№
| Тема
| Краткое содержание урока
| Оборудование
| Кол-во часов
| Дата
|
Теор
| Практ
| План
| Факт
|
1 модуль. Вселенная в прошлом (7 ч)
|
1/1
| Мифы о Вселенной
| Представление о Вселенной у древних народов Севера, Индии, Греции. Выполнение поделки «Вселенная древних индусов», «Вселенная древних индусов».
| Презентация 1.1, портрет Фалеса, цветная бумага, картон, клей, ножницы, простой карандаш, фломастеры, ластик, пример поделки, магнит, шаблоны
| 1
|
|
|
|
2/2
| Древняя обсерватория
| Краткая история возникновения Стоунхенджа, его астрономическое назначение. Выполнение модели Стоунхенджа из пластилина
| Презентация 1.2, пластилин, доска для пластилина, картон зеленого цвета, примерная поделка, трафарет, фонарик, плотная картонка-основа
|
| 1
|
|
|
3,4/3,4
| Звездная наука Египтян. Изготовление солнечных часов
| Теоретические сведения об астрономических знаниях древних Египтян. Изготовление солнечных часов
| Шаблоны циферблата и гномона, картон, клей, ножницы, компас
| 1
| 1
|
|
|
5/5
| Аристотель и Коперник
| Аристотель – человек, остановивший Землю и Николай Коперник – «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю». Биографические сведения об Аристотеле и Копернике. Модели Солнечной Системы обоих ученых
| Презентация 1.5, портреты Аристотеля и Коперника, магниты, кроссворд
| 1
|
|
|
|
6/6
| Как наблюдают небо?
| Техника безопасности по наблюдению Солнца и других космических объектов, назначение светофильтров. Инструменты для наблюдения звездного неба: глаз, подзорная труба, бинокль, телескопы
| Презентация, памятки по технике безопасности, календарь астрономических событий на 2014 год, жетоны, карточки для схемы
| 1
|
|
|
|
7/7
| Обобщающий урок – игра «Знатоки»
| Закрепление знаний по модулю
| Презентация 1.7, методический материал к уроку
| 1
|
|
|
|
2 модуль. Планета Земля (8 ч)
|
1/8
| Почему небо голубое?
| Земная атмосфера днем и ночью. Фронтальный опыт с цветным капроном, объясняющий глубину цвета неба
| Презентация 1.8. кусочки голубого капрона
| 1
|
|
|
|
2/9
| Планета Земля – голубой шар
| Основные сведения о строении нашей планеты. Знакомство с глобусом.
| Презентация 1.9.
|
| 1
|
|
|
3/10
| Создадим планету сами!
| Выполнение модели Земли из пластилина с учетом внутреннего строения, вырезание сектора земного шара
| Пластилин, доска для пластилина, стекер, поделка для примера
|
| 1
|
|
|
4/11
| Почему днем светло, а ночью – темно?
| Объяснение механизма смены дня и ночи. Демонстрация с помощью модели Земли и Солнца.
| Модель Земли с предыдущего занятия, фонарь
| 1
|
|
|
|
5/12
| Почему летом тепло, а зимой холодно?
| Объяснение механизма смены времен года. Демонстрация с помощью модели Земли и Солнца.
| Модель Земли фонарь
| 1
|
|
|
|
6/13
| Спутница Земли
| Простейшие сведения о Луне как о космическом объекте, движение Луны вокруг Земли, фазы Луны. Зарисовка пейзажа с лунным небом, правильное изображение месяца и поиск ошибок изображения Луны на картинках. Наблюдение и зарисовка фаз Луны в течение недели в качестве домашнего задания
| Пластилиновая модель Луны, картинки с месяцем с правильным и неправильным изображением, альбом, карандаши.
| 1
|
|
|
|
7/14
| Лунный календарь
| Роль лунного календаря в нашей жизни, сфера его использования. Закрепление понятий новолуние, полнолуние, четверть Луны, фаза Луны. Лунный календарь на текущий месяц, сравнение фаз Луны с рисунками домашнего задания
| Методический материал для закрепления материала. Лунный календарь
| 1
|
|
|
|
8/15
| Урок-игра «Почемучки»
| Закрепление знаний по модулю
| Презентация 1.15. методический материал к уроку
| 1
|
|
|
|
3 модуль. Звездное небо (8 ч)
|
1/16
| Поговорим о звездах
| Из чего состоит звезда? Ближайшая к Земле звезда – Солнце.
| Презентация 1.16
| 1
|
|
|
|
2/17
| «Черная дорожка посыпана горошком»
| Звездное небо. Сколько звезд на небе? Создание модели лунно-звездного неба из черного картона. Куда пропадают звезды днем? Опыт с моделью звездного неба и фонариком
| Методический материал к уроку, черный картон, старые стержни от ручек или шило, ножницы, карманный фонарик
|
| 1
|
|
|
3/18
| Что такое созвездие?
| Определение созвездия. Наглядная демонстрация факта о различной удаленности звезд, входящих в одно созвездие – создание учащимися модели созвездия Кассиопеи
| Презентация 1.18. Плотный картон, 5 пуговиц (2 больших, 2 средних, 1 маленькая), нитки, ножницы, клей, линейка
| 1
|
|
|
|
4/19
| Созвездия северного полушария
| Демонстрация северного и южного полушария. Знакомство с созвездиями, которые могут наблюдать, жители Северной Америки и мы – жители Евразии. Помещение одного созвездия на заготовку для итогового проекта
| Карта звездного неба северного полушария.
| 1
|
|
|
|
5/20
| Созвездия южного полушария
| Знакомство с созвездиями, которые могут наблюдать жители Австралии, Африки, Южные Американцы. Помещение одного созвездия на заготовку для итогового проекта
| Карта звездного неба южного полушария
| 1
|
|
|
|
6/21
| Млечный Путь
| Упорядоченное расположение звезд в космическом пространстве. Скопления звезд. Условия видимости Млечного пути, легенды разных народов о Нашей Галактике. Подписать заготовку для итогового проекта с учетом галактического адреса. Вращение Нашей Галактики.
| Презентация 1.21.
| 1
|
|
|
|
7/22
| Изготовление поделки «Наша Галактика»
| Создание модели спиралевидной галактики из картона с вращательным механизмом
| Черный картон, клей, ножницы, манка. Шаблон спиралевидной галактики, нить или веревочка, игла.
|
| 1
|
|
|
8/23
| Урок-игра – «Звездный час»
| Закрепление знаний по модулю
| Презентация 1.23. методический материал к уроку
| 1
|
|
|
|
4 модуль. Солнечная Система (9 ч)
|
1/24
| Самая близкая звезда
| Что такое Солнце? Почему к Солнцу не летают космические аппараты? Солнечный свет и жизнь на Земле. Размеры Солнца по сравнению с Землей. Техника безопасности при наблюдении Солнца.
| Презентация 1.24. Модель Солнца и Земли для сравнения размеров
| 1
|
|
|
|
2/25
| Планеты Солнечной Системы
| Что такое планета. Можно ли увидеть планеты с Земли? Планеты Солнечной Системы.
| Презентация 1.25.
| 1
|
|
|
|
3/26
| Изготовление поделки «Парад планет»
| Создание модели Солнечной Системы из пластилина на заготовках. Выстраивание планет в парад. Условия возникновения парада планет
| Пластилин, стекер, доска для лепки, заготовки для модели Солнечной Системы
|
| 1
|
|
|
4/27
| Астероиды
| Знакомство с астероидами как малыми телами Солнечной Системы. Пояс астероидов. Изготовление пояса астероидов на поделке «Парад планет». Изготовление модели астероида
| Презентация 1.27, гуашь, кисточка, камешек
| 1
|
|
|
|
5/28
| Кометы
| Знакомство с кометами и облаком Оорта. Зарисовка кометы на поделке «Парад планет»
| Презентация 1.28
| 1
|
|
|
|
6/29
| Падают ли звезды?
| Что такое метеоры? Когда можно наблюдать звездопад?
| Презентация 1.29
| 1
|
|
|
|
7/30
| Метеориты
| Что такое метеорит? В чем отличие метеорита от метеора. Падение метеоритов на Землю и другие планеты. Челябинский метеорит
| Презентация 1.30
| 1
|
|
|
|
8/31
| Туманности
| Что такое туманность? Как она образуется?
| Презентация 1.31
| 1
|
|
|
|
9/32
| Урок-игра «Прогулка по Солнечной Системе»
| Закрепление знаний по модулю
| Презентация 1.32. методический материал к уроку
| 1
|
|
|
|
33
| Защита проекта. Темы: «Модель Земли», «Луна и фазы Луны», «Созвездие Кассиопея», «Галактика Млечный Путь», «Модель Солнечной Системы», «Астероид»
|
|
|
34
| Резерв
|
|
|