Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и ы после ц»





Скачать 67.56 Kb.
НазваниеТема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и ы после ц»
Дата публикации29.09.2013
Размер67.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Тема «Правописание Ы – И после Ц»

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и - ы после ц»; указать, что наличие звука ц также является «сигналом» орфограммы.

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Задачи урока:

- обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих -- знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц»;

- формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.

Ход урока
I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу: класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.
II. Орфографическая разминка «Крестики – нолики».

Свой урок мы начнём с орфографической разминки, которая поможет вспомнить написание слов с гласными буквами о-ё после шипящих.

- От чего зависит написание гласных букв о-ё после шипящих в корнях слов? ( После шипящих в корнях слов под ударением пишется -ё, если можно подобрать однокоренное слово с –е; буква о пишется в словах-исключениях и заимствованных словах).

У детей на партах таблица, которая представляет собой квадрат. Нумерация клеток показывает ход заполнения квадрата. Учитель диктует слова, а ученики в нужной клетке таблицы ставят О или Ё. Если буквы сошлись в одном направлении – по горизонтали, вертикали или диагонали, то задание выполнено верно.

1

О

2

О

3

Ё

4

Ё

5

О

6

О

7

Ё

8

О

9

О

10

Ё

11

О

12

Ё

13

Ё

14

Ё

15

О

16

Ё

- Шорох, шомпол, чёрточка, шёпот,

- шорты, крыжовник, жёлтый, изжога,

- шок, жёрдочка, шоколад, шёлк,

- Чёрт, щёлкнуть, трещотка, причёска

III. Изучение нового материала

Создание проблемной ситуации (Слайд 2)

- Переходим к изучению новой темы. Для этого обратимся к стихотворению. Прочитаем его выразительно и определим тему урока.

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ци, где цы.

- Какие звуки слышатся во всех словах после Ц? ([цы]).

-А теперь посмотрите, как написано (откры­вается материал для наблюдения) цы и ци.

- Почему? Какова наша задача на уроке? (Наша задача - разобрать­ся, когда после ц нужно писать ы, а когда и).

- Сформулируйте тему урока. («Правописание ы – и после ц»).

- Интересно, а вы сможете объяснить, когда пишется ы, а когда и?

(Слайд 4)

- Опираясь на рифмованный алгоритм, расскажите о написании ы, и после ц.

В существительных на –ция

Мы всегда напишем –ия.

Да и в корне, посмотри,

Тоже пишем букву –и.

А в концовках –цын, -цый, -цы

Пишем только букву ы.

Исключение: цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц. (Слайд 4)

Составление таблицы

цы ци



1. в оконч. 1. в корне

2. в суф. 2. в словах на -ция

3. сл-исключ.

Порядок рассуждения (Слайд 5)

  1. Определить, в какой морфеме находится орфограмма.

  2. Если орфограмма в корне, то установить, не входит ли слово в число исключений. Если входит, пишем букву ы, если нет, пишем букву и.

  3. Если орфограмма в суффиксе или окончании, то пишем ы.

IV. Закрепление

  1. Задания разноуровневого характера.

Задания первого уровня (Слайд 6)

Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Буквы и-ы после ц».

Цифра, ц..ркуль, ц..ферблат, ц..новка.

Авиация, пунктуац..я, акац..я, порц..я.

Сестрицын, цариц..н, улиц.., ровесниц.. .
Задания второго уровня (Слайд 7)

«Четвёртое лишнее». Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, определите, какое слово в ряду лишнее.

  1. Дисц..плина, ц..тата, редакц..я, синиц..н.

  2. Ц..ркуль, ц..плята, ц..линдр, ц..клон.

  3. Бойц.., огурц.., нумерац..я, птиц.. .

  4. Ц..ган, ц..кнуть, на ц..почках, ц..клоп.


Задания третьего уровня (Слайд 8)

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания.

По двору бегали ж..лтые ц..плята. Среди них выделялся в..сёлый шустрый непоседливый ц..плёнок. Он был т..мнее остальных и получил прозвище Ц..ганёнок.

Вот хозяйка выходит на крыльцо и нараспев з..вёт своих питомцев Ц..п – ц..п – ц..п. Все гурьбой несут..ся к ней только Ц..ганёнка нет. Он будто ждёт, что к нему подкрадут..ся на ц..почках и на руках отнесут в курятник.
2. Лексико – орфографическая работа (Слайд 9)

Узнать слова по лексическому значению и записать в два столбика ( и/ы).

  1. Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон).

  2. Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые).

  3. Систематическое собрание каких-либо предметов (коллекция).

  4. Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть).

  5. Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).

  6. Точная выдержка из текста (цитата).

3. Словарная работа (знакомство с новым словом коллекция)

Порядок работы со словом:

  1. Найти слово в орфографическом словаре.

  2. Проговорить его.

  3. Записать слово в словарик, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.

  4. Записать лексическое значение слова.

  5. Подобрать однокоренные слова.

Коллекция – систематическое собрание каких-либо предметов.

Коллекция – коллективный, коллекционировать, коллекционер.

Физкультминутка для глаз (Слайд 10)

4.Творческая работа в микрогруппах (Слайд 11)

Ученики получают карточки со словами. Лидер записывает задание: сочинить в течение 10 минут коллективный рассказ на тему «В цирке», с учётом того, чтобы в каждом предложении было использовано одно из слов. После завершения работы группа зачитывает рассказ.

Карточка

Цирк, арена, акробат, клоун, рукавицы, цыплята, цилиндр, овация, молодцы.

5.Тестовый контроль (Слайд 12)

1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы:

А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.

2. Укажите слово, в котором в корне пишем И:

А) ц..кнуть; Б) ц..новка;

В) ц..плёночек; Г) уц..питься.

3. В какой группе слов пишется И:

А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.

Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .

V. Подведение итогов (Слайд 14)

- С какой орфограммой мы познакомились на уроке?

- Каков опознавательный признак изученной орфограммы?

- Что нужно знать, чтобы правильно написать буквы и - ы после ц?

VI. Домашнее задание (Слайд 15)

Уровень 1. §43. Упражнение 432.

Уровень 2. §43. Составьте текст из 7-10 предложений, в котором обязательно должны быть слова на орфограмму «Буквы и – ы после ц».
VII.Рефлексия (Слайд 16)

Я понял, что…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Нужно выучить…






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и ы после ц» iconКонспект урока Тема урока и №п/п: «Правописание буквы ы-и после Ц»,...
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и ы после ц» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. Тема: Правописание ы-и после ц
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и ы после ц» iconБондаренко Зинаида Владимировна Тема урок
«Гласные и-ы после Ц»; выработать умение обосновывать выбор буквы и или ы в корнях, окончаниях, суффиксах слов после ц
Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и ы после ц» iconТема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ
Цель урока: Постановка и решение учебной орфографической задачи «Обозначение гласных после шипящих Ч, Щ»
Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и ы после ц» iconПрограмма комплексного собеседования специальность: "Юриспруденция"
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Слог, ударение. Правила переноса...
Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и ы после ц» iconI. Исходный уровень состояния знаний, умений, навыков, необходимый...
Тема урока: «Правописание о е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и ы после ц» iconКонспект урока обучения грамоте в 1 классе
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и ы после ц» iconТема урока: Буквы
Цель урока: Познакомить учащихся с условиями выбора о и е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц; формирование умения сопоставлять...
Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и ы после ц» iconКонспект открытого урока во 2 г классе на тему: «Дифференциация звуков...
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и ы после ц» iconНазвание умк «Гармония»
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и ы после ц» iconКонспект логопедического занятия по теме
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и ы после ц» iconПрограмма "Школа будущего первоклассника"
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и ы после ц» iconПроверка пройденного материала, создание проблемной ситуации
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и ы после ц» iconКонспект фронтального занятия по обучению грамоте «Буква Ш»
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и ы после ц» iconКонспект интегрированного занятия (учитель-логопед + педагог-психолог)...
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и ы после ц» iconКонспект урока тема урока: Гласные после шипящих Цель урока: обобщить...
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, Интернет


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск