Тема: «Гипертекстовые документы».
Цели урока:
помочь учащимся получить представление об указателях и оглавлениях, познакомиться с возможностями программы Word создавать указатели, сноски, оглавления.
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля, умения конспектировать.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Актуализация знаний.
Почти все книги содержат ссылки, оглавление, а многие к тому же содержат в конце книги указатель терминов. Создание этих разделов отличается высокой трудоемкостью, но они упрощают просмотр и чтение документов, имеющих сложную структуру. Текстовый процессор Word позволяет автоматизировать создание оглавлений и указателей.
III. Теоретическая часть. Сноски служат для пояснения текста документа. Обычные сноски размещаются внизу страницы документа. Концевые сноски размещаются в конце документа. Каждая сноска состоит из двух частей: маркера сноски (верхний индекс, например, * или *) и текста сноски.
Вставка сноски:
установить курсор в то место, где должен появиться маркер сноски;
выбрать в меню Вставка, Ссылка, Сноска;
указать вид сноски (обычная или концевая);
выбрать автоматическую нумерацию сносок или свою, указав символ для маркера сноски;
выбрать другие необходимые параметры;
нажать ОК;
набрать текст сноски.
Редактирование сноски - двойной щелчок мыши.
Стили задают внешний вид различных элементов текста в документе, например, заголовков, надписей под рисунками и основного текста. Стили позволяют применить к абзацу или слову целую совокупность атрибутов форматирования за одно действие. Если требуется изменить форматирование какого-то одного элемента текста, то достаточно изменить стиль, который был применен к этому элементу. Стили значительно облегчают форматирование документа. Кроме того, с их помощью создаются структуры и оглавления.
Создание структуры документа:
выделить фрагмент текста (заголовок, абзац...);
выбрать соответствующий стиль кнопкой Стиль.
— кнопка просмотра структуры документа
Создание нового стиля:
выбрать пункт меню Формат, затем Стили и форматирование;
выбрать Создать стиль;
В окне Имя написать название стиля;
выбрать кнопку Формат и задать необходимые параметры;
выбрать Добавить в шаблон;
нажать О К;
нажать Закрыть.
Изменение стиля:
выбрать пункт меню Формат, затем Стили и форматирование;
выбрать название стиля;
выбрать Изменить;
внести необходимые изменения;
выбрать Добавить в шаблон;
нажать ОК;
нажать Закрыть.
Создание указателя терминов
Создание указателя является достаточно сложной работой. Она выполняется в два этапа. Сначала подготавливают слова и термины, включаемые в указатель, а потом этот указатель создают.
Слова, включаемые в указатель, необходимо предварительно пометить. Для этого выделяют нужное слово и нажимают комбинацию ALT+SHFT+X. При этом открывается диалоговое окно Определение элемента указателя.
Выделенный текст переносится в это диалоговое окно. Его можно сразу принять как пункт указателя или сначала отредактировать. В поле Дополнительный можно ввести один или два дополнительных элемента указателя (через точку с запятой). Поле Параметры определяет, как именно будет изображаться ссылка на данный термин в готовом указателе.
Включение выбранного элемента в указатель выполняют щелчком на кнопке Пометить. Если щелкнуть на кнопке Пометить все, то в указатель будут включены все ссылки на данный термин, имеющиеся в документе.
Такую операцию необходимо проделать со всеми терминами по всему документу. На этом заканчивается подготовительный этап.
Для создания указателя терминов надо перевести курсор в конец документа, ввести заголовок указателя -и дать команду Вставка Оглавление и указатели, открывающую диалоговое
Окно: Оглавление и указатели
Вкладка Указатель данного диалогового окна содержит элементы управления, позволяющие определить способ форматирования указателя в документе.
7. Вид указателя в выбранном формате отображается в поле Образец. Указатель терминов генерируется автоматически и вставляется в то место, где располагается курсор Создание оглавления
Создать оглавление заметно проще, чем указатель. Если для оформления заголовков использовались специальные стили, программа Word включит такие заголовки в оглавление автоматически.
Оглавление документа (создается на отдельной странице в начале или конце документа):
создать структуру документа;
пронумеровать страницы;
указать курсором место вставки оглавления документа (не забудьте перед этим написать слово «Оглавление»);
выбрать в меню Вставка, Ссылка, Оглавление и указатели;
выбрать вкладку Оглавление;
выбрать вид оглавления, который вас устраивает;
выбрать другие необходимые параметры;
нажать ОК.
Меню “Оглавление и указатели” закладка “Оглавление”.
Если отметить опцию Гиперссылки вместо номеров страниц, то строчки оглавления будут активными: по щелчку мыши (удерживая клавишу Ctrl) программа будет переводить вас на соответствующий раздел документа.
Важный параметр - Уровни. В нем как раз определяется, сколько уровней заголовков требуется отобразить в оглавлении.
В разделе Форматы можно выбрать стиль оформления оглавления: от классического до затейливого. При выборе каждого варианта в образце сверху вам будет демонстрироваться, как именно выглядит подобный шаблон оглавления. Элементы управления данной вкладки позволяют задать формат оглавления и указать, какие из заголовков следует в него включить. В некоторых документах имеет смысл даже создать два оглавления разной степени подробности.
После настроек параметров нажмите OK и вы увидите автоматически сформированное оглавление.
Обновление оглавления.
Если уже после формирования оглавления производилось редактирование документа, то чтобы изменения отразились в оглавлении, следует его обновить. Для этого необходимо навести указатель мыши на поле оглавления, правой кнопкой вызвать контекстное меню и выбрать пункт «Обновить поле». Если редактирование не затрагивало заголовки, из предложенного меню достаточно выбрать «обновить только номера страниц», иначе следует выбрать «обновить целиком». Задание 1
Структурировать текст статьи Фрэнка Хэйеса «История сетей» (Приложение2) Задание 2. Используя приложение1 «Гипертекст» пронумеруйте страницы, сделайте сноски, создайте оглавление в документе. Д/З: Создать гипертекстовый документ – реферат (тема и предмет по желанию).
Приложение1 «Гипертекст»
Вселенная. Звезды. Планеты.
Во Вселенной множество Галактик. Галактики состоят из сотен миллиардов звезд и планет. Наша Галактика называется Млечный Путь. Ее возраст приблизительно 10 миллиардов лет. В ней более 100 миллиардов звезд.
1.1. Задача 1. Самая яркая звезда1 на небе расположена в созвездии Большого Пса, расстояние до которого от Земли 8,5 световых лет. Видимый блеск этого созвездия достигнет своего максимума только в 61000 году нашей эры. Чтобы угадать название этой звезды, необходимо решить примеры и расположить буквы соответственно убыванию результатов. 1) 0,5 0,6 = ( С )
2) 2,1 + 3,9 = ( И )
3) 4,21 – 2,31 = ( У )
4) 8,4 0,21 = ( С )
5) 3,2 1,2 = ( И )
2,4 0,8
6) 1,4 2,6 = ( Р )
Ответ: Сириус.
1.2. Задача 2. Каково расстояние от Земли до Солнца?
Человек, ежедневно преодолевающий по 30 км, шел бы до Солнца 14 тысяч лет.
Поезд без остановок со скоростью 100 км/ч ехал бы до Солнца 170 лет.
Самолет со скоростью 1000 км/ч летел бы 17 лет.
Чтобы узнать расстояние до Солнца выполни программу. Ответ получится в миллионах километров.
: 2,5
да
нет + 3,6
10
Ответ: 150 млн. км.
1.3. Задача 3. Если бы Земля была размером с горошину, то солнце было бы с футбольный мяч. Есть звезды меньше Солнца – красные карлики, а самые маленькие звезды называются белые карлики. Есть звезды больше Солнца. Угадай те название сверхгиганта – звезды в 850 раз больше Солнца.
Слово зашифровано примерами. Реши их, и найди на рисунке соответствующую букву.
1) 12,1:1,1=
2) 2,5 . 4 =
3) 100 .1,17 =
4) 5) 1 1/3 . 9 =
6) 2,4 . 3 1/3 =
| 7) 1 1/3 : 2/3 =
8) 8,4 – 5,4 =
9) 4 1/6 + 5 5/6 =
10) 2 7/10 : 0,3 =
11) 5 3/8 – 3/8 =
|
Б Л
ЛБ Е Е Й Ь Е
Г
ГБ З
К
Е Т
1.4. Задача 4. Вокруг Солнца по вытянутым орбитам движутся небольшие небесные тела (приблизительно 20 км в диаметре). Как они называются? Реши примеры и найди по лабиринту ответ.
Ответ: Комета.
11,2 1 1/4 8 2 3/4 2 20
5 13/14
5 5/14
Н О Т Е И М К А
1.5. Задача 5.
Когда мы видим комету, она похожа на яркую точку с длинным сверкающим хвостом. Ученые считают, что кометы – это шары, состоящие из замороженной воды и газа смешанных с частицами пыли и камня. Ученые полагают, что вокруг Земли вращаются 100 000 млн. комет. Каждые 76 лет около Земли появляется большая комета Галлея, ее длину и ширину вы узнаете, решив следующее задание.
- 3,3
+ 0,3 - 1
. 3 + 9,4 + 0,3
Длина км Ширина км
«В мире животных»
2.1. Задача 1.
На островах Тихого океана живут черепахи – гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься, сидя у них на панцире.
Узнать название самой крупной в мире черепахи поможет нам следующее задание:
5 -
х
д
р и
о м
с е
л е
Черепаха – дермохелис прекрасно плавает. Ее конечности превратились в ласты. Из панциря черепахи делают украшения, а яйца и мясо идут в пищу.
Чтобы узнать, сколько килограмм достигает вес этой черепахи, необходимо решить уравнение. Ответ получиться в тоннах. Сколько это килограмм?
2 x – 8 = 7 x – 5( 2 x + 1)
Ответ: 0,6 т, 600 кг.
2.2. Задача 2.
Длину и ширину панциря этой черепахи (в см) вы узнаете, выполнив следующее задание:
6,1
длина + 67,9
2
28
2,2
+ 37,2
+ +
ширина
Ответ: длина 183 см, ширина 274 см.
2.3. Задача 3.
Горная горилла – это самый древний вид из всех горилл. Сегодня их осталось всего около 600 особей.
Узнайте рост (в м) и вес (в кг) горной гориллы.
33,1
– 23,5 =
: 8 =
рост
+ =
9 =
3 =
+ 67,6 =
вес + =
III. Геометрия.
«Площади фигур»:
S=a2
S=ab
a а
b a
а
d2 a
a b b
IV. Алгебра
4.1. «Решение квадратного уравнения»:
ах2 + bх +с = 0
-
Два корня
Один корень
корней нет
4.2. «Решение линейного уравнения»:
ax=b
да нет
да нет
корней
нет любое
число Х=b/a
Ответ :
Примерный образец того, что должно получиться:
6
Два корня 14
Один корень 14
Ответ : 14
Приложение2. Фрэнк Хэйеса «История сетей».
«История глобальных сетей уходит в глубь веков, их возраст зависит от того, что считать началом. Три тысячи лет, если вести исчисление от эпохи голубиной почты, или 800 лет, если брать за начало отсчета доставку сообщений почтовыми лошадьми во времена Чингисхана. Первая надежная крупномасштабная сеть для передачи сообщений со стандартизованной системой кодирования появилась в 1794 году во Франции. Это был так называемый оптический телеграф, построенный Клодом Шаппом для французского правительства.
«Телеграфные станции» Шаппа, имеющие вид деревянных конструкций с подвижными крыльями, расставленные с шестимильными интервалами, могли за полчаса переслать сообщение на расстояние в 100 миль. Для передачи сообщения на такое расстояние наземными средствами требовался целый день. Промежуточным станциям не приходилось расшифровывать сообщения, они просто повторяли принятое. Аналогичные системы вскоре появились в Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Германии и Англии. В 30-х годах XIX столетия они широко использовались в Швеции для передачи частных посланий.
Однако к середине XIX века оптический телеграф был вытеснен электрическим. В 1844 году Сэмюэл Морзе предложил код, используя который можно было мгновенно передать сообщение на расстояние в 25 миль, тогда как доставка этого сообщения поездом заняла бы целый час. Тридцатью годами позже 27-летний телеграфист Томас Алва Эдисон изобрел способ одновременной передачи двух сообщений в каждом направлении по одной телеграфной линии. Этот способ, получивший название Quad, позволил компании Western Union ежегодно экономить на строительстве новых линий полмиллиона долларов.
Итак, проводные соединения уже были, мультиплексирование сообщений тоже. А с коммутацией пришлось подождать до изобретения Александром Грэ-хэмом Беллом телефона и появления крупных разветвленных телефонных сетей. В 1889 г. предприниматель из Канзас-Сити Элмон Строуджер заподозрил, что операторы местной телефонной станции перенаправляют выгодные заказы его конкурентам, и нанял несколько инженеров для разработки первого автоматического телефонного коммутатора.
В 1917 г. компания AT&T сделала первую попытку мультиплексирования. Систем.а А одновременно передавала четыре голосовых телефонных звонка по одной паре проводов. В 1944 г. AT&T создала систему L1, позволявшую одновременно передавать по коаксиальному кабелю 600 телефонных разговоров.
В 1961 г. AT&T начала использовать в телефонии аналого-цифровое преобразование голосовых сигналов. Каждый передаваемый телефонный разговор преобразовывался в восьмиразрядный цифровой код с частотой 8 тыс. преобразований в секунду. Разбиение на цифровые фрагменты позволяло передавать по одной линии связи еще больше телефонных разговоров. Система Т1, «тезка» нынешних каналов передачи данных Т1, содержала 24 телефонных канала.
К тому времени в мире было уже достаточно много компьютеров, чтобы задуматься об организации связи между ними. В 1961 г. Леонард Клейнрок впервые высказал мысль о маршрутизации пакетов цифровых данных в крупных компьютерных сетях. Годом позже Дж. Ликлайдер, первый руководитель отдела компьютерных исследований в Управлении ARPA при Министерстве обороны США, предложил создать огромную Galactic Network - «галактическую сеть», в которой пользователь мог получить доступ к данным из любого узла.
В 1965 г. Ларри Роберте, исследователь из лаборатории Линкольна в Массачусетсском технологическом институте, впервые организовал обмен пакетами данных между двумя компьютерами. Четырьмя годами позднее появилась сеть с коммутацией пакетов Arpanet. За короткое время были разработаны средства для передачи файлов данных, электронной почты и дистанционного входа в систему. В 1973 г. Винтон Серф предложил объединить Arpanet с двумя другими государственными сетями. Так родилась сеть Internet».
Использование такого рода упражнений позволяет учащимся нарабатывать навыки структуризации и систематизации данных, выделения главных элементов в тексте, что впоследствии позволяет наработать хорошие навыки при создании и манипулировании данными в базах данных. Как показывает опыт, процесс этот достаточно длительный и трудоемкий.
|