Скачать 103.27 Kb.
|
Конспект логоритмического занятия. Занятие учителя высшей категории, проведённое во 2 классе «а» Vвида Худияровой Елены Анатольевны. ЛОГОРИТМИКА- активная терапия, средство воздействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик. Логоритмика – относительно молодой, но уже успевший стать популярным комплекс занятий по развитию речи детей. Логоритмические занятия дарят радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса малыша. Почему – РИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для школьников форме – ритмических упражнениях и играх. ОБЪЕКТ НАУКИ - структура речевого дефекта неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией. ПРЕДМЕТ: многообразные нарушения сенсорных, психомоторных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом. ЦЕЛЬ: преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. ЗАДАЧИ логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: движения, двигательные умения, психомоторное развитие, музыкальный ритм, действительные и воображаемые движения. Логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения и способствует развитию коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с нарушением речи и содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге - социальной реабилитации детей. КАК СТРОИТСЯ ЗАНЯТИЕ? Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. В программе логоритмического занятия: • Нормализация темпа и ритма речи • Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков • Развитие слухового внимания • Развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе) • Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики • Развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе) • Развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания • Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов • Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. При проведении уроков учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние. Логопедическая ритмика включает в себя: * ходьбу в разных направлениях; * упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; * упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание; * речевые упражнения без музыкального сопровождения; * упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; * ритмические упражнения; * пение; * упражнения на развитие мелкой моторики. Тема занятия: «Встреча друзей». Цели: 1) Развитие речевого дыхания; 2) Развитие тонкой, общей и артикуляционной моторики; 3) Совершенствование грамматического строя речи; 4) Воспитание выразительности движений Ход занятия. Игра – соревнование
Дети садятся за парты, кладут головку на вытянутые перед собой руки. Я включаю музыку «шум дождя».
На доске нарисован костёр, вокруг атрибуты осени (листья, орехи, жёлуди, грибы,…) Дыхательная разминка:
Дыхательная гимнастика:
ОВЦА Не спеша шагает с речки, В шубе ей тепло, как в печке. Подойдёт она к избе И зовёт меня: «БЕ-БЕ!» УТКИ Переваливаясь важно, В воду прыгнули отважно И, о чём-то говоря, В речке плещутся: «КРЯ-КРЯ!» ГУСЬ Шея, словно знак вопроса, Не найти длиннее носа. Смотрит в поле на стога И кричит он: «ГА-ГА-ГА!» КУРЫ Ищут зёрнышки подружки С хохолками на макушке. От крыльца недалеко Раздаётся: «КО-КО-КО!» КОТ Кот усатый, как разбойник, Прыгнул через подоконник, Распугал соседних кур И мурлыкает: «МУР-МУР!» КОРОВА Ходит Зорька по лугам, Молоко приносит нам. Жить бы Зорьке в терему, А она ... в хлеву: «МУ-МУ!» СВИНЬЯ Пятачок умоет в луже И торопится на ужин. Отрубей я ей сварю, Скажет мне она: «ХРЮ-ХРЮ!» КОНЬ На скаку, играя гривой, Скачет быстро он, красиво. Не догонишь, не дого... Ишь как скачет: «И-ГО-ГО!» КОЗА Колокольчиком звеня, Убежала от меня. Тает луг в вечерней тьме, Где искать её: «МЕ-МЕ!» ПЁС У меня учёный пёс - Пёс по имени Барбос. Если в чём-то я не прав, Громко лает он: «ГАВ-ГАВ!» Картинки животных располагаем вокруг костра. Каждая команда на свою сторону. Речевые упражнения с музыкальным сопровождением. Вот мы собрались все вместе. А что делают люди в гостях? (играют, поют,…)
Ритмическая игра. № 1. А теперь какая группа лучше прохлопает эту песенку… № 2. Но наши гости пришли к нам не с пустыми руками возьмите каждый по одной картинке и узнайте какое слово они вам приготовили. Составьте из этих слов пословицу.
- Как мы называем такие предложения? (Поговорка). - Кто «простучит» мне свою поговорку? - А кто вспомнит еще, какую ни будь ещё поговорку о дружбе? Речевые упражнения без музыкального сопровождения. ИГРА "ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ" Основное правило этой игры по развитию речи школьников в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т.д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями. Например, исходное слово «солнце»... светило солнце; ярко светило солнце; на небе ярко светило солнце; на небе ярко светило весеннее солнце; на небе ярко светило и играло весеннее солнце; на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце; на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце; на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце; на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце; на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце... Например, исходное слово «звезда»... светит звезда; ярко светит звезда; на небе ярко светит звезда; на небе ярко светит весенняя звезда; на небе ярко светит и играет весенняя звезда; на небе ярко светит и играет лучами весенняя звезда; на небе ярко светит и играет золотыми лучами весенняя звезда; на голубом небе ярко светит и играет золотыми лучами весенняя звезда; на голубом небе ярко светит и играет своими золотыми лучами весенняя звезда; на голубом небе ярко светит и играет своими золотыми лучами ласковая весенняя звезда... В помощь детям каждый ребёнок своё слово как-то изображает. Заключительный этап. «Танец маленьких утят». Дополнительный материал. № 1. Загадки-обманки: С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова (и никакая не корова, а обезьяна) Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая ... лисица (белка) Дочерей и сыновей учит хрюкать… соловей (свинья) Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… волк (конечно, медведь) Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… слон (снова мишка) На заборе поутру кукарекал… кенгуру (петух) Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем… ворона (павлин) В теплой лужице своей громко квакал… соловей или муравей (лягушка) В чаще, голову задрав, воет с голоду… жираф (волк) Над лесной полянкой ночью долго слышался кошмар: ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей… комар (филин) По сосне, как в барабан, застучал в лесу... кабан или баран (дятел) Все преграды одолев, бьет копытом верный… лев (конь) Простой вопрос для малышей: кого боится кот?.. Мышей (собаки, конечно) № 2.Ритмическая игра имитация движений. Весёлый музыкант. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филипенко Дети стоят в рассыпную по залу.
№ 3. Физ/минутка Соревнование выполнения физ.минуток – кто веселее и дружнее. На болоте две подружки, Две зеленые лягушки Утром рано умывались, (имитировать умывание) Полотенцем растирались. (имитировать растирание спины полотенцем) Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо-влево наклонялись И обратно возвращались. (имитировать движения, указанные в тексте) Вот здоровья в чем секрет: Всем друзьям - физкульт-привет! (резко поднять руки вверх) № 4. Стихотворение с движениями «Гуси» (музыкальное сопровождение) Гуси серые летели. Бежит на носках, взмахивая руками. На лужайке тихо сели, Приседает. Походили. Ходит на носках. Поклевали. Наклоняет голову вперед. Потом быстро побежали. Бежит и садятся на стульчик № 5. Я читаю вам стихотворение, а вы произносите звуки, характерные герою… На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у». Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з». Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф». Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь». Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с». Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх». Птичка маленькая пела - «Тиль-ль, тиль-ль». И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж». № 6. Загадки с подсказкой: Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны) У меня пропал носок, утащил его… (щенок) В реке большая драка: поссорились два… (рака) Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом) Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка… (рысь) Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?.. (петушок) Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок) Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - … (жираф) Для ребятишек постарше и загадки подбираем чуть посложнее: Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек) "Спинка в веснушках. Ах, как неловко!" – И покраснела… (божья коровка) Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней) Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка: Куст в колючках, будто еж, вот и назван… (ежевика) Злая, как волчица. Жжется, как горчица! Что это за диво? Это же… (крапива) В колючках еж и ерш, но сразу разберешь: Кто ежится, тот… (еж), а кто ершится - … (ерш) № 7. Составь словечко. На доске ветер «раздул» слова, кто составит из слов предложение и прочитает его?
- Как мы называем такие предложения? (Поговорка). - Кто «простучит» мне свою поговорку? - А кто вспомнит еще, какую ни будь ещё поговорку о дружбе? № 8. Ритмическая игра имитация движений.
|