Конспект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе «Уж небо осенью дышало»
Задачи урока: учить выразительному чтению лирического стихотворения, способствовать пониманию учащимися текста лирического произведения; формировать основы читательской деятельности (умение работать с поэтическим текстом, выражать свое отношение к природе); развивать навыки выразительного чтения; развивать воссоздающее творческое воображение; развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: учебник « Литературное чтение» Ефросинина Л.А., 2 класс 1 часть; осенние пейзажи и детские рисунки, музыкальный отрывок Чайковского; презентация.
Организационный момент: проверка готовности к уроку, приветствие гостей.
Актуализация знаний:
- Есть пора в году, когда природа надевает самые дорогие наряды. Это шёлк и парча жёлто-оранжевых оттенков. В эти дни, кажется, что земля начинает светиться.
- О каком времени года идет речь? (Об осени)
- На исходе октябрь. Подбирается поздняя осень. Птиц уже не слышно, идут дожди, солнце все реже, пустеют поля, перелетные птицы собрались в дорогу.
Осенью
А. Ефимцев
В журавлином небе
Ветер тучи носит.
Шепчет верба вербе:
«Осень. Снова осень!»
Листьев желтый ливень,
Солнце ниже сосен.
Шепчет ива иве:
«Осень. Скоро осень!»
На кустарник иней
Белый плащ набросил.
Шепчет дуб рябине:
«Осень. Скоро осень!" Е. Головин
Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной за добычей по лесам
Меж кустов к тетерке сонной пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири.
(стихи читали подготовленные ученики) <Рисунок 1>
- Ребята прочитали стихи современных поэтов. А теперь послушайте такие строчки, кто их автор?
(читает учитель)
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча еще, бежит за мельницу ручей
Но пруд уже застыл …
_ Да, это великий русский поэт А. С. Пушкин. Он очень любил осень и посвятил её красе немало строчек.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
…
Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной. Первичное восприятие текста стихотворения А.С. Пушкина:
Чтение стихотворения учителем или аудиозапись.
Анализ произведения:
- Какие признаки осени упоминает поэт?
-Как вы понимаете слова Лесов таинственная сень? (сень – укрытие)
- Чем были укрыты леса летом? Что произошло?
- Как вы понимаете слово караван?
- Приходилось ли вам наблюдать за перелётом птиц? Как они летят?
- Почему Пушкин употребляет слово тянулись?
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. К какой части стихотворения она подходит?
- Как вы понимаете слова небо осенью дышало?
- Как может небо дышать?
Обратите внимание на то, что всё стихотворение представляет собой одно большое предложение.
- Какой знак стоит в конце?
- Как будем читать стихотворение?
При чтении очень важно правильно делать паузы в нужном месте, выделить главные слова, подготовимся к выразительному чтению.
- Самостоятельно прочитайте стихотворение, подготовьтесь к выразительному чтению…
(Выразительное чтение стихотворения учащимися)
Первичное восприятие рассказа Г.А. Скребицкого «Осень»
- В природе есть праздники: ледоход, первая зелень, первый снег, есть в году пора, когда земля преображается. Что ни шаг – новые краски! Прочитайте произведение Георгия Алексеевича Скребицкого «Осень»
( Дети читают рассказ самостоятельно)
Анализ произведения:
- Кем изображена Осень в произведении Скребицкого?
- Где побывала Осень?
-Какими стали березы? А клены?
(дети рассматривают красоту этих деревьев на иллюстрациях и презентации)
- С чем сравнивает автор листья осин?
-Как стал выглядеть дуб?
- Какими стали липы?
- Как вы понимаете эти слова?
- Какие деревья не изменили свою окраску?
- Как изменилась жизнь на лугах и полях?
Творческая работа:
Сейчас вы тоже станете художниками. Мы коллективно создадим нашу картину. Каждый из вас нарисует дерево для нашего осеннего леса на картине. Ю. Капустина
В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила… (Дети рисуют деревья, вырезают их и наклеивают на ватман, создавая коллаж) <Рисунок2>
Рефлексия:
Какая замечательная картина у нас свами получилась!
- С произведениями, каких авторов мы сегодня познакомились?
- Как назывались эти произведения?
У вас на столе осенние листья, оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в обсуждении этих произведений – возьмите желтый листок, если не всегда знали ответ на вопрос, не до конца разобрались в произведениях – возьмите зеленый, давайте покажем свои оценки, поднимите руки.
- Спасибо всем за урок, вы молодцы! |