Скачать 82.26 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Родничок» Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому, познавательному развитию «Пришла Коляда – отворяй ворота!» в подготовительной к школе группе. Автор: Мещерякова Марина Анатольевна Музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория Костина Ирина Валентиновна Воспитатель, первая квалификационная категория Салтыкова Наталья Аркадьевна Воспитатель, вторая квалификационная категория Архангельск 2012 Цель: Знакомство детей с историей празднования Коляды (изготовление реквизита для проведения праздника). Задачи:
Материалы и оборудование: ИКТ (для показа презентация), аудиозапись колядок, наглядный материал, заготовки масок, картон, цветная бумага, калька, бумажный шнур, стружка дерева, мочало, мох, ткань, тесьма, пуговицы, перья, нитки, иголки, ножницы, клей ПВА и т.д. Ход образовательной деятельности. Ведущая: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! На улице вьюга и снег, мороз такой, что жуть. Человек всегда стремился разнообразить свою повседневную жизнь чем–то необычным: торжественным, радостным, смешным или забавным. Так в далеком прошлом зародились праздники. Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием.
Ведущая. (Ответы детей) Да, Коляда – старинный рождественский и святочный крестьянский обряд – хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения. Кто это – Коляда? Он или она? Что означало это слово? Коляду никто никогда не видел, никто не мог сказать, как она выглядит и на что похожа: на человека, на сказочное существо или на что–то другое. Ведущая: Неотъемлемым атрибутом праздника являлась Вифлеемская звезда, которая по преданию возникла на небе в момент рождения Иисуса Христа и указала волхвам путь к Его вертепу. Её делали из серебристой бумаги, шести- или восьмиконечную, вставляли в нее свечу и делали отверстие, что бы звезда сияла. Звезду несли высоко над головой, что бы свет от звезды был виден другим. Помимо этого колядующие наряжались и надевали маски, костюмы, изображающие животных (козу, медведя, лошадь и любых других животных). В этот праздник собиралась специальная группа детей, которых называли славильщиками, и они ходили по домам изгонять злых духов (рассматривают слайд, колядующих, во что они одеты и какие на них маски). Славильщиков ждали в каждом доме и с радостью их пускали. После обряда, изгонявшего злого духа, ребят одаривали гостинцами – пряниками, леденцами, пирогами и деньгами. А славильщики, тех кто их одаривал щедро, желали хорошего урожая, приплода у скота, здоровья, счастья и деток. Тем же, кто на гостинцы поскупился высмеивали, ругали, желали плохого урожая, засухи и других несчастий. Ну, а после, вся группа славильщиков устраивала пир, поедая все подаренные сладости. Ты нас будешь дарить – мы будем хвалить, а не будешь дарить – мы будем корить!
Ведущая. Колядка - это песенка, которая восхваляет Коляду. В песнях-колядках славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д. (слайд 6).
Коляда, коляда! Ты нам дай пирога или хлеба ломтину, или денег полтину, Или курочку с хохолком, петушка с гребешком! Или сена клок, или вилы в бок. Коляда, коляда! Ты нам дай пирога, а не дашь пирога, мы корову за рога, Да по косточкам, да по лыточкам.
Дети. Конечно, хотим! Ведущая: Давайте, мои дорогие гости, мы с вами сейчас из того, что есть на столе изготовим маски, посмотрим, что у нас получится, и пойдем колядовать. (Дети приступают к изготовлению масок, используя бросовый и природный материал, ведущая во время работы продолжает рассказ) Ведущая. Колядующие славят хозяев и желают им всякого благополучия. Колядующих благодарят, угощают, дают с собой разные деревенские лакомства – колбасы, масла, мясо, порою немного денег. Ребятишки получают в награду копейки и пряники – “козульки” – фигурки коней, коровок, оленей, овечек. Все принимают участие в этих обрядах. Дети раскидывают зерна по полу, зерна летят в хозяев избы, которые добродушно отряхивают их и благодарят ребят за добрые пожелания (во время изготовления масок фоном звучат песенки-колядки). Ведущая. Маски готовы, наряжайтесь и пойдем колядовать. (Дети наряжаются, берут звезду и идут колядовать.) Реб 1: Здравствуйте, люди добрые! С новым годом, с новым счастьем! Чтоб здоровы были, много лет, чтоб жили! Дети кланяются гостям праздника. Дев 2: Ой, девчата, нынче святки, не пойти ль нам на колядки? Там блины, козули и кисель в кастрюле! Все смеются, Агрипинка (одна из девочек) берет Козу за поясок, Коза «бодается». Агрипинка. (гладит Козу) Дев 2: Козушка моя серая по горке ходила, Коза моя смелая волчика дразнила. (Коза подпрыгивает и мотает головой, « дразнит» воображаемого волка.) Волк такого не стерпел: взял козушку да съел! На слово «съел» Коза падает на пол, дергает ногами и руками. Дети жалеют Козу, все тяжело вздыхают, кроме одного бойкого мальчика, который подходит к лежащей на полу Козе. Дев 2: Нашей Козе немного надо: решето овса, поверх колбаса, три куска сала… Чтоб Коза встала! Коза неожиданно поднимается. Реб 3: По деревне всей пойдем, коляду – авсень споем! Мы не сами идем, мы козу ведем. Где коза ходит – там жито родит. Где коза хвостом – там жито кустом. Где коза ногою – там жито копною. Где коза рогом – там жито снопом. С пением колядки дети идут по кругу, затем встают в полукруг: Реб 4: Чтоб хозяину жилося – боготелося, Чтоб хозяюшка была как лебедушка бела! Чтобы деточки в дому, словно пчёлочки в меду! Реб 5: Мы пришли Христа прославить, всех Вас с праздником поздравить! С праздником, господа (С озорством) А кричать ли: «Коляда?» Все: Кричать! Все поют «Коляда – маляда», двигаясь по кругу. В центре круга противоходом идут медведь, Коза, изображая шествие ряженых. Реб 6: Долго мы колядовали – даже ноженьки устали! Всю деревню обходили – про Федотью – то.. забыли! А вот и дом Федотьи. Полина, стучи в окно – то! Полина, одна из девочек, стучит в окно избы. Реб 7: Здоровья тому, кто в этом дому! Кто даст пирога, тому двор живота! Реб 8: Что, Федотья, наварила, что родима, напекла? Выноси – ка поскорей – не морозь – ка ты детей! Дев 2: (Выставляя ногу вперед на пятку) У нас чеботы худые. Все. (Жалобно). У нас ножки – то зябнут. Реб 8: (Показывает руки в рукавицах). У нас рукавички дырявы… Все. (Жалобно).У нас ручки – то зябнут. Дев 2: (Взявшись за кончик платка) У нас платочки то – о – оненьки, Все (Жалобно). У нас ушки – то зябнут. Реб 8: (Ударяя себя в грудь). И тулуп – то короток… Все. (Обнимая себя двумя руками, «ежась от холода») Колядовщик передрог! Ведущий. Давайте погреемся – в игру веселую поиграем, а кто водит – посчитаем! Дети становятся в тесный кружок и выбирают водящего считалкой. Затем тетка Федотья проводит аттракцион «Найди пару»; на полу беспорядочно раскладывают варежки – по команде дети должны найти среди них две одинаковые. Ребенок, оставшийся с одной варежкой, выполняет задание тетки Федотьи: читает стихотворение, поет или пляшет. Вед: Медведь с Козою забавлялись, друг на друга удивлялись. С того раза подружились, музыке и пляске вместе научились. Пошли в услуженье к хозяину жить, играть, плясать да народ веселить. Танец Медведя и Козы под р.н.м. «Барыня». Вед: (комментирует): Ну–ка, Миша покажи. Как бабуся на празднике блины пекла да угорела, головушка у нее заболела! Козочка, а как красные девицы причесываются, Белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся? Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, На полке валяются и веничком – во как, во как! Ох, хорошо! Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его «бодает». Реб 9: (Настойчиво, глядя на Федотьино окно). Мы и пели, и играли под твоим окошком! Ты, Федотья, что ль, глухая? Выноси лепешку! Выходит тетка Федотья, в руках у нее блюдо с угощением. Реб 10: (насмешливо) Неси, неси, не тряси. Половину – то не скуси! Все громко смеются, хлопают и топают. Тетка Федотья: Сначала загадки отведайте, а потом и лепешкой обедайте! Тетка Федотья. Без рук рисует, без зубов кусается (Мороз) Рассыпала Лукерья серебряные перья. Закружила, замела – стала улица бела.(Метель) Скатерть бела весь свет одела. (Снег) Реб 10: (тетке Федотье) Подай – ка пирожки! С лучком, с мачком… С горьким перчиком! Поют песню «Авсень – Коляда». В это время тетка Федотья угощает колядовщиков пирогами, они с поклоном принимают угощения. Реб 9: Ай, спасибо хозяюшка. Дети читают по очереди: Реб 10: Сколько осиночек, столько вам свиночек; Реб 1: Сколько елок, столько и коровок; Дев 2: Сколько свечек, столько и овечек. Реб 3: Счастья вам, хозяин с хозяюшкой, Большого здоровья, С Новым годом, со всем родом! Реб 4: Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и богатством! Ведущая: Что ж, мои дорогие гости, красны девицы и добры молодцы, славно мы с вами поработали, повеселились и без награды не остались. (Ведущая приглашает всех за стол, угощает сладостями) Делу время – потехе час! Жду вас в гости в другой раз! |
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и изодеятельности... Целью его является изучение современного состояния эстетического образования дошкольников на основе ознакомления с искусствоведческими... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Способствует познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, формированию нравственных качеств, формированию экологически... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Публичный доклад Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения чайковский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности... | План работы по проекту Литература Приложение: конспекты бесед,... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности... | Публичный доклад муниципального казенного дошкольного образовательного... Правила определяют основные требования технической эксплуатации железной дороги | ||
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он | Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности Базовый учебник Дрогомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 класс. Вентана Граф. Москва, 2007 г |