Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 303.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации02.11.2013
Размер303.95 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Астрономия > Методическая разработка
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 96 «СВЕТЛЯЧОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников

методическая разработка

Гарифулина Ольга Ильинична,

музыкальный руководитнль

Прокопьевск 2012
Содержание
I. Пояснительная записка………………………………………………………..3

II. Методическая разработка « Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников»

1. Анализ специальных методик и парциальной программы по ритмопластике «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной………………………………………..7

2. Анализ собственного опыта работы, разработка логоритмических упражнений и ритмопластических композиций с учётом коррекционной направленности.………………………………………………………………….11

III. Список литературы………………………………………………………….26

IV. Приложение


I. Пояснительная записка
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок - сама эмоция, и поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Эмоциональные состояния, возникающие под влиянием музыки и сюжета, приобретают внешнее выражение, становятся управляемыми: в результате создаются условия для реального формирования главной составляющей музыкальности - эмоциональной отзывчивости на музыку.

Двигательная активность полезна для здоровья. Что же касается роли движений в физическом и психическом развитии ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах, брошюрах, статьях о воспитании детей. «…Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объём информации, поступающий из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции!» (Ю. Змановский).

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности».

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

Наблюдая за общим развитием детей, начиная с 2-х летнего возраста и вплоть до поступления в школу, проводя анализ музыкального развития каждого ребёнка по результатам диагностики, я пришла к убеждению, что лучше всего ребёнок может выказать своё отношение к музыкальному произведению посредством мимики, движений. Даже если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, - значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. Ребёнку с нарушением речи при наличии определённых двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами.

Уделяя особое внимание этому виду деятельности, я пришла к выводу, что музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дают определённый психотерапевтический эффект.

Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключёнными в нём возможностями разностороннего развития ребёнка, которые, в свою очередь, связаны с движением как «способом жизни» дошкольника вообще.

Движение под музыку приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развития творческих способностей.

Занимаясь с детьми, я убедилась, что развитие двигательной активности оказывает большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь, развивается ориентировка в пространстве, координация движений.

«Двигательные реакции на изменение характера, темпа, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным её восприятием» (О.Радынова). Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности - методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной каждому человеку.

Принимая во внимание, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребёнка, главная цель моей разработки - изучение влияния музыкально-ритмических движений на развитие и коррекцию детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи:

  • изучить и проанализировать научно-методическую и практическую литературу по данной теме;

  • разработать музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, темпа, дыхания; этюды с элементами психогимнастики;

  • проанализировать собственный опыт работы по логоритмике и ритмопластике;

  • разработать ряд композиций для развития эмоционально- двигательной сферы, мимики, пантомимики, речи.

Ожидаемые результаты:

Если систематически вводить логоритмику и ритмопластику в процесс музыкального воспитания дошкольников, то у них:

  • нормализуются психические процессы и свойства: память, внимание, мышление;

  • быстрее сформируются двигательные навыки и умения;

  • чище и грамотнее станет речь;

  • эффективнее будут развиваться музыкальные и творческие способности;

  • укрепится физическое здоровье дошкольников;

  • дети станут более раскрепощёнными и коммуникативными.

Занятия музыкальным движением способно вызвать к жизни и развить уже существующие у детей связи между восприятием музыки и проявлением этого восприятия в движениях. В процессе занятий у детей постепенно развиваются способности, необходимые для более глубокого и точного восприятия и выражения в движениях содержания музыки. Переживание музыкально-двигательного образа становится более осознанным и конкретным. Развивается умение тонко и чётко управлять своим телом, чтобы в каждом случае придавать движению новую «выразительную форму», отвечающую данному музыкальному образу, его деталям. Но одновременно происходит и обратный процесс - поиски выразительной формы движений углубляют, уточняют и формируют музыкальное переживание.

Музыкально-двигательная деятельность, как никакая другая, помогает общению детей не только с музыкой, но и друг с другом. Она учит детей видеть движения других, оценивать их в соответствии с восприятием музыкально-двигательных образов. При этом у детей воспитывается способность не только содействовать, но и сопереживать действиям друг друга, коллективному действию.

II. Методическая разработка «Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников»

1. Анализ специальных методик и парциальной программы по ритмопластике «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной.

Теоретическая интерпретация разработки заключается в усовершенствовании, удачном сочетании и эффективном использовании специальных методик и пособий на музыкальных занятиях в работе с детьми с нарушением речи.

Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т.е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную

Использование музыки в лечебных целях (музыкотерапия) имеет тысячелетнюю историю. Уже в литературных и религиозных текстах Древнего Востока и Индии упоминается о лечении при помощи священных песнопений. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние, восстанавливает душевную гармонию. Авиценна рекомендовал слушать музыку страдающим от недугов.

Практическое использование музыки, движений как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале XX в. в период становления отечественной дефектологии.

В это время в систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое направление, разработанное швейцарским педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом. Формирующее начало ритмики обусловливалось сочетанием ритма, музыки и движения. Идея «воспитания ритма при помощи ритма» реализовывалась посредством использования специально подобранных упражнений, которые развивали у взрослых и детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. При этом стержнем музыкально-ритмического развития Ж.Далькроз считал музыку, отмечая, что в ритмике музыка приобретает телесные формы и преобразует наши тела. Ритмика используется в работе с нормально развивающимися детьми и может выполнять музыкально-педагогические функции, а ее применение для работы с детьми с нарушениями речи определяет еще и коррекционные задачи. Позже в науке появился специальный термин - кинезитерапия (лечение движением). Наибольший эффект кинезитерапии применительно к детям с проблемами проявляется, если она осуществляется в сочетании с музыкой. Коррекционная основа этих видов музыкально-двигательной терапии строится на единстве музыки и движений, на активной целенаправленной двигательной деятельности ребенка под музыку. Кинезитерапия предполагает использование всех форм и видов движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека для лечения различных заболеваний. Принципы кинезитерапии лежат в основе лечебной ритмики, одним из видов которой является логопедическая ритмика.

Логопедическая ритмика - вид активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения, и в коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с речевой патологией опирается на общие методологические основы логопедии, психотерапии, специальной психологии и педагогики.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно-развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений. Первое - развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов у детей с речевыми нарушениями: слуховое внимание, память, зрительно-пространственная ориентировка, моторика (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса), а также эмоциональной и коммуникативной сферы. Второе направление связано с коррекцией речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха и т.д. Логоритмическая работа осуществляется различными средствами: упражнениями, играми со словом, движениями, песнями, инсценировками. Средства логопедической ритмики представляют целую систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевыми нарушениями. Содержание и реабилитационная направленность логопедической ритмики определяются не только характером нарушения, но и возрастом ребёнка, состоянием его двигательной и речедвигательной функции. Раскованность и непринужденность, формирующиеся у детей при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Г.Волкова в учебно-методическом пособии «Логоритмика» руководствуется главным принципом - внимание к каждому ребёнку, учёт его психофизиологических, возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей. При этом особое внимание направлено на психоэмоциональное и физическое состояние, обеспечение всестороннего развития ребёнка, устранение речевых нарушений.

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

«Главная задача логоритмики - воспитание и развитие чувства ритма через движение путём развития слухового внимания и улучшения речи путём воспитания ритма речи».

Говоря о логоритмике, Г.Волкова отмечает, что в основу её она ставит ритм как организующий момент: « …музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом».

Психогимнастика — современная методика, относящаяся к кинезитерапии. Она включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах. Основная задача психогимнастики нацелена на осознание ребенком взаимосвязи между мыслями, чувствами и поведением, их невербальным выражением, на понимание того, что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В процессе психогимнастики дети учатся различать эмоции, выраженные в мимике, пантомимике, и управлять ими. С помощью двигательных театрализованных этюдов на занятиях психогимнастикой дети могут учиться преодолевать разные варианты страхов, в результате чего снимается тревожность, связанная с ними.

Игры-тренинги, рекомендованные И.М. Чистяковой, оказывают благотворное влияние на детей, имеющих психомоторные и эмоциональные расстройства. Учебно-методическое пособие «Психогимнастика» И.М. Чистяковой помогает в решении коррекционных задач:

  • нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения, тренировка органов слуха;

  • укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений;

Программа «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной - универсальна. Она способствует полноценному развитию личности ребёнка. Само понятие «ритмическая пластика» характеризуется как «свободное движение, не подчинённое законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика».

Основная идея музыкально-ритмического воспитания А.И. Бурениной - развитие способности «видеть» музыку, передавать образ, характер через движение, свободно владеть своим телом. Это своеобразный этап первоначального развития способностей ребёнка в процессе музыкально-двигательного воспитания, который помогает «настроить» инструмент (тело), овладеть «языком движений», научить его слышать музыку и выражать своё «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.

Практический материал программы А.И. Бурениной доступен ребёнку-дошкольнику, с учётом его индивидуальных способностей. Спектр движений широк: ритмика, хореография, гимнастика, пантомима. Разнообразие композиций позволяет использовать их в разных формах организации работы с детьми - на музыкальных и физкультурных занятиях, при проведении праздников и развлечений, в самостоятельной музыкальной деятельности и повседневной жизни.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск