Урок окружающего мира в 4 классе по программе «гармония»





Скачать 78.19 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира в 4 классе по программе «гармония»
Дата публикации16.07.2014
Размер78.19 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ГАРМОНИЯ»

СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА. КОМПАС

Цел и:

- сформировать знания о горизонте, сторонах горизонта;

- познакомить учащихся с устройством компаса и механизмом его действия;

- научить учащихся определять с помощью компаса стороны горизонта;

- развивать наглядно-образное мышление, познавательный ин­терес к изображениям человека;

- воспитывать аккуратность в обращении с приборами. Оборудование: таблица «Определение сторон горизонта

по звездам»; рисунок «Древний китайский компас»; школьные компасы; две швейные иглы, магнит, бумага, нитка для изготовле­ния компаса.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

-Продемонстрируйте свои карты.

Анализ работ:

  • оригинальность,

  • доступность поиска,

  • аккуратность.

III. Сообщение темы урока. Постановка проблемы.

- Как можно ориентироваться в незнакомой местности, в кото­рой вы не бывали?

- Как не заблудиться и вернуться домой?

- Как правильно описать, где находятся замеченные вами ори­ентиры?

Вывод: необходимо до­говориться об одинаковых способах ориентирования.

Составление и заполнение 1 графы таблицы

Знаю

Узнал

Хочу узнать






































IV. Что такое горизонт.

Учитель предлагает трем ученикам описать видимые ими предметы в классе, расположив их по-разному: лицом к доске, к окнам, к двери. Учи­тель обращает внимание на то, что определение местоположения предме­тов у разных учеников будет разное.

Далее учащиеся читают статью «Что такое горизонт» на с. 28-29 учебника.

- Рассмотрите фотографию в учебнике на с. 28. Здесь изобра­жены старинные постройки на Псковской земле. Расскажите, где вы будете находиться (на дороге, земляном валу, церкви) и что бу­дете видеть.

Ответы: (………………..)

Вывод: для однозначного определения положения предметов и наблюдателя необходима некоторая договоренность, однозначное определение направлений на земной поверхности.

- В незнакомом месте знания «правый» и «левый» недостаточны. Вправо и влево... от чего? Неизвестно. Нельзя даже идти прямо. Дело в том, что ширина шага правой ноги немного больше, чем левой. По­этому человеку кажется, что он идет прямо, а на самом деле с каждым шагом незаметно для самого себя заворачивает налево и в конце кон­цов делает круг и возвращается к исходной точке. Недаром в старину говорили, что «леший кружит в лесах». А как быть на море или в пус­тыне, где все волны и пески похожи друг на друга?

- Что же такое ориентирование?

- Какие выделяют основные стороны горизонта?

- Как их еще называют?

- Рассмотрите рисунок на с. 29 учебника. Укажите, в каком на­правлении относительно путешественника расположены водяная ко­лонка, радиомачта, разбитый молнией дуб, засохшее дерево с дуплом.

V. Как определяют стороны горизонта.

- Почему Солнце называют дневной путеводной звездой?

- Вот как определяют стороны горизонта по солнцу:

• В полдень Солнце находится на юге. В это время тени от предметов самые короткие и направлены на север.

• В 7 часов утра Солнце бывает на востоке, а тени направлены на запад.

• К 19 часам Солнце находится на западе - тени направлены на восток.

Следует помнить, что, хотя определить стороны горизонта по Солнцу можно легко и быстро, результат получается приближенный.

- Где находится Солнце в полдень?

- Как определить по Солнцу север в полдень?

- Определите стороны горизонта по Солнцу в рабочей тетради (с. 12, №2).

- Отгадайте загадку:

Постелен ковер,

Рассыпан горох.

Ни ковра не поднять,

Ни гороху не собрать.

- Стороны горизонта можно определить и по звездам, по Полярной звезде.

Полярная звезда всегда находится в направлении на север. Ее легко най­ти по созвездию Большой Медведицы. Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звезды «ковша» (А, Б) и откладыва­ют на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими звездами. В конце этого расстояния и находится Полярная звезда.

Эту звезду называют «ночной путеводной звездой», так как она ука­зывает направление на север.

- Отгадайте загадку:

Ночью по небу гуляют,

Тускло землю освещают.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня...

- Стороны горизонта можно определить и по Луне. Наиболее просто определить стороны горизонта в полнолуние, когда виден весь диск Луны. В полнолуние Луна находится против Солнца. Это значит, что в полдень (в час ночи) она бывает на юге, в семь часов - на западе, в 19 - на востоке.

Вот еще несколько простых способов определения сторон го­ризонта:

• ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (крас­неют, желтеют) с южной стороны;

• снег быстрее подтаивает на склонах и у предметов с южной стороны;

• в горах дуб чаще произрастает на южных склонах;

• просеки в лесу обычно ориентируются в направлении север -юг и запад - восток.

- Определите стороны горизонта, используя местные признаки:

1) Смола сосен и елей плавится под солнечными лучами. С ка­кой стороны деревьев натеки смолы будут больше?

2) На каких склонах холма быстрее весной расцветают одуван­чики?

3) С какой стороны дерева устраивают муравьи свои жилища?

4) Одинакова ли будет густота кроны дерева с северной и юж­ной стороны, если дерево растет на открытой местности?

VI. Путешествие с компасом.

- Как же ориентироваться по сторонам горизонта, если Солнце (звезда) скрыто за тучками?

Вывод: необходимо устройство, помогающее определять стороны горизонта в таких случаях.

- В любую погоду, днем и ночью можно точно определить сто­роны горизонта при помощи компаса.

Компас - прибор для определения сторон горизонта.

В наши дни без компаса не обходится ни один путешественник, летчик или мореплаватель. И вам, если вы собираетесь совершить поход, надо иметь компас и знать, как он устроен, уметь этим при­бором пользоваться.

Основная часть каждого компаса - намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окра­шены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохрани­тель, красный конец ее повернут к югу, а синий показывает на се­вер. Стрелка компаса помещается в специальной коробочке. На дне коробочки находится круг с делениями, на котором написаны бук­вы С, Ю, В, 3.

- Как же изобрели компас?

Люди давно заметили свойство магнитной руды притягивать к себе железные предметы. Еще в III веке до нашей эры китайцы додума­лись до того, как использовать это свойство для определения главных гео­графических направлений.

Самые древние китайские компасы представляли собой квадратную медную пластинку с делениями, на которой свободно вращались стрелка из магнитного железняка. Впрочем, стрелкой этот стержень, похожий больше на нашу деревянную ложку, можно назвать лишь условно. Ложкообразная стрелка касалась медной пластинки с делениями только вы­пуклой своей частью и легко изменяла положение. Еще характерная де­таль этого компаса: он был «югоуказующей иглой». В течение многих веков эта игла использовалась только на суше: прибор укрепляли на по­возке, которую брали в путешествие.

Китайские мореплаватели стали пользоваться компасом в XI веке. Это дало им возможность оторваться от берегов и безбоязненно выйти в открытое море. Теперь они не зависели от капризов погоды. Даже если тучи закроют ночное небо, компас все равно укажет, где юг, где север. Применив компас, китайцы опередили в мореходном искусстве все другие народы мира. Только спустя столетия начали пользоваться компасом ара­бы и иранцы, а в Европе волшебная магнитная стрелка нашла признание лишь в XVIII веке. При этом она претерпела серьезные изменения: из юго- стала североуказующей, а главное - была посажена на стержень.

В наше время компас остается основным прибором для опреде­ления географических направлений, но, конечно, технический его уровень далеко ушел от своего прародителя. Компасы есть на каж­дом корабле, в каждом самолете, их используют все, кто так или иначе связан с перемещением. Есть и у вас школьные компасы. Общее в каждом из них - магнитная игла, один конец которой ука­зывает на север, другой - на юг.

- Можно изготовить свой компас в домашних условиях. Учитель демонстрирует опыт.

Опыт. Для него нам потребуется магнит, две швейные иглы, нитка и небольшой листок бумаги. Поднесите иглу к магниту и вы увидите, как она к нему «приклеится». Чтобы оторвать ее,

потребуется некоторое усилие. Пусть она пока посидит там, намагнитится. Мы же займемся другими делами. Сложив листок пополам, проденьте при помощи другой иг­лы нитку, дайте бумаге свободно повиснуть, как показано на рисунке.

Бумажка на нитке покрутится, покру­тится, а затем остановится в каком-то опре­деленном положении, на что укажут концы иглы. Снова покрутите нитку, и вновь, ус­покоившись, бумажка с иглой замрет в том же положении. Концы иглы будут указы­вать на те же направления. Мы сделали компас, прибор для определения географических направлений. Один конец иглы указывает на север, значит, проти­воположный - на юг, а слева и справа от вас будут запад и восток. Суть дела здесь в том, что Земля сама является магнитом, а потому и воздействует на вашу иглу, заставляя ее останавливаться в строго определенном направлении.

VII. Ориентирование животных.

- Прочитайте дополнительный текст на с. 33 учебника.

- Возможно, животные тоже умеют ориентироваться по сторо­нам света. Так, бабочка располагается утром на листке так, чтобы тень от ее крыльев была минимальной.

- В каком направлении складывает бабочка крылья?

- Нарисуйте на доске форму тени крыльев бабочки в двух слу­чаях: крылья расположены с севера на юг и с запада на восток.

VIII. Рефлексия.

Заполнение 2,3 граф таблицы

Знаю

Узнал

Хочу узнать





































Составление синквейна к слову КОМПАС.

IX. Итог урока.

- Что же такое ориентирование на местности

- По каким небесным телам можно определить стороны гори­зонта?

- Какой прибор был изображен для определения сторон света?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (с. 12, задания № 3, 4, 6 (изготовление домашнего компаса); учебник (с. 28-35).





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок окружающего мира в 4 классе по программе «гармония» iconУрок окружающего мира в 1 классе по программе «Гармония» По теме : «Книга тревоги»
Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать
Урок окружающего мира в 4 классе по программе «гармония» iconУрок окружающего мира в 3 классе умк «Гармония»
Гэп 2 уровня «Создание системы научно-методической поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений, внедряющих модель...
Урок окружающего мира в 4 классе по программе «гармония» iconУрок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.»
Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира
Урок окружающего мира в 4 классе по программе «гармония» iconКонспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе умк "Школа-2100"
Конспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе умк "Школа–2100" на тему:"Наши помощники – ум и память"
Урок окружающего мира в 4 классе по программе «гармония» iconУрок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение...
Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4
Урок окружающего мира в 4 классе по программе «гармония» iconУрок Окружающего мира во 2-м классе по программе Перспективная начальная школа
Оборудование: учебники, хрестоматии, таблицы с изображениями животных, карточки для групповой работы, выставка книг из серии «Энциклопедия...
Урок окружающего мира в 4 классе по программе «гармония» iconУрок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Где живут белые медведи?"
Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира
Урок окружающего мира в 4 классе по программе «гармония» iconУрок окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по компасу»

Урок окружающего мира в 4 классе по программе «гармония» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок разработан по программе Б. М. Неменского в 6 классе. Идет знакомство с жанром живописи через творчество голландских, русских...
Урок окружающего мира в 4 классе по программе «гармония» iconУрок окружающего мира в 3-м классе по теме "Рост и развитие растений" (А. Плешаков)

Урок окружающего мира в 4 классе по программе «гармония» iconУрок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного...
Урок окружающего мира в 4 классе по программе «гармония» iconУрок окружающего мира в 4 классе. Учитель Е. В. Осина моу «сош №2 г. Ершова»
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по природным зонам России. (слайд 1)
Урок окружающего мира в 4 классе по программе «гармония» iconУрок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира»
Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать...
Урок окружающего мира в 4 классе по программе «гармония» iconУрок окружающего мира в 4 классе
Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений
Урок окружающего мира в 4 классе по программе «гармония» iconУрок окружающего мира в 4 классе по теме «Экологическая безопасность»
Сегодня мы проведем необычный урок. На этом уроке мы вместе с вами должны будем решить очень важную проблему. А какую, мы определим...
Урок окружающего мира в 4 классе по программе «гармония» iconУрок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа по теме
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск