Урок литературы в 5классе ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения». Цели





Скачать 66.82 Kb.
НазваниеУрок литературы в 5классе ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения». Цели
Дата публикации30.07.2014
Размер66.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Урок литературы в 5классе

ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения».

Цели: познакомить учащихся с понятием “толерантность”; создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению); развивать критическое мышление, дискуссионную культуру, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения; воспитывать такие нравственные качества, как терпимость, уважение, милосердие, добро.

Оборудование: компьютер, слайды, карточки, тексты.
Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Слово учителя:

  Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

- Ребята, как вы думаете, о чем эти строки? О каком поведении людей говорится в этой молитве? А знаете, каким новым словом, термином мы называем такое поведение?

Слово это толерантность. На первый взгляд звучит оно как-то странно и непонятно. Но смысл, который заложен в это слово, важен для существования человеческого общества. Известно, что значение этого слова в различных источниках и в переводах с различных языков звучит по-разному. Давайте обратимся к ним.

3. Работа со словарями.

В русском языке слово “толерантность” обозначает способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо). В переводе с французского языка: отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам. В английском языке это слово означает готовность быть терпимым, снисходительным. А в арабском языке слово “толерантность” обозначает прощение, снисходительность, милосердие, расположенность к другим.

Историческая справка: на рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Следовательно, толерантность – это способность допускать, принимать существование иного, кого-то не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или к кому-либо. Умеем ли мы это делать? Понять это нам помогут следующие упражнения и задания.

4. Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Сашенька, сейчас в школе меня зовут Александр, а когда я вырасту, меня будут звать Александр Николаевич».

Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

  1. Беседа «Все мы разные, и, тем не менее, у нас много общего».

- Давайте попробуем поговорить о том, чем люди могут отличаться друг от друга?

(Ответы ученики: поведением, культурой, обычаями и традициями, национальностью, цветом глаз, кожи и т.д.)

- Это, на ваш взгляд, хорошо или плохо?

- Если люди ведут себя как-то странно, не стоит спешить с выводами и умозаключениями, лучше постараться узнать и понять другую культуру. Эти знания – ценный багаж в любой ситуации.

- Ребята! Перед вами высказывание писателя Джека Лондона: “Каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя выше других”. Как вы его понимаете?

- Скажите, как вы думаете, за какие качества можно уважать человека?

(Ответы учеников: за доброту, за любовь, за верность и преданность, за то, что ты знаешь, что он никогда не подведёт и т.д.)

6. Чтение китайской притчи “Ладная семья”.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимало оно целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не силён был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: “100 раз ЛЮБОВЬ, 100 раз ПРОЩЕНИЕ, 100 раз ТЕРПЕНИЕ”.

Прочёл владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:

И всё?

Да, - ответил старик, - это и есть основа всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: - И мира тоже”.

  7. Игра «Кто я?»

 Очень часто проблемы, с которыми сталкиваются ученики, это непонимание, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Жизнь – театр, у каждого свои роли. Запишите на листочках: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные роли: ученик, сын внук, друг, помощник и т.д.

- Давайте посмотрим на то, что вы написали (записать на доске). Можно наверняка к списку ролей добавить и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»… У каждого из нас их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться. Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он ещё маленький, не подумал», а сосед скажет: В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьётся, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному.

- А как мы сами ведём себя по отношению к чужим людям и родственникам?

Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.

8. Чтение сказки «Зелёный медведь»

Решила маленькая Люда помочь своему старшему брату Олегу рисовать лес. Села она рядом и стала озеро закрашивать. Но вскоре ей рисовать надоело, и она стала баловаться и вредничать. Сначала она нарисовала синюю траву и сказала, что такая трава существует. Улыбнулся Олег и не стал спорить:

- Пусть будет синей, если тебе так хочется, и продолжил своё дерево рисовать. Потом нарисовала Люда чёрное солнце и сказала, что это солнце ночное, когда оно спать ложится, а Олег опять промолчал. Тут Олег решил тоже пофантазировать, взял да и нарисовал на синей траве под чёрным солнцем маленького зелёного медведя и сказал, что этот медведь, когда валялся на земле, о траву выпачкался. Увидела Люда зелёного медведя и сразу стала сердиться и закрашивать его, говоря, что таких медведей не существует. Остановил Олег руку сестры и не дал ей своего медведя закрасить. Люда стала обзываться, а потом заплакала и побежала жаловаться маме. Пришла мама, выслушала внимательно обоих, узнала, как было дело, и произнесла:

- Не плакать тебе надо и не обижаться, доченька, а лучше научиться у Олега терпимости. - Правильно ли вёл себя Олег, что снисходительно и терпимо относился к вредности сестрёнки? Какого качества не хватало Люде? Каких качеств не хватает нам для того, чтобы наш класс, наша школа стала «Пространством толерантности»?

9. Творческая работа. «Дерево толерантности»

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.

- Посмотрите на это дерево! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения (листочки) оживили его.

 Класс, школа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы не только в нашем  классе, в нашей школе  всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, но и в мире в целом. Вы - наше будущее, и многое зависит от того, какой путь вы выберите.

 А что же нужно для того, чтобы наше будущее общество было толерантным?

8. Рефлексия.

 - Заканчивается наш урок толерантности. Что нового вы узнали из сегодняшнего урока?

Что такое толерантность?

Чтение стихотворения

Толерантность. Что это такое? -

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: "Это все земное.

 То, на чем стоит Планета вся".

Толерантность - это люди света

Разных наций, веры и судьбы.

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

 Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность - слово для живых!
Оформление кластера




Кто после этого урока будет по-другому относиться к окружающим людям, товарищам?

Помните, что…



Толерантность - это не простое чувство,

Его не в раз приобретешь:

Сколько надо проявить благородства и сочувствия,

Только когда сам все это поймешь.

Толерантным быть – это искусство,

Твердо в этом мы убеждены:

 В дружбе и согласии жить должны

 Русские и украинцы, башкиры и татары.

Мир становится таким жестоким,

 Что поодиночке невозможно жить…

 Ответим друг другу чувством высоким-

 И хрупкий мир мы сможем сохранить…



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 5классе ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения». Цели iconКлассный час для учащихся 6 класса на тему: «каждый ли человек достоин уважения?»
С 27 лет Бетховен страдал глухотой, которая постоянно прогрессировала. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми,...
Урок литературы в 5классе ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения». Цели iconУрок литературы в 10 классе Тема. Система образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Воспитание чувства уважения к старшим поколениям, толерантности к людям, имеющим другую систему ценностей
Урок литературы в 5классе ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения». Цели iconУроки толерантности Тема. "Урок толерантности"
...
Урок литературы в 5классе ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения». Цели iconУрок Блог Миненкова Эдуардовна Галина
...
Урок литературы в 5классе ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения». Цели iconУрок Тема: «Иван Грозный и его время»
Воспитательные: формировать чувства уважения к общественной жизни, урегулированной и защищаемой нормами права, толерантности
Урок литературы в 5классе ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения». Цели iconВоспитание толерантности
...
Урок литературы в 5классе ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения». Цели iconУрок английского языка в 9 классе. Тема: Конфликты в современной истории. Как их предотвратить?
Воспитание толерантности, уважения прав человека как условия предотвращения конфликтов
Урок литературы в 5классе ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения». Цели iconТема. "Урок толерантности". Цели
...
Урок литературы в 5классе ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения». Цели iconТема урока : «Межнациональные отношения»
Воспитание уважения и толерантности к народам нашего многонационального государства
Урок литературы в 5классе ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения». Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воронежа от немецко-фашистских захватчиков, Дню памяти воинов интернационалистов, Дню защитников Отечества(112 человек)
Урок литературы в 5классе ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения». Цели iconОбщеобразовательное учреждение
Разработка урока литературы в 5классе «Наш добрый Ханс Христиан Андерсен» Викторина
Урок литературы в 5классе ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения». Цели iconПояснительная записка Цели изучения русской литературы в 8 классе...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...
Урок литературы в 5классе ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения». Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Воспитание любви и уважения к корням русской литературы, русским традициям
Урок литературы в 5классе ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения». Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Родиной, уважения к государственным праздникам России, Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует проведение...
Урок литературы в 5классе ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения». Цели iconРеферат по теме: «Влияние Интернета на жизнь современного человека»
Каждый человек имеет дома компьютер, каждый второй человек имеет компьютер, подключенный к Интернету. В наше время нельзя обойтись...
Урок литературы в 5классе ко дню толерантности «Каждый человек достоин уважения». Цели iconОтчет по неделе русского языка и литературы
Каждый человек должен уметь грамотно писать, четко и ясно излагать свои мысли, правильно понимать то, что говорят другие


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск