Программа *1 «человек, земля, вселенная»





Скачать 331.63 Kb.
НазваниеПрограмма *1 «человек, земля, вселенная»
страница1/3
Дата публикации05.10.2014
Размер331.63 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

ПРОГРАММА*1

«ЧЕЛОВЕК, ЗЕМЛЯ, ВСЕЛЕННАЯ» *2
Второй год обучения

Автор: Носова Г.А., педагог

дополнительного образования
*1 Программа рекомендована областным методическим советом учителей экологии и биологии, педагогов дополнительного образования к изданию и использованию в практической работе учреждений общего и дополнительного образования области.

*2 Программу первого года обучения см.: «Сборник учебно-тематических программ и планов эколого-биологического профиля для учреждений общего и дополнительного образования», Брянск: Эколого-биологический центр, 2003 – 200 стр.

Пояснительная записка

Программа курса «Человек, Земля, Вселенная» представляет собой попытку реализации междисциплинарного подхода к изучению природы.

Основу содержания курса составляет система понятий из широкого курса предметов школьной программы: природоведения, анатомии, ботаники, географии и астрономии. Содержание программы выстроено таким образом, чтобы ученики возвращались к полученным уже знаниям по пройденным предметам (например, природоведению), повторяли, систематизировали и анализировали их, существенно дополняя и расширяя границы изученного. Программа позволяет осуществлять опережающее развитие и обучение на доступном для учащихся уровне и в достаточном объеме.

Программа имеет три большие раздела:

- человек, организм человека и способы сохранения здоровья, укрепление и закаливание организма;

- наша планета Земля, ее внутреннее строение, поверхность Земли, правила общежития всех живых существ, решение экологических проблем, красота и неповторимость животного и растительного мира планеты;

Вселенная, основные тела Вселенной, рождение и развитие Вселенной.

Расположение разделов программы условно. Педагог может расположить их в любом порядке. Логическая цепочка «Вселенная – Земля – Человек» от перестановки не пострадает. Важно то, что программное содержание несет научно-ценностную нагрузку.

В основу программы положен экологический принцип, который позволяет:

  1. рассматривать все законы, явления во взаимосвязи и взаимообусловленности;

  2. воспитывать у учащихся любознательность, стремление к приобретению научных знаний, наблюдательность;

  3. экологически грамотно вести себя в природе.

Актуальность курса объясняется тем, что:

  1. на сегодняшний день в общеобразовательной школе на предметы естественного цикла отводится 2 часа в неделю, что недостаточно для формирования научного мировоззрения;

  2. курс астрономии вводится лишь в 11 классе. А данная наука является одной из интереснейших и увлекательных для подростков;

  3. объединяет три важнейшие области знаний, помогающие воспитывать интеллектуалов.

Данная программа написана с целью устранения трудностей у учащихся при изучении предметов естественного цикла, индивидуализации образования, развития творческого потенциала учащихся.

Программа апробирована на практике в течение пяти лет. Активность учащихся, стабильные отметки в школе по данным предметам, постоянный интерес детей говорят о необходимости и значимости кружка данного направления. Программа будет полезна и для учителей биологии, природоведения и экологии общеобразовательных школ при организации факультативных занятий.
Общие положения

При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, анализ школьных программ предметов естественно-научного цикла и интерес детей данного возраста.

Программа рассчитана на 2 года обучения на учащихся среднего школьно возраста: 5 - 6 классы (10 – 12лет) – первый год обучения и 6 -7 классы (12 – 13 лет) – второй год обучения. Учебная группа состоит из 12 – 15 человек. В неделю – 6 часов, три раза по 2 часа.

Средний школьный возраст характеризуется большой любознательностью, эмоциональностью, поиском своих интересов, умение воспринимать достаточно большой объем знаний, некоторыми навыками работы с научным материалом. Дети обладают умением анализировать и систематизировать предлагаемый учебный материал. Однако этот возраст характеризуется и обостренным самолюбием, раздражительностью, категоричностью суждений, желанием занимать достойное место в группе сверстников. Данные особенности этого возраста диктуют проведение занятий в доброжелательной обстановке и чередование занятий группой и по подгруппам с индивидуальными занятиями.
Методическое обеспечение

Настоящий курс разработан с учетом пяти составляющих учебного процесса: теоретического, практического, развивающего (проблемного), занимательного и индивидуального обучения.

Теоретические занятия составляют основу (количество часов на них большее по сравнению с другими формами проведения занятий), но не утомляют учащихся из-за тщательно отобранного и оригинально предлагаемого материала. Они включают в себя, кроме объяснений учителя, работу с научной и справочной литературой, с картами, атласами, работу со схемами и таблицами, отбор материалов для сообщений, обсуждение подготовленных докладов и сообщений.

Творческие задания, учебные игры, диспуты и дискуссии проводятся после каждого логически завершенного блока знаний и несут на себе функции контроля за усвоением знаний. Дополняют и разнообразят занятия кружка экскурсии и практические занятия. Учитывая интересы детей по узким темам, проводятся индивидуальные занятия.
Цели и задачи кружка

Цели: - формирование прочных знаний и умений в области наук естественно- научного цикла;

- формирование экологически целесообразного поведения, нравственно-эстетических и научно-практических норм отношения к окружающей среде.

Задачи:

1. образовательные:

- систематизировать и закрепить имеющиеся знания;

- дать представление о человеке и его организме, о правилах сохранения и укрепления здоровья;

- формировать знания детей о Земле как об одной из девяти планет Солнечной системы, о её «ранимости» и «хрупкости»;

- обогащать знаниями о Вселенной, о современных исследованиях глубин Вселенной.

2. развивающие:

- способствовать развитию любознательности, внимательности;

- развивать память, логическое мышление, творческие способности.

3. воспитательные:

- формировать экологическую культуру и нравственность, гражданственность и патриотизм;

- воспитывать умение работать в коллективе, соблюдая эстетические нормы в отношениях между людьми;

- приобщать учащихся к решению экологических проблем родного края.
Основные задания и умения

Учащиеся в конце первого года обучения должны

знать:

- о работе основных органов человека;

- объекты Вселенной: Галактики, звезды, кометы, метеоры и метеориты, астероиды и планеты;

- строение Солнечной системы, о её развитии, о возникновении и эволюции жизни на земле, о разнообразии животного и растительного мира планеты, о взаимосвязях всего живого на Земле и взаимозависимости живых и неживых природных объектов с деятельностью и жизнью человеческого общества.

уметь:

- соблюдать режим дня;

- правильно питаться;

- вести здоровый образ жизни;

- дать характеристику планет Солнечной системы;

- пользоваться картой, атласом, справочной и научной литературой;

- выполнять практические действия по улучшению экологического состояния родного края;

- соблюдать правила поведения в природе.



Тематическое планирование

216 ч.


Тема

Количество часов

Общее кол-во

часов

теория

игровые формы и творческие задания

практич.

экскурс.


I. Введение. Цели и задачи кружка. Вводный контроль знаний.



2






2


II. Человек.

1. Происхождение человека.

2. Человеческий организм.

3. Пищеварение.

4. Кровообращение.

5. Движение.

6. Нервная система.

7. Органы чувств

8. Как быть здоровым.




8

10

6

2

4

6

4




2/2

2/-

-/4

2/2

2/2

-/2

2/2

-/2





64

12

12

10

6

8

8

6

2


III. Загадочная Вселенная.

1. Вселенная. Организация материи во Вселенной.

2. Планеты Солнечной системы.




24
20



-
6/-




2



52

26
26


IV. Земля как одна из планет Солнечной системы.

1. Наш дом – планета Земля.

2. Человек и его дом – Земля.



20

16


8/2

8/4


4

6


68
34

34


V. Загадки Вселенной. Есть ли жизнь в других Галактиках.



16



4/4



2



26



VI. Заключение. Подведение итогов работы за год.



2


2/-





4

ИТОГО:

140

38/24

14

216



Содержание программы


Наименование темы

Кол-во

часов

I. Введение.

Цели и задачи кружка.

Вводный контроль уровня знаний.

2

II. Человек.

1. Происхождение человека.

- Человек – продукт развития природы и общества.

- Эволюция от животного к человеку.

- Работа в кружках с научной и справочной литературой. Теории происхождения человека.

- Диспут на темы: «Человек и обезьяна», «Ископаемые обезьяны - предки человека».

- Викторина «Теории появления человека на Земле».

-«Развитие ускоряется. Биология, история, психология».

2. Организм человека.

- Зародышевое развитие.

- Обмен веществ. Клетка – основа организма.

- Непрерывное обновление. Биологические ускорители.

- Круговорот веществ в природе. Пища и питательные вещества.

- Слаженная работа организма.

- Конкурс знатоков по теме «Обмен веществ».

3. Пищеварение.

- Молекулы – гиганты. Путь пищи.

- Управляют ли нервы работой слюнных желёз.

- Защитные рефлексы.

- Круглый стол «Это нужно помнить».

- Сообщение по теме «Исторические кулинарные привычки народов мира».

4. Кровообращение.

- Неутолимый орган. Исследования сердца. Практическая работа.

- Чудесная сеть сосудов. Движение крови.

- Деловая игра «Позаботимся о сердце».

5. Движение.

- Конструкции и движение. Управление движениями.

- Что движет наш скелет?

- Практическая работа «Сложные двигательные задачи».

- Движение в невесомости. Игра «Знатоки».

6. Нервная система.

- Язык нервной клетки. «Экскурсия» по «этажам» центральной нервной системы.

- Кора больших полушарий.

- Высшая нервная деятельность.
Наименование темы

64

12

2

2

2
2
2

2

12

2

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2
2

6

2

2

2

8

2

2

2

2

8
2

2

2

Кол-во

часов

- Практическая работа «То, что от нас не зависит».

7. Органы чувств.

- Индивидуальная работа по темам «Зрение», «Слух», «Обоняние».

- Час вопросов и ответов.

- Обобщение по теме. Игра «Самый умный».

8. Как быть здоровым.

- Победа над болезнями. Болезни нужно предупреждать. Практические советы.


2

8

4

2

2

2

2


III. Загадочная Вселенная.

1. Вселенная. Организация материи во Вселенной.

- Гипотезы образования Вселенной.

- Наш адрес во Вселенной.

- Метагалактика.

- Галактика. Млечный путь.

- Другие Галактики – островные Вселенные.

- Звездное небо.

- Откуда взялись названия созвездий.

- Наша Солнечная система.

- Развитие Солнца и его влияние на Землю.

- Как горячо Солнце и почему?

- Солнечная активность и её влияние на Землю.

- Солнечные затмения.

- Значение Солнца для жизни на Земле. Экскурсия в планетарий.

2. Планеты Солнечной системы.

- Планеты Солнечной системы. Их влияние на Землю.

- Девять планет Солнечной системы. Игра «Угадай- ка».

- Меркурий – самая близкая к Солнцу планета.

- Венера – самая горячая планета.

- Земля – третья планета Солнечной системы.

- Марс. Есть ли жизнь на Марсе?

- Общая характеристика планет земной группы. Игра «Эрудит».

- Планеты – гиганты. Юпитер.

- Сатурн. Кольца Сатурна.

- Уран и Нептун (планеты-близнецы).

- Плутон.

- Общая характеристика планет-гигантов. Игра «Эрудит».

- Астероиды – малые планеты. Другие небесные тела.


52

26

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

26

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


IV. Земля как одна из планет Солнечной системы.

1. Наш дом – планета Земля.

- Строение и свойства поверхности Земли.

- Что происходит внутри Земли.

Наименование темы

68

34

2

2

Кол-во

часов

- О первых днях Земли. Путешествие во времени.

- Луна и её влияние на Землю.

- Образование земной атмосферы.

- Вода. Зарождение жизни.

- Практическая работа. Конкурс рисунков на тему: «Первые дни Земли».

- Жизнь в океанах.

- Жизнь выходит на берег.

- Экскурсия в краеведческий музей «Эпохи Земли».

- Конкурс эрудитов «Удивительное в мире животных».

- Конкурс эрудитов «Удивительное в мире растений».

- Экскурсия в природу «Удивительное рядом».

- Работа в группах. Составление фантастических рассказов о первых днях планеты.

- Игра «Самый умный» по теме.

- Современный вид земной коры.

- Изменение климата.

2. Человек и его дом – Земля.

- Влияние человека и его деятельности на жизнь животных.

- Влияние человека и его деятельности на жизнь растений.

- Влияние человека и его деятельности на рельеф Земли.

- Экскурсия к промышленному предприятию, по улицам города «Влияние деятельности человека на атмосферу».

- Экология. Необходимость бережного отношения к природе.

- Экскурсия в природу. Как жить в гармонии друг с другом.

- Диспут. Основные потребности и желания человека.

- Охрана растений. Практическая работа по созданию программы «Охрана растений».

- Значение леса (лес и урожай, лес и климат).

- Лес и водный баланс рек и озер.

- Лес и осадки.

- Значение леса для здоровья человека.

- Лес и эстетическое воспитание человека. Праздник леса.

- День Земли – Всемирный праздник.

- Экскурсия в природу. Роль школьников в сохранении редких видов растений и животных.

- Практическая работа. Создание проектов по решению экологических проблем планеты.

- Защита проектов «Сбережём Землю!»

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2
2

2

2

34

2

2

2
2

2

2

2
2

2

2

2

2

2

2

2
2
2

V. Загадки Вселенной. Есть ли жизнь в других галактиках.

- Чудовища из мифов и легенд. Литературный час.

- Доисторические чудовища.

- Морские чудовища.

26

2

2

2

Наименование темы

Кол-во

часов

- Чудовища наших дней.

- Приведения - миф или реальность?

- Явления в околоземном космическом пространстве.

- НЛО. История НЛО. Рукотворные НЛО.

- Космические пришельцы. Конкурс рисунков.

- Перспективы покорения космоса.

- Использование научных открытий для изучения эволюции жизни на Земле.

- Экскурсия в краеведческий музей «Первые дни Земли: первые позвоночные».

- Сбор материалов и оформление выставки «Всё о загадочном».

2

2

2

2

2

2

2
2
4

VI. Заключение. Конкурс знатоков по теме «Человек, Земля, Вселенная»

- Подведение итогов. Перспективы работы.

- Задание на лето.

4
2

2



Экологический практикум – 16 часов

(апрель – май – 2 ч. в неделю)

Наименование темы

Кол-во

часов

I. Природа глазами современного человека.

- Экскурсия по улицам города «Есть ли место живой природе в современном городе?

- Экскурсия в скверы и парки города «Островки живой природы».

- Экскурсия к пойме реки Десна «Островки естественной природы. Река в современном городе».

- Путешествие по улицам города «Есть ли место для мусора? Свалки».

II. Защитим живую природу.

- Практическая работа «Здесь встанут новые леса».

- Практическая работа «Цветы – украшение и настроение современного города».

- Практическая работа «Чистота залог здоровья. Наш школьный двор».

- Практическая работа «Каждому классу – зелёный уголок».

8
2

2
2

2
8

2

2
2

2

Список литературы

1. Арманд Д.Л. Физическая география в наши дни. - М.:«Знамя», 1968.

2. Биленкин Д.А. Спор о загадочной планете. - М.:«Советская Россия», 1968.

3. Воронцов – Вильяминов Б.А. Очерки о Вселенной. - М.: «Наука», любой год издания.

4. Комаров В.Н. Удивительная астрономия. - М.: «Наука», 1968.

5. Ленц Николаус. 1000 вопросов обо всём на свете - М.: «Олимп», «Издательство АСТ», 2001.

6. Рик Моррис. Тайны живой природы. - М.: «Росмен», 1995.

7. Новиков Е.Ф. Планета загадок. - Л.: «Недра», 1968.

8. Стрижев А.Н. Туристу о природе. - М.: «Профиздат», 1986.

9. Филиппов Л.А. Колумбы Вселенной. - М.: Детская литература, 1970.

10. Занимательная география. Библиотека журнала «География в школе». - М.: «Школа – Пресс», 1992.

11. Детская энциклопедия (перевод с англ.). - М.: Компания «Евразийский регион», 1994.

12. Энциклопедия. Современное естествознание, гл. редактор В.Н. Сойфер - т. 9 Науки о Земле, т. 7 Общая биология.- М.: Издательский дом «Магистр – Пресс», 2000.


Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Брянский областной эколого-биологический центр»

ПРОГРАММА*1

«ЧЕЛОВЕК, ЗЕМЛЯ, ВСЕЛЕННАЯ» *2

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(для детей 12 – 14 лет)

Автор: Носова Г.А., педагог

дополнительного образования


*1 Программа рекомендована областным методическим советом учителей экологии и биологии, педагогов дополнительного образования к изданию и использованию в практической работе учреждений общего и дополнительного образования области.

*2 Программу первого года обучения см.: «Сборник учебно-тематических программ и планов эколого-биологического профиля для учреждений общего и дополнительного образования», Брянск: Эколого-биологический центр, 2003 – 200 стр.


Пояснительная записка

Программа курса «Человек, Земля, Вселенная» представляет собой попытку реализации междисциплинарного подхода к изучению природы.

Основу содержания курса составляет система понятий из широкого курса предметов школьной программы: природоведения, анатомии, ботаники, географии и астрономии. Содержание программы выстроено таким образом, чтобы ученики возвращались к полученным уже знаниям по пройденным предметам (например, природоведению), повторяли, систематизировали и анализировали их, существенно дополняя и расширяя границы изученного. В то же время на занятиях кружка учащиеся имеют возможность опережающее обучение в доступном для их возраста уровне и возможностей объеме.

Программа имеет три большие раздела знаний:

- человек, организм человека и способы сохранения и укрепления здоровья;

- наша планета Земля, её внутреннее строение, поверхность Земли, водная, воздушная оболочки и биосфера, воздействие человека на природу;

- Вселенная, звезды, Галактики, наша Галактика, планеты Солнечной системы, кометы, метеоры и метеориты.

Расположение разделов программы условно. Педагог может предлагать изучать их в любом порядке, логическая цепочка «Вселенная – Земля – Человек» от перестановки не пострадает. Важно то, что она несет научно-ценностную нагрузку. В основу программы положен экологический принцип, который позволяет:

    1. рассматривать все законы, явления во взаимосвязи и взаимообусловленной зависимости;

    2. воспитывать у учащихся любознательность, стремление к приобретению научных знаний, наблюдательность;

    3. экологически грамотно вести себя в природе.

Актуальность курса объясняется тем, что:

  1. на сегодняшний день в общеобразовательной школе на предметы естественного цикла отводится 2 часа в неделю, что недостаточно для формирования научного мировоззрения;

  2. курс астрономии вводится лишь в 11 классе (если не считать раздела «Природоведения 5 кл.», который дает поверхностные знания о Вселенной), а данная наука является одной из интереснейших и увлекательных для подростков, вызывает живой интерес;

  3. объединяет три важнейшие области знаний, помогающие воспитывать интеллектуалов.

Данная программа написана с целью устранения трудностей у учащихся при изучении предметов естественного цикла, индивидуализации образования, развития творческого потенциала учащихся.

Программа апробирована на практике в течение пяти лет. Активность учащихся, стабильные отметки в школе по данным предметам, постоянный интерес детей говорят о необходимости и значимости кружка данного направления. Программа будет полезна и для учителей биологии, природоведения и экологии общеобразовательных школ при организации урочной системы и факультативных занятий.
Общие положения

При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, анализ школьных программ предметов естественно-научного цикла и преподавательский опыт автора.

Программа рассчитана на 2 года обучения (144 часа – первый год; 216 часов - второй год обучения) и рассчитана на учащихся среднего школьно возраста: (5 - 7 классы) 10 – 12лет. Учебная группа состоит из 10 – 12 человек. Занятия проводятся 1 год обучения 2 раза в неделю по 2 часа и 2 раза в неделю по 3 часа – 2 и 3 год обучения.

Средний школьный возраст характеризуется большой любознательностью, эмоциональностью, поиском своих интересов, умение воспринимать достаточно большой объем знаний, некоторыми навыками работы с научной литературой. Учащиеся к этому возрасту обладают умением анализировать и систематизировать предлагаемые проблемы. Однако этот возраст характеризуется и обостренной обидчивостью, раздражительностью, желанием занимать достойное место в группе сверстников. Данные особенности этого возраста диктуют проведение занятий в доброжелательной обстановке и чередование занятий группой и по подгруппам с индивидуальными занятиями.
Методическое обеспечение

Настоящий курс разработан с учетом пяти составляющих учебного процесса: теоретического, практического, творчество и развивающие учебные игры, экскурсии как форма обучения и индивидуального обучения.

Теоретические занятия преобладают над другими формами обучения, но не утомляют учащихся из-за тщательно отобранного и оригинально предлагаемого материала. Они включают в себя, кроме объяснений учителя, работу с научной и справочной литературой, с картами и атласами, работу со схемами и таблицами. Занятия с творческими заданиями учебными играми проводятся после каждого логически завершенного блока знаний и несут на себе функции контроля за усвоением знаний. Дополняют и разнообразят занятия кружка экскурсии и практические занятия.

Такая смена форм работы с детьми способствует лучшему усвоению учебного материала и поддержанию постоянного живого интереса у учащихся к занятиям кружка.
Основные формы и методы работы

Основные методы обучения:

- монологический;

- диалогический;

- алгоритмический;

- показательный;

- эвристический.

Основные формы работы на занятиях:

- викторины;

- учебные игры;

- экскурсии;

- интеллектуальные игры;

- работа по опорным схемам;

- работа с картами и атласами;

- работа со справочной литературой;

- составление и разгадывание кроссвордов;

- подбор материала к докладам и сообщениям;

- конференции;

- диспуты;

- практические работы и др.
Работа с родителями

  1. Участие родителей в итоговых конференциях.

  2. Организация смотра творческих работ, сделанных вместе с родителями.

  3. Участие родителей в изготовлении демонстрационного материала, наглядных пособий и макетов.

  4. Проведение совместных экскурсий.

  5. Участие родителей в «Движении юных патриотов» и совместная деятельность по облагораживанию микрорайона.



Цели и задачи кружка

Третий год обучения
Цели: - формирование прочных знаний и умений в области наук естественно- научного цикла;

- формирование экологически целесообразного поведения, нравственно-эстетических и научно-практических норм отношения к окружающей среде.

Задачи третьего года обучения:

1. образовательные:

- систематизировать и закрепить имеющиеся знания;

- дать представление о человеке и его организме, о правилах сохранения и укрепления здоровья, о достижениях науки;

- расширять знания детей о Земле, её оболочках, о взаимодействии человека и природы;

- обогащать знания детей о Вселенной, о современных исследованиях глубин Вселенной;

- Формировать диалектическое и материалистическое мировоззрение.

2. развивающие:

- расширять кругозор учащихся;

- способствовать развитию любознательности;

- развивать умения: анализировать, самостоятельно приобретать, усваивать и применять экологические знания.

- развивать память, логическое мышление, творческие способности учащихся.

3. воспитательные:

- формировать высокие этические нормы в отношениях между людьми;

- формировать экологическую культуру и нравственность;

- формировать гражданственность и патриотизм;

- приобщать учащихся к решению экологических проблем родного края.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа *1 «человек, земля, вселенная» iconТвоя Вселенная, 2
Рабочая программа учебного курса «Твоя Вселенная» составлена на основе авторской программы Левитана Е. П. «Твоя Вселенная, 2» изданной...
Программа *1 «человек, земля, вселенная» iconОбразовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос»
Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее...
Программа *1 «человек, земля, вселенная» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Участие в III открытом Всероссийском конкурсе творческих работ «Байконур-Земля-Вселенная»
Программа *1 «человек, земля, вселенная» iconТема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь...
«Человек, лишен­ный святого сыновнего чувства к отчему краю, не способен по-настоящему любить свою Родину, свою Отчизну. Ведь само...
Программа *1 «человек, земля, вселенная» iconКонкурс творческих работ учащихся и педагогов, сценариев внеклассных...
Научно-образовательный центр «Образование и социокультурная интеграция» проводит конкурс творческих работ учащихся и педагогов, сценариев...
Программа *1 «человек, земля, вселенная» iconКонспект урока по русскому языку правописание приставок. Малая родина....
«Человек, лишен­ный святого сыновнего чувства к отчему краю, не способен по-настоящему любить свою Родину, свою Отчизну. Ведь само...
Программа *1 «человек, земля, вселенная» iconТема: Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную
Цель урока: разъяснить ученикам понятие Вселенная и различные гипотезы ее строения
Программа *1 «человек, земля, вселенная» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Загадки планеты Земля : [школьный путеводитель: для среднего и старшего школьного возраста / С. Ю. Афонькина; ил. В. Г. Шаблова]....
Программа *1 «человек, земля, вселенная» iconКонспект урока вселенная, или космос (Тема урока) фио (полностью) Лобанова Елена Викторовна
Солнца для жизни на Земле, подводить анализируемые объекты (Солнце, Земля, Луна) под понятия разного уровня обобщения (космические...
Программа *1 «человек, земля, вселенная» iconКалендарно-тематическое планирование 1 класс (34 часа) №
Представление о Вселенной у древних народов Севера, Индии, Греции. Выполнение поделки «Вселенная древних индусов», «Вселенная древних...
Программа *1 «человек, земля, вселенная» iconВселенная и образование изотопов химических элементов
Вселенная осознавалась как пространство, в которое механически включены те или иные образования. За все время существования человека,...
Программа *1 «человек, земля, вселенная» iconИ. Таймни введение в психологию йоги
Его перу принадлежит несколько книг, ставших ныне классическими, в числе которых "Наука Йоги", "Самовоспитание в свете оккультизма",...
Программа *1 «человек, земля, вселенная» iconПрограмма дополнительного образования Направление
«Если бы каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что может, как прекрасна была бы Земля наша»
Программа *1 «человек, земля, вселенная» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Но еще задолго до этого человек задавал себе вопрос: "Из чего состоят окружающие его предметы, он сам, Вселенная?". Найти разгадку...
Программа *1 «человек, земля, вселенная» iconУрок «Земля отцов моя земля»
А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая: История Древнего мира, Просвещение, 2008г
Программа *1 «человек, земля, вселенная» iconКонкурс детского изобразительного творчества «Как прекрасна Земля и на ней человек»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск