" думал иначе; " ? " не понял, есть вопросы





Название" думал иначе; " ? " не понял, есть вопросы
страница1/5
Дата публикации15.02.2015
Размер0.65 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5
Дидактические приёмы обучения

Приём “Да-нетка”.

Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;

  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

  • умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

  • Это планета земной группы? - нет;

  • Это планета – гигант? – да;

  • Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;

  • Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

Приём "Инсерт".

Описание: приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.

"Инсерт" - это:

  • I - interactive - самоактивизирующая

  • N - noting

  • S - system - системная разметка

  • E - effective - для эффективного

  • R - reading - чтения

  • T - thinking - и размышления

Приём используется в три этапа:

  1. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

  2. Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;

  3. Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

Приём “Шаг за шагом”.

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Пример. На уроке биологии. Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь растения из семейства крестоцветных, или животного из псовых, или части кровеносной системы человека, или чего-то ещё. На уроках других предметов ученики вполне могут вышагивать, называя картины Рубенса, архитектурные стили, предельные или непредельные углеводороды, основные сражения Тридцатилетней войны, имена Апостолов или Великих князей Московских, орфограммы, слова по теме «Семья» и так далее.

Приём “Диктант значений”.

Описание: приём экстраактивного обучения. Интересный способ словарного диктанта используется при обучении русскому языку в Педагогическом колледже № 15 (Москва).Преподаватель диктует не слова, а их значения. Студенты должны по значениям определить слова и написать их.

Пример. Преподаватель в диктанте по удвоенным согласным диктует1: «Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь», а студенты пишут «Корреспондент», преподаватель: «Совокупность всех притоков реки, озера», студенты: «Бассейн», преподаватель: «Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество», студенты: «Мировоззрение».

Приём “Роман с продолжением”.

Описание: приём экстраактивного обучения. Используется при работе с параллельными классами на уроках английского языка. Ученики перелагают содержание английского текста на русский язык в стихотворной форме. Работа начинается в одном классе, а продолжается творчество в другом (их). Автор - Г.Ермолина

Пример. Переложение содержания английских сказок на русский язык в стихотворной форме. Ребята совместно творят новую сказку в стихах, добавляя по строчке, удачному слову или рифме в общую канву стиха...

Приём “Жокей и лошадь”.

Описание: приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Пример. На уроке истории в 5 классе при изучении темы "Религия Древней Греции" одной команде ("Жокеям") даются карточки с именами древнегреческих богов, другой - карточки с указанием, чему эти боги покровительствуют.

Приём “Послушать-сговориться-обсудить”.

Описание: приём интерактивного обучения. Данный приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Автор - Е.Д.Розанова. Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу.

Пример. На уроке иностранного языка при изучении темы "Времена года. Зима" ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к зиме и только к ней. Затем показать соседу по парте, из 6 слов отбираются 3 и предлагаются классу через 1,5 минуты. Работа с этим упражнением занимает около шести-семи минут. За это время каждое из слов «зимней» лексики повторяется вслух несколько раз, фактически затрагиваются вопросы словообразования, переносных значений слов. После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные парами, начинается отбор трёх слов среди них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется предложение, к тому же обычно нетривиальное («Мороз – это температура ниже нуля, она может встречаться не только зимой, но и летом в холодильнике»). В этом наборе встречаются почти все модельные грамматические конструкции. Таким образом, за несколько минут проделана работа, на которую при обычных подходах не хватит урока.

Приём “Цветные поля”.

Описание: приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.

Пример. Применим на уроках русского языка, таких как контрольный диктант с грамматическим заданием и работой над ошибками.

Приём “Феномен”.

Описание: приём интерактивного обучения. Приём работы над грамотностью письма и грамматическим инструментарием в начальной школе предлагает А. Кушнир. Это ПОКАЗ грамматического (орфографического) феномена. Учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После даёт ученику читать текст несколько раз. Учитель не тратит времени на пояснения – ребёнок прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется постоянно находящимся на стенде плакатом с правилом и постоянно лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.

Пример. На уроке чтения в определённый момент перед ребёнком появляется очередная художественная книга для чтения, но с умышленным «дефектом» – все случаи, когда встречаются нужные буквосочетания – «ЖИ-ШИ», «ЧУ-ЩУ», «ЧА-ЩА» – выделены» подчёркиванием, цветным маркером или ещё как-то. С фломастером или маркером в руках легко превратить в пособие для изучения правила любую книгу. Ребёнок вольно или невольно, но без особого усилия, зафиксирует в сознании факт: данные буквосочетания – это показываемый учителем подводный камень, он заслуЖИвает специального внимания.

Приём “Коллекционер”.

Описание: приём интерактивного обучения. Среди детских увлечений большое место занимает коллекционирование. Чего только дети не собирают: марки, значки, монеты, фантики, машинки, открытки, вкладыши от жевательных резинок, всевозможные этикетки! Эти увлечения тоже могут стать источником педагогических приёмов. Автор - Н.А.Мартынова.

Пример. При подготовке к уроку «Международное географическое разделение труда» 2-3 месяца ученики собирали этикетки от импортных товаров, поступающих в нашу страну. Затем все они были вклеены в альбом, где каждой стране отводилось несколько страниц, а сами страны наносились на контурную карту. На уроке ученики выступали в роли «дипломатов»: они называли страну, которую представляли, выясняли, какими товарами и сырьём могут обмениваться их страны с другими странами, и в «Центре международной торговли» заключали договоры и коммерческие сделки. На уроке биологии указанный приём был применен при изучении темы «Птицы» в курсе зоологии. В течение нескольких месяцев ученики собирали марки, открытки, наклейки, этикетки с изображением птиц, а затем вклеили их в альбом в соответствии с определителем птиц, дополнив каждое изображение коротким текстом с описанием мест обитания, повадок и других существенных характеристик. В итоге получился объёмистый самодельный справочник.

Приём “Облака мыслей”.

Описание: приём интерактивного обучения. Автор Ш.А.Амонашвили. Приём сродни технике «лавинного опроса», описанной М.В. Клариным. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями.

Пример. На уроке литературы ученикам, пишущим сочинение, рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с темой, а потом может быть утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом сочинения.

Приём “Индуктор”.

Описание: приём интерактивного обучения. Данный приём используется в технологии мастерских. Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.

Пример. На уроках литературы при изучении творчества Марины Цветаевой ученики должны записать имя и фамилию поэтессы и подобрать слова, схожие с ними по звучанию (Марина – море – марево – ария – малина…). Затем они запишут слова, словосочетания, фразы – смысловые ассоциации, возникающие в воображении при произнесении этого имени. Сначала слова пишет каждый ученик самостоятельно, затем прочитывает их вслух. Индивидуальные подборки дополняются понравившимися образами из подборок других учеников. Эмоциональный настрой появился.

Приём “Чего больше?”.

Описание: ведущий (педагог, ученик, родитель) задает вопросы и каждый правильный ответ поощряет (фишкой и др.).

Пример. Чего больше: Растений или кустов? Домов или деревянных домов? Деревянных предметов или деревянных стульев? Лесных растений или лесных ягод?

Приём “Реклама”.

Описание: учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин. Работу можно организовать в группе.

Пример. Создайте рекламу Серебряному веку Русской поэзии. Придумайте слоган таблице умножения.

Приём “Живые вещи”.

Описание: развиваем фантазию ребят, прием может использоваться в качестве релаксационного момента на любом уроке.

Пример. Подумайте и скажите, на какое животное похожа парта? Постарайтесь "вписать" ее в естественные формы животного (сколько ему лет, какой у него характер, что он любит, о чем мечтает?). А на что похож школьный ранец? А бант на голове первоклассницы 1 сентября?

Приём “Рядом с художником”.

Описание: упражнение на развитие зрительно-художественной образности.

Пример. Произнесите монологи от имени: • главного героя, его мамы, старшей сестры, младшего брата (Ф. П. Решетников "Опять двойка"); • мальчика (В.А.Серов "Дети"); • мальчика (В.Е. Маковский "Свидание"); • девочки (К.С. Петров-Водкин "Тревога"). Выполняющий должен войти в образ и сыграть персонаж. Составьте биографию по портретам (например, "Вдовушка" по П.А. Федотову).

Приём “Групповая скульптура”.

Описание: развиваем навыки организационно-деловой культуры, умения учащихся взаимодействовать друг с другом.

Пример. Каждый учащийся одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый учащийся (это может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух учащихся в композиции. Выполняя это упражнение, необходимо: 1) действовать в довольно быстром темпе, 2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: «застывшая» скульптура может «ожить».

Приём “Увеличение - уменьшение”.

Описание: Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.

Пример. Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?

- Хотел бы уменьшить уроки по вокалу, а увеличить мое свободное время. - Хотела бы уменьшить домашние задания. - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. - Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Приём “СУПЕРМЕН”.

Описание: Методика этого вида фантазирования похожа на метод фокальных объектов:

а) выбирают несколько произвольных объектов живой и/или неживой природы; б) формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новые свойства "из головы"; в) сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.

Пример. Например, в качестве объекта ("донора свойств") выбрали орла. Качества орла: летает, прекрасное зрение, питается грызунами, живет в горах.

- Человек может летать, как орел. Можно дополнить: может летать в стратосфере, в ближнем и в дальнем космосе. - Человек имеет сверхострое орлиное зрение, например видит без микроскопа клетки живых тканей, кристаллические решетки металлов, даже атомы, видит без телескопа и лучше, чем в телескоп, поверхность звезд и планет. Видит сквозь стены, идет по улице и видит, что происходит в домах, и даже сам проникает сквозь стены, как рентгеновский луч. - Человек питается орлиной пищей - грызунами, птицами. - Человек покрыт перьями.

Продолжите фантазирование этим методом, взяв в качестве исходного объекта: электрическую лампочку, рыбу (вспомните человека-амфибию), часы, очки, спичку, анабиоз (резкое замедление жизненных процессов очень удобно: денег на еду нет или жить негде - впадаешь в анабиоз) или обратное анабиозу (резкое усиление жизненных процессов, человек не ведает усталости, с невероятной скоростью двигается, из такого человека получится замечательный иллюзионист, или бегун, или непобедимый борец).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\" думал иначе; \" ? \" не понял, есть вопросы icon" думал иначе; " ? " не понял, есть вопросы
Описание: универсальный приём технологии триз: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует...
\" думал иначе; \" ? \" не понял, есть вопросы icon«Тепловые двигатели. Идеальная тепловая машина. Цикл Карно»
Прочитай §84 разделы: вступление, принципы действия тепловых двигателей, роль холодильника. Работая с текстом, на полях карандашом...
\" думал иначе; \" ? \" не понял, есть вопросы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Комптона и т д.; иначе говоря, в зависимости от условий, свет есть либо волна, либо поток частиц. Истинное же понимание того, что...
\" думал иначе; \" ? \" не понял, есть вопросы iconУ вас есть какие-то вопросы?
Эти вопросы к Генплану никакого отношения не имеют
\" думал иначе; \" ? \" не понял, есть вопросы iconНа уроках рассуждали, думали и говорили и еще другого по чуть-чуть
Узнал я много. Но главное, я для себя понял, что и один человек может сделать мир немного лучше. Я никогда не уставал, было очень...
\" думал иначе; \" ? \" не понял, есть вопросы iconМинистерство общего и профессионального образования Ростовской области...
«Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть менее развитой, чем его нормальные сверстники, но иначе развитой»
\" думал иначе; \" ? \" не понял, есть вопросы icon6. Во время урока ученик вправе задавать вопросы учителю, если не...
Вне школы ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы
\" думал иначе; \" ? \" не понял, есть вопросы iconЧто есть философия?
Библер В. С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исходному вопросу) / / Вопросы философии. 1995. №1
\" думал иначе; \" ? \" не понял, есть вопросы iconС. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий Синергетика и прогнозы будущего
Киплинга есть зловещая притча о сушеной обезьяньей лапке. Этот талисман выполняет любые желания. Так, как он их понял. Его обладатель...
\" думал иначе; \" ? \" не понял, есть вопросы iconПрипев… III в череде уроков и перемен, На вопросы у доски отвечая
И сегодня, от имени тех, кто давал вам эти знания, кто постоянно думал о вас, переживал вместе с вами, от имени учителей школы к...
\" думал иначе; \" ? \" не понял, есть вопросы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«я», Орисон Суэт Марден указывает на важность обладания контролем над сознанием. Станьте хозяином своего разума — и вы станете хозяином...
\" думал иначе; \" ? \" не понял, есть вопросы iconСредства индивидуальной защиты
А иначе большая часть даваемой информации со свистом пролетает мимо ушей обучаемых. Происходит это из-за маниакальной лени студентов,...
\" думал иначе; \" ? \" не понял, есть вопросы iconАнализ воспитательной работы моу «Выльгортская сош №1» за 2010-2011 учебный год
Организация воспитательной работы в школе подчинена главной идее – ученик есть саморазвивающаяся, самоопределяющаяся, самореализующаяся...
\" думал иначе; \" ? \" не понял, есть вопросы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Действительно, это самые важные вопросы жизни. В этой книге я пошёл необычным путём – я пригласил ответить на эти вечные вопросы...
\" думал иначе; \" ? \" не понял, есть вопросы iconВсе эти вопросы так или иначе затрагиваются в серии
Можно не быть собственно референтом по роду своих служебных обязанностей, но оперативно и максимально эффективно пользоваться реферативными...
\" думал иначе; \" ? \" не понял, есть вопросы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задание 12 (8-14) отвечает 1 ученик на оценку. Учащиеся должны были отметить вопросы, на которые можно ответить да или нет. Котята...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск