ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Планеты Солнечной системы
| ФИО (полностью)
| Стажкова Галина Васильевна
|
| Место работы
| МОУ-СОШ с. Найтоповичи
|
| Должность
| Учитель начальных классов
|
| Предмет
| Окружающий мир
|
| Класс
| 4
|
| Тема и номер урока в теме
| Планеты Солнечной системы
|
| Базовый учебник
| Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1,2. М.: Просвещение, 2011, (Школа России)
|
8.Цель урока:
Раскрыть роль и значение Солнца для всего живого на Земле.
Систематизировать знания детей о том, какие планеты входят в Солнечную систему.
9.Задачи:
образовательные:
Организовать деятельность детей по ознакомлению с Солнцем, как ближайшей к Земле звезде;
На материале урока сформировать представление о том, какие планеты входят в Солнечную систему;
Способствовать осознанию того, что Земля не может существовать без солнечного света и тепла;
развивающие:
развивать умения рассуждать, анализировать, задавать вопросы;
воспитательные:
формировать навыки работы и умения взаимодействия между учащимися в группе. Воспитывать любовь к природе.
Тип урока объяснение нового материала
Формы работы учащихся групповая, парная, фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование компьютер, проектор, по возможности доступ в интернет, компьютеры для групповой работы
13.Информационное обеспечение: ресурсы коллекции ФЦИОР, модель «Планеты Солнечной системы.» СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1.
| Организационный
|
| Проверка готовности учащихся к уроку
| Проверяют свою готовность к уроку (учебники, тетради, рабочие тетради)
| 1 мин.
| 2.
| Проверка домашнего задания
|
| На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Мир глазами астронома». В конце урока мы с вами посмотрели кусочек фильма «Солнечная система». И в качестве домашнего задания вы должны были нарисовать рисунок или написать небольшое сочинение на тему «Земля-это наш космический дом….». Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Рисунки были собраны до урока и прикреплены к доске)
Учитель открывает доску с рисунками и организует «защиту» работ. Выборочно зачитываются сочинения.
| Защищают свои работы, поочередно выходя к доске и рассказывая о том, что нарисовано и почему. Работы могут быть одинаковые, тогда защищается одна из работ.
Зачитывают свои сочинения.
| 9 мин.
| 3.
| Актуализация знаний и сообщение темы урока
| Планеты Солнечной системы (3)
| Давайте поздороваемся и подружимся со всеми вокруг.
Солнышко, здравствуй!
Здравствуйте, синицы, вороны,
Города и деревья!
Здравствуйте, все!
Дети садятся на стульчики.
Что вы видите на этом пано? (Дети перечисляют).
А все вместе как можно назвать? (Солнечная система).
Что такое солнце? Солнце – это звезда.
Сколько всего планет вращаются вокруг солнца? (Вокруг солнца вращаются 9 планет и тысячи мелких планет-астероидов и комет).
Давайте их назовем: Меркурий, Венера, Земля и т.д. У каждой планеты есть своя орбита или траектория – линия.
Как называется планета, которая вращается на первой орбите?
Давайте посчитаем, какая по счету от солнышка находится наша планета.
Все планеты одинаковы?
Вы наверно ребята, заметили, что планеты разного размера и значительно меньше Солнца. У каждой планеты, за исключением Меркурия и Венеры, есть естественные спутники. Спутник – это тот, кто идет рядом. Спутник Земли – Луна. У Марса – два спутника. А у Сатурна – 17. Кроме того, у Сатурна имеются хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа камней и глыб, которые движутся вокруг Сатурна. Это тоже спутники.
Ребята, отгадайте загадку.
На мне растут деревья,
Цветы, трава, кусты.
Идут по мне дороги,
И реки, и мосты.
Догадались вы друзья
Кто же я?
Ребята, перед вами фотоснимок Земли сделанный из космоса. На нем видно, что Земля имеет форму … (шара). Что есть на Земле? Земля единственная планета солнечной системы, на которой есть и суша, и вода. Еще нашу Землю называют живой.
Почему нашу планету называют живой?
Кто живет на планете Земля? (Люди, животные, растения)
Наружный твердый слой Земли - называется земной корой,
Глубже земной коры находится мантия,
Ещё глубже – земное ядро.
Чем глубже расположены земные породы, тем они плотнее и горячее
| Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают свои предположения
Делают совместный вывод, что планеты вращаются вокруг Солнца.
Записывают тему урока в тетради
| 10 мин.
| 4.
| Объяснение нового материала
| Планеты Солнечной системы (4)
| Выводит на экран анимированную схему и проводит объяснение
| Слушают, записывают в тетрадь схему
| 5 мин.
| 5.
| Закрепление
| Планеты Солнечной системы (1)
| На мониторы компьютеров выведен модуль (1). Учащиеся делятся на две группы (5 – по числу сцен в модуле) и получают задание внимательно прочитать информацию в заданной сцене и подготовить краткое выступление со своими примерами.
| Рассаживаются за компьютеры, просматривают материал, готовят выступление и выступающего и потом рассказывают о том, что узнали по модулю, выведенному уже на экран.
| 18 мин.
| 6.
| Подведение итогов урока
|
| Подводит итого урока, выставляет оценки и дает домашнее задание - практическая работа в рабочей тетради 23-25;П.с.: 17
| Записывают домашнее задание
| 2 мин.
|
Приложение к плану-конспекту урока
Планеты Солнечной системы
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1.
| Планеты Солнечной системы
| Информационный модуль
| Текст, модель
| http://festival.1september.ru/articles/561770/
| 2.
| Планеты Земля , Юпитер, Плутон , Сатурн. Планеты Солнечной системы.
| Информационный модуль
| Схема
| http://naurok.3dn.ru/load/astronomija/konspekty_urokov/solnechnaja_sistema/66-1-0-981
| 3.
| Смена дня и ночи , смена времен года.
| Информационный модуль
| Озвученная схема
| http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/otkrytyi-urok-1
| 4.
| Планеты Солнечной системы.
| Анимированная схема
| Презентация
| Собственный ресурс
| |