Скачать 49.85 Kb.
|
Конспект урока по фонетике, грамматике, правописанию. Тема: подробное изложение повествовательного текста «Подсолнух» Цель: 1) Продолжать работу над развитием умения письменно подробно пересказывать текст; писать изложения по составленному плану; 2) Развивать орфографическую зоркость учащихся; 3) Воспитывать интерес к языку, бережное отношение к природе, любви к ней; Оборудование: карточки со словами, изображение подсолнуха и солнца; Ход урока:
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сегодня мы с вами продолжим учиться писать изложения. 2. Подготовка учащихся к восприятию текста. А) – Ребята, отгадайте загадки: Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все ... Солнце Золотое решето Чёрных домиков полно. Сколько чёрненьких домков, Столько беленьких жильцов… Подсолнух - Что это? - Почему вы так решили? - Ребята, а что вы знаете про подсолнух? - Как он выглядит? Что напоминает? - А для чего нам нужно солнце? - Ребята, посмотрите на изображения. Что вы можете сказать? Наш подсолнух похож на солнце? - Ребята, подсолнух называют «маленьким солнцем». Он радует нас своим видом, когда мы не видим солнце. А какие вкусные семечки у него. Вы ели семечки подсолнуха? Вам понравилось? Б) Установка на прослушивание текста. - Прослушайте текст. Закройте глаза и представьте себе эту картину. В) Установка на прочтение. - Прочитайте текст, который лежит перед вами. 3. Восприятие текста учащимися. (Чтение текста учителем) Подсолнух. В далекие времена Солнце было у людей божеством. Ему поклонялись, его восхваляли. Каждый вечер в час заката люди смотрели на уходящее за край Земли Солнце и просили, чтобы оно появилось завтра и принесло с собой тепло и свет. Лишь один юноша, глядя на него, не произносил ни единого слова. И однажды Солнце спросило этого юношу: - Почему ты молчишь, почему ты нем как рыба? - Когда я любуюсь на твой закат, у меня пропадает дар речи, - ответил юноша. - Но ты хотел бы о чем-то попросить меня? - Сделай так, чтобы я смог все время смотреть на тебя. Даже днем, когда ты ярко сияешь. - Хорошо, пусть будет так,- сказало Солнце и скрылось на краю Земли. А на следующий день, когда оно взошло вновь, юноша убедился, что может смотреть на Солнце без боли в глазах. - Ты доволен?- спросило оно у юноши.- Может, ты хочешь чего-то еще? - Хочу быть похожим на тебя,- дерзко ответил он. - Я сделаю и это. Но люди не могут походить на Солнце. И оно превратило юношу в цветок, украшенный венцом золотых лепестков. - Когда тебе надоест быть цветком, ты отвернись от меня. Я вновь превращу тебя в человека, - сказало Солнце. (Г. Гранова, О. Тихомиров) 4. Анализ текста. - О ком говорится в тексте? - Кем было Солнце для людей? Что делали люди? - О ком еще говорится в тексте? - Что хотел юноша? - Его желание исполнились? - Кем он стал? 5. Составление плана. А) Повторное чтение учителем. - Разделите текст. Б) Определение границ каждой части. - Ребята, подумайте, на сколько частей можно разделить этот текст? - Определите границы каждой из частей. - Что у вас получилось? - На сколько частей вы разделили? - Почему? - Составим план, по которому вам будет легче писать изложение. - О чем говорится в первой части? - Как можно было бы ее озаглавить? - О чем говорится во второй части? - Как озаглавим? - В третьей? Как озаглавите? - В четвертой? Как озаглавите? Почему так? - О чем говорится в пятой части? Как озаглавим? - А теперь откроем свои тетради, запишем число, посередине пишем изложение, строчкой ниже заглавие «Подсолнух». 6. Языковая подготовка. А) Запись опорных слов. План.
- Прочтем нашу первую часть. - Кем было Солнце для людей? - Что делали люди по отношению к Солнцу? Смотрите по тексту. - А что делал юноша? - Прочтем вторую часть. - Что сделало Солнце в это части? Что сказало про юношу, с кем сравнило? - Правильно. - Что хотел сделать юноша в третьей части? - Как сияет Солнце? - Когда появилось Солнце в четвертой части? - Что сделал юноша? Как он мог смотреть на Солнце? - Что еще он попросил у Солнца? - Что сделало Солнце с юношей в пятой части? - Кем стал юноша? Как стал выглядеть? - А теперь перескажем текст по нашему плану и опорным словам. - Захар, начинай. Б) Работа над речевыми особенностями. - Ребята, а вы знаете что обозначает понятие божество? Божество - Предмет обожания, преклонения; - А как вы понимаете «украшенный венцом»? - Ребята, а вы знаете, что такое диалог? - Так вот в изложении диалог не пишется. Вы его заменяете на повествовательное предложение. В) Орфографическая работа. Г) Пунктуационная работа. - Ребята, в тексте много однородных членов предложения. Найдем их. - Какой частью речи являются однородные члены предложения во 2 предложении, в 3? - Ребята, в 4 предложении «глядя на него» обособляется, т.к. это деепричастие, новое для вас правило, которые вы изучите позже. - В последнем предложении после слова «цветок», также ставится запятая, это причастный оборот, об этом правиле вы также узнаете позже. 7. Установка на письменный пересказ. - Каждая часть должна быть написана с красной строки. - Сколько частей в тексте мы выделили? - Сколько красных строк будет? 8. Запись изложения. Учащиеся самостоятельно пишут изложение. 9. Самопроверка. - Проверьте свои изложения, написание слов, наличие абзацев. - Сдаем тетради. Было божество Ярко сияет Люди смотрели и просили Нем как рыба Появилось и принесло Солнце спросило юношу Юноша не произносил ни единого слова Хотел попросить Юноша убедился На следующий день Похожим на Солнце Без боли в глазах Солнце превратило Цветок, украшенный венцом золотых лепестков |