Скачать 331.63 Kb.
|
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» ПРОГРАММА*1 «ЧЕЛОВЕК, ЗЕМЛЯ, ВСЕЛЕННАЯ» *2 Второй год обучения Автор: Носова Г.А., педагог дополнительного образования *1 Программа рекомендована областным методическим советом учителей экологии и биологии, педагогов дополнительного образования к изданию и использованию в практической работе учреждений общего и дополнительного образования области. *2 Программу первого года обучения см.: «Сборник учебно-тематических программ и планов эколого-биологического профиля для учреждений общего и дополнительного образования», Брянск: Эколого-биологический центр, 2003 – 200 стр. Пояснительная записка Программа курса «Человек, Земля, Вселенная» представляет собой попытку реализации междисциплинарного подхода к изучению природы. Основу содержания курса составляет система понятий из широкого курса предметов школьной программы: природоведения, анатомии, ботаники, географии и астрономии. Содержание программы выстроено таким образом, чтобы ученики возвращались к полученным уже знаниям по пройденным предметам (например, природоведению), повторяли, систематизировали и анализировали их, существенно дополняя и расширяя границы изученного. Программа позволяет осуществлять опережающее развитие и обучение на доступном для учащихся уровне и в достаточном объеме. Программа имеет три большие раздела: - человек, организм человека и способы сохранения здоровья, укрепление и закаливание организма; - наша планета Земля, ее внутреннее строение, поверхность Земли, правила общежития всех живых существ, решение экологических проблем, красота и неповторимость животного и растительного мира планеты; Вселенная, основные тела Вселенной, рождение и развитие Вселенной. Расположение разделов программы условно. Педагог может расположить их в любом порядке. Логическая цепочка «Вселенная – Земля – Человек» от перестановки не пострадает. Важно то, что программное содержание несет научно-ценностную нагрузку. В основу программы положен экологический принцип, который позволяет:
Актуальность курса объясняется тем, что:
Данная программа написана с целью устранения трудностей у учащихся при изучении предметов естественного цикла, индивидуализации образования, развития творческого потенциала учащихся. Программа апробирована на практике в течение пяти лет. Активность учащихся, стабильные отметки в школе по данным предметам, постоянный интерес детей говорят о необходимости и значимости кружка данного направления. Программа будет полезна и для учителей биологии, природоведения и экологии общеобразовательных школ при организации факультативных занятий. Общие положения При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, анализ школьных программ предметов естественно-научного цикла и интерес детей данного возраста. Программа рассчитана на 2 года обучения на учащихся среднего школьно возраста: 5 - 6 классы (10 – 12лет) – первый год обучения и 6 -7 классы (12 – 13 лет) – второй год обучения. Учебная группа состоит из 12 – 15 человек. В неделю – 6 часов, три раза по 2 часа. Средний школьный возраст характеризуется большой любознательностью, эмоциональностью, поиском своих интересов, умение воспринимать достаточно большой объем знаний, некоторыми навыками работы с научным материалом. Дети обладают умением анализировать и систематизировать предлагаемый учебный материал. Однако этот возраст характеризуется и обостренным самолюбием, раздражительностью, категоричностью суждений, желанием занимать достойное место в группе сверстников. Данные особенности этого возраста диктуют проведение занятий в доброжелательной обстановке и чередование занятий группой и по подгруппам с индивидуальными занятиями. Методическое обеспечение Настоящий курс разработан с учетом пяти составляющих учебного процесса: теоретического, практического, развивающего (проблемного), занимательного и индивидуального обучения. Теоретические занятия составляют основу (количество часов на них большее по сравнению с другими формами проведения занятий), но не утомляют учащихся из-за тщательно отобранного и оригинально предлагаемого материала. Они включают в себя, кроме объяснений учителя, работу с научной и справочной литературой, с картами, атласами, работу со схемами и таблицами, отбор материалов для сообщений, обсуждение подготовленных докладов и сообщений. Творческие задания, учебные игры, диспуты и дискуссии проводятся после каждого логически завершенного блока знаний и несут на себе функции контроля за усвоением знаний. Дополняют и разнообразят занятия кружка экскурсии и практические занятия. Учитывая интересы детей по узким темам, проводятся индивидуальные занятия. Цели и задачи кружка Цели: - формирование прочных знаний и умений в области наук естественно- научного цикла; - формирование экологически целесообразного поведения, нравственно-эстетических и научно-практических норм отношения к окружающей среде. Задачи: 1. образовательные: - систематизировать и закрепить имеющиеся знания; - дать представление о человеке и его организме, о правилах сохранения и укрепления здоровья; - формировать знания детей о Земле как об одной из девяти планет Солнечной системы, о её «ранимости» и «хрупкости»; - обогащать знаниями о Вселенной, о современных исследованиях глубин Вселенной. 2. развивающие: - способствовать развитию любознательности, внимательности; - развивать память, логическое мышление, творческие способности. 3. воспитательные: - формировать экологическую культуру и нравственность, гражданственность и патриотизм; - воспитывать умение работать в коллективе, соблюдая эстетические нормы в отношениях между людьми; - приобщать учащихся к решению экологических проблем родного края. Основные задания и умения Учащиеся в конце первого года обучения должны знать: - о работе основных органов человека; - объекты Вселенной: Галактики, звезды, кометы, метеоры и метеориты, астероиды и планеты; - строение Солнечной системы, о её развитии, о возникновении и эволюции жизни на земле, о разнообразии животного и растительного мира планеты, о взаимосвязях всего живого на Земле и взаимозависимости живых и неживых природных объектов с деятельностью и жизнью человеческого общества. уметь: - соблюдать режим дня; - правильно питаться; - вести здоровый образ жизни; - дать характеристику планет Солнечной системы; - пользоваться картой, атласом, справочной и научной литературой; - выполнять практические действия по улучшению экологического состояния родного края; - соблюдать правила поведения в природе. Тематическое планирование 216 ч.
Содержание программы
Экологический практикум – 16 часов (апрель – май – 2 ч. в неделю)
Список литературы 1. Арманд Д.Л. Физическая география в наши дни. - М.:«Знамя», 1968. 2. Биленкин Д.А. Спор о загадочной планете. - М.:«Советская Россия», 1968. 3. Воронцов – Вильяминов Б.А. Очерки о Вселенной. - М.: «Наука», любой год издания. 4. Комаров В.Н. Удивительная астрономия. - М.: «Наука», 1968. 5. Ленц Николаус. 1000 вопросов обо всём на свете - М.: «Олимп», «Издательство АСТ», 2001. 6. Рик Моррис. Тайны живой природы. - М.: «Росмен», 1995. 7. Новиков Е.Ф. Планета загадок. - Л.: «Недра», 1968. 8. Стрижев А.Н. Туристу о природе. - М.: «Профиздат», 1986. 9. Филиппов Л.А. Колумбы Вселенной. - М.: Детская литература, 1970. 10. Занимательная география. Библиотека журнала «География в школе». - М.: «Школа – Пресс», 1992. 11. Детская энциклопедия (перевод с англ.). - М.: Компания «Евразийский регион», 1994. 12. Энциклопедия. Современное естествознание, гл. редактор В.Н. Сойфер - т. 9 Науки о Земле, т. 7 Общая биология.- М.: Издательский дом «Магистр – Пресс», 2000. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» ПРОГРАММА*1 «ЧЕЛОВЕК, ЗЕМЛЯ, ВСЕЛЕННАЯ» *2 ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (для детей 12 – 14 лет) Автор: Носова Г.А., педагог дополнительного образования *1 Программа рекомендована областным методическим советом учителей экологии и биологии, педагогов дополнительного образования к изданию и использованию в практической работе учреждений общего и дополнительного образования области. *2 Программу первого года обучения см.: «Сборник учебно-тематических программ и планов эколого-биологического профиля для учреждений общего и дополнительного образования», Брянск: Эколого-биологический центр, 2003 – 200 стр. Пояснительная записка Программа курса «Человек, Земля, Вселенная» представляет собой попытку реализации междисциплинарного подхода к изучению природы. Основу содержания курса составляет система понятий из широкого курса предметов школьной программы: природоведения, анатомии, ботаники, географии и астрономии. Содержание программы выстроено таким образом, чтобы ученики возвращались к полученным уже знаниям по пройденным предметам (например, природоведению), повторяли, систематизировали и анализировали их, существенно дополняя и расширяя границы изученного. В то же время на занятиях кружка учащиеся имеют возможность опережающее обучение в доступном для их возраста уровне и возможностей объеме. Программа имеет три большие раздела знаний: - человек, организм человека и способы сохранения и укрепления здоровья; - наша планета Земля, её внутреннее строение, поверхность Земли, водная, воздушная оболочки и биосфера, воздействие человека на природу; - Вселенная, звезды, Галактики, наша Галактика, планеты Солнечной системы, кометы, метеоры и метеориты. Расположение разделов программы условно. Педагог может предлагать изучать их в любом порядке, логическая цепочка «Вселенная – Земля – Человек» от перестановки не пострадает. Важно то, что она несет научно-ценностную нагрузку. В основу программы положен экологический принцип, который позволяет:
Актуальность курса объясняется тем, что:
Данная программа написана с целью устранения трудностей у учащихся при изучении предметов естественного цикла, индивидуализации образования, развития творческого потенциала учащихся. Программа апробирована на практике в течение пяти лет. Активность учащихся, стабильные отметки в школе по данным предметам, постоянный интерес детей говорят о необходимости и значимости кружка данного направления. Программа будет полезна и для учителей биологии, природоведения и экологии общеобразовательных школ при организации урочной системы и факультативных занятий. Общие положения При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, анализ школьных программ предметов естественно-научного цикла и преподавательский опыт автора. Программа рассчитана на 2 года обучения (144 часа – первый год; 216 часов - второй год обучения) и рассчитана на учащихся среднего школьно возраста: (5 - 7 классы) 10 – 12лет. Учебная группа состоит из 10 – 12 человек. Занятия проводятся 1 год обучения 2 раза в неделю по 2 часа и 2 раза в неделю по 3 часа – 2 и 3 год обучения. Средний школьный возраст характеризуется большой любознательностью, эмоциональностью, поиском своих интересов, умение воспринимать достаточно большой объем знаний, некоторыми навыками работы с научной литературой. Учащиеся к этому возрасту обладают умением анализировать и систематизировать предлагаемые проблемы. Однако этот возраст характеризуется и обостренной обидчивостью, раздражительностью, желанием занимать достойное место в группе сверстников. Данные особенности этого возраста диктуют проведение занятий в доброжелательной обстановке и чередование занятий группой и по подгруппам с индивидуальными занятиями. Методическое обеспечение Настоящий курс разработан с учетом пяти составляющих учебного процесса: теоретического, практического, творчество и развивающие учебные игры, экскурсии как форма обучения и индивидуального обучения. Теоретические занятия преобладают над другими формами обучения, но не утомляют учащихся из-за тщательно отобранного и оригинально предлагаемого материала. Они включают в себя, кроме объяснений учителя, работу с научной и справочной литературой, с картами и атласами, работу со схемами и таблицами. Занятия с творческими заданиями учебными играми проводятся после каждого логически завершенного блока знаний и несут на себе функции контроля за усвоением знаний. Дополняют и разнообразят занятия кружка экскурсии и практические занятия. Такая смена форм работы с детьми способствует лучшему усвоению учебного материала и поддержанию постоянного живого интереса у учащихся к занятиям кружка. Основные формы и методы работы Основные методы обучения: - монологический; - диалогический; - алгоритмический; - показательный; - эвристический. Основные формы работы на занятиях: - викторины; - учебные игры; - экскурсии; - интеллектуальные игры; - работа по опорным схемам; - работа с картами и атласами; - работа со справочной литературой; - составление и разгадывание кроссвордов; - подбор материала к докладам и сообщениям; - конференции; - диспуты; - практические работы и др. Работа с родителями
Цели и задачи кружка Третий год обучения Цели: - формирование прочных знаний и умений в области наук естественно- научного цикла; - формирование экологически целесообразного поведения, нравственно-эстетических и научно-практических норм отношения к окружающей среде. Задачи третьего года обучения: 1. образовательные: - систематизировать и закрепить имеющиеся знания; - дать представление о человеке и его организме, о правилах сохранения и укрепления здоровья, о достижениях науки; - расширять знания детей о Земле, её оболочках, о взаимодействии человека и природы; - обогащать знания детей о Вселенной, о современных исследованиях глубин Вселенной; - Формировать диалектическое и материалистическое мировоззрение. 2. развивающие: - расширять кругозор учащихся; - способствовать развитию любознательности; - развивать умения: анализировать, самостоятельно приобретать, усваивать и применять экологические знания. - развивать память, логическое мышление, творческие способности учащихся. 3. воспитательные: - формировать высокие этические нормы в отношениях между людьми; - формировать экологическую культуру и нравственность; - формировать гражданственность и патриотизм; - приобщать учащихся к решению экологических проблем родного края. |
Твоя Вселенная, 2 Рабочая программа учебного курса «Твоя Вселенная» составлена на основе авторской программы Левитана Е. П. «Твоя Вселенная, 2» изданной... | Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Участие в III открытом Всероссийском конкурсе творческих работ «Байконур-Земля-Вселенная» | Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь... «Человек, лишенный святого сыновнего чувства к отчему краю, не способен по-настоящему любить свою Родину, свою Отчизну. Ведь само... | ||
Конкурс творческих работ учащихся и педагогов, сценариев внеклассных... Научно-образовательный центр «Образование и социокультурная интеграция» проводит конкурс творческих работ учащихся и педагогов, сценариев... | Конспект урока по русскому языку правописание приставок. Малая родина.... «Человек, лишенный святого сыновнего чувства к отчему краю, не способен по-настоящему любить свою Родину, свою Отчизну. Ведь само... | ||
Тема: Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную Цель урока: разъяснить ученикам понятие Вселенная и различные гипотезы ее строения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Загадки планеты Земля : [школьный путеводитель: для среднего и старшего школьного возраста / С. Ю. Афонькина; ил. В. Г. Шаблова].... | ||
Конспект урока вселенная, или космос (Тема урока) фио (полностью) Лобанова Елена Викторовна Солнца для жизни на Земле, подводить анализируемые объекты (Солнце, Земля, Луна) под понятия разного уровня обобщения (космические... | Календарно-тематическое планирование 1 класс (34 часа) № Представление о Вселенной у древних народов Севера, Индии, Греции. Выполнение поделки «Вселенная древних индусов», «Вселенная древних... | ||
Вселенная и образование изотопов химических элементов Вселенная осознавалась как пространство, в которое механически включены те или иные образования. За все время существования человека,... | И. Таймни введение в психологию йоги Его перу принадлежит несколько книг, ставших ныне классическими, в числе которых "Наука Йоги", "Самовоспитание в свете оккультизма",... | ||
Программа дополнительного образования Направление «Если бы каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что может, как прекрасна была бы Земля наша» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Но еще задолго до этого человек задавал себе вопрос: "Из чего состоят окружающие его предметы, он сам, Вселенная?". Найти разгадку... | ||
Урок «Земля отцов моя земля» А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая: История Древнего мира, Просвещение, 2008г | Конкурс детского изобразительного творчества «Как прекрасна Земля и на ней человек» ... |