Скачать 50.57 Kb.
|
Автор: Муратова Раиса Аслямовна. Координаты автора: МОУ СОШ №44 Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Краткая аннотация урока Обобщающий урок по теме «Признаки равенства треугольников. Решение задач» начинается с повторения теоретического материала. Повторение проводится в форме презентации. На уроке большое внимание уделяется решению устных задач по готовым чертежам, продолжается работа по формированию умений читать чертёж, анализировать и систематизировать имеющуюся информацию, получать следствия из условия, в том числе из рисунка. Выбор признака равенства треугольников при обучении решению задач в этой теме требует специального внимания. Для обучения выбору признаков на уроке используются упражнения, в которых фигурируют все признаки и происходит систематизация знаний по теме. Учащимся также предлагаются проблемно-развивающие задания и проверочный тест. План-конспект урока Тема: Признаки равенства треугольников. Решение задач. Цели урока:
Комплексно-методическое обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал. Ход урока Ⅰ. Организационный момент Сообщение темы, цели и задач урока и мотивация учения учащихся. Ⅱ. Актуализация опорных знаний 1. Фронтальный опрос учащихся по следующим вопросам (презентация) 2. Устное решение задач: Ⅲ. Решение задач 1. Устно решить задачи по готовым чертежам (задачи на интерактивной доске) 2. Решить задачу №176 на доске и в тетрадях. Дано: △АВС, △А1В1С1, АВ=А1В1, АС=А1С1, ВМ=МС, В1М1=М1С1, АМ=А1М1. Доказать: △АВС=△А1В1С1. Доказательство. На луче АМ отложим отрезок МД, равный отрезку АМ. На луче А1М1 отложим отрезок М1Д1, равный отрезку А1М1. 1. В треугольниках ВМД и СМА ВМ=МС по условию, МД=МА по построению, вертикальные углы ВМД и СМА равны. Поэтому △ВМД=△СМА по первому признаку равенства треугольников. Отсюда следует, что ВД=СА, ∠Д=∠2. В треугольниках В1М1Д1 и С1М1А1 В1М1=М1С1 по условию, М1Д1=М1А1 по построению, вертикальные углы В1М1Д1 и С1М1А1 равны. Поэтому △В1М1Д1=△С1М1А1 по первому признаку равенства треугольников. Отсюда следует, что В1Д1=С1А1, ∠Д1=∠4. Так как АС=А1С1 по условию, ВД=АС, В1Д1=А1С1 по доказанному, то ВД=В1Д1. 2. В треугольниках АВД и А1В1Д1 АВ=А1В1 по условию, АД=А1Д1 по построению, ВД=В1Д1. Поэтому △АВД=△А1В1Д1 по третьему признаку равенства треугольников. Тогда ∠1=∠3, ∠Д=∠Д1, следовательно, ∠2=∠4. 3. ∠ВАС=∠В1А1С1, так как ∠ВАС=∠1+∠2=∠3+∠4=∠В1А1С1. Таким образом, △АВС=△А1В1С1 по первому признаку равенства треугольников. Ⅳ. Тест Вариант Ⅰ Часть А. 1. Дано: △АВС=△ДЕК, ∠В=73˚, ВС=6,9 см, ДК=7,6 см. Какое из высказываний верное? а) ДЕ=6,9 см, АС=7,6 см; б) ∠Е=73˚, АС=7,6 см; в) ДК=6,9 см, ∠Е=73˚; г) АС=7,6 см, ∠Д=73˚. 2. Дано: АВ=АД, ВС=СД, ∠ВАД=86˚. Найти: ∠ДАС. Ответ: а) 39˚; б) 172˚; в) 43˚; г) 48˚. Часть В. 1. Сколько пар равных треугольников на рисунке? Часть С. 1. Известно, что в треугольниках АВС и А1В1С1, ∠А=∠А1, АВ=А1В1, АС=А1С1. На сторонах ВС и В1С1 отмечены точки К и К1, такие, что СК=С1К1. Докажите, что △АВК=△А1В1К1. Дополнительная задача. В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС биссектрисы АА1 и СС1 пересекаются в точке О. Докажите, что прямая ВО перпендикулярна к прямой АС. Вариант Ⅱ Часть А. 1. Дано: △МРС=△ДАВ, МР=4,2 см, СР=3,8 см, ∠А=59˚. Какое из высказываний верное? а) ДВ=3,8см, АВ=4,2см; б) ∠М=59˚, АВ=3,8 см; в) АД=4,2 см, ∠Р=59˚; г) АВ=4,2 см, ∠Р=59˚. 2. Дано: ДЕ=ДК, СЕ=СК, ∠КДС==37˚. Найти: ∠КДЕ. Ответ: а) 72˚; б) 64˚; в) 111˚; г) 74˚. Часть В. 1. Сколько пар равных треугольников на рисунке? Часть С. 1. Известно, что в треугольниках АВС и А1В1С1 ∠В=∠В1, АВ=А1В1, ВС=В1С1. На сторонах АС и А1С1 отмечены точки Д и Д1 так, что АД=А1Д1. Докажите, что △ВДС=△В1Д1С1. Дополнительная задача. В равнобедренном треугольнике АВС с основанием ВС медианы ВД и СЕ, проведенные к боковым сторонам, пересекаются в точке М. Докажите, что прямые АМ и ВС перпендикулярны. Ⅴ. Итоги урока Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания. Домашнее задание: повторить материал пунктов 14-20, решить задачи №170, №172, составить задачу на применение признаков равенства треугольников. Методические рекомендации к проведению урока Обобщающий урок по теме «Признаки равенства треугольников. Решение задач» полезно начать с повторения теоретического материала. Оно проводится в форме презентации. Задачи по готовым чертежам решаются с применением интерактивной доски. При решении этих задач продолжается работа по закреплению умений выделять три соответственно равных элемента данных треугольников. Очень важно обратить внимание учащихся на правильное сопоставление соответственно равных элементов равных треугольников. При решении задачи №176 из учебника можно рекомендовать учащимся выполнить дополнительные построения. Проверочный тест состоит из трёх частей. Часть А содержит два задания обязательного уровня. К каждому заданию приведены 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий надо указать номер верного ответа. Части В и С содержат более сложные задания. К заданию части В надо дать краткий ответ, к заданию части С ˗ записать решение. Дополнительные задачи могут быть даны наиболее подготовленным учащимся после выполнения ими основной работы в оставшееся время. Дополнительную задачу можно оценить отдельно. |