Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда отворяй ворота!»





Скачать 82.26 Kb.
НазваниеКонспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда отворяй ворота!»
Дата публикации05.10.2013
Размер82.26 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Астрономия > Конспект
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Родничок»

Конспект интегрированной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому, познавательному развитию

«Пришла Коляда – отворяй ворота!»

в подготовительной к школе группе.

Автор: Мещерякова Марина Анатольевна

Музыкальный руководитель,

высшая квалификационная категория

Костина Ирина Валентиновна

Воспитатель,

первая квалификационная категория

Салтыкова Наталья Аркадьевна

Воспитатель,

вторая квалификационная категория

Архангельск 2012
Цель: Знакомство детей с историей празднования Коляды (изготовление реквизита для проведения праздника).

Задачи:

  1. Воспитывать интерес к народным обычаям и традициям.

  2. Обучать детей применять полученные знания, умения на практике, обыгрывать игровые ситуации в музыкально-театрализованном действии.

  3. Развивать фантазию, образного мышления при создании масок из природного и бросового материала.

  4. Воспитание самостоятельности, аккуратности.

Материалы и оборудование:

ИКТ (для показа презентация), аудиозапись колядок, наглядный материал, заготовки масок, картон, цветная бумага, калька, бумажный шнур, стружка дерева, мочало, мох, ткань, тесьма, пуговицы, перья, нитки, иголки, ножницы, клей ПВА и т.д.
Ход образовательной деятельности.

Ведущая:

Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! На улице вьюга и снег, мороз такой, что жуть. Человек всегда стремился разнообразить свою повседневную жизнь чем–то необычным: торжественным, радостным, смешным или забавным. Так в далеком прошлом зародились праздники. Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием.

  • Что такое Коляда?

Ведущая. (Ответы детей) Да, Коляда – старинный рождественский и святочный крестьянский обряд – хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения. Кто это – Коляда? Он или она? Что означало это слово? Коляду никто никогда не видел, никто не мог сказать, как она выглядит и на что похожа: на человека, на сказочное существо или на что–то другое.

Ведущая: Неотъемлемым атрибутом праздника являлась Вифлеемская звезда, которая по преданию возникла на небе в момент рождения Иисуса Христа и указала волхвам путь к Его вертепу. Её делали из серебристой бумаги, шести- или восьмиконечную, вставляли в нее свечу и делали отверстие, что бы звезда сияла. Звезду несли высоко над головой, что бы свет от звезды был виден другим.

Помимо этого колядующие наряжались и надевали маски, костюмы, изображающие животных (козу, медведя, лошадь и любых других животных).

В этот праздник собиралась специальная группа детей, которых называли славильщиками, и они ходили по домам изгонять злых духов (рассматривают слайд, колядующих, во что они одеты и какие на них маски).

Славильщиков ждали в каждом доме и с радостью их пускали. После обряда, изгонявшего злого духа, ребят одаривали гостинцами – пряниками, леденцами, пирогами и деньгами. А славильщики, тех кто их одаривал щедро, желали хорошего урожая, приплода у скота, здоровья, счастья и деток. Тем же, кто на гостинцы поскупился высмеивали, ругали, желали плохого урожая, засухи и других несчастий. Ну, а после, вся группа славильщиков устраивала пир, поедая все подаренные сладости.

Ты нас будешь дарить – мы будем хвалить, а не будешь дарить – мы будем корить!

  • Какие песни пели во время Колядования? (ответы детей)

Ведущая. Колядка - это песенка, которая восхваляет Коляду. В песнях-колядках славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д. (слайд 6).

  • Прослушивание в аудиозаписи песенок-колядок, беседа по содержанию.

  • Разучивание колядок детей:

Коляда, коляда! Ты нам дай пирога или хлеба ломтину, или денег полтину,

Или курочку с хохолком, петушка с гребешком! Или сена клок, или вилы в бок.

Коляда, коляда! Ты нам дай пирога, а не дашь пирога, мы корову за рога,

Да по косточкам, да по лыточкам.

  • А вы хотите покалядовать?

Дети. Конечно, хотим!

Ведущая: Давайте, мои дорогие гости, мы с вами сейчас из того, что есть на столе изготовим маски, посмотрим, что у нас получится, и пойдем колядовать.

(Дети приступают к изготовлению масок, используя бросовый и природный материал, ведущая во время работы продолжает рассказ)

Ведущая. Колядующие славят хозяев и желают им всякого благополучия.

Колядующих благодарят, угощают, дают с собой разные деревенские лакомства – колбасы, масла, мясо, порою немного денег. Ребятишки получают в награду копейки и пряники – “козульки” – фигурки коней, коровок, оленей, овечек. Все принимают участие в этих обрядах. Дети раскидывают зерна по полу, зерна летят в хозяев избы, которые добродушно отряхивают их и благодарят ребят за добрые пожелания (во время изготовления масок фоном звучат песенки-колядки).

Ведущая. Маски готовы, наряжайтесь и пойдем колядовать.

(Дети наряжаются, берут звезду и идут колядовать.)

Реб 1: Здравствуйте, люди добрые! С новым годом, с новым счастьем!

Чтоб здоровы были, много лет, чтоб жили!

Дети кланяются гостям праздника.

Дев 2: Ой, девчата, нынче святки, не пойти ль нам на колядки?

Там блины, козули и кисель в кастрюле!

Все смеются, Агрипинка (одна из девочек) берет Козу за поясок, Коза «бодается».

Агрипинка. (гладит Козу)     

Дев 2: Козушка моя серая по горке ходила, Коза моя смелая волчика дразнила.

   (Коза подпрыгивает и мотает головой, « дразнит» воображаемого волка.) 

 Волк такого не стерпел: взял козушку да съел!

На слово «съел» Коза падает на пол, дергает ногами и руками. Дети жалеют Козу, все тяжело вздыхают, кроме одного бойкого мальчика, который подходит к лежащей на полу Козе.

Дев 2:  Нашей Козе немного надо: решето овса, поверх колбаса, три куска сала…

Чтоб Коза встала!

   Коза неожиданно поднимается.

Реб 3: По деревне всей пойдем, коляду –  авсень споем!

Мы не сами идем, мы козу ведем. Где коза ходит – там жито родит.

Где коза хвостом – там жито кустом. Где коза ногою – там жито копною.

Где коза рогом – там жито снопом.

   С пением колядки дети идут по кругу, затем встают в полукруг:

Реб 4: Чтоб хозяину жилося –  боготелося,

Чтоб хозяюшка была как лебедушка бела!

Чтобы деточки в дому, словно пчёлочки в меду! 

Реб 5: Мы пришли Христа прославить, всех Вас с праздником поздравить!

С праздником, господа    (С озорством) А кричать ли: «Коляда?»

Все:  Кричать!

Все поют «Коляда – маляда»,   двигаясь по кругу. В центре круга противоходом идут медведь, Коза,  изображая шествие ряженых.

Реб 6:   Долго мы колядовали – даже ноженьки устали!

Всю деревню обходили – про  Федотью – то.. забыли!

 А вот и дом Федотьи. Полина, стучи в окно – то!

Полина, одна из девочек, стучит в окно избы.

Реб 7:  Здоровья тому, кто в этом дому! Кто даст пирога, тому двор живота!

Реб 8: Что, Федотья, наварила, что родима, напекла?

Выноси – ка поскорей – не морозь – ка ты детей!

Дев 2: (Выставляя ногу вперед на пятку) У нас чеботы худые.

Все.  (Жалобно).  У нас ножки – то зябнут.

Реб 8: (Показывает руки в рукавицах). У нас рукавички дырявы…

Все.   (Жалобно).У нас ручки – то зябнут.

Дев 2:  (Взявшись за кончик платка)  У нас платочки то – о – оненьки,

Все  (Жалобно).  У нас ушки – то зябнут.

Реб 8:  (Ударяя себя в грудь). И тулуп – то короток…

Все.  (Обнимая себя двумя руками, «ежась от холода») Колядовщик передрог!

Ведущий.  Давайте погреемся – в игру веселую поиграем, а кто водит – посчитаем!

Дети становятся в тесный кружок и выбирают водящего считалкой.

Затем тетка Федотья проводит аттракцион «Найди пару»; на полу беспорядочно раскладывают варежки – по команде дети должны найти среди них две одинаковые. Ребенок, оставшийся с одной варежкой, выполняет задание тетки Федотьи: читает стихотворение, поет или пляшет.

Вед:  Медведь с Козою забавлялись, друг на друга удивлялись.

  С того раза подружились, музыке и пляске вместе научились.

  Пошли в услуженье к хозяину жить, играть, плясать да народ веселить.

Танец Медведя и Козы под р.н.м. «Барыня».

Вед: (комментирует): Ну–ка, Миша покажи.

Как бабуся на празднике блины пекла да угорела, головушка у нее заболела!

Козочка, а как красные девицы причесываются,

Белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?

Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся,

На полке валяются и веничком – во как, во как! Ох, хорошо!

Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его «бодает».

Реб 9: (Настойчиво, глядя на Федотьино окно).

Мы и пели, и играли под твоим окошком!

 Ты, Федотья, что ль, глухая? Выноси лепешку!

Выходит тетка Федотья, в руках у нее блюдо с угощением.

Реб 10:  (насмешливо) Неси, неси, не тряси.

Половину – то не скуси!

Все громко смеются, хлопают и топают.

Тетка Федотья: Сначала загадки отведайте, а потом и лепешкой обедайте!

Тетка Федотья.   Без рук рисует, без зубов кусается (Мороз)

Рассыпала Лукерья серебряные перья.

 Закружила, замела – стала улица бела.(Метель) 

Скатерть бела весь свет одела. (Снег)

Реб 10: (тетке Федотье)  Подай – ка пирожки! 

С лучком, с мачком… С горьким перчиком!

Поют песню «Авсень – Коляда».

В это время тетка Федотья угощает колядовщиков пирогами, они с поклоном принимают угощения.

Реб 9: Ай, спасибо хозяюшка.

Дети читают по очереди:

Реб 10: Сколько осиночек, столько вам свиночек;

Реб 1: Сколько елок, столько и коровок;

Дев 2: Сколько свечек, столько и овечек.

Реб 3: Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,

Большого здоровья, С Новым годом, со всем родом!

Реб 4: Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и богатством!

Ведущая: Что ж, мои дорогие гости, красны девицы и добры молодцы, славно мы с вами поработали, повеселились и без награды не остались.

(Ведущая приглашает всех за стол, угощает сладостями)

Делу время – потехе час! Жду вас в гости в другой раз!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда отворяй ворота!» iconКонспект интегрированного занятия по познавательному развитию и изодеятельности...
Целью его является изучение современного состояния эстетического образования дошкольников на основе озна­комления с искусствоведческими...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда отворяй ворота!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Способствует познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, формированию нравственных качеств, формированию экологически...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда отворяй ворота!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда отворяй ворота!» iconПубличный доклад
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения чайковский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда отворяй ворота!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда отворяй ворота!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда отворяй ворота!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда отворяй ворота!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда отворяй ворота!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда отворяй ворота!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда отворяй ворота!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда отворяй ворота!» iconПлан работы по проекту Литература Приложение:  конспекты бесед,...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда отворяй ворота!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда отворяй ворота!» iconПубличный доклад муниципального казенного дошкольного образовательного...
Правила определяют основные требования технической эксплуатации железной дороги
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда отворяй ворота!» iconКонспект интегрированной образовательной деятельности
«Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда отворяй ворота!» iconКонспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности
Базовый учебник Дрогомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 класс. Вентана Граф. Москва, 2007 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск