ПИГУНОВА Н.Е. План - конспект подгруппового занятия
по психоречевому развитию детей логопедической группы (2 год обучения)
Тема: «Времена года. Осень» Цель: Развитие речи и познавательных процессов Задачи
Образовательные:
Учить называть
признаки осени основные приметы осени;
что происходит с деревьями, как изменилась трава, какую одежду выбирают люди для прогулок;
какие подарки людям принесла осень;
значение слова «листопад»;
Учить отвечать на «проблемные» вопросы предложением.
Коррекционные:
формировать фонематическое восприятие, грамматический строй, расширять словарный запас, развивать связную речь;
Развивающие:
развивать артикуляционную и общую моторику, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;
развивать мелкую моторику в работе с простым карандашом;
развивать интерес к художественному слову при прослушивании стихотворений.
Воспитательные:
воспитывать активность и самостоятельность;
воспитывать умение слушать и слышать педагога.
Оборудование:
индивидуальные зеркала, мяч, на каждого ребенка аппликаторы Ляпко, предметные картинки, рабочие тетради, альбомы, простые карандаши, магнитофон, CD с записью «Времена года» Чайковский П.И, муляжи фруктов, овощей, листья, ягоды, грибы в корзине, листочки на нитке.
ИКТ: ноутбук
Здоровьесберегающий компонент:
создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
артикуляционная и пальчиковая гимнастика, элементы Су Джок- терапии, хромотерапии, музыкотерапии, самомассажа.
Этапы занятия
| Содержание
| Раздаточный материал
| Организацион
ный
момент
| Звучит музыка Чайковского «Времена года. Октябрь».
Логопед читает стихотворение:
Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года осенью зовется. (М. Ходякова)
| Магнитофон с записью
| Подготовительная работа.
Объявление темы занятия.
| Логопед предлагает детям посмотреть в окошко.
- Скажите, пожелтели листья на наших деревьях? А какое небо? Хмурое? Часто ли идет дождик? Значит, какое наступило время года?
Сегодня мы ребята будем говорить про осень.
|
| Активизация имеющихся знаний детей об осени. Припоминание названий овощей и фруктов
| Логопед читает стихотворение, выставляя на столе «подарки» осени.
Осень, осень к нам пришла!
Нам подарки принесла:
Желтые листочки,
Вкусные грибочки,
Овощи и фрукты,
Полезные продукты!
Рассматриваются осенние подарки. Беседа о том, что осень - время сбора урожая фруктов, овощей на огороде и в саду, а в лесу - ягод, грибов, листьев.
Давайте посмотрим, какие листочки нам подарила осень.
| Муляжи в корзинке
| Сенсорное развитие
«Обведем листочек».
Элементы хромотерапии.
| Зачин педагога:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Карандашик я найду.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Я листочек обведу.
Ой-ой-ой, ой-ой-ой,
Мой листочек небольшой.
Дуй-дуй-дуй, дуй-дуй-дуй,
Ветер, ветер, ты не дуй!
Ай-ай-ай, ай-ай-ай,
Ты, листок, не улетай!
Дети повторяют зачин, кладут картонный лист-шаблон оранжевого цвета на бумагу и обводят карандашом по контуру.
- Какого цвета наш осенний листочек? Что еще бывает оранжевого цвета? Этот цвет теплый, ласковый, как солнышко.
| Листья-шаблоны. Тетради.
Карандаши.
| Работа над просодикой
| Повторение за логопедом
(хором, индивидуально):
Оранжевый листочек улетел в садочек.
|
| Речь с движениями под музыку (логоритмика)
| - Мы с вами превратились в осенние листики!
Упражнение: «Осенние листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.
| Магнитофон с записью.
| Обогащение словаря.
Значение слова: листопад
| - Пришла осень, и листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Скоро начнется листопад. Когда ветер подует, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе и будут падать. Тогда говорят: начался ЛИСТОПАД.
Повторение детьми слова листопад по очереди и хором.
|
| Развитие длительного направленного плавного выдоха.
| Упражнение «Листопад»
Логопед приглашает детей к стойке, на которой натянут шнур с прикрепленными к нему сухими желтыми листьями березы. Листья находятся на уровне рта ребенка.
Логопед. Давайте подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Посмотрите, как сделаю это я.
Логопед медленно набирает воздух через рот, вытягивает губы трубочкой и дует на листок, не раздувая щек. Далее упражнение выполняют дети. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи на вдохе и не раздували щеки на выдохе. Упражнение повторяется не более 3—5раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.
| Листочки на нитках.
| Артику
ляционная
гимнасти
ка
| – Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику
| Зеркала.
| Развитие речевого слуха. Рассказ педагога по картине Совершенствование диалогической речи Контрольные вопросы к прослушанному рассказу проблемного характера.
| Беседа по картинке.
- Посмотрите что нарисовано на этой картинке. Наступила осень. Дети вышли на улицу в курточках, сапожках. Рядом с домом был лес. В лесу на деревьях листья стали желтыми, красными, оранжевыми. Только елочки остались такими же зелеными. Мальчик собрал букет листьев. А девочка собирает грибы в корзинку. Из-за пенька вылез ежик. На своих колючках он тоже несет грибок. На небе плывет серая туча. Скоро пойдет дождь. Детям пора домой.
Вопросы:
- Какое время года наступило?
- Какую одежду и обувь вы видите на ребятах?
- Куда пошли дети?
- Какие листья на деревьях?
- Что делают дети?
- Кого увидели дети в лесу?
- Что делал еж?
- Почему детям пора домой?
Вот и у нас пошел дождик!
| Сюжетная картинка.
| Развитие чувства ритма.
Элементы Су Джок- терапии.
| Дети изображают дождь, отстукивая указательными пальцами по столу в такт стихотворения. Затем подушечками пальцев надавливают на аппликаторы.
Дождь, дождь
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля,
Вся земля
От воды размокла... (А. Яким).
| Аппликаторы Ляпко.
| Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления. Игра «Что перепутал художник?»
| На наборном полотне закреплены плоскостные изображения, составляющие «осеннюю картину», в которой умышленно допущены некоторые ошибки.
-Посмотрите внимательно на картину, которую составил Незнайка. На картине осень. Только все ли он сделал правильно?
Дети находят допущенные ошибки, а педагог убирает эти изображения с наборного полотна.
Падают снежинки. Так бывает осенью?
Дети ходят босиком, в майках. Так бывает?
Во дворе стоит снеговик. Так бывает?
Мальчик загорает на песке. Так бывает?
Девочка в плаще идет под зонтом. Так бывает? (Да)
| Предметные картинки.
| Подвижное упражнение «Дождик»
| Капля раз,
| Прыжок на носочках, руки на поясе.
| Капля два,
| Прыжок на носочках, руки на поясе.
| Очень медленно сперва.
| 4 прыжка на носочках, руки на поясе.
| А потом, потом, потом
| 8 прыжков на носочках, руки на поясе.
| Все бегом, бегом, бегом.
|
| Мы зонты свои раскрыли,
| Развести руки в стороны.
| От дождя себя укрыли.
| Сомкнуть руки над головой полукругом.
|
|
| Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
| С оставшимися картинками на полотне «Назовем ласково»:
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко, лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек, уча — тучка, лес — лесок, гриб - грибочек, корзина - корзиночка…
| Картинки.
| Подвижная игра с мячом. Согласование существительного и прилагательного
| «Скажи со словом "осенний"».
Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос.
Небо осенью (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
погода (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами:
солнце, туча, дождь, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
| Мяч.
| Психогимнастика.
Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании
| Игра "Холодно - жарко"(на напряжение и расслабление мышц туловища). Подул холодный осенний ветер и пробрался сквозь щелки в комнату. Мы все замерзли, сжались в маленькие клубочки-греемся. Стало жарко - развернулись. Опять подул ветер. Повторить игру 2-3 раза.
| Магнитофон с записью.
| Итог занятия
| О каком времени года мы говорили?
Когда падают листья что наступает?
Вы прекрасно потрудились и отдохнули, теперь вы можете пойти на улицу и погулять в осеннем парке.
|
|
|
|
|
|