Деятельность учителя
Этапы урока
| Деятельность учащихся
|
Организационный момент
| Проверка готовности к уроку
|
Постановка учебной задачи.
- Решите орфографические задачи (задание 1 )
| в кроват .
| –
| в кроватк .
| о мам .
| –
| о матер .
| к мыш .
| –
| к мышк .
| об отц .
| –
| о пап .
| в тетрад .
| –
| в тетрадк .
| на площадк.
| –
| на площад .
| у лошадк.
| –
| у лошад .
| - В безударных окончаниях имен существительных мы всегда оставляли «окошки» и не знаем, по какому правилу выбирать букву
|
Актуализация опорных знаний
- Дети, что вы знаете об именах существительных?
| 1. Имена существительные обозначают предмет,
2. Отвечают на вопросы кто? что?
3. Могут быть мужского, женского, среднего рода
4. Изменяются по падежам
5. В предложении могут быть главным членом – подлежащим, а могут быть и второстепенными членами (слайд 1)
|
Применение имеющихся знаний
- Запишите эти существительные и в скобках рядом с каждым укажите все известные вам признаки
- Помогли ли эти признаки решить орфографические задачи в окончаниях имен существительных?
| в кроват. ( ж. р., пр.п.)
| –
| в кроватк. (ж. р., пр.п.)
| о мам. (ж. р., пр.п.)
| –
| о матер. (ж. р., пр.п.)
| к мыш. (ж. р., д. п.)
| –
| к мышк. (ж. р., д. п.)
| об отц. (м. р., пр.п.)
| –
| о пап. (м. р., пр.п.)
| в тетрад. (ж. р., пр.п.)
| –
| в тетрадк. (ж. р., пр.п.)
| на площадк. (ж. р., пр.п)
| –
| на площад. (ж. р., пр.п )
| у лошадк. (ж. р., р.п. )
| –
| у лошад. (ж. р., р.п. )
|
-Нет. Надо знать что-то еще (слайд 2)
|
Формулировка темы, цели урока
- Прочитайте название темы:
- Чему научит вас этот новый секрет?
|
Открываем новый секрет имен существительных (слайд 3) решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных (слайд 4)
|
Исследование
- Итак, вы должны выяснить, от чего зависит выбор правильной буквы в безударных окончаниях имен существительных? (слайд 5) Работа по группам (или парам)
- Распределите предложенные вам карточки на несколько групп. По какому признаку вы это сделаете?
В одной карточке есть ошибки. Исправьте их.
- Советую выделять во всех словах окончания и ставить ударение.
| Им.п.
| лиса
| Р. п.
| лисы
| Д. п.
| лисе
| В. п
| лису
| Тв. п.
| лисой
| Пр.п.
| о лисе
|
Им.п.
| дядя
| Р. п.
| дяди
| Д. п.
| дяде
| В. п
| дядю
| Тв. п.
| дядей
| Пр.п.
| о дяде
|
Им.п.
| грудь
| Р. п.
| груди
| Д. п.
| груди
| В. п
| грудь
| Тв. п.
| грудью
| Пр.п.
| о груди
|
| Им.п.
| портфель
| Р. п.
| портфеля
| Д. п.
| портфелю
| В. п
| портфель
| Тв. п.
| портфелем
| Пр.п.
| о портфеле
|
Им.п.
| папа
| Р. п.
| папы
| Д. п.
| папе
| В. п
| папу
| Тв. п.
| папой
| Пр.п.
| о папе
|
Им.п.
| мышь
| Р. п.
| мыши
| Д. п.
| мыши
| В. п
| мышь
| Тв. п.
| мышью
| Пр.п.
| о мыши
|
| Им.п.
| вилка
| Р. п.
| вилки
| Д. п.
| вилке
| В. п
| вилку
| Тв. п.
| вилкой
| Пр.п.
| о вилке
|
Им.п.
| тетрадь
| Р. п.
| тетради
| Д. п.
| тетради
| В. п
| тетрадь
| Тв. п.
| тетрадью
| Пр.п.
| о тетради
|
Им.п.
| солнце
| Р. п.
| солнца
| Д. п.
| солнцу
| В. п
| солнце
| Тв. п.
| солнцем
| Пр.п.
| о солнце
|
| Им.п.
| брат
| Р. п.
| браты
| Д. п.
| брате
| В. п
| брату
| Тв. п.
| братой
| Пр.п.
| о брате
|
Им.п.
| окно
| Р. п.
| окна
| Д. п.
| окну
| В. п.
| окно
| Тв. п.
| окном
| Пр.п.
| об окне
|
|
- В какой карточке были ошибки?
- Какой признак этого существительного я перепутала?
- Как вы исправили ошибки?
-Верно. Молодцы! - На какие группы распределили слова? По какому
признаку?
- Расскажите обо всех своих наблюдениях по первой группе имен существительных.
- Расскажите обо всех своих наблюдениях по второй группе имен существительных
- Расскажите обо всех своих наблюдениях по третьей группе имен существительных - Можно ли по ударным окончаниям проверять безударные?
- Какие слова могут быть проверочными?
-Составьте свою карточку для любого имени существительного - В какую группу вы включите свою карточку?
- Можно ли продолжать эти группы другими именами существительными?
- Сделайте вывод
| Выступление групп (пар) детей
-
Им.п.
| брат
| Р. п.
| браты
| Д. п.
| брате
| В. п
| брату
| Тв. п.
| братой
| Пр.п.
| о брате
|
- Род: слово брат мужского рода, а не женского
-
Им.п.
| брат
| Р. п.
| брата
| Д. п.
| брату
| В. п
| брата
| Тв. п.
| братом
| Пр.п.
| о брате
|
-Мы старались найти одинаковые или похожие окончания в одинаковых падежах. Получилось три группы:
|
1-я группа:
Им.п.
| лиса
| Р. п.
| лисы
| Д. п.
| лисе
| В. п
| лису
| Тв. п.
| лисой
| Пр.п.
| о лисе
|
|
Им.п.
| вилка
| Р. п.
| вилки
| Д. п.
| вилке
| В. п
| вилку
| Тв. п.
| вилкой
| Пр.п.
| о вилке
|
|
Им.п.
| дядя
| Р. п.
| дяди
| Д. п.
| дяде
| В. п
| дядю
| Тв. п.
| дядей
| Пр.п.
| о дяде
|
|
Им.п.
| папа
| Р. п.
| папы
| Д. п.
| папе
| В. п
| папу
| Тв. п.
| папой
| Пр.п.
| о папе
|
|
Дети делают выводы по всем своим наблюдениям (слайд 6)
- В соответствующих падежах окончания одинаковы или похожи
- Ударные и безударные окончания одинаковые
|
2-я группа:
Им.п.
| окно
| Р. п.
| окна
| Д. п.
| окну
| В. п.
| окно
| Тв. п.
| окном
| Пр.п.
| об окне
|
|
Им.п.
| брат
| Р. п.
| брата
| Д. п.
| брату
| В. п
| брата
| Тв. п.
| братом
| Пр.п.
| о брате
|
|
Им.п.
| солнце
| Р. п.
| солнца
| Д. п.
| солнцу
| В. п
| солнце
| Тв. п.
| солнцем
| Пр.п.
| о солнце
|
|
Им.п.
| портфель
| Р. п.
| портфеля
| Д. п.
| портфелю
| В. п
| портфель
| Тв. п.
| портфелем
| Пр.п.
| о портфеле
|
|
Дети делают выводы по всем своим наблюдениям (слайд 7)
- В соответствующих падежах окончания одинаковы или похожи
- Ударные и безударные окончания одинаковые
|
3-я группа:
Им.п.
| мышь
| Р. п.
| мыши
| Д. п.
| мыши
| В. п
| мышь
| Тв. п.
| мышью
| Пр.п.
| о мыши
|
|
Им.п.
| грудь
| Р. п.
| груди
| Д. п.
| груди
| В. п
| грудь
| Тв. п.
| грудью
| Пр.п.
| о груди
|
|
Им.п.
| тетрадь
| Р. п.
| тетради
| Д. п.
| тетради
| В. п
| тетрадь
| Тв. п.
| тетрадью
| Пр.п.
| о тетради
|
|
|
Дети делают выводы по всем своим наблюдениям (слайд 8)
- В соответствующих падежах окончания одинаковы или похожи
- Ударные и безударные окончания одинаковые
|
-Да
Для слов первой группы – слово лиса, второй – окно, третьей - грудь
Дети составляют
Выступления детей - Да
Имена существительные можно разделить на три группы по окончаниям
при изменении по падежам. (слайд 9)
|
- Вернитесь к самому первому заданию (слайд 5). От чего же зависит выбор окончания имен существительных? - Что надо сделать для определения окончаний в задании 1?
- Но прежде отдохнем: (слайд 10)
- Я снова дам вам подсказку: выпишите из каждой группы только окончания по порядку падежей.
- Так вы составите ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
- Изменять по падежам – значит СКЛОНЯТЬ, поэтому первую группу назовите СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 1 скл, вторую – 2 скл, третью – 3 скл
- Определите род имен существительных в каждой группе, впишите
- Обратите внимание на строку именительного падежа и расскажите, как узнать, какого склонения имена существительные из задания 1
(слайд 11)
- Какой еще признак надо добавить у имен существительных в задании1
- А какой признак станет лишним - Можно ли теперь по имеющимся признакам и ОПОРНОМУ КОНСПЕКТУ решить орфографические задачи в безударных окончаниях?
| - От того, в какой группе это существительное.
- Надо каждое существительное изменить по падежам, определить в свою группу.
- Но это очень долго.
- Надо найти путь короче.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы умеем отдыхать.
Разведем пошире руки,
Не тоскуем мы от скуки.
Поднимем руки высоко.
Подышим глубоко, легко.
Тихо встали, тихо сели,
Мы друг друга не задели,
Ручками похлопали,
Покивали головой,
Мы готовы снова в бой!
|