Скачать 169.22 Kb.
|
МБОУ «Покровская ООШ»
Рабочая программа учебного курса «Твоя Вселенная» для 5 класса Разработала: Мозговая Галина Васильевна учитель информатики и физики 1 квалификационной категории 2011 год Авторский элективный (факультативный курс) курс «Твоя Вселенная» (для 5- 6 классов, 35 часов) Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Твоя Вселенная» составлена на основе авторской программы Левитана Е.П. «Твоя Вселенная, 2» изданной в сборнике «Вселенная школьника XXI века: Система элективных курсов по астрономии. – М.: 5 за знания, 2007.128с.-(методическая библиотека) Концепция школьного астрономического образования предусматривает непрерывное формирование астрономических понятий, начиная с самых младших классов. В 1- 4 классах элементы астрономии включены в такие предметы естественнонаучного цикла, как «Окружающий мир» и «Природоведение» В 5 классе интерес к астрономии любознательных школьников может быть удовлетворен на факультативных занятиях по курсу «Твоя Вселенная», в котором углубляются знания ребят, полученные в начальной школе. Актуальность введения этого курса обусловлена необходимостью развития у школьников мотивации к учебе, интерес к которой у подростков заметно снижен. Астрономия привлекает детей решаемыми мировоззренческими вопросами, касающимися природы Солнца, Луны, планет, звезд и Вселенной. Детей интересует не только то, что представляют собой различные небесные светила, но также масштабы Вселенной и место, занимаемое в ней Землей. Данный учебный курс представляет собой оригинальный элементарный курс астрономии, позволяющий в доступной и увлекательной форме дать школьникам определенную систему знаний о мироздании. На занятиях дети сначала знакомятся с Солнцем и Луной, а затем со звездами, планетами, нашей и другими галактиками. На заключительных занятиях рекомендуется дать детям первоначальные представления об истории Солнечной системы и Вселенной. В таком построении учебного курса в значительной мере реализуется принцип « от известного к неизвестному». Действительно, днем дети видят Солнце, а по вечерам имеют возможность любоваться Луной и звездами. Из непосредственных наблюдений этих светил прежде всего и возникает множество вопросов, с которыми дети постоянно обращаются к своим родителям и учителям. Возможны различные формы проведения занятий ( которые не являются уроками астрономии) и методы объяснения рассматриваемых на занятиях тем. Это могут быть комментированное чтение книги, дискуссия, обсуждение небольших рефератов, подготавливаемых детьми и т.д. наибольший эффект будет достигнут, если под руководством учителя или самостоятельно дети смогут проводить простейшие астрономические наблюдения. Некоторые занятия можно и нужно проводить не в классной комнате, а под открытым небом, например занятия, на которых изучается Солнце. На занятиях, проводимых в классной комнате, рекомендуется демонстрировать таблицы по астрономии, карту Луны и карту звездного неба, фрагменты видеофильмов. Кроме того, желательно использовать компьютер для демонстрации имеющихся на дисках мультимедийных астрономических программ, а также обращаться к детским астрономическим сайтам в Интернете. Знания, приобретенные учащимися на факультативных занятиях, окажутся им весьма полезными при изучении естествознания, географии, физики и химии. Цели курса
Задачи курса
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст учащихся 5-6 классы. Количество часов – 35 в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, практические занятия – 2-3 раза в четверть. Необходимые условия для реализации программы:
В работе используются следующие методы:
Хорошие результаты приносят приёмы, направленные на активизацию мышления и действия каждого ребёнка в отдельности. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности ребёнка. Требования к уровню подготовки учащихся: Учащиеся должны знать: предмет изучения астрономии, астрономические приборы, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, Зодиакальные созвездия, строение галактик. Учащиеся должны уметь: пользоваться биноклем, картой звездного неба, астролябией, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе. Календарно- тематическое планирование учебного курса «Твоя Вселенная»
Содержание программы.
Представление древних о нашем дневном светиле. Понятие о наблюдаемом движении Солнца по небосводу. Как ориентироваться по Солнцу на местности. Общие сведения о Солнце ( расстояние до Солнца, размеры и масса по сравнению с Землей, температура). Что такое солнечные пятна. Почему Солнце светит и греет. Солнце и жизнь на Земле.
Изменение вида Луны на небе. Общие сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура). Понятие о том, как Луна движется вокруг Земли и вращается вокруг оси. День и ночь на Луне. Как выглядит небо Луны. Что видно на стороне Луны, всегда обращенной к Земле. Почему бывают лунные и солнечные затмения. Можно ли жить на Луне. Когда и как люди летали на Луну.
Всегда ли звездное небо одинаково. Понятие о созвездиях. Созвездия, которые всегда видны в данной местности. Созвездия, которые мы никогда не видим на своем небе. Небесные медведицы- Большая Медведица и Малая Медведица. Как найти Полярную звезду и по ней ориентироваться на местности. Кассиопея- еще одно созвездие, незаходящее у нас. Самые красивые созвездия зимнего неба (Орион, Телец, Возничий, Близнецы). Сириус – самая яркая звезда. Самые красивые созвездия весеннего неба (Лев), летнего и осеннего неба ( Лира, Лебедь, Орел). Какие созвездия называются зодиакальными. Можно ли долететь до какого-нибудь созвездия? Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Звезды - далекие Солнца.
Как отличить на небе планеты от звезд. «Школьный астрономический календарь» как источник сведений о том, что можно увидеть на небе в данный вечер. Что такое планеты. Планеты, похожие на Землю. Планеты, непохожие на Землю. Сколько спутников у планет, и какие из них самые интересные. Какие из планет Солнечной системы можно увидеть только в телескоп. Как совершались полеты автоматических межпланетных станций к планетам солнечной системы. Есть ли планеты у других звезд. Астероиды- крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах. «Хвостатые светила»- кометы. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян. Общее представление о строении Солнечной системы.
Что такое Млечный Путь. Как открыли нашу галактику. Как выглядит наша Галактика. Туманность Андромеды- галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики. Как древние представляли себе устройство Вселенной. Как огромна, прекрасна и удивительна Вселенная на самом деле. Одиноки ли мы во Вселенной.
Всегда ли Вселенная была такой, в какой мы живем сейчас. Что думали древние о том, как произошла Вселенная. Что мы знаем о происхождении Солнечной системы. Что мы знаем о происхождении звезд и галактик. Формы контроля за обучением:
Литература. Основная. Левитан Е.П. Твоя Вселенная.- М.: Просвещение, 2007. Левитан Е.П. Тематические выпуски журнала «Детская энциклопедия»-«Астрономия от А до Я» (1999); «Космонавтика от А до Я» (2001); «Как открыли Вселенную»92004)- М.: Аргументы и факты. Дополнительная. Гаврина С.Е. и др. Загадки космоса. Книга из серии «Шевели мозгами» (ребусы, загадки, кроссворды, головоломки).- М.: РОСМЭН-ПРЕСС,2003 Земля и космос. Книга из серии «Современному школьнику» (со множеством иллюстраций и веб- сайтов). Перевод с английского.- М.: 1997. Луна. Книга из серии «Неизвестное об известном». Перевод с английского.- М.: Махаон, 1999. Наша солнечная система (с предисловием НАСА). Перевод с английского.- М.: 1997. Справочная . Атлас космоса. Перевод с английского. Лондон- Нью-Йорк- Штутгарт- Москва. 1998. Большие детские энциклопедии по астрономии.- М.: Аванта+, 2002; М.: Русское энциклопедическое общество, 1999. Коротцев О.Н. Астрономия.- СПб: Азбука- классика, 2003. Космос (энциклопедия + Интернет). Перевод с английского.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. «Школьный астрономический календарь» (на каждый учебный год). Составители Шевченко М.Ю. и Угольников О.С.- М.: Дрофа. Дубкова С.И., Засов А.В. Атлас звездного неба.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003. |
Тема: Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную Цель урока: разъяснить ученикам понятие Вселенная и различные гипотезы ее строения | Календарно-тематическое планирование 1 класс (34 часа) № Представление о Вселенной у древних народов Севера, Индии, Греции. Выполнение поделки «Вселенная древних индусов», «Вселенная древних... | ||
Вселенная и образование изотопов химических элементов Вселенная осознавалась как пространство, в которое механически включены те или иные образования. За все время существования человека,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И лисица, и мышь знают лишь свою потребность, но не понимают чужого убытка. Им это не дано знать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается... | ||
Классный час для девочек «Твоя комната» Побуждать их к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства | Программа профессионального самоопределения учащихся 1-11 классов... | ||
Сознательная Вселенная Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г | Классный час- практикум: «Ты и твоя будущая профессия» Система профориентационной работы в старших классах средней общеобразовательной школы | ||
Большая вселенная а. Д. Чернин Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа *1 «человек, земля, вселенная» Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Рефератов по дисциплине «Астрономия» Свет, озаривший Вселенную. (Образование Вселенной, молодая Вселенная, реликтовое излучение) | Максим Карпенко Вселенная Разумная Вандышев Валерий Васильевич (родился в 1941 г.) доктор юридических наук, профессор | ||
Святитель Григорий Нисский о молитве Слово 4: на «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф. 6: 10-11) 12 | Тема урока: «Ты и твоя семья» Занимайте свои места. Очень здорово, что наш первый урок мы проведём вместе с родителями. /клик 1, 2 | ||
Конспект урока по изобразительному искусству Тема : Твоя игрушка (роспись формы) Цель: Развивать умение наблюдать окружающую действительность и использовать наблюдения для создания тематического рисунка | Тим Кларк, Александр Остервальдер. Твоя бизнес-модель: Системный подход к построению карьеры Открытый урок по основам религиозных культур и светской этики на городском мо учителей начальных классов |