Приложение 1
Материалы
к диагностическому этапу
экспериментального исследования
Приложение 1.1
Наблюдение «Оценка эмоциональных проявлений ребёнка на занятиях по ИЗО деятельности» (авт. И.О.Карелиной).
Цель: определить диапазон эмоциональных проявлений детей в процессе ИЗО деятельности, частоту и ситуаций возникновения познавательных эмоций (интереса, удивления).
Единицы наблюдения:
Эмоциональное состояние ребенка (радость, печаль, гнев, страх, безразличие), ситуации их возникновения;
Проявление познавательных эмоций в ситуации взаимодействия со взрослым;
Действия сверстника, вызывающие у ребенка познавательные эмоции;
Проявление познавательных эмоций в процессе самостоятельной деятельности (рисования);
Особенности проявления познавательных эмоций (мимика, поведенческие действия, вопросы, адресованные взрослому, сверстнику);
Частота проявления познавательных эмоций.
Наблюдение проводятся на занятии по изобразительной деятельности.
Приложение 1.3
Метод экспертных оценок сформированности познавательных эмоций на занятиях по ИЗО деятельности. (авт. И.О.Карелина).
Цель: изучение особенностей проявления познавательных эмоций на занятиях по ИЗО деятельности.
Показатели:
- проявляет познавательные потребности, любознательность, стремится действовать с материалами изобразительной деятельности,
- действует спокойно, сосредоточенно,
- на удачный результат самостоятельных действий реагирует радостью,
- при неудачной попытке проявляет настойчивость, упорство,
- интерес сохраняется на протяжении всего процесса деятельности,
- проявляет интерес к совместным действиям со взрослым,
- неожиданный результат действий вызывает удивление.
Экспертные оценки по 3-х бальной шкале:
3 балла – обычно,
2 балла – иногда,
1 балл – очень редко.
Приложение 1.4
Образец оформления карты экспертных оценок сформированности познавательных эмоций на занятиях по ИЗО деятельности Фамилия, имя ребёнка Даня М. Возраст 2 года 9 месяцев Эксперт Бушуева Юлия Юрьевна,
воспитатель 1 младшей группы ДОУ № 14 Инструкция для эксперта:
Просим Вас оценить по 3-х бальной шкале степень выраженности у ребёнка познавательных эмоций на занятиях по ИЗО деятельности, подчеркнув соответствующий балл (3 балла – обычно, 2 балла – иногда, 1 балл – очень редко). 1. Проявляет познавательные потребности, любознательность, стремится действовать с материалами изобразительной деятельности:
3 2 1 2. Действует спокойно, сосредоточенно:
3 2 1 3. На удачный результат самостоятельных действий реагирует радостью:
3 2 1 4. При неудачной попытке проявляет настойчивость, упорство:
3 2 1 5. Интерес сохраняется на протяжении всего процесса деятельности:
3 2 1 6. Проявляет интерес к совместным действиям со взрослым:
3 2 1 7. Неожиданный результат действий вызывает удивление:
3 2 1
Приложение 1.5
Сводная таблица экспертных оценок по группе
|
Фамилия, имя
ребёнка, возраст
| Проявляет познавательной потребности, любознательность, стремление действовать с предметами
| Действует спокойно, сосредоточенно
| На удачный результат самостоятельных действий реагирует радостно
| При неудачной попытке проявляет настойчивость
| Интерес сохраняется на протяжении всего процесса деятельности
| Проявляет интерес к совместным действиям со взрослым
| Неожиданный результат действий вызывает удивление
|
Преобладающий балл
|
|
| ДЭ
| КЭ
| ДЭ
| КЭ
| ДЭ
| КЭ
| ДЭ
| КЭ
| ДЭ
| КЭ
| ДЭ
| КЭ
| ДЭ
| КЭ
| ДЭ
| КЭ
| 1
| Слава П. 2г 2 м
| 1
| 3
| 1
| 2
| 1
| 3
| 1
| 2
| 2
| 2
| 1
| 2
| 1
| 2
| 1
| 2
| 2
| Маша Л. 2г 4м
| 2
| 3
| 2
| 3
| 2
| 3
| 2
| 3
| 2
| 3
| 2
| 3
| 2
| 2
| 2
| 3
| 3
| Арсений Н. 2г 8м
| 2
| 3
| 2
| 3
| 2
| 3
| 2
| 2
| 2
| 3
| 2
| 2
| 2
| 3
| 2
| 3
| 4
| Тимофей Г. 2г10м
| 1
| 2
| 1
| 2
| 2
| 3
| 2
| 2
| 2
| 3
| 2
| 3
| 2
| 3
| 2
| 2
| 5
| Аня Т. 2г 4 м
| 1
| 2
| 2
| 3
| 1
| 3
| 1
| 2
| 3
| 3
| 2
| 3
| 1
| 3
| 1
| 3
| 6
| Даня К. 2г 2м
| 1
| 2
| 2
| 3
| 2
| 3
| 1
| 2
| 2
| 3
| 1
| 2
| 1
| 2
| 2
| 2
| 7
| Настя С. 2г 6м
| 2
| 3
| 2
| 3
| 2
| 3
| 1
| 3
| 2
| 3
| 2
| 3
| 1
| 3
| 2
| 3
| 8
| Егор П. 2г 8м
| 2
| 3
| 2
| 3
| 2
| 3
| 2
| 3
| 3
| 3
| 2
| 3
| 2
| 3
| 2
| 3
| 9
| Глеб В. 2г 9м
| 3
| 3
| 3
| 3
| 2
| 3
| 2
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| 10
| Даня М. 2г 9м
| 1
| 3
| 2
| 3
| 1
| 2
| 1
| 2
| 2
| 3
| 2
| 3
| 2
| 3
| 2
| 3
| Итого
| 1 балл
| 5
| 0
| 2
| 0
| 3
| 0
| 5
| 0
| 0
| 0
| 2
| 0
| 4
| 0
| 2
| 0
| 2 балла
| 4
| 3
| 7
| 2
| 7
| 1
| 5
| 6
| 7
| 1
| 7
| 2
| 5
| 3
| 7
| 3
| 3 балла
| 1
| 7
| 1
| 8
| 0
| 9
| 0
| 4
| 3
| 9
| 1
| 8
| 1
| 7
| 1
| 7
|
Приложение 2
Анкетного опроса родителей
Приложение 2.1
Образец анкеты для родителей Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании, которое нам поможет узнать индивидуальные особенности Ваших детей. 1. Фамилия, имя, возраст ребёнка.
.
2. Кто из родителей заполняет анкету:
Мать .
Отец .
Как часто Ваш ребенок рисует? (нужное подчеркнуть)
а) часто
б) иногда
в) редко или вместе со взрослым
Как долго Ваш ребенок может заниматься рисованием? (нужное подчеркнуть)
а) достаточно долго;
б) несколько минут;
в) практически сразу бросает.
Может ли ребенок рисовать не отвлекаясь?
а) да;
б) нет.
Какие изобразительные материалы предпочитает?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какими приемами ИЗО деятельности владеет Ваш ребёнок? (нужное подчеркнуть)
(прямолинейное рисование, примакивание, закрашивание геометрический набор, монотипия, кляксография и т.д.) что то свое_____________________________________________
Как Вы обучаете ребенка? (нужное подчеркнуть)
а) показываю;
б) объясняю;
в) действую вместе с ребенком;
г) поощряю;
д) предоставляю возможность действовать самостоятельно;
е) не имею возможности уделять ребенку много времени;
ж) считаю, что обучение изобразительной деятельности – задача воспитателя.
Как ребенок реагирует на трудности, возникающие во время рисования? (нужное подчеркнуть)
а) прекращает рисовать;
б) обращается за помощью;
в) стремится справиться сам;
г) затруднений не возникает. 11. Изменяется ли эмоциональный настрой ребенка в случае затруднения?
а) ребенок недоволен, злится, вскрикивает;
б) кряхтит, вздыхает, недовольно бормочет;
в) проявляет упорство, хотя и может выразить недовольство;
г) не обращает внимания.
Какие эмоции наблюдаются у ребёнка в процессе рисования?
а) интерес;
б) агрессивность;
в) безразличие Спасибо за ответы!
|