Скачать 129.39 Kb.
|
Занятие «Солнечное настроение» подготовительная группа Цель занятия - развитие творческих способностей детей через различные виды музыкальной деятельности. Задачи: 1. Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. 2.Развивать самостоятельность, творчество; формировать выразительность и грациозность движений; привлекать к активному участию в коллективных играх и упражнениях. 3.Совершенствовать музыкально – сенсорный слух, учить четко и правильно отстукивать заданный ритм. 4. Закрепить у детей умение интонационно выразительно передавать характер и эмоциональное состояние через пение. 5. Закреплять умение сочинять собственные окончания мелодии 6. Воспитывать в детях коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость в совместной музыкальной деятельности. Ход занятия: Дети входят в музыкальный зал, становятся вкруг. Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их. ( дети здороваются ). А сейчас начинаем нашу встречу и как обычно поприветствуем друг друга. (музыкальный руководитель поет музыкальное приветствие бодро и весело «Здравствуйте, ребята!». дети отвечают «Здравствуйте!» Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (веселое, бодрое, радостное) Правильно, настроение у меня очень хорошее, ведь я рада вас видеть в этом музыкальном зале. И вижу, что у вас тоже хорошее настроение и поэтому я хочу предложить вам поиграть. Игра называется «Здравствуйте!» и вы уже немного с ней знакомы. Музыкальный руководитель напоминает условия коррекционной игры, в основе которой лежит развитие коммуникативной сферы ребенка. Игра «Здравствуйте!» Дети садятся на места. Музыкальный руководитель: Совсем скоро закончится зима и будут пробуждаться ото сна звери, птицы, цветы. А больше всех в лесу обрадуется дятел и начнет отстукивать своим друзьям на юг срочную телеграмму. Давайте поможем ему. Ритмическая игра «Телеграмма» ( с палочками) Дятел сел на толстый сук тук – тук – тук, Всем друзьям своим на юг тук – тук – тук. Телеграмму срочно шлет ту-ки – ту-ки - тук Весна скоро к нам придет, ту-ки – ту-ки, тук Что растает снег вокруг ту-ки – тук, ту-ки – тук И цветочки расцветут ту-ки – тук, ту-ки – тук Дятел зиму зимовал тук – тук – тук, В жарких странах не бывал тук – тук – тук. И понятно, почему дятлу скучно одному. Дети проходят и садятся на стульчики. Бывает, что мелодия вверх спешит (дети поют мелодию вверх) Бывает, что мелодия вниз летит (дети поют мелодию вниз) Веселая мелодия через звуки скачет (дети поют через ступеньку) А грустная мелодия по ступенькам плачет. Дети поют распевки вместе, по одному построчно, на слоги ля, лё, да, ми. Сюрпризный момент – приход Солнышка Музыкальный руководитель Ребята, посмотрите, а вот и солнышко проснулось. Давайте поздороваемся с ним. Дети здороваются, Солнышко не отвечает Музыкальный руководитель: Что – то наше Солнышко не отвечает? Вы не знаете почему? А когда солнышко появляется на небе? В какое время суток? Давайте послушаем отрывок из произведения Э.Грига, которое называется «Утро». (слушание пьесы, после чего дети говорят о характере произведения, передавая друг другу игрушку – солнышко) А давайте споем попевку, и обратимся к солнышку. Дети поют попевку «Солнышко» Солнышко, солнышко Выгляни в окошечко На ребяток погляди Ты ребятам посвети. Музыкальный руководитель: Ребята, а сейчас отгадайте загадку: Солнце только выйдет, я уж тут как тут Зайчиком веселым все меня зовут. Угадайте-ка, друзья, что за зайчик этот я? Песня «Солнечный зайчик» Мурадели (дети поют построчно, все вместе) Музыкальная игра на развитие творчества «Придумай музыкальный ответ» (детям по очереди дается игрушка – солнышко и задается вопрос, например, «Кто по залу скачет?», ребенок должен ответить «Солнечный зайчик». Каждый придумывает свой музыкальный ответ, не повторяясь) -кто по залу скачет -кто по ветке скачет -кто по крышам скачет -кто по травке скачет -кто по головке скачет - кто по полу скачет Музыкальный руководитель: Солнце по небу гуляло И немножечко устало Предлагаю вам, ребятки, Сделать легкую зарядку. Пальчиковая гимнастика «Художники» Загадка про деревянные ложки (Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать?) Песня «Ложки расписные» (с оркестром) Музыкальный руководитель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, на чем играю» (Музыкальный руководитель играет на различных инструментах, дети отгадывают) В.Моцарт «Турецкий марш» (в исполнении детского оркестра) Музыкальный руководитель: Ребята, мы сегодня хорошо играли и я приготовила для вас сюрприз (на доске прикреплены маленькие солнышки, дети подрисовывают им свое настроение и вручают гостям) К солнцу потянулись Лучики взяли. К сердцу прижали, Людям отдали! - Здравствуйте, мальчики! -Здравствуйте! -Здравствуйте, девочки! - Здравствуйте! - Весной всё пробуждается ото сна: и звери, и птицы, и цветы. Все радуются солнышку. Но больше всех радуется солнышку самая смелая птичка, которая остаётся с нами зимовать. Что же это за птичка? По веткам ловко прыгает: Прыг-прыг-прыг, И весело чирикает: Чирик-чирик-чирик! - Правильно, это воробей. Давайте покажем, как воробей может веселиться. Проводится русская народная игра «Воробей») - Покажи, воробушек, как девицы ходят? - Они ходят: прыг да скок, Под собой не чуя ног. - Покажи, воробушек, как молодцы ходят? - Они ходят по пятам, Голова по сторонам. - Покажи, воробышек, как бабушки ходят? Шаг вперёд и шаг назад, Ноги слушать не хотят. - Покажи, воробышек, как дедушки ходят? - Они ходят не спешат, Всё вприсядку норовят. - Покажи, воробышек, как парочки пляшут? - Они пляшут стук да стук, Со носочка на каблук. ( Вопросы пропевают дети, идя вокруг воробышка хороводом. Воробышек показывает движения, дети ему хлопают). Дети садятся. На экране картинка Солнышка. - А сей час я еще с кем-то поздороваюсь .Здравствуй, весёлое солнышко! Дети, а с кем я ещё поздоровалась? ( - С солнышком.) - Почему же оно не отвечает? Вы не знаете? Наверное потому, что солнышко очень занято. - А когда появляется на небе солнышко? В какое время суток? (- Утром.) - Давайте послушаем отрывок из произведения Э. Грига, которое называется «Утро». - Кому я дам в руки цветок, тот скажет нам какая по характеру музыка. ( Передаёт цветок). - Вот как много слов мы сказали о том, каким бывает утро. А давайте мы споём попевку, в которой обратимся к солнышку. Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. На ребяток погляди, Ты ребяткам посвети. - Скажите, в какое время года солнышко начинает светить ярче и становится теплее? ( весной). - Давайте вспомним и споём песенки о весне». ( Дети исполняют песни) Песни: Зима прошла, Ой бежит ручьем вода, Выглянуло солнышко, Звонко капают капели. Муз. руководитель: Солнце по небу гуляло И немножечко устало. Предлагает вам, ребятки, Сделать лёгкую зарядку. ( Проводится комплекс дыхательных упражнений О. Н. Арсеневской «Мишки». Дети ложатся на пол, выполняют действия по тексту). Вот весна уж на пороге, Мишки спят в своей берлоге. Лапки сжали, повернулись, После – сладко потянулись. И совсем проснулись. ( садятся по – турецки) Подышали – вдох, другой. Пахнет всё вокруг весной. Справа – талым снегом, ( вдох с поворотом головы вправо) Слева – свежим снегом. ( вдох с поворотом влево) Молодой листвой – вверху, ( вдох с поднятием головы ) Сочной травушкой – внизу. ( вдох с опусканием головы ) Вытянули лапки, сделали зарядку. ( упражнение «ножницы») Дружно сели, дружно встали, Всем руками помахали. Музыкальный руководитель просит детей отгадать загадку: Солнце только выйдет, Я уж тут как тут, Зайчиком весёлым. Все меня зовут. Угадайте-ка, друзья, Что за зайчик этот я? ( солнечный зайчик) Песня «Солнечный зайчик» Музыкальный руководитель предлагает детям придумать свой музыкальный ответ на музыкальный вопрос. В руки детям дают маленькое солнышко из бумаги, которое после пропевания ответа передаётся следующему ребёнку. Каждый придумывает свою мелодию для ответа. - Кто по веткам скачет? ( импровизация мелодии) Ребёнок : - Солнечный зайчик! - Кто по травке скачет? Ребёнок: - Солнечный зайчик - Кто по стенам скачет? ( вопросов можно придумать множество) Музыкальный руководитель хвалит детей и говорит: - Мы посвятили наше занятие солнышку. Какое у вас настроение? Я желаю, чтобы солнечное настроение было у вас всегда, а для этого достаточно подарить друг другу улыбки. Песенка «Улыбка» В. Шаинского Дети поворачиваются друг к другу и «дарят» улыбки. На припев песни шагают друг за другом и машут рукой – «прощаются», уходят в группу. Тема: «Чувства и настроение в музыке.» Цель: развитие у детей, музыкальных и творческих способностей, музыкального восприятия, способность чувствовать настроения в музыке, их смену. Задачи: Образовательные: закреплять знания о музыке композитора П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевский , познакомить с новым произведением П.И.Чайковского «Новая кукла». Развивающие: продолжать развивать целостное и дифференцированное восприятие музыки. Развивать творческое воображение детей средствами музыки. Закреплять умение соотносить свои действия с характером музыки в творческих проявлениях. Воспитательные: формировать ценностное отношение к культурному наследию; развивать коммуникативные качества детей в процессе коллективных действий. Методы: наглядные (наглядно – слуховой, наглядно – зрительный); демонстрации и иллюстрации; словесные (беседа, объяснение); практические (импровизационное музицирование, исполнение танцевальной композиции, вокальное исполнение. Тип занятия: Тематическое, доминантное. Формы организации: фронтальная. Средства: портрет композитора П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского, аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла». Муз. дид. игра «Музыкальные инструменты». М.д.и. «Лесенка». Детские музыкальные инструменты: барабан, бубен, колокольчик, треугольник, ложки. Фломастеры. Шары. Ход занятия. / Дети, спокойно заходят в музыкальный зал, останавливаются/. М.р: Ребята, у нас сегодня на занятии гости, давайте поприветствуем их: здороваются с гостями и проходят садятся на стульчики. А сейчас начинаем занятие и как обычно поприветствуем друг – друга. ( Муз.рук. поёт музыкальное приветствие (бодро и весело)): «Здравствуйте ребята!» дети отвечают: «Здравствуйте!» М.р: Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (дети отвечают: веселое, радостное, бодрое…) Правильно, настроение у меня очень хорошее, ведь я очень рада видеть вас на этом музыкальном занятии. И я вижу, что вы сегодня пришли на занятие, тоже с хорошим настроением. А если бы я вдруг поздоровалась вот так?(приветствие в миноре). Что бы вы в этом случае сказали про моё настроение.( Дети отвечают: грустное, печальное). Правильно ребята, сегодня у нас с вами занятие необычное мы будем говорить о чувствах и настроении в музыке, ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает восхитительным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость. Скажите, кто пишет музыку? Дети: (Ответы детей). Композиторы. М.Р:С какими композиторами мы с вами уже знакомы? Дети: (Ответы детей). Д.Б.Кабалевский, П.И.Чайковский. /муз.рук. открывает портреты этих композиторов./ М.Р: Какие произведения этих композиторов мы с вами уже слушали? Дети: (Ответы детей). «Песня Жаворонка», «Марш деревянных солдатиков», «Клоуны»… М.Р: Ребята, скажите, а характер, настроение в этих произведениях разное или всегда одинаковое? Дети: (Ответы детей). Настроение в произведениях разное. Музыка есть печальная, жалобная, ласковая, бодрая, весёлая, шуточная, игрушечная. М.р: А почему музыка всегда разная, от чего это зависит…? Дети: (Ответы детей)….это зависит от настроения и чувств человека, который пишет музыку…его состояние души…. М.р: Сейчас я вам предлагаю послушать отрывок уже знакомого вам произведения, а вы должны узнать его автора и название. /В грамм.зап. звучит произведение П.И.Чайковского «Болезнь куклы»./ М.р: Кто узнал это произведение и его композитора? Дети: Ответы детей). («Болезнь куклы». Композитор П.И.Чайковский.) М.р: Какие чувства у вас вызывает это произведение? Дети: (Ответы детей)…грусть, печаль, тревогу…музыка жалобная, тоскливая, хмурая, обиженная, плачущая. М.р: Ребята, как вы думаете, а композитор П.И.Чайковский правильно назвал это произведение «Болезнь куклы»? Музыка похожа на то, что кукла заболела? Дети: (Ответы детей)….. «М.р: Ребята, а мы можем вылечить эту куклу, поднять ей настроение? Дети: (Ответы детей) Да…. М.р: А как? Дети: (Ответы детей…) – спеть песню. М.р:А какая песня должна быть по настроению? Дети: Весёлая. М.р: А какие весёлые песни вы знаете? Дети: (Ответы детей..) (песня по выбору детей.) М.р: Сядьте правильно, выпрямите спинки. Давайте, сначала приготовим наши голосочки разогреем их уже знакомыми вам упражнениями. /Идёт распевка - упражнения: а) самолёты, б) паровоз, в) лесенка. (к этой распевке применяется м.д.и. «Лесенка».) карточки объемные./ /Исполнение песни по выбору детей./ М.р: Ребята, давайте послушаем следующее музыкальное произведение, и узнаем, изменилось ли настроение у куклы, помогла ли наша песенка? Послушайте, какое сейчас будет настроение в музыке. /Звучит музыкальное произведение «Новая кукла» муз. П.И.Чайковского./ М.Р: Какое настроение в этом музыкальном произведении? Дети: (Варианты ответов: весёлое, радостное, игривое, задорное, прыгучее, бойкое, озорное, солнечное.) М.Р: А знаете, как называется это произведение? «Новая кукла» и написал его тоже композитор П.И.Чайковский. Ребята, я сегодня вам приготовила музыкальные инструменты. Посмотрите…назовите, какие: (колокольчик, треугольник, бубен, барабан, металлофон, трещотка, ложки.) Дети:/ответы детей./ М.Р: Ребята, а сейчас достаньте карточки из кармашков с изображением музыкальных инструментов. Поиграем в игру. Я хочу увидеть, как вы все отвечаете на вопросы. /Показываю детям крупные иллюстрации с изображением тех же муз.инстр, которые у детей на карточках. Я вам сыграю произведение, которое называется «Колыбельная». Если это колыбельная, то судя по названию, какие чувства и настроение должна передавать музыка? Дети: (Ответы детей)…ласковая, нежная, заботливая… М.р: Перед вами карточки с изображением муз.инстр. выберите те инструменты, которые своим звучанием украсят это произведение. /муз.рук. исполняет «Колыбельную» муз. С.Левидова./ /работа с карточками – м.д.и. «на чём играю»/ /дети поднимают соответствующую карточку по выбору./ - вариант ответа (колокольчик, треугольник.) Давайте, послушаем колыбельную в сопровождении колокольчика и треугольника. Правильно ли мы сделали выбор, действительно ли эти инструменты точно передают, характер, настроение колыбельной, украсят её своим звучанием. /приглашаю 2 – х детей./ /исполняем вместе с детьми колыбельную/. М.р: Послушайте сейчас и скажите, какой звучит музыкальный жанр? /исполняю марш «Барабанщики» муз. З.Парлова./ Дети: (Марш.) М.р: Какие вы выберите музыкальные инструменты, которые правильно помогут передать характер и настроение марша. Покажите карточки. /Дети показывают карточки, называют инструменты: барабан, бубен./ / Вызываю 2 – х детей, исполняем вместе с детьми марш./ М.р: А сейчас послушайте отрывок ещё одного знакомого вам муз. произведения и скажите, что вам хочется делать под эту музыку, какие чувства она у вас вызывает? /исполняю весёлую, танцевальную музыку «Мыши на крыше» муз. и сл. И.Бодраченко./ Дети: (Варианты ответов детей: танцевать, настроение весёлое, бодрое.) М.р: А сейчас, я приглашаю вас в круг, инсценировать эту песню – танец. Передать в образах свои чувства, настроение. Считалочкой выберите кота. /Дети самостоятельно выбирают считалочкой кота./ /Дети самостоятельно импровизируют танец – песню «Мыши на крыше»./ М.р:Молодцы, а сейчас у меня для вас сюрприз. /Достаю шары./ М.р: Посмотрите, сколько у меня шариков, у них есть только глаза, скажите, мы сейчас можем сказать какое у них настроение? Дети: Нет. М.р: А чего ещё не хватает, что нам нужно на них нарисовать, что бы у каждого шарика было своё настроение? Дети: Рот. М.р:Возьмите фломастеры и каждый своему шарику нарисуйте, то настроение, с которым вы сегодня уходите с занятия. /Воспитатель раздаёт фломастеры детям и помогает справиться с заданием./ /Муз.рук. включает музыку «Домовой ». – фоногр./ |