…………………………………………………………………………………..
«……………………………………………………..»
| УТВЕРЖДАЮ
Директор …………………………. средняя общеобразовательная школа№ ____________________.............................. (Приказ № от__________________)
|
Рабочая программа по искусству (изо)
начального общего образования
3 класс
201..-201.. учебный год
Разработана на основе программы «Изобразительное искусство»:
Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы автор В.С.Кузин, С.П.Ломов и др.,-М.:Дрофа,2009
|
|
Учитель: Мирошниченко Г.Д.
Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству (изо) создана на основе:
-федерального компонента государственного образовательного стандарта «Начальная школа. Содержание образования» М., Вентана – Граф, 2008;
- программы «Изобразительное искусство» Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 класс авторы: Кузин В.С., С.П.Ломов и др.,-М., Дрофа,2009
Курс обеспечен учебником : «Изобразительное искусство» 3 класс В.С.Кузин,- М.:Дрофа, 2010
Концепция
Программа отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетическое осмысление ими действительности- изобразительное искусство Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогает детям с первых шагов обучения в школе познать окружающий мир. Видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности.
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Цели обучения:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи курса:
— овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
— развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
Особенности организации художественной деятельности
по направлениям по предмету изобразительное искусство
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы).
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Аппликация- это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 3 классе отводится 10 минут от урока.
В базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 3 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
-
№/п
| Разделы программы
| Учебная программ
| 1.
| Рисование с натуры
| 10
| 2.
| Рисование на темы
| 8
| 3.
| Декоративная работа
| 7
| 4.
| Лепка
| 3
| 5.
| Аппликация
| 2
| 6.
| Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
| 4
|
№
| №
| Содержание учебного материала
| Кол-
| Дата
| п/п
| уро ка
|
| во часов
|
| 1 четверть.
| Рисование с натуры и по памяти (10)
| 1.
| 1.
| . Рисование по памяти и представлению. Прощаемся с теплым летом (деревья с осенней окраской)
| 1
|
|
|
|
|
| 2.
| 2.
| Рисование с натуры. Осенние листья сложной формы
| 1
|
| 3.
| 3.
| Рисование с натуры. Осенние листья сложной формы (продолжение , акварель)
| 1
|
| 4.
| 4.
| Рисование с натуры. Дары осеннего сада и огорода (фрукты и овощи)
| 1
|
| 5.
| 5.
| Рисование с натуры. Дары осеннего сада и огорода(продолжение ,акварель)
| 1
|
| 6.
| 6.
| Рисование с натуры .Орудия труда человека(ведро, лопата, лейка)
| 1
|
| 7.
| 7.
| Рисование с натуры .Орудия труда человека(ведро, лопата, лейка)
| 1
|
| 8.
| 8.
| Рисование по представлению. Голубь.
| 1
|
| 9.
| 9.
| Рисование по представлению. Голубь.
| 1
|
|
|
| 2 четверть.
|
|
| 10.
| 1.
| Рисование с натуры. Рисование игрушечной машины.
| 1
|
| Рисование на темы (8)
| 11.
| 2.
| Тематическое рисование.Иллюстрирование «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин
| 1
|
| 12.
| 3.
| Тематическое рисование.Иллюстрирование «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин
| 1
|
| 13.
| 4.
| Тематическое рисование. «В сказочном подводном царстве»
| 1
|
| 14.
| 5.
| Тематическое рисование. «В сказочном подводном царстве»
| 1
|
| 15.
| 6.
| Тематическое рисование. «Полет на другую планету»
| 1
|
| 16.
| 7.
| Тематическое рисование. «Полет на другую планету»
| 1
|
|
|
| 3 четверть
|
|
| 17.
| 1.
| Тематическое рисование. «Пусть всегда будет солнце»
| 1
|
| 18.
| 2.
| Тематическое рисование. «Пусть всегда будет солнце»
| 1
|
| Декоративная работа (7)
| 19.
| 3.
| Декоративная работа. »Русская матрешка в зимнем уборе»
| 1
|
| 20.
| 4.
| Декоративная работа. «Русская матрешка в зимнем уборе»
| 1
|
| 21.
| 5.
| Декоративная работа. «Жостовский узор»
| 1
|
| 22.
| 6.
| Декоративная работа. «Украшение подноса узором» жостовской росписью.
украшение
| 1
|
| 23.
| 7.
| Декоративная работа. Иллюстрации произведений различных народных промыслов.
| 1
|
| 24.
| 8.
| Декоративная работа. Иллюстрации произведений различных народных промыслов.
| 1
|
| 25.
| 9.
| Декоративная работа. Иллюстрации произведений различных народных промыслов.
| 1
|
| Лепка (3)
| 26.
| 10.
| Лепка. Домашние животные
| 1
|
|
|
| 4 четверть
|
|
| 27.
| 11.
| Лепка. Домашние животные
| 1
|
| 28.
| 1.
| Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.
| 1
|
| Аппликация (2)
| 29.
| 2.
| Аппликация «Весенняя сказка цветов»
| 1
|
| 30.
| 3.
| Аппликация на сюжет басни «Кукушка и Петух»
| 1
|
| Беседы об изобразительном искусстве (4)
| 31.
| 4.
| Родная природа.
| 1
|
| 32.
| 5.
| Наша Родина-Россия..
| 1
|
| 33.
| 6.
| Музеи России
| 1
|
| 34.
| 7.
| Старинные города России
| 1
|
|
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
известные центры народных художественных ремесел России;
основные цвета спектра в пределах акварельных красок;
особенности работы акварельными и гуашевыми красками;
уметь:
- выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество форм, очертаний;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике и круге;
творчески применять простейшие приёмы народной росписи: цветовые круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приёмов в изображении декоративных ягод и трав;
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках труда.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.
Литература:
1.Алёхин А.Д. Когда начинается художник.-М.:1993
2.В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина Изобразительное искусство в начальной школе 1 книга-М.: 1996
3.Тони Керн Рисуем крупных животных , пошаговый метод рисования-Минск.: 2002
4.Диск Кирилл и Мефодий «Детская энциклопедия»
5.Виноградова Г. Уроки рисования с натуры.-М.:Просвещение,1980
6.В.С.Кузин. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.-М.:Просвещение,1972 |