Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у





Скачать 255.53 Kb.
НазваниеРечевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у
Дата публикации24.08.2014
Размер255.53 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы



Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. — 24 с.
Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопеди­ческих групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку ус­воить правильное произношение звуков П, ПЬ, Б, БЬ.

В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содер­жит разнообразный лексический материал, описание игр и отдель­ных упражнений.

Егорова Ольга Владимировна

Учитель-логопед ГОУ — детский сад комбинированного вида № 1547

г. Москвы

Звуки П, ПЬ, Б, БЬ

Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
Издатель — А. Казаков

Редактор — Н. Ильякова

Корректор — И. Максимова

Обложка — Н. Залипаева

Оригинал-макет — А. Комолое

ООО «Издательство ГНОМ и Д» E-mail: gnom_logoped@newmail.ru

Сдано в набор 08.09.04. Подписано в печать 20.11.04. Печать офсетная. Объем 1,5 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 2 000 экз. Заказ № 1293.

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ДПК Роспатента, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1.

©ЕгороваО.В., 2004. ISBN 5-296-00535-Х © Оформление «Издательство «Гном и Д», 2005.

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психичес­кие процессы, способность к понятийному мышлению. Рече­вое общение создает необходимые условия для развития раз­личных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, заме­ны, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает рече­вую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться пра­вильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено про­изнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, П, Б и др.

В данном пособии автором собраны и представлены мате­риалы по постановке, автоматизации и дифференциации зву­ков П, ПЬ, Б, ВЬ у дошкольников.

Структура пособия

Работа по каждому звуку включает в себя 3 раздела:

  1. Артикуляция звука.

  2. Постановка звука.

  3. Практический материал по автоматизации и дифферен­циации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворе­ния, рассказы и игры).

Методические рекомендации

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При

работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стече­нием согласных звуков.

На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загад­ки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, послови­цы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и пра­вильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговор­ку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадка­ми предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не толь­ко закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы чи­тать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их за­помнить и пересказать. Игры проводить в оживлённой фор­ме, поощряя правильные ответы малыша.

Когда звуки, близкие по произношению, автоматизирова­ны, необходимо провести работу по их дифференциации. Диф­ференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.

Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспи­тателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

Звук П

Артикуляция звука

Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воз­душная струя толчкообразная.

Постановка звука

  1. способ: по подражанию.

  2. способ: логопед просит ребенка произнести слог па, под­дувая комочек ваты или полоску цветной бумаги.

Практический материал по автоматизации звука П

1. Повтори слоги.

Па - па - па Па - по - пу - пы Ап - оп - уп

По - по - по Пы - по - пу - па Уп - ып - ап

Пу - пу - пу По - па - пу - пы Ып - ап - оп

Пы - пы - пы Пу - пы - по - па Уп - оп - ап

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Пан, пай, пас, паж, паук, падать, пакет, паста, палец, Павел, палата, палка, пакля, пар, парк; пыль, пылить, пылесос, пыжик, пышка; пой, пот, пол, пост, поезд, помощь, почка, почва, почта, полк, полка, ползать, помидор, порт, порка; пуд, пух, путь, пуф, пуфик, пуск, пушка, пучок, пуля, пугало, пудра.

Звук в середине слова: Анапа, упаду, топать, капать, копать, купать, покупать, нападать, стопа, лапа, хлопать, толпа, тюльпаны, шляпа, запор, запарка, царапать, крупа, тропа; окопы, копыто, напылить; копоть, сапог, лапоть, напор.

Звук в конце слова: Топ, этап, тяп-ляп, сап, цап, арап, храп, драп, трап.

Стечение согласных звуков в слогах и словах: Пка, пна, мпа; пла, плы, пло, плу; пра, пры, про, пру Топка, сопка, лапка, копна, лампа; пламя, планета, плавать, плавки, плакать, пластика, пластилин; плыть, плывун; плот, плод, плохо, плохой, дупло, сопло, плошка; плут, плуг, плутать; правда, правило; прыгать, прыгун; просто, простыня; прут, пруд.

3. Повтори предложения.

Паша пас овец. Паж поднял палец. Полк идет в порт. В парке на деревьях появились почки. Паровоз выпустил пар. На почте горит лампа. Павел поехал в Анапу. Толпа хлопала. Пылесос глотает пыль. У Пушка намокли лапки. Из дупла упали ягоды. Павел учит правило. Пугало охраняет плоды. Пушка стреляет: пуф. Папа покупает крупу. Павел отправился в путь. На полу пыль, нужен пылесос.

4. Повтори чистоговорки.

Па - па - па - мелкая крупа.

Пу - пу - пу - купили мы крупу.

Пы - пы - пы - нет уже крупы.

Па - па - па - идет папа.

Пу - пу - пу - еду в Анапу.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Попал пальцем в небо.

От топота копыт пыль по полю летит.

Поздно поднялся — день потерял.

В молодости не учился — жизнь потерял.

Признание — половина исправления.

6. Повтори скороговорки.

Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна под попом, поп под колпаком.

Пара птиц порхала, порхала -Да и выпорхнула.

Поле-то не полото, Поле-то не полито, Просит полюшко попить -Нужно полюшко полить.

7. Повтори загадки.

Кто пасет овец и коз, Из-под снега вышел друг,

Там, где луг травой зарос? И весной запахло вдруг.

(Пастух). (Подснежник)

Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух) Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

8. Выучи стихотворения.

Пошли, пошли, поехали Паучок приехал на базар,

За спелыми орехами, Мухам паучок привез товар.

За орехами, грибами, Он его развесил на осинке:

Что родятся под дубами, — Кто из вас желает паутинки?
Что растут под кленами,
Под липами зелеными. (В. Орлов)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное рлово в конце каждого стихотворения.

И от ветра, и от зноя, Я в красной шапочке расту

От дождя тебя укроет. Среди корней осиновых.

А как спать в ней сладко! Меня увидишь за версту -

Что это?.. (Палатка). Зовусь я... (подосиновик).

Подготовлен самолет,

Он отправится в... (полет).

10. Игра «Один-много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок — во множественном.

Помидор - (помидоры). Пушка - (пушки).

Паук - (пауки). Подушка - (подушки).

Полка - (полки). Палатка - (палатки).

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пере­сказать его.

Степа отправился в поход. Сначала Стёпа доехал на по­езде до леса. По тропке спустился в лес. Там он нашёл кра­сивую поляну и поставил на ней палатку. Возле палатки протекала река. Стёпа поплавал в реке и лёг на траву заго­рать. Как же хорошо отдыхать!
Звук ПЬ

Артикуляция звука

См. звук П. Разница в том, что при произнесении звука ПЬ губы напряжены гораздо сильнее, а язык выгнут, его кон­чик упирается в нижние резцы.

Постановка звука

  1. способ: по подражанию.

  2. способ: ребенок произносит слог пи. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, губы сильно не растяги­вать, получается звук ПЬ.

Практический материал по автоматизации звука ПЬ

1. Повтори слоги.

Пя - пя - пя Пя - пю - пи апь - опь - упь

Пю - пю - пю Пи - пе - Пя ипь - епь - юпь

Пи - пи - пи Пю - пе - пи япь - ипь - юпь

Пе - пе - пе Пи - пя - пю ыпь - апь - опь

Пё - пё - пё Пё - пи - пя упь - юпь - ипь

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Пядь, пять, пятак, пятка, пятна, пятилетие; пить, пиво, пион, писк, письмо, пища, пила, пилот, пингвин, пир, пирог; пень, петь, печь, пена, Петя, пение, петух, песня, песок, печка, печенье, пенал, пеликан, перо, перчатка, перемена; пюре. Звук в середине слова:

Опять, опята, топят, кипяток, кипятить, храпят; допить, выпить, капитан, дописать, исписать, опилки, копилка; допеть, напеть, сопеть, испечь, запеть, капель, капельки, храпеть, наперекор; наперёд, тапёры, сапёры, напёрсток; капюшон.

Звук в конце слова:

Топь, сыпь, зыбь (пь).

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Тпи; спя, спи, спе; пле, плё, плю.

Отпить; спят, спячка; спит, спина, спинка, спираль; спеть, спеленать, сперва, спереди; плен, пленник, плеск, плескать; плёнка, плётка; плюхать, топлю, соплю, плюшка, храплю.

3. Повтори предложения.

Бабушка испекла пирожки. Мы пили чай с печеньем. Петух рано запел. Мы запели любимую песню. Эта печка хорошо печет. Мы устроили пир на песке. Петя, не сыпь песок. Хочется спеть. Дети пилили пень. У Пети пять опят. У петуха красивые перья. Петя пилот. У Пети в рюкзаке пенал. От мыла осталась пена. Эти пироги из печки. Петя несет пионы. Опята растут на пеньке. В школе перемена. На льдине пингвин. Петя отметил пятилетие.

4. Повтори чистоговорки.

Пе-пе-пе - соринки в крупе. Пей-пей-пей - воду допей!

Пи-пи-пи - не сопи. Пи-пи-пи - знания копи.

5. Повтори пословицу.

Пишут не пером, а умом.

6. Повтори скороговорки.

Петя пилил пилой пень. У пеньков опять пять опят. Из-под пилки летят опилки.

7. Повтори загадки.

Веселятся Коля, Лена — Всех я во время бужу,

Это значит — ... ( перемена ). Хоть часов не завожу. (Петух)

Стоит изба из кирпича, Древесину ест едок,

То холодна, то горяча. (Печь) Сто зубов в один рядок. (Пила)

8. Выучи стихотворения:

Петя, Петя, Петушок Петуха спросили дети:

Целый день учил стишок — Почему зовут вас Петей?

А запомнил он строку, Так ответил Петя детям:

Лишь одну — ку-ка-ре-ку. — Хорошо умею петь я.

(Р. Фархади) (Я. Коньков)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце стихотворений.

Это самолет, Я взял муку и взял творог,

В нем летит... (пилот). Испек рассыпчатый... (пирог).

Если все ты будешь знать, Вдруг видят: стоит у колес,

То получишь в школе... Огромный взъерошенный...

(пять). (пес).

10. Игра «Дополни предложение».

Взрослый называет предложения, предлагает ребенку их закончить подходящими по смыслу словами со звуком ПЬ. В саду распустились красивые... (пионы). Мальчик положил в почтовый ящик ... (письмо). После уроков начинается... (перемена). Рано поутру закукарекал... (петух). Пироги пекутся в... (печке).

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком ПЬ, которые в нём встречаются.

Оля и Петя отдыхают в деревне. Петя с дедушкой пилят дрова. Дрова нужны для печки, чтобы её растопить. Мама испечёт в печке пироги. Оля сделает для пирогов начинку из варенья. Какие вкусные пироги из печи!

Дифференциация звуков П —- ПЬ

После того, как поставлены и автоматизированы звуки П, ПЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребе­нок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков П - ПЬ

1. Повтори слоги.

Па - пя Пы - пи Пу - пю По - пё

Пя - па Пи - пы Пю - пу Пё - по

Пя - па - пя Пи - пы - пи Пю - пу - пю Пё - по - пё

Па-пя-па Пы - пи - пы Пу-пю-пу По-пё-по

2. Повтори слова.

Пой - пей Палец - пяльцы Капать - капельки

Пот - петь Почка - печка Топать - топь

Пол - пел Пони - пень Купать - купить

Полка - пилка Полет - пилот Пылить - пилит

Пышка - пешка Поиск - писк Тропа - тропинка

3. Повтори предложения.

Павел поет песню. Петя пылесосит пыль. Петя смастерил пугало для огорода. Павел познакомился с капитаном. На почте много писем. Петя купил тюльпаны. Петух хлопает крыльями. Петух пропел рано утром. У нашего капитана но­вые сапоги. Петя порезал палец. Павел сидел возле печки. Поля села на пенек. По радио прозвучала знакомая песня. Петя сидел на последней парте. У Пети папа - капитан. Петя плавал в пруду. Поля покупает петуха. Папа пилит пилой дрова. Поля надела перчатки. В лесу нам попались опята.

4. Повтори чистоговорки.

Пы - пи - пы - сделали подкопы. Пи - пы - пи - печку затопи. Па - пя - па - идет папа. Па - пя - па - упала шляпа. Пи - пы - пи - не хрипи.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Переливать из пустого в порожнее.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

6. Повтори скороговорки.

За гиппопотамом по пятам Топает гиппопотам. Про пестрых птиц поет петух, Про перья пышные, про пух.

7. Повтори загадки.

Пять братьев вместе родятся, А росту разного. (Пальцы)

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

8. Выучи стихотворения.

Петрушка - озорник привез

На самый полюс

Пылесос.

Он в пять минут почистил льдину,

Ну а потом -

Пиджак пингвину.

(Г. Сатир)

Птичья зарядка

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

Берестов

9. Игра «Твердый мягкий».
Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук П, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ПЬ - зеленый квадратик.

Переход, пони, поле, пень, пенал, паровоз, пили, пуля, Поля, пирог, пушка, пена, пальцы, паук, пятится.

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по сле­дующим опорным словам:

Поля - пирог. Паша - опята.

Почтальон - письма. Капитан - пароход.

Петя - помидоры. Петя - поезд.

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

У Пети есть друг Паша. Он живет в другом городе. У Паши скоро день рождения. Петя решил поздравить друга. Маль­чик сел за стол, достал бумагу, ручку из пенала и стал пи­сать. Письмо получилось длинное. Сколько в нем было поже­ланий Паше!

Отнесу-ка я поскорее письмо на почту. Вот Паша обра­дуется, когда получит его!
Звук Б

Артикуляция звука

См. звук П. Разница заключается в том, что мягкое нёбо опу­щено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. При произнесении звука Б ощущается вибрация гортани и щёк.

Постановка звука

  1. способ: по подражанию. Ребенок произносит ба - ба - ба, при этом нужно слегка раздувать щёки.

  2. способ: на базе звука П путем добавления голоса. Ребе­нок ощущает вибрацию гортани при произнесении звука Б.

  3. способ: Ребенок дует сквозь сближенные ненапряжённые губы, слегка раздувая щеки. В момент дутья включает голос. Логопед кладет указательный палец под нижнюю губу параллель­но ей и совершает резкие движения вверх-вниз. Потом ребенок сам подкладывает пальчик. Постепенно палец убирается.

Практический материал по автоматизации звука Б

1. Повтори слоги.

Ба - ба - ба Ба - бо - бу - бы

Бу - бу - бу Бо - ба - бу - бы

Бы - бы - бы Бу - бо - бы - ба

Бо - бо - бо Бы - бу - бо - ба

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Бак, бал, баян, баня, бант, база, банан, батон, банка, башдя, багаж, балет, балык, баланс, багор, баран, базар, барсук; бок, боб, боты, боль, ботинки, бор, Боря, борода; бунт, бусы, буря, букет, бумага, буква, будка, булка, бугор, будильник; бык, быт, был, быль, былина, бычок.

Звук в середине слова: Люба, шуба, жаба, рыба, кабан, собака, усадьба, свадьба, рубаха, рубанок, просьба; губы, зубы; хобот, альбом, соболь, автобус, забота, забор, работа; азбука.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Бво, бви, бни,бду, бде, бго; бла, бло, блу, бли, блю; бра, бры, бро,бря,бри.

Обводить, обвить, обними, обниматься, обдумать, обделить, обгонять; бланк, вобла, блаж; блок, блокада, блокнот, блондин, обложка; заблудиться, блуждать; блик, блины, блюдо, блюдце; бра, брат, браво, обратно, брасс, зебра, братец; обрыв, брыкаться; брод, бронь, брови, брошка; брякать, бритва, абрикос.

3. Повтори предложения.

У Любы красивая шуба. У Любы большой бант. У слона длинный хобот. У Бори болят зубы. Люба ест бананы. У брата блокнот. Брат бреется бритвой. Катя очень обрадовалась брошке. Блины лежали на блюдечке. На блузке висела брошка. На Любе бусы. У Бори булка. Боря ест сдобу. Бабушка сварила грибы. За забором кабан. Собака лает на жабу. Люба учит азбуку. Боря увидел зебру. Рядом с быком бычок. Боря обводит картинки. В альбоме нарисована башня. У Бори борода.

4. Повтори чистоговорки.

Ба - ба - ба - звонкая труба. Бы - бы - бы - идет бык.

Бы-бы-бы-крашу столбы. Бо - бо - бо - надела сабо.

Бу - бу - бу - купите мне трубу. Бо - бо - бо - отлежала бок.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Была бы охота, закипит работа. Если бы, да кабы, на печи росли грибы. Люблю греться, кабы не обжечься. Бояться несчастья, так и счастью не бывать. Не было бы снегу, не было бы и следу.

6. Повтори скороговорки.

У Бори были бобы, а у бабы были грибы. Были бы у бабы бобы, Сварила бы баба Боре бобы.

Все бобры добры для своих бобрят.

Боря Ире дал ириску, Ира Боре - барбариску.

Идут бобры в сыры боры.

Отлежал бычок бочок, Не лежи, вставай, бычок!

7. Повтори загадки.

У маленькой Катюши Уселся на макушке Не мотылёк, не птичка -Держит две косички. (Бант)

Все обходят это место: Здесь земля как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи, Нет опоры для ноги. (Болото)

Рыба в море, хвост на заборе. (Ковшик)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Луна)

Зубы имеют, а зубной боли не знают. (Грабли)

8. Выучи стихотворения.

Маленький бычок, Барабан боднул баран.

Рыженький бочок, Бух! - и лопнул барабан.

Ножками ступает,

Головой мотает.

Где же стадо? Му-у-у!

Скучно одному-у-у!

(В. Берестов).

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворения, а ребенок добавляет про­пущенные слова.

Отлежал бычок бочок Зайка маме говорит:

не лежи, вставай... (бычок). «Хвостик у меня... (болит)*.

В этой речке утром рано А водитель спозаранку

Утонули два... (барана). Крутит круглую ... (баранку).

10. Игра «Составь предложение».

Взрослый называет ребенку опорные слова и предлагает составить с их помощью предложения.

Боря - банан. Собака - будка.

Баран-забор. Бабочка - бутон.

Буратино - арбуз. Боря - грибы.

11. Перескажи рассказ:

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

Мама отвела нас в зоопарк. Там были разные звери. Мы смотрели на волка, бизона, барсука. Люба крикнула: «Смот­рите, это зебра! Какая она красивая! Я накормлю её баран­ками!» Но зебрам дали сено и овёс. Затем мы были в терра­риуме. Там были змеи. Нам с Любой очень нравилось гулять.
Звук БЬ

Артикуляция звука

См. звук Б. Разница заключается в том, что губы при про­изнесении звука БЬ напряжены гораздо сильнее, а язык выг­нут, и его кончик упирается в нижние резцы.

Постановка звука

Ребенок произносит слог ПИ. Логопед предлагает ему включить голос, получается слог БИ. Постепенно звук И про­износится всё более кратко и глухо, получается звук БЬ. Губы при этом сильно не растягивать.

Практический материал по автоматизации звука БЬ

1. Повтори слоги:

Бя - бя - бя Вя - бе - би

Бе - бе - бе Би - бю - бя

Би - би - би Бё - бю - бя

Бю - бю - бю Бя - би - бю

2. Повтори слова

Звук в начале слова: Бяка; бить, бинт, бидон, битва, бизон, билет, бинокль, бисер, библиотека; бег, беда, бетон, бедный, бегемот, бедность, бензин, белье, белый, белка, белуга, берет, берег; берёза; бюст, бюро.

Звук в середине слова: Побить, кабина, кабинет, забитый, забияка, любить, собирать, забирать, разбить; обед, обедать, забег, обезьяна, забежать, побелить, побелка; ребёнок.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Вби, тби, дбо, дби, сби, зби, взби.

Вбить, вбивать, отбить, отбирать, подбор, подбирать, сбить,

избирать, разбить, разбирать, взбивать, взбираться.

3. Повтори предложения.

Я купил белого голубя. Ребенок несет в бидоне молоко. Белка

купила билет. Белая береза стоит под окном. Мама взбивает молоко. Я несу белый бисер. Мама надела белый берет. Бедный больной бегемот лежит на берегу. Беседка стояла на берегу реки. На берегу идёт битва. Обезьяна собирается обедать. Ребёнок любит маму. Мама собирает бельё. Белка сбивает шишки.

4. Повтори чистоговорки.

Би - би - би - гудит машина, не поеду без бензина.

Би - би - би - громко не труби.

Би - би - би - ты подсоби.

Бе - бе - бе - играю на трубе.

Бе - бе - бе - идем к тебе.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Любишь кататься, люби и саночки возить. Берегись бед, пока их нет.

6. Повтори загадки.

Бежит, бежит - не выбежит, течет, течет - не вытечет. (Река)

Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка)

Стоит Алена - платок зеленый, Тонкий стан, белый сарафан. (Берёзка)

7. Выучи стихотворение.

Белка-забияка Бегает кругом. На березу белка Смотрит: — «Высоко»! — Белка, белка, белочка Не беги туда! Белка, белка, белочка, Как ты хороша!

(О. Егорова)
8. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворения, а ребенок добавляет в кон­це пропущенное слово.

Бегемот разинул рот, Булку просит... (бегемот).

Пушистый хвост торчит с верхушки. Что за странная зверушка? Щелкает орехи мелко. Ну, конечно, это... (белка).

Она весну встречает -Сережки надевает. Накинута на спинку Зеленая косынка. А платьице — в полоску. Ты узнаёшь... (березку)?

9. Игра «Назови ласково».

Взрослый предлагает ребенку назвать ласково следующие предметы (объекты):

Бинт - (бинтик) Берет - (береточка)

Белка - (белочка) Билет - (билетик)

Берег - (бережок) Береза - (березонька)

Бегемот - (бегемотик) Ребенок - (ребеночек)

10. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем его пересказать.

Таня с мамой гуляли в лесу. Вдруг Таня увидела на берёзе белочку.

Мама, смотри, какая красивая белочка, давай её покор­мим.

Мама дала Тане орешков и сказала, что белки любят их грызть. Таня положила орешки на руку и стала ждать. Ско­ро белочка подбежала к ней, взяла орешек и съела его. Тане очень понравилось кормить белку.

Дифференциация звуков Б - БЬ

1. Повтори слоги.

Ба - бя бы - би бу - бю бо - бё

Бя - ба би - бы бю - бу бё - бо

Ба - бя - ба бы - би - бы бю - бу - бю бё - бо - бё

Бя - ба - бя би - бы - би бу - бю - бу бо - бё - бо

2. Повтори слова.

Баки - бяки Бунт - бинт

Балет - билет Быть - бить

Бант-бинт Был - бил

Кабан - кабина Батон - бетон '

Боты - биты Люба - любить

Ботва - битва Булка - белка

Болит - белить Рубаха - рубить

3. Повтори предложения.

Боря едет в кабине. Люба несет бидон с молоком. На берегу сидит рыбак. У собаки будка под березой. Ребенок рисует в альбоме. Бычок забежал во двор. Люба плетет из бисера бабоч­ку. Автобус забирает рабочих. Люба носит беретку. Боря раз­бил вазу. У бедного бегемота болит живот. Люба идет в каби­нет. Ребенок нарисовал на бумаге обезьяну. Боря видел белку. Люба собирает грибы. Люба любит есть бананы. На елке висят белые бусы. В зоопарке живут зебры, бегемоты, обезьяны.

4. Повтори чистоговорки.

Бы - би - бы - я несу грибы.

Бы - би - бы - во дворе стоят столбы.

Ба - бя - ба - из окна торчит труба.

Би - бы - би - ты меня люби.

Бе - бэ - бе - мы идем к Любе.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Богатый бедному не брат. Беседа дорогу коротает, а песня - работу. Без дела жить - только небо коптить. Без труда хлеб не родится никогда. 20

6. Повтори скороговорки.

Белые бараны били в барабаны.

Бились лбами у забора два быка, Прободали в шумном споре все бока.

Без разбору били -Лбы себе разбили.

Бык бодается с быком, Убегают все кругом. Береги, бегун, бока От бодливого быка.

7. Повтори загадки.

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз? (Белка)

Глубоко был спрятан он,

Раз - два - три - и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду. (Боровик)

Стоят в поле сестрицы, ' Платья белёны, Шапочки зелены. (Березка)

8. Выучи стихотворения.

А затем баран явился,

Бегемот разинул рот -

Поглядел и удивился. Булки просит бегемот.

  • Бэ-э, береза. (С.Маршак)

  • Бэ-э, бидон.

Эту букву любит он.

(Г. Сатир)

9. Игра «Твердый мягкий».

Перед ребенком синий и зеленый квадратики. Если в сло­вах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Б, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук БЬ - зеленый квадратик.

Береза, бок, бык, бинт, белуга, баня, бить, быть, бычок, бегом, столбы, белый, баранка, барабан, бегемот.

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по сле­дующим опорным словам:

Боря - бегемот. Кабан - береза.

Ребенок - собака. Боря - билет.

Люба - обед. Обезьяна - банан.

11. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пе­ресказать его.

Боря с бабушкой гулял в лесу. Вдруг под березой он увидел белочку. Белка в лапках держала гриб.

  • Бабушка, а зачем белке гриб? - спросил Боря.

  • Белка собирает грибы на зиму. Она высушивает их, скла­дывает в дупло, а зимой кушает.

-А что еще белка хранит в дупле?

- У нее там есть орешки, шишки. Без этих запасов белке
было бы очень трудно зимой. Ведь под снегом еды не найдешь.


Тут Боря вспомнил, что у него в кармане лежат орешки. * Мальчик достал один и протянул белке - пусть у нее будет побольше запасов на зиму.

Дифференциация звуков Б - П

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Б, П, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал звонкий и глухой варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Б - П:

1. Повтори слоги.

Ба - ба - па Бу - пу

Па-ба-па Пу-бу-бу

Па - ба - ба Бу - пу - пу

Бы - пы -бы Во - по - по

Пы - бы - пы По-бо-по

2. Повтори слова.

Бока - пока Пой - бой Путь - будь

Баба - папа Пух - бух Запить - забить

Бабка - папка Панты - банты Поль - боль

Бас - пас Побить - попить Пил - бил

Балка - палка Падать - бодать Порт - борт

Блоха - плоха Пыль - быль

Бабочка - папочка Набор - напор

Башня - пашня Забор - запор
Победа, пальба, палуба, пломба, проба, пробег, пробел.

3. Повтори предложения.

Папа покупает бусы бабушке. Бок у быка пока болит. В альбоме были нарисованы липа и павлин. Бабушка готовит на плите рыбу. У папы борода. В парке была башня. Павел плыл на борту корабля. Везде был песок после бури. Я помогла нести багаж к поезду. Боря подарил бабушке пудру. На полке была пыль. На Поле сидела бабочка. Путь будет тяжёлым. Пастух пас стадо возле башни. На палубу вышла Поля. На заборе крепкий запор.

4. Повтори чистоговорки.

Ба - па - ба - вот стоит изба.

Па - ба - па - лесная тропа.

Бы - пы - пы - были у папы.

Па - ба - па - упала шляпа.

Ба - па - ба - тяжелая шуба.

Бу - пу - бу - навещали Любу.

Пу - бу - пу - мы любим папу.

5. Повтори скороговорку.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, У быка бела губа была тупа.

6. Выучи стихотворение.

Баю бай

Баю - бай, баю - бай, Спи, сынок мой, засыпай, Засыпайте все на свете Бобы, Любы, Поли, Пети.

7. Игра «Закончи предложение».

Взрослый предлагает ребенку послушать предложение и самостоятельно закончить их подходящими по смыслу сло­вами.

На цветок села разноцветная... (бабочка). Мы с мамой ждём дома нашего любимого... (папочку). Вокруг дома стоит высокий... (забор). Петя запирает забор на... (запор). Барабанщик барабанит в... (барабан). Стадо овец пасёт... (пастух).

8. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать небольшой рас­сказ, а затем пересказать его.

Наступило лето. Мы с папой поплыли на корабле к бабушке. Мы стояли на палубе и наблюдали за облаками. Вдруг папа сказал: Смотри, облако похоже на большую шляпу!

А я увидел облако, похожее на бабочку. Мы весело провели время и не заметили, как приплыли. На берегу нас ждала бабушка, и я рассказал ей про наше путешествие

Список использованной литературы

1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Издатель­ство ГНОМ и Д, 2001.

  1. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. — М.: Владос, 1999.

  2. Занимательное азбуковедение/Сост. В. В. Волина.— М.: Просвещение,

1991.

  1. Козак О. Загадки и скороговорки. — СПб.: Союз, 1997.

  2. Козырева Л. М. Логопедическое пособие. — М.: Школа, 2000.

  3. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового вос-

приятия у глухих дошкольников. — М.: Просвещение, 1971.

  1. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Просвеще­ние, 1982.

  2. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. П. Аникина. — М.: Художе­ственная литература, 1988.

  3. Сборник загадок/Сост. М.Т. Карпенко. — М.: Просвещение, 1988.




  1. СухинИ.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. —Ярос­лавль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

  2. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. — М.: Изда­тельство ГНОМ и Д, 2000.

12. Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем. —СПб.: Лань, 1998.

Содержание

Введение 2

Звук П 4

ЗвукПЬ 7

Дифференциация звуков П — ПЬ 10

Звук Б 13

ЗвукБЬ 17

Дифференциация звуков Б - БЬ 20

Дифференциация звуков Б - П 23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у iconКонспект занятия по дифференциации звуков [Д] – [Т] в слогах, словах,...
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у iconА. С. Грибоедов «Горе от ума». Тема: Формирование произношения. Дифференциация...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8)
Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у iconУрок на тему: «однородные члены предложения»
Ориентация на личность ученика требует дифференциации обучения, учитывающего потребность всех школьников. Использование в практике...
Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у iconТема: «Hobbies»
Речевой материал: материал, усвоенный в процессе формирования речевых навыков и представленный в виде разговорного текста
Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Речевой материал: a board of fame; лексический материал раздела “What are you good at?”
Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Речевой материал: a board of fame; лексический материал раздела “What are you good at?”
Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у iconПояснительная записка. Дидактическая игра
Цель создания: совершенствование у учащихся 1 класса навыка дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков и букв, их обозначающих,...
Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у iconИгра 1 Цель игры: развитие навыков звукового анализа и синтеза слов,...
Ход игры: учитель предъявляет ряд букв и просит учеников разложить их в алфавитном порядке, тогда получится знакомое (новое) слово....
Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у iconУрок русского языка во 2 классе Тема: «Твёрдые и мягкие согласные...
Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произношением...
Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную...
Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у iconВводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [Р], [Р']...
Как известно, расширение артикуляторных возможностей и лексического запаса помогает ребятам усвоить также и грамматический строй...
Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у iconЭтические нормы речевой культуры. Особенности национального речевого этикета
Текст задачи: Раскройте понятие речевой этикет. Докажите, что русский речевой этикет имеет национальную специфику. Выделите ключевые...
Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у iconКонспект занятия в старшей группе по автоматизации звука [Л] «клава заблудилась»
Создание условий для автоматизации звука [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложении, в тексте
Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у iconЗвуки [Т] — [Д], [Т'] — [Д']
Сравнить артикуляцию звуков [Т] и [Д] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков...
Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у iconТема: «Wild animals»
Речевой материал: лексика по теме p. 103-104 ex. 7, текст p. 105 ex. 9 «Helen Beatrix Potter», упражнения к тексту
Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у iconЗвуки речи. Гласные и согласные звуки
Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск