Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация»





Скачать 70.82 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация»
Дата публикации31.08.2014
Размер70.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Учитель русского языка и литературы Богушева О.С.

Открытый урок

по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация»

Цель:1)повторить и обобщить знания по теме: «Синтаксис и пунктуация»;

2)продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;

3)формировать эстетический вкус к слову, направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, дидактические задания и упражнения.

Ход урока

  1. Орг. момент

1)Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Когда я готовилась к уроку, то подумала, как хорошо, что мы живем на планете Земля и владеем удивительным, неповторимым, многогранным, постоянно меняющимся и развивающимся русским языком. А вы любите мечтать? Тогда, думаю, что вам будут близки строки стихотворения Элеоноры Барковой «Я мечтаю…»

Я мечтаю о звездных полетах,

Межпланетным я стану пилотом,

Намечаю маршруты путей,

Только б вырасти мне побыстрей.

Все о жизни Сатурна узнаю,

С марсианами дружбу сведу,

По пути на Луне побываю,

К дальним звездам дорогу найду.

Небо синее ласково манит

И к бескрайним просторам зовет.

Знаю я, что минута настанет,

В дальний путь поведу звездолет.

Скажите, близки ли вам мысли героя? Кому – то да, кому – то нет. Я надеюсь, что после урока ваше мнение изменится. А сейчас я предлагаю отправиться в космическое путешествие. Вы понимаете, что наше путешествие будет не совсем в космос, а в такой же таинственный, такой же интересный, еще мало вами изведанный, космический мир русского языка. В космос летят космонавты, но мы с вами не просто космонавты, космонавты – лингвисты. Кто такие лингвисты? Лингвистика – это языкознание. Значит, лингвисты – знатоки языка. Космический мир языка очень широк. Мы отправляемся в одну из его частей – держим курс на космическую территорию Синтаксиса и Пунктуации. Хочу сообщить, что в ценре управления полетом за происходящим наблюдают ученые – эксперты – наши гости. Давайте поприветствуем их взглядом. Руководство полетом разрешите взять на себя. Ребята, сегодня на уроке у нас будет 2 экипажа. У каждого участника полета есть свой личный бортовой журнал, в него вы будете заносить все самое основное, что будет происходить во время полета. В конце нашего полета все они будут подшиты к «бортовому самописцу», самые активные будут занесены в Почетную книгу космических достижений (журнал).

Целеполагание. В любое путешествие отправляются с определенной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по космическому району под названием «Синтаксис и пунктуация»? Совершенно верно, повторить и обобщить знания по изученным темам.

Внимание экипажи! Записать число, классная работа, тему урока в свои бортовые журналы.

Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше тоже будет проходить поэтапно.

1 ЭТАП – подготовка к полету, взлет ракеты. Путешественник, намечая маршрут, уже хоть что – то знает о том месте, в которое направляется. Проверим, что вы знаете о синтаксисе и пунктуации. Я задам вопросы, а вы устно дадите развернутое определение.

  1. Что изучает синтаксис? (словосочетания и предложения)

  2. Что изучает пунктуация? (знаки препинания)

Теперь проверим наш космический корабль. Ракета полетит, если заполним ее отсеки основными понятиями, изученными по теме.

Терминологический диктант. Я буду зачитывать развернутые определения, а вы отмечать одним словом и без ошибок записывать в свои бортовые журналы в строчку через запятую. А потом мы проверим, как вы справились с заданием.

- Слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращена речь (обращение).

- Главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении (подлежащее).

- Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета (определение)

- Второстепенный член предложения, кот. отвечает на вопросы косвенных падежей (дополнение)

- Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину (обстоятельство)

- Чужая речь, переданная дословно от лица того, кто ее произнес (Прямая речь)

- Разговор двух лиц (диалог)

Самопроверка (презентация)

Кто без ошибок? Получает звездочку.

Итак, к полету все готово. Взлетаем! (презентация, 3) Ребята, посмотрите на нашу планету. Как она прекрасна! Чтобы она всегда оставалась цветущей, яркой, радовала нас своей красотой, что необходимо? (беречь и охранять).

II этап – «Ориентирование по маршрутному листу». В космосе тоже нужно уметь ориентироваться. Даже есть специальные звездные карты. Мы летим по стране русского языка, поэтому нашим ориентиром будет стихотворный текст, уже знакомый вам с начала урока.

Работа с текстом. На карте присутствуют различные схемы, стрелки, указательные значки и т. д. Внимательно прочитайте текст, найдите в нем словосочетания по схемам, запишите по 1 примеру, обозначьте главное слово.

- прил. + сущ.

- наречие + глагол

- глагол + сущ.

- сущ. + сущ.

Молодцы, справились с заданием! Такая кропотливая работа несомненно требовала колоссального напряжения. Давайте немного отдохнем. Закройте глазки, крепко – крепко зажмурьтесь, откройте глазки, часто – часто поморгайте. Посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Молодцы, продолжим.

III ЭТАП – «Внимание! Неопознанный объект». Ой, что – то непонятное? Что это? Читаем.. Глюкая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. Что за абракадабра? По всей видимости, какой – то неопознанный объект движется навстречу. Не знаешь, что и ожидать от него. Но бояться не стоит – нужно изучить и обезвредить. Рассмотрим повнимательнее. Вид записи, форма - ничего не напоминает? (предложение). Признаки предложения? (смысловая законченность, грамматическая основа). Найдем грамматическую основу, второстепенные члены. Простое предложение или сложное? Есть ли однокоренные слова? Объект обезврежен! Видимо, он упал с какой – либо планеты. У них свой тарабарский язык. Его можно перевести. Академик, ученый – лингвист Л.В.Щерба перевел так: «Грозная тигрица смело отогнала буйвола и грызет буйволенка».

IV ЭТАП – «Космическое послание». Да, каких только чудес не бывает в космосе! Но что это? На нашу электронную почту пришло космическое послание (презентация) Когда выходишь в открытый космос, часто встречаешь подобные письма описательного характера. Они нужны для того, чтобы мы не сбились с маршрута и легко ориентировались в межпланетном галактическом пространстве. К сожалению, в тексте отсутствуют знаки препинания. Но мы с вами, юные знатоки – лингвисты, без труда восстановим текст. Но перед такой кропотливой работой необходимо приободриться, подкрепиться энергией. Самое время для физминутки.

Физминутка.

Все дышите! Не дышите!

Все в порядке. Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно! Опустите!

Наклонитесь! Разогнитесь!

Встаньте прямо! Улыбнитесь!

Да. Осмотром я довольна,

Из ребят никто не болен.

Каждый весел и здоров

И к заданиям готов!

А теперь приступим к восстановлению текста. Работа в паре.

(презентация)

«Марс – удивительная планета. Прозрачны сизые дали, широк простор. Она сплошь покрыта слоем космической пыли. Повсюду кратеры, расщелины, впадины. Необъятны и непостижимы волнующие тайны этой планеты! Космические путешественники внимательно и настойчиво изучают историю ее возникновения, природные сообщества».

К какому типу текста относится данный текст? (описание) Какова основная мысль? Как его озаглавить? Какое по интонации последнее предложение? Попробуйте переделать его так, чтобы оно стало побудительным. Во что превратится подлежащее? (в обращение) Как выделяется на письме обращение? Запишите получившееся предложение в бортовые журналы.

V ЭТАП – «Встреча с инопланетянами».

Ребята! Но в космосе мы встречаем не только планеты и звезды, но и самих инопланетян. Давайте представим, что повстречались с ними, пригласим их в гости и побеседуем с ними. Форма беседы? Диалог. Составьте диалог с инопланетянами, используя словарные слова и обращения (здравствуйте, пожалуйста, планета, путешествие, ракета, дружба). Работа в группах.

Молодцы, ребята! Сейчас мы послушаем устные диалоги, а какие правила нужно соблюдать, чтобы правильно оформить диалог на письме? (каждая реплика с новой строки, тире, с большой буквы, все, как прямой речи, только без кавычек)

V ЭТАП – «Связь с Землей»

Внимание, ребята! Бортовой компьютер передает, что на планете Земля волнуются за нас и просят, чтобы мы сообщили, что наш полет проходит успешно. Вот его призывная фраза: «Космонавты, сообщите, что ваш полет проходит успешно» (презентация).

Нам необходимо перестроить эту фразу так, чтобы она из сложного предложения превратилась в предложение с прямой речью. Какие варианты? Запишите на доске, соблюдая знаки препинания в предложении с прямой речью (все пишут самостоятельно, один у доски).

Космонавты сообщают: «Наш полет проходит успешно».

VI ЭТАП – «Возвращение на Землю».

Ребята, мы облетели всю территорию Синтаксиса и Пунктуации. Пора возвращаться домой. Чтобы возвратиться на землю, нужно выполнить очередное задание. Откройте учебники на стр. 106, упр. 251. Составьте предложение по схеме №3. Молодцы, с заданием справились, летим на Землю.

VII ЭТАП - «Адаптация космонавтов». Скоро Земля. Нам, как космонавтам, нужно пройти адаптацию. Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям.

Задание на дом. Адаптация будет происходить уже в домашних условиях. Напишите небольшой рассказ о сегодняшнем путешествии.

VIII ЭТАП – Итоговая конференция».

По завершению полета космонавты обычно проводят конференцию. Конференция – это совещание группы людей по какаму – либо вопросу. Итак, обсудим наш полет.

- Цель достигнута?

- Понравилось путешествие?

- Что запомнилось?

Ребята, вы сегодня – молодцы! Наше космическое путешествие состоялось! Думаю, что в Почетную книгу космических достижений нужно внести фамилии всех ребят!

Уменья, знания вас не подвели,

Вы все заданья выполнить смогли.

Кто ошибался – это не беда,

Зато смекалка вас не подвела.

Минуты быстро пролетели,

Но повторить мы все успели.

Вов – вот подаст сигнал звонок,

Ребята, вам спасибо за урок!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис»
Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconПамятка, творческие задания, презентация
Цели: 1 повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; 2 проверить готовность к контрольной...
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрок по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цель урока повторить и обобщить знания раздела «Синтаксис и пунктуация», закрепить пунктуационные правила в простом и сложном предложениях;...
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconСценарий квн по русскому языку в 5-6-х классах по теме "Выучи русский язык"
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрок по теме «Дополнение»
Закрепить и углубить знания, полученные учащимися в разделе «Синтаксис и пунктуация»
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: «Синтаксис и пунктуация». Урок «Словосочетание, строение словосочетаний»
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема...
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении, 9 урок
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрок русского языка в 5 классе Тема : «Синтаксис и пунктуация»
Слайд № Учитель называет тему урока. Звучит куплет песни «Чему учат в школе?» Вопрос: «Поможет ли нам прозвучавший музыкальный фрагмент...
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрока по русскому языку в 8 классе по теме «Связь слов в словосочетании»
Это второй урок в системе уроков по теме «Словосочетание». Он разработан с учетом требований фгос
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрок Цели урока
Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными....
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрока Обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»
Соловова Екатерина Николаевна, учитель высшей категории русского языка и литературы
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconТема: Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». 5 класс. Урок...
Развивать у учащихся навыки, необходимые для определения простых и сложных предложений как в письменной, так и в устной речи, выделения...
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрок по русскому языку в 6 классе по теме
Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа №7
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса на 2012-2013 учебный...
Охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск