов урока с обсуждением Промежуточный мониторинг Монтаж видеоотчета о первом уроке из серии Проведение и съемка первого урока из серии Начальный мониторинг Аналитическое планирование уроков Разработка системы мониторинга для данной серии уроков Определение темы серии уроков или внеклассных занятий, имеющих проблемный характер II. Аналитическое планирование серии уроков, связанных тематически. На этой стадии учитель выделяет: моменты, способствующие проблематизации урока, способы создания рефлексивных ситуаций на уроке, нравственную проблематику урока. В качестве примера ниже приведены таблицы: Аналитическое планирование в соответствии с задачами ДНР Предмет: «Окружающий мир», 1 класс
Предмет: «Эстетическое воспитание на базе литературы», 2 класс
III. Разработка системы мониторинга, предполагающей сопоставимость данных, получаемых на предварительном и завершающем этапе цикла. Мониторинг сочетает анкетирование и экспертную оценку учителя, который знает каждого ребенка и может неформально оценить степень участия каждого ученика в обсуждении. Анкетирование также предполагает постановку проблемных вопросов, выявляющих сформированность ценностных представлений у ребенка, способность логически мыслить и обосновывать свою позицию. На финальной стадии предусматривается анкетирование родителей, которых на родительском собрании учитель знакомит с отрывками записанных уроков. Вопросы лучше всего каждый раз предлагать новые, соответствующие проблематике урока. Образец мониторинговых материалов для серии уроков курса «Эстетическое воспитание на базе литературы» приведен в приложении № 1. IV. Проведение и запись первого урока из серии. Монтаж видеоролика, показывающего наиболее яркие моменты занятия, раскрывающего участие учащихся в учебном процессе. Желательно осуществлять запись на две кинокамеры, для того, чтобы при монтаже можно было отобрать наиболее удачные ракурсы, наиболее полно представлять участие каждого ребенка в учебном процессе. V. Ключевая стадия проведения рефлексии. Демонстрация отснятого материала учащимся с комментариями учителя и обсуждением. На этом этапе важно добиться, чтобы ребенок не только увидел себя, но и смог оценить свое поведение на уроке, обоснованность своего ответа, умение слушать других, контактировать с учителем и одноклассниками. Все эти моменты фиксируются педагогом, который в итоге составляет «Таблицу оценки степени вовлеченности ребенка в учебный процесс». Ее вид может меняться, в зависимости от задач, которые ставит педагог. В нашем случае таблица имела следующую форму:
После просмотра записи урока может проводиться промежуточный мониторинг, фиксирующий рефлексию учащихся. VI. Проведение и запись второго урока из серии. Монтаж видеоролика, позволяющего сопоставить степень и адекватность участия учащихся в обсуждении. Пример приведен в Приложении №2. VII. Проведение заключительного мониторинга, анализ результатов. Важным преимуществом предлагаемой технологии является возможность учителя не только накапливать данные о вовлеченности в образовательный процесс каждого ученика, делать для него самого «прозрачной» динамику его личностного становления (по сути дела мы получаем очень наглядный видеоаналог внедряемого сейчас в учебную практику портфолио), но и адресоваться к родителям, которые выключены из непосредственного участия в учебном процессе. VIII. Работа по вовлечению родителей в воспитательный процесс может быть продолжена на родительском собрании, когда учитель, используя отснятые материалы, способен проиллюстрировать свои наблюдения за поведением и учебными достижениями ребенка, обратить внимание на те или иные психологические особенности, поставить вопрос о коррекции воспитательных воздействий. Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта I. Несомненным плюсом предлагаемой технологии является повышение инновационного потенциала педагогов, принимающих участие в ее внедрении. Учителя младших классов, разрабатывающих данную технологию, неоднократно принимали участие в круглых столах и конференциях районного, городского и федерального уровня, публиковались в различных печатных изданиях. В 2013 г. школа стала лауреатом районного и дипломантом городского конкурса инновационных продуктов. II. Мониторинговые исследования, проводимые в рамках данной технологии, позволяют зафиксировать ряд важных качественных характеристик духовно-нравственного развития, как отдельных учащихся, так и класса в целом, а также динамику их изменений в результате проведенной рефлексии. Ниже приведен ряд полученных результатов. Оценка понимания ребенком своих обязанностей в сопоставимых коэффициентах (цикл уроков по курсу «Окружающий мир» в первых классах): Экспертная оценка учителем динамики (в сопоставимых баллах) 1. Степени вовлеченности ребенка в учебный процесс; 2. Уровня понимания обсуждаемых вопросов; 3. Степени взаимодействия с учителем и другими учениками; 4. Степени самоконтроля. Диагностика показала, что в результате проведенной рефлексии, на втором занятии зафиксирован рост степени вовлеченности учащихся в учебный процесс, уровня понимания вопросов учителя, степень взаимодействия с учителем и другими детьми, степень самоконтроля. Характерно, что значительный рост этих показателей отмечен у учащихся более слабого класса (1-б). В более сильном классе (1-а) рост этих показателей менее выражен. Обработка данных мониторинга, проведенного во вторых классах, по серии записанных уроков в рамках дополнительного курса «Эстетическое воспитание на базе литературы» показала динамику (сравнение идет в сопоставимых коэффициентах) готовности к правильной нравственной оценке, разрешению проблемной ситуации и проблемного вопроса.
Сопоставление коэффициентов, полученных по трем соответствующим позициям в ходе начального (н.м.) и итогового (и.м.) мониторинга, показывает положительную динамику в способности детей 1) давать правильную нравственную оценку, 2) этически корректно разрешать проблемную ситуацию и 3) давать обоснованный ответ на проблемный в моральном отношении вопрос. Некоторое снижение коэффициента после проведенной рефлексии было зафиксировано лишь в последнем случае и только для одного из классов. III. Технология дает в руки учителя замечательные возможности по выстраиванию предметного взаимодействия с родителями в деле духовно-нравственного развития младших школьников. Во время просмотра уроков родители трогательно удивлялись некоторым ответам детей, реагировали позитивно, с улыбкой не только на своего ребенка, но и на ответы других учащихся. Опрос показал, что родители с большим интересом отнеслись к предложенной технологии, подчеркнули ее значимость в воспитательной работе, а также перспективность в налаживании взаимодействия семьи и школы. В развитие тем, поднятых на уроках и внеклассных занятиях, родители (около половины опрошенных) предложили создать презентации «Семейные ценности», сделать репортажи о семейных праздниках, совместных посещениях музеев, выставок, интересных делах под рубрикой «Традиции нашей семьи» и т.д. (см. Приложение № 3). Результаты анкетирования родителей:
Анализ полученных результатов был проведен независимыми экспертами из городского ресурсного центра «Рейтинговая накопительная критериально-ориентированная технология оценивания достижений субъектов образовательного процесса» (ГБОУ СПО Некрасовский педколледж №1). Вот выдержка из экспертного заключения: «Учителями изначально не ставилась задача определения нравственного уровня ученика, это невозможно сделать простым суммированием показателей. Мы имеем достоверную качественную характеристику изменений, проходящих после целенаправленной работы учителя, как у отдельного ученика, так и у класса в целом». Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления При использовании описываемой технологии могут возникать сложности как внешнего, так и внутреннего характера. Внешние:
Внутренние:
Для успешного внедрения технологии развития рефлективности и самооценки младших школьников особое внимание необходимо уделить проблеме информированности учителей, созданию творческой атмосферы в педагогическом коллективе, поддержке инноваций и обеспечению понятных и доступных способов получения недостающих учителю знаний в области педагогики, культурологии, аксиологии. Представляя заявку на конкурс, гарантируем, что авторы инновационного продукта:
М.П. «____» ________________ 2014 г. |
Санкт-петербурга ... | Рабочая программа по курсу «Технология» «Технология. Ступеньки к мастерству» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования... | ||
Самооценки младших школьников Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки,... | 2. Условия возникновения, формирования и становления опыта Проблема: «Формирование речевой культуры младших школьников в процессе проведения нестандартных уроков литературного чтения и русского... | ||
Реферат на тему: «Формирование социальной компетентности у младших школьников» Целью настоящего реферата является изучение особенностей формирования социальной компетентности у младших школьников | «Методы и средства эффективного обучения младших школьников» Тема: «Пути повышения эффективности педагогического воздействия на личность школьника через повышение мотивации учебно-воспитательного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Использование современных технологий в образовательном процессе как ведущее направление повышения качества обучения и воспитания... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Использование интерактивной доски в проектно-исследовательской деятельности младших школьников Использование интерактивной доски на уроке это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю... | ||
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» Использование технологии проблемно – диалогического обучения для формирования универсальных учебных действий младших школьников в... | Галина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования... Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15 | ||
Рабочая программа по музыке 8 класс Составитель: Белова Ольга Николаевна Целью уроков музыки в 8 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему... | Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную... Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников | ||
Урок по орксэ (учитель Церцек Н. П.) Тема: Нравственный поступок Цель: формирование представлений у младших школьников о «нравственном поступке», способствовать развитию у детей чувства самооценки,... | Тулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении... Тулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении страноведению в вузе//Российское предпринимательство: современное... |