Урок по русскому языку в 6 классе по теме





Скачать 62.15 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку в 6 классе по теме
Дата публикации02.07.2013
Размер62.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа 7

Г. Волжск

Урок по русскому языку в 6 классе по теме:

«Заговори, чтоб я тебя узнал...»

Учитель: Леванова Лидия Владимировна

Проведен 31.01 2007 году на городском семинаре.

Тема: " Заговори, чтоб я тебя узнал..."

Цель учебная:

Открыть цикл уроков по культуре речи. Дать понятие о речевых и языковых нормах русского языка; сформировать умение находить и исправлять лексические и грамматические ошибки.

Цель воспитательная:

Прививать детям любовь к языку, научить правильной, содержательной речи, так как такая речь - это признак культурного, образованного человека.

Оформление доски

Стенд словарей с надписью И тебе всегда, как другу,

оказать готов услугу русской речи государь по прозванию Словарь.

Эпиграф: Нет такой мысли, которую

человек не мог бы себя

заставить выразить ясно и

убедительно для другого.

Н. Некрасов.

Культура речи - это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения правил (норм) языку. Чтобы овладеть литературными нормами современного русского языка, нужно:

  • узнать основные нормы родного языка;

  • научиться замечать ошибки в своей речи и речи окружающих людей;

  • уметь работать разными лингвистическими словарями.

Основные виды языковых и речевых норм Орфоэпические

Лексические

Грамматические

Правописные / орфографические и пунктуационные/ Текстоведческие /нормы построения текста/

Этикетные /нормы речевого этикета, речевого поведения/

Грамматические нормы

правильное образование правильное построение словосочетаний и

форм слова предложений

Ход урока

1.Ввод в тему / Сценка./ 2.Переход к теме урока:

  • Итак, ребята, почему Лейсан подумала, что новенький - двоечник?

  • Какие ошибки допустил Сережа Елкин?

Как мы видим, речь человека-это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. Поэтому темой сегодняшнего урока я взяла слова Сократа: « Заговори, чтоб я тебя узнал...»

Работать мы сегодня будем по своеобразным прописям, чтобы многое успеть за один урок. /образец прописи в конце конспекта /

3.Вступительное слово учителя.

С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Вы, наверно, помните сказки, которые читала вам мама или рассказывала бабушка, как учились произносить первые звуки, слова, строить предложения, а вас часто поправляли, учили правильно говорить. Но идут годы, и многие из вас, позврослев, перестали следить за своей речью, небрежно обращаются со словами. А вот что из этого получается - послушайте стихотворение-шутку А. Барто. / звучит стихотворение/.

- Хотите, чтоб вас внимательно и с интересом слушали, понимали, а не затыкали уши и не морщились, как от зубной боли?

Для этого нужно, чтобы ваша речь была ясной и выразительной, логически стройной и убедительной, а главное, правильной. Правильность - очень важная сторона речи. Правильная, содержательная, выразительная речь - признак культурного, образованного человека. А ошибки, допускаемые людьми - это нарушения норм, существующих в русском языке. Рассмотрим схему, существующих языковых и речевых норм. Посмотрим, что нужно для того чтобы овладеть этими нормами.

4.Работа по лексическим нормам языка.

Главным требованиям к употреблению слов в речи является использование их в соответствии с лексическим значением. Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но различные по смыслу. Проверьте себя.

Задание: Вставьте нужные слова.

Стыдно быть ( ), нужно учиться пополнять свои знания.

Петя не привык уступать место старшим, он настоящий ( ).

Митя любезно ( ) другу одну из комнат для работы.

Хозяин с удовольствием ( ) своих друзей собравшимся.

Невежа, невежда, представить, предоставить.

Опасность, грозящая языку, - это искажение слов в результате невежества, неверного их употребления. Работа с упражнением № 1

Если люди, которые, не следя за своей речью, используют слова, которые ничего не прибавляют к сказанному и портят впечатление от речи.

Работа с упражнением № 2 Существует еще одна лексическая ошибка, которая часто у вас встречается в речи.

Это « слова- пустышки» / звучит стихотворение про «слова- пустышки»

3. Работа с грамматическими нормами языка.

Рассмотрим существующие грамматические нормы языка / схема /. Подробнее остановимся на образовании форм слов.

Работа с упражнением № 3 / образование форм родительного падежа множественного числа / Работа с упражнением № 4 / ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени имен прилагательных /

Поговорим о правильном построении словосочетаний и предложений. Работа с упражнением №5,6

  1. Редактирование текста, /упражнение № 7 /

  2. Итог урока.

6. Домашнее задание: сочинение-рассуждение « Что значат слова Сократа: «
Заговори, чтоб я тебя узнал...»

Задание № 1

У собаки встал дыбом мех. (......... .............,.......,....,...)

Недалеко от парка распространился дворец. ( ........,..................,....,..)

Он бросился в лодку и начал грести коромыслами. (...........,......................)

В спортзале дрессировались борцы. (. ................)

Папа был единогласен с нами. ( .................)

Петя был мальчик зачитанный. (...... .............,.........)

В правом углу висит гардероб. ( ...)

На потолке висит люстра с тремя фужерами. ( ..............................)

На репродукции Серова сидит девушка. ( ...........)

Задание № 2

Люблю я майскую грозу в начале мая, Когда весной весенний первый гром, Как бы резвяся и в игру играя, Грохочет громко в небе голубом. Еще люблю, когда холодные морозы Покроют льдом, заледенят карниз, Снежинки с неба падают, как слезы, На землю приземляясь сверху вниз. Но более всего предпочитаю осень, Когда плодами все плодоносит, И в сенокос косою сено косят, И масло масляное на столе стоит.

Задание № 3 От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Яблоки, цыгане, туфли, тапки, километры, полотенца, вафли, помидоры, облака, гектары, граммы, очки, сапоги, чулки, носки, солдаты, апельсины, макароны, ботинки, абрикосы, места.
Задание 4: Найдите ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени имен прилагательных.

Эта задача была легче предыдущей. ( , )

Сделай звук громчее( .)

Брат младче сестры на четыре года. ( .............,.................)

Это самый противнейший период жизни. ( )

Самая кратчайшая дорога домой находится рядом. (.......... ....)

Сделай описание более подробнее. ( ......)

Нам предстояло заняться самой наисложнейшей проблемой.

( .............)

Земля оказалась твердее, чем предполагал экскаваторщик. ( ,. )

Задание № 5 С существительными составьте и запишите сл/соч. прил. + сущ. Обозначьте род существительных.

( ) кофе, ( ) мозоль, ( )

вуаль, ( ) пальто, ( ) такси, ( .............)

тюль, ( ) бандероль, ( ...) картофель, (..............

) день (рождения).

Задание № 6 Исправьте ошибки в предложениях.

Герасим был одет в праздничном кафтане.

( • )

Павел был уверен в свою правоту.

( )

В классе на стене висит картина, двадцать одна парта, стол и стул,

( )

Весной вдоль тротуаров появляются цветы: ландыши, тополя, одуванчики.

( )

Задание № 7 Найдите и исправьте ошибки.

Как мы с мамой ходили в магазин.

Мне ндравится ходить в магазины с мамой. Сейчас мама в отпуску, у нее много времени, и мы с ней ходили в Детский мир. Мы купили там мне пару туфлей и гольфов, а братишки пару резиновых сапог и носок. Потом мы пошли в канцелярский отдел купить цыркуль, но цыркуля все раскупили. Зато мы приобрели клею и бумаги. На этой бумаги я уже рисовала. Дома бабушка нас ругала, что мы не купили полотенцев и простыней, как она сказала, потому что ей сказали, что они будут подорожать. Но мама сказала, что не будет слушать сплетней и покупать лишних полотенец и простынь. Так закончился этот день.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русскому языку в 6 классе по теме iconУрок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис»
Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна
Урок по русскому языку в 6 классе по теме iconУрока по русскому языку в 8 классе по теме «Связь слов в словосочетании»
Это второй урок в системе уроков по теме «Словосочетание». Он разработан с учетом требований фгос
Урок по русскому языку в 6 классе по теме iconУрок Цели урока
Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными....
Урок по русскому языку в 6 классе по теме iconУрок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация»
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, дидактические задания и упражнения
Урок по русскому языку в 6 классе по теме iconУрок по русскому языку в 6 классе по теме «Местоимение»
«Светофор», раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, оценочный лист
Урок по русскому языку в 6 классе по теме iconУрок-путешествие по русскому языку в 5 б классе по теме «Лексикология и фразеология»
Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексикология» и «Фразеология» в нетрадиционной форме
Урок по русскому языку в 6 классе по теме iconУрок восхождение по русскому языку по теме «Причастие особая форма глагола»
Урок – восхождение по русскому языку по теме «Причастие – особая форма глагола» ( 7 класс) – учитель русского языка и литературы...
Урок по русскому языку в 6 классе по теме iconУрок по русскому языку в 4 классе учителя начальных классов мбоу «Оскольская оош»
Открытый урок по русскому языку в 4 классе учителя начальных классов мбоу «Оскольская оош» Лавровой Натальи Михайловны, проводился...
Урок по русскому языку в 6 классе по теме iconУрок по русскому языку в 9 классе по теме: «Роль указательных слов...
Метод по типу познавательной деятельности: частично- поисковый, исследовательский
Урок по русскому языку в 6 классе по теме iconУрок в 5 классе по русскому языку по теме
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Урок по русскому языку в 6 классе по теме iconПрограмма по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов...
Урок по русскому языку в 6 классе по теме iconУрок по русскому языку в 6-м классе по теме: «Н и нн в прилагательных» 154
Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования»
Урок по русскому языку в 6 классе по теме iconУрок по русскому языку в 9 классе по теме: «Рецензия как один из жанров публицистического стиля»
Работа с рецензией на рассказ А. И. Куприна «Анафема» и составление собственной рецензии
Урок по русскому языку в 6 классе по теме iconУрок практикум по русскому языку в 7 классе в форме ролевой деловой...
Оборудование: пк, интерактивная доска, проектор, блок «Правописание предлогов», карточки
Урок по русскому языку в 6 классе по теме iconУрок по русскому языку в 1 классе по теме: «Сравнение при описании внешности»
Оборудование: карточки по предупреждению оптической дисграфии, компьютерная презентация, электронный вариант гимнастики для глаз...
Урок по русскому языку в 6 классе по теме iconУрок по русскому языку в 9 классе по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Тип урока : объяснение нового материала (подача учебного материала на крупноблочной основе)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск