Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка





Скачать 95.45 Kb.
НазваниеМетодика использования стилистических упражнений на уроках русского языка
Дата публикации11.09.2014
Размер95.45 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок


Т.Т.Подолинна,

методист НМЦ іноземних мов і зарубіжної літератури

ІППО КУ імені Бориса Грінченка
Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка
В разделе «Синтаксис. Пунктуация. Стилистика» обобщаются сведения о функциональных стилях речи, рассматриваются основные виды информационно-смысловой переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, доклад и др.), даётся порядок стилистического анализа текста и его образец.

Исследуя текст, учащиеся обнаруживают закономерности языковой системы и, пользуясь этими закономерностями, учатся строить по образцу собственные тексты как художественного, так и научного стиля по тематике любого изучаемого предмета.
1. Стилистический анализ текста. Задачей стилистического анализа текста является оценка выбора и употребления языковых средств в зависимости от цели, содержания и характера обще­ния. Стилистический анализ может быть двух видов: частичный и полный.

Частичный стилистический анализ обычно проводится в процессе изучения конкретных тем школьного курса русского языка.

Так, при изучении фонетики обращается внимание на благозвучие поэтической речи, зависящее от подбора слов, в которых удачно или неудачно соседствуют звуки, от чередования гласных звуков (наличия созвучий), повтора согласных звуков, места ударения и т.д. На лексическом уровне основное внимание уделяется лексическому значению слова, употреблению его в переносном значении, подбору синонимов, антонимов, характеристике фразеологических единиц. Анализируя текст на грамматическом уровне, учитель останавливается на особенностях употребления морфологических форм и синтаксических конструкций. Частичный стилистический анализ может быть использован и при изучении конкретных функциональных стилей. Например:
■ Определите, какому отрывку текста свойственна образность, яркое выражение чувств. Назовите стилевую принадлежность отрывков.
1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное на­званье еще драгоценнее самой вещи.

В нем все фоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно. (Н. Гоголь)

2. Самую многочисленную группу слов русского языка, как и всякого другого, образуют слова — обозначения различных яв­лений действительности (предметов, действия, признаков и т. д.). Такие слова называют самостоятельными или полнозначными. К ним относятся существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия, местоимения. (Н. Шанский)
Полный стилистический анализ текста целесообразно ис­пользовать на повторительно-обобщающем этапе усвоения языко­вого материала. Такой анализ предполагает освещение широкого круга вопросов.

Примерная схема стилистического анализа
1. Доказать, что данное произведение (фрагмент) является текстом. Определить признаки текста.

2. Выявить средства связи частей текста (местоимения, сино­нимы, наречия, лексический повтор, видо-временные формы глаголов и др.).

3. Указать способ связи предложений в тексте (параллельная, цепная, смешанная).

4. Определить речевую ситуацию и задачи речи.

5. Назвать форму речи (монолог, диалог, полилог).

6. Определить тип речи (описание, повествование, рассужде­ние).

7. Определить тему и основную мысль текста. Выписать клю­чевые слова, отражающие тему текста.

8. Указать, есть ли в тексте авторская речь, выражена ли автор­ская оценка?

9. Выделить в тексте чужую речь, определить ее форму (пря­мая, косвенная, несобственно-прямая речь).

10. Перечислить языковые особенности текста. Для чего они ис­пользованы автором?

11. Сделать вывод: к какому функциональному стилю относит­ся текст.
Примерный образец рассуждения
Утро было прекрасное. Знакомое читателю озеро в селе Грачах чуть-чуть рябило от легкой зыби. Глаза невольно зажимались от осле­пительного блеска солнечных лучей, сверкающих то алмазными, то изумрудными искрами в воде. Плакучие березы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие желтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях. На солнце набегали иногда легкие облака; вдруг оно как будто отвернется от Гра­чей; тогда и озеро, и роща, и село — все мгновенно потемнеет: одна даль ярко сияет. Облако пройдет — озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом. (И. Гончаров)
Данный фрагмент является текстом, так как состоит из не­скольких предложений, объединенных одной темой.

Цельность текста создается благодаря одинаковым грамма­тическим формам: глаголы и глагольные формы (причастия) несовершенного вида, употребленные в форме прошедшего вре­мени, указывают на продолжительность действия, состояния или признака (березы купали, озеро рябило; цветы покоившиеся и т. д.).

В 5-м и 6-м предложениях употреблены глаголы совершен­ного вида в форме будущего времени (оно [солнце] отвернется, все потемнеет, облако пройдет и т. д.), что помогает предста­вить и резко противоположную картину: глаголы совершенного вида указывают на быстроту действия и передают стремитель­ность перемен, изменчивость утренних красок. Это же значение имеет повторяющийся союз то... то (3-е предложение).

Предложения в тексте связаны посредством параллельной связи: все предложения подчиняются первому, связаны с ним по смыслу.

Текст представляет собой авторский монолог. Задача авто­ра — познакомить читателя с описанием прекрасного утра. Это тема текста, она заявлена уже в первом предложении. Тема утра объединяет сообщения о небе, облаках, озере, березах. Основ­ная мысль текста — красота, свежесть раннего утра.

Ключевые слова и словосочетания: утро прекрасное, озеро, блеск лучей, березы, берега, большие желтые цветы, солнце, легкие облака.

Описание утра передается с помощью стилистически нейт­ральной лексики, а также с помощью употребления вырази­тельных средств языка (тропов): плакучие березы, легкие облака (эпитеты); алмазные, изумрудные искры (метафора); березы ку­пали в озере свои ветви, прятались желтые цветы (олицетворе­ние); нивы обольются точно золотом (сравнение). В тексте ис­пользуется инверсия: прятались большие желтые цветы; на солнце набегали иногда легкие облака.

Синтаксически текст усложняется от начала описания к его концу:

1-е предложение — простое, нераспространенное;

2-е — простое, распространенное;

3-е — простое, распространенное, осложненное (обособлен причастный оборот и однородные члены);

4-е — предложение сложной конструкции с разнотипной связью (сочинение и подчинение), придаточная часть осложне­на причастным оборотом;

5-е — предложение сложной конструкции с однотипной связью [части сложного предложения соединены бессоюзной связью, 1-2-3-я части — отношения последовательности, 3-4-я части — отношения противопоставления (всё потемнеет даль сияет; здесь уместен комментарий: постановку двоеточия мож­но рассматривать как авторский знак, по современным пункту­ационным правилам следует поставить тире)], одна из частей предложения (3) осложнена однородными членами с обобщаю­щим словом;

6-е — предложение сложной конструкции с однотипной связью (бессоюзной, в первом случае — указание следствия, во втором — перечисление).

Таким образом, построение текста подчинено основной зада­че автора — сначала только назвать тему, а затем, постепенно вводя все новые и новые детали, подробности, оттенки, нарисо­вать при помощи языковых средств (описать!) яркую, живопис­ную картину солнечного утра на озере, причем картину не ста­тичную, застывшую, а изменчивую, живую.

В заключение делается вывод: текст представляет собой описание; стиль — художественный.
2. Сопоставление черновых и беловых вариантов.

Этот вид уп­ражнений помогает увидеть, как работает автор над своим произ­ведением, как он оттачивает свое писательское мастерство, производя замену одного слова или выражения другим, уточняя или исправляя написанное.
Например, учащимся можно предложить для сравнения ру­кописный и окончательный варианты повести К.Паустовского «Кара-Бугаз».


Рукописный вариант

Окончательный текст

Белый дым полыни, сгоревшей на (кострах) огне, (лежал) рас­стилался над свинцовой водой (большим) и (прозрачным) сло­истым облаком.

Сквозь дым сверкали молочные (размазанные) неясные звезды. Тяжелый прибой, устав выбра­сывать липкую пену, (улегся по­спать) укладывался спать у пес­чаного берега и тяжело и сладко вздыхал.

Белый дым полыни, сгоревшей на огне, стлался над свинцовой водой слоистым облаком.

Сквозь дым сверкали молочные неясные звезды. Тяжелый при­бой, устав выбрасывать липкую пену, стихал у песчаного берега.


Проанализировав эти тексты, школьники делают вывод о том, что, внося правку, автор стремился к более точному изображению меньшим количеством слов. Паустовский подбирал более емкие, образные слова (вместо лежал, расстилался — глагол стлался, вместо улегся спать, укладывался спать — глагол стихал), избавлялся от лишних слов {размазанные — значит не _ ясные) и т. д.
3. Сопоставление текстов разных функциональных стилей на одну тему является одним из эффективных стилистических упражнений. Такой вид анализа позволяет не только закрепить знания школьников о языковых особенностях разных функциональных стилей, но и проследить, как меняется описание в зависимости от цели и условий высказывания.
■ Прочитайте тексты. Какова их тема? Сравните содержание высказываний. Какие речевые задачи ставятся в каждом высказывании? Обратите внимание на языковые средства, используемые в текстах. В какой речевой ситуации может быть использовано каждое высказывание? Определите стиль всех текстов.
1. По сообщению Гидрометцентра, на западе Украины ожидаются ливневые дожди с грозами. (Прогноз погоды)
2. Ночью была такая страшная гроза! Из-за молнии было свет­ло как днем. Грохотало, будто из пушек палили, а дождь лил как из ведра. (Из разговора)
3. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит. (Ф. Тютчев)
4. Гроза — атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью воз­никают многократные электрические разряды — молнии, со­провождающиеся громом. (Российский энциклопедический словарь)
4. Стилистический эксперимент заключается в подборе синони­мов к слову или выражению текста с целью выявить преимущества авторского варианта.

■ Прочитайте отрывок текста. Попробуйте заменить выделенное прилагательное другим (сильной, страшной). Что изменилось? По­чему автор для слова зависть выбрал эпитет черная?
...Она [царица],

Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку... (А. Пушкин)
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к толко­вому словарю — проанализировать все значения слова черный. В данном контексте это слово употреблено в переносном значении — «преступный, злостный». Прилагательное черная (зависть) усиливает значение существительного, подчеркивает его явную отрицательную окраску.
5. Редактирование текста связано с исправлением речевых оши­бок, в частности нарушения стилевого единства:

Среди декабристов было много дружков Пушкина.

Упражнения в редактировании помогают также совершенствовать написанное.
■ Внесите редакторскую правку в следующие предложения.

1. На героях этого произведения воспитывались многие по­коления. 2. При проверке изложенные факты в заявлении не подтвердились. 3. Погода была прекрасная, еще прекрасней, чем прежде, но жара все не унималась. 4. Он неподкупен, но в то же время беспощаден к врагам. 5. Долго мыкался он по свету.
6. Конструирование предложений (текстов) со стилистическим заданием предполагает выявление стилевых черт, цели высказыва­ния, стиля речи и др.
■ Составьте автобиографию, используя признаки официально-дело­вого стиля.
■ Составьте два небольших текста на одну тему. Первый текст должен отличаться образностью, живописностью, ярким выражением чувств автора, а второй — точностью, четкостью формулировок, отсутствием авторской позиции.

Серьёзное внимание следует уделить работе над вторичными текстами. Вторичными текстами учащиеся пользуются при изучении всех предметов (пересказ параграфа учебника, самостоятельная работа по дополнительным источникам и др.).
Литература:

  1. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. – М., 2000.

  2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2006.

  3. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка iconУчебно-методический комплекс по олимпийскому и паралимпийскому образованию...
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка iconУрок русского языка «Не с причастиями»
«Повышение мотивации к обучению и успешной сдаче итоговой аттестации посредством использования разнообразных методических форм на...
Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Елена Трофимова, учитель русского языка и литературы Каслинской средней школы №27, г. Касли Челябинской области. «Методика формирования...
Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка iconСловарная работа на уроках русского языка
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по...
Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка iconМетодическая разработка по теме «Использование краеведческого материала...
Актуальность использования краеведения на уроках иностранного языка
Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка icon2. развитие догматической науки
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка iconГ. В. Носовский, А. Т. Фоменко царь славян
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка iconПедагогическая целесообразность использования икт на уроках
Кашникова Елена Владимировна, преподаватель русского языка и литературы моу «сош №2», e-mail: sh2
Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка iconЛитература I÷ii веков о Христе и христианах
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка iconМ. Горького Сборник дидактических игр для развития познавательных...
Цель урока. Формирование знания и представления о влиянии физических упражнений на осанку, здоровье, красоту и силу человека
Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка iconОбщероссийская общественная организация «молодые интеллектуалы россии»
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка iconМуниципального района безенчукский на февраль 2013 года
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка iconСтратегический план развития федерации хоккея на траве россии
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск