Скачать 67.56 Kb.
|
Тема «Правописание Ы – И после Ц» Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и - ы после ц»; указать, что наличие звука ц также является «сигналом» орфограммы. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач. Задачи урока: - обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих -- знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц»; - формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия. Ход урока I. Организационный момент. Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу: класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья. II. Орфографическая разминка «Крестики – нолики». Свой урок мы начнём с орфографической разминки, которая поможет вспомнить написание слов с гласными буквами о-ё после шипящих. - От чего зависит написание гласных букв о-ё после шипящих в корнях слов? ( После шипящих в корнях слов под ударением пишется -ё, если можно подобрать однокоренное слово с –е; буква о пишется в словах-исключениях и заимствованных словах). У детей на партах таблица, которая представляет собой квадрат. Нумерация клеток показывает ход заполнения квадрата. Учитель диктует слова, а ученики в нужной клетке таблицы ставят О или Ё. Если буквы сошлись в одном направлении – по горизонтали, вертикали или диагонали, то задание выполнено верно.
- Шорох, шомпол, чёрточка, шёпот, - шорты, крыжовник, жёлтый, изжога, - шок, жёрдочка, шоколад, шёлк, - Чёрт, щёлкнуть, трещотка, причёска III. Изучение нового материала Создание проблемной ситуации (Слайд 2) - Переходим к изучению новой темы. Для этого обратимся к стихотворению. Прочитаем его выразительно и определим тему урока. Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут ци, где цы. - Какие звуки слышатся во всех словах после Ц? ([цы]). -А теперь посмотрите, как написано (открывается материал для наблюдения) цы и ци. - Почему? Какова наша задача на уроке? (Наша задача - разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда и). - Сформулируйте тему урока. («Правописание ы – и после ц»). - Интересно, а вы сможете объяснить, когда пишется ы, а когда и? (Слайд 4) - Опираясь на рифмованный алгоритм, расскажите о написании ы, и после ц. В существительных на –ция Мы всегда напишем –ия. Да и в корне, посмотри, Тоже пишем букву –и. А в концовках –цын, -цый, -цы Пишем только букву ы. Исключение: цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц. (Слайд 4) Составление таблицы цы ци 1. в оконч. 1. в корне 2. в суф. 2. в словах на -ция 3. сл-исключ. Порядок рассуждения (Слайд 5)
IV. Закрепление
Задания первого уровня (Слайд 6) Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Буквы и-ы после ц». Цифра, ц..ркуль, ц..ферблат, ц..новка. Авиация, пунктуац..я, акац..я, порц..я. Сестрицын, цариц..н, улиц.., ровесниц.. . Задания второго уровня (Слайд 7) «Четвёртое лишнее». Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, определите, какое слово в ряду лишнее.
Задания третьего уровня (Слайд 8) Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания. По двору бегали ж..лтые ц..плята. Среди них выделялся в..сёлый шустрый непоседливый ц..плёнок. Он был т..мнее остальных и получил прозвище Ц..ганёнок. Вот хозяйка выходит на крыльцо и нараспев з..вёт своих питомцев Ц..п – ц..п – ц..п. Все гурьбой несут..ся к ней только Ц..ганёнка нет. Он будто ждёт, что к нему подкрадут..ся на ц..почках и на руках отнесут в курятник. 2. Лексико – орфографическая работа (Слайд 9) Узнать слова по лексическому значению и записать в два столбика ( и/ы).
3. Словарная работа (знакомство с новым словом коллекция) Порядок работы со словом:
Коллекция – систематическое собрание каких-либо предметов. Коллекция – коллективный, коллекционировать, коллекционер. Физкультминутка для глаз (Слайд 10) 4.Творческая работа в микрогруппах (Слайд 11) Ученики получают карточки со словами. Лидер записывает задание: сочинить в течение 10 минут коллективный рассказ на тему «В цирке», с учётом того, чтобы в каждом предложении было использовано одно из слов. После завершения работы группа зачитывает рассказ. Карточка Цирк, арена, акробат, клоун, рукавицы, цыплята, цилиндр, овация, молодцы. 5.Тестовый контроль (Слайд 12) 1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы: А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра. 2. Укажите слово, в котором в корне пишем И: А) ц..кнуть; Б) ц..новка; В) ц..плёночек; Г) уц..питься. 3. В какой группе слов пишется И: А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые. Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. . V. Подведение итогов (Слайд 14) - С какой орфограммой мы познакомились на уроке? - Каков опознавательный признак изученной орфограммы? - Что нужно знать, чтобы правильно написать буквы и - ы после ц? VI. Домашнее задание (Слайд 15) Уровень 1. §43. Упражнение 432. Уровень 2. §43. Составьте текст из 7-10 предложений, в котором обязательно должны быть слова на орфограмму «Буквы и – ы после ц». VII.Рефлексия (Слайд 16) Я понял, что… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Нужно выучить… |
Конспект урока Тема урока и №п/п: «Правописание буквы ы-и после Ц»,... Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. Тема: Правописание ы-и после ц Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | ||
Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок «Гласные и-ы после Ц»; выработать умение обосновывать выбор буквы и или ы в корнях, окончаниях, суффиксах слов после ц | Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ Цель урока: Постановка и решение учебной орфографической задачи «Обозначение гласных после шипящих Ч, Щ» | ||
Программа комплексного собеседования специальность: "Юриспруденция" Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Слог, ударение. Правила переноса... | I. Исходный уровень состояния знаний, умений, навыков, необходимый... Тема урока: «Правописание о е после шипящих и ц в окончаниях существительных» | ||
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | Тема урока: Буквы Цель урока: Познакомить учащихся с условиями выбора о и е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц; формирование умения сопоставлять... | ||
Конспект открытого урока во 2 г классе на тему: «Дифференциация звуков... Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | Название умк «Гармония» Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | ||
Конспект логопедического занятия по теме Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | Программа "Школа будущего первоклассника" Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | ||
Проверка пройденного материала, создание проблемной ситуации Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Буква Ш» Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | ||
Конспект интегрированного занятия (учитель-логопед + педагог-психолог)... Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | Конспект урока тема урока: Гласные после шипящих Цель урока: обобщить... Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, Интернет |