Скачать 62.15 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа № 7 Г. Волжск Урок по русскому языку в 6 классе по теме: «Заговори, чтоб я тебя узнал...» Учитель: Леванова Лидия Владимировна Проведен 31.01 2007 году на городском семинаре. Тема: " Заговори, чтоб я тебя узнал..." Цель учебная: Открыть цикл уроков по культуре речи. Дать понятие о речевых и языковых нормах русского языка; сформировать умение находить и исправлять лексические и грамматические ошибки. Цель воспитательная: Прививать детям любовь к языку, научить правильной, содержательной речи, так как такая речь - это признак культурного, образованного человека. Оформление доски Стенд словарей с надписью И тебе всегда, как другу, оказать готов услугу русской речи государь по прозванию Словарь. Эпиграф: Нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого. Н. Некрасов. Культура речи - это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения правил (норм) языку. Чтобы овладеть литературными нормами современного русского языка, нужно:
Основные виды языковых и речевых норм Орфоэпические Лексические Грамматические Правописные / орфографические и пунктуационные/ Текстоведческие /нормы построения текста/ Этикетные /нормы речевого этикета, речевого поведения/ Грамматические нормы правильное образование правильное построение словосочетаний и форм слова предложений Ход урока 1.Ввод в тему / Сценка./ 2.Переход к теме урока:
Как мы видим, речь человека-это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. Поэтому темой сегодняшнего урока я взяла слова Сократа: « Заговори, чтоб я тебя узнал...» Работать мы сегодня будем по своеобразным прописям, чтобы многое успеть за один урок. /образец прописи в конце конспекта / 3.Вступительное слово учителя. С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Вы, наверно, помните сказки, которые читала вам мама или рассказывала бабушка, как учились произносить первые звуки, слова, строить предложения, а вас часто поправляли, учили правильно говорить. Но идут годы, и многие из вас, позврослев, перестали следить за своей речью, небрежно обращаются со словами. А вот что из этого получается - послушайте стихотворение-шутку А. Барто. / звучит стихотворение/. - Хотите, чтоб вас внимательно и с интересом слушали, понимали, а не затыкали уши и не морщились, как от зубной боли? Для этого нужно, чтобы ваша речь была ясной и выразительной, логически стройной и убедительной, а главное, правильной. Правильность - очень важная сторона речи. Правильная, содержательная, выразительная речь - признак культурного, образованного человека. А ошибки, допускаемые людьми - это нарушения норм, существующих в русском языке. Рассмотрим схему, существующих языковых и речевых норм. Посмотрим, что нужно для того чтобы овладеть этими нормами. 4.Работа по лексическим нормам языка. Главным требованиям к употреблению слов в речи является использование их в соответствии с лексическим значением. Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но различные по смыслу. Проверьте себя. Задание: Вставьте нужные слова. Стыдно быть ( ), нужно учиться пополнять свои знания. Петя не привык уступать место старшим, он настоящий ( ). Митя любезно ( ) другу одну из комнат для работы. Хозяин с удовольствием ( ) своих друзей собравшимся. Невежа, невежда, представить, предоставить. Опасность, грозящая языку, - это искажение слов в результате невежества, неверного их употребления. Работа с упражнением № 1 Если люди, которые, не следя за своей речью, используют слова, которые ничего не прибавляют к сказанному и портят впечатление от речи. Работа с упражнением № 2 Существует еще одна лексическая ошибка, которая часто у вас встречается в речи. Это « слова- пустышки» / звучит стихотворение про «слова- пустышки» 3. Работа с грамматическими нормами языка. Рассмотрим существующие грамматические нормы языка / схема /. Подробнее остановимся на образовании форм слов. Работа с упражнением № 3 / образование форм родительного падежа множественного числа / Работа с упражнением № 4 / ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени имен прилагательных / Поговорим о правильном построении словосочетаний и предложений. Работа с упражнением №5,6
6. Домашнее задание: сочинение-рассуждение « Что значат слова Сократа: « Заговори, чтоб я тебя узнал...» Задание № 1 У собаки встал дыбом мех. (......... .............,.......,....,...) Недалеко от парка распространился дворец. ( ........,..................,....,..) Он бросился в лодку и начал грести коромыслами. (...........,......................) В спортзале дрессировались борцы. (. ................) Папа был единогласен с нами. ( .................) Петя был мальчик зачитанный. (...... .............,.........) В правом углу висит гардероб. ( ...) На потолке висит люстра с тремя фужерами. ( ..............................) На репродукции Серова сидит девушка. ( ...........) Задание № 2 Люблю я майскую грозу в начале мая, Когда весной весенний первый гром, Как бы резвяся и в игру играя, Грохочет громко в небе голубом. Еще люблю, когда холодные морозы Покроют льдом, заледенят карниз, Снежинки с неба падают, как слезы, На землю приземляясь сверху вниз. Но более всего предпочитаю осень, Когда плодами все плодоносит, И в сенокос косою сено косят, И масло масляное на столе стоит. Задание № 3 От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Яблоки, цыгане, туфли, тапки, километры, полотенца, вафли, помидоры, облака, гектары, граммы, очки, сапоги, чулки, носки, солдаты, апельсины, макароны, ботинки, абрикосы, места. Задание № 4: Найдите ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени имен прилагательных. Эта задача была легче предыдущей. ( , ) Сделай звук громчее( .) Брат младче сестры на четыре года. ( .............,.................) Это самый противнейший период жизни. ( ) Самая кратчайшая дорога домой находится рядом. (.......... ....) Сделай описание более подробнее. ( ......) Нам предстояло заняться самой наисложнейшей проблемой. ( .............) Земля оказалась твердее, чем предполагал экскаваторщик. ( ,. ) Задание № 5 С существительными составьте и запишите сл/соч. прил. + сущ. Обозначьте род существительных. ( ) кофе, ( ) мозоль, ( ) вуаль, ( ) пальто, ( ) такси, ( .............) тюль, ( ) бандероль, ( ...) картофель, (.............. ) день (рождения). Задание № 6 Исправьте ошибки в предложениях. Герасим был одет в праздничном кафтане. ( • ) Павел был уверен в свою правоту. ( ) В классе на стене висит картина, двадцать одна парта, стол и стул, ( ) Весной вдоль тротуаров появляются цветы: ландыши, тополя, одуванчики. ( ) Задание № 7 Найдите и исправьте ошибки. Как мы с мамой ходили в магазин. Мне ндравится ходить в магазины с мамой. Сейчас мама в отпуску, у нее много времени, и мы с ней ходили в Детский мир. Мы купили там мне пару туфлей и гольфов, а братишки пару резиновых сапог и носок. Потом мы пошли в канцелярский отдел купить цыркуль, но цыркуля все раскупили. Зато мы приобрели клею и бумаги. На этой бумаги я уже рисовала. Дома бабушка нас ругала, что мы не купили полотенцев и простыней, как она сказала, потому что ей сказали, что они будут подорожать. Но мама сказала, что не будет слушать сплетней и покупать лишних полотенец и простынь. Так закончился этот день. |
Урок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис» Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна | Урока по русскому языку в 8 классе по теме «Связь слов в словосочетании» Это второй урок в системе уроков по теме «Словосочетание». Он разработан с учетом требований фгос | ||
Урок Цели урока Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными.... | Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис и пунктуация» Оборудование: компьютер, интерактивная доска, дидактические задания и упражнения | ||
Урок по русскому языку в 6 классе по теме «Местоимение» «Светофор», раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, оценочный лист | Урок-путешествие по русскому языку в 5 б классе по теме «Лексикология и фразеология» Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексикология» и «Фразеология» в нетрадиционной форме | ||
Урок восхождение по русскому языку по теме «Причастие особая форма глагола» Урок – восхождение по русскому языку по теме «Причастие – особая форма глагола» ( 7 класс) – учитель русского языка и литературы... | Урок по русскому языку в 4 классе учителя начальных классов мбоу «Оскольская оош» Открытый урок по русскому языку в 4 классе учителя начальных классов мбоу «Оскольская оош» Лавровой Натальи Михайловны, проводился... | ||
Урок по русскому языку в 9 классе по теме: «Роль указательных слов... Метод по типу познавательной деятельности: частично- поисковый, исследовательский | Урок в 5 классе по русскому языку по теме Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | ||
Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов... | Урок по русскому языку в 6-м классе по теме: «Н и нн в прилагательных» 154 Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования» | ||
Урок по русскому языку в 9 классе по теме: «Рецензия как один из жанров публицистического стиля» Работа с рецензией на рассказ А. И. Куприна «Анафема» и составление собственной рецензии | Урок практикум по русскому языку в 7 классе в форме ролевой деловой... Оборудование: пк, интерактивная доска, проектор, блок «Правописание предлогов», карточки | ||
Урок по русскому языку в 1 классе по теме: «Сравнение при описании внешности» Оборудование: карточки по предупреждению оптической дисграфии, компьютерная презентация, электронный вариант гимнастики для глаз... | Урок по русскому языку в 9 классе по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» Тип урока : объяснение нового материала (подача учебного материала на крупноблочной основе) |