Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 56.24 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.11.2013
Размер56.24 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Астрономия > Конспект

Конспект занятия 6.

Материалы и оборудование:


Таблицы по строению головного мозга.

Ход занятия:


1. Моделирование рефлекторной дуги

Пока два ученика рисуют на доске схему рефлекса кашля, которую они приготовили дома, вспоминаем механизм рефлекса. Гена с Димой показывают и рассказывают, что такое синапс, чем он образован, и как работает

Затем Гена, Дима, Артем и Юлиана моделируют рефлекторную дугу. Проверяем, как устроены синапсы между нейронами (иначе возбуждение не будет передаваться в нужном направлении). Договариваемся, что сокращение мышцы Юлиана будет показывать приседанием.

В.Е. наносит раздражение, прикасаясь к чувствительным окончаниям центростремительного нейрона, изображаемого Геной. Гена, посредством гудения передает возбуждение через синапс Диме и прекращает гудеть. Дима и Артем (вставочный и центробежный нейроны) передают возбуждение на эффектор – мышцу (Юлиана). Юлиана приседает.

Юлиана: А выпрямиться мне когда?

Обсуждается, как сокращается мышца в ответ на одиночный импульс (однократно) и на серию импульсов (продолжительным сокращением, не успевая расслабиться).
У: Сколько нейронов обеспечивают рефлекс на самом деле?
Д: Два. Нет, три.

Полина: миллионы! Потому что от одного нейрона, даже, когда аксон разветвляется, образуя много синапсов, возбуждается только группа мышечных волокон, а не вся мышца. Нужна одновременная работа огромного количества нейронов.

У: А для схемы сколько нужно?

Д: Всего два или три. Они обозначают целую группу нейронов, но на принципиальной схеме это не обязательно показывать.

  1. Обсуждение домашнего задания – схемы рефлекса кашля.


Подготовившиеся ученики рассказывают о своих объяснительных схемах для явления кашля.




У: Для рассказа о конкретном рефлексе нужно говорить подробнее. Что за раздражение?

Саша: вода, еда.

Илья: крошка не в то горло

Д: Слизь во время болезни (выделяют железистые клетки эпителия).

У: Какие рецепторы? Где они?




Посмотрели в учебник на воздухоносные пути человека и вспомнили названия тех органов, рецепторы эпителия которых раздражаются, вызывая кашель (гортань, трахея, бронхи).

Алеша, Саша, Вадим и Илья рассказали, что происходит дальше - как раздражение рецепторов (окончаний дендритов чувствительных аксонов) вызывает возбуждение на мембране, оно распространяется по дендритам и телу чувствительного нейрона, далее – по его аксону в ЦНС.

Поняли, что важно не путать раздражение и возбуждение!
У: Что за эффекторы участвуют в кашле? Что такое кашель?

Выяснили, что кашель – это усиленный выдох через рот после усиленного вдоха. Стали искать ээфекторы усиленного вдоха.
Усиленный вдох.

Оказалось, что в усиленном вдохе, кроме диафрагмы и межреберных мышц, участвуют мышцы плечевого пояса. Артем проверяет это на Алеше.

Исследовали усиленный выдох. Обнаружили:




Кроме расслабления диафрагмы и межреберных мышц (при обычном выдохе) в усиленном выдохе участвуют мышцы брюшного пресса.


А также иначе расположенные межреберные мышцы (внутренние, опускающие грудную клетку). В.Е.показывает их расположение и направление на Алеше.
Решили, что на одной схеме нельзя показать и усиленный вдох, и усиленный выдох. Договорились, что попытаемся показать механизм усиленного выдоха (собственно, кашель).

Затем последовало длительное обсуждение участка рефлекторной дуги в ЦНС:

Ученики пытались объяснить, за счет чего происходит одновременное расслабление диафрагмы и наружных межреберных мышц и сокращение внутренних межреберных мышц, опускающих грудную клетку, а также мышц, открывающих рот.

Далее – объясняли, как происходит кашель по собственному желанию.

Итоговый вариант схем кашля (Саши и Алексея):



Затем сравнили рефлекс кашля со сгибательным рефлексом лягушки.

Полина: практически то же самое.

Д: при кашле – проще.

Лиза: рефлекс кашля так же происходит. Сначала просто кашель, потом, если раздражение не проходит, кашель усиливается – мышцы сокращаются сильнее. Потом человек бьет себя по грудной клетке, чтобы откашляться... У лягушки тоже так.
Обсудили, что схема рефлекса и кольцевая схема – это две разных объяснительных схемы.

У: С помощью какой схемы лучше объяснить рефлекс кашля?

В результате обсуждения пришли к выводу, что схема кольца объясняет лучше любые движения и рефлексы (т.к. там объяснен постоянный контроль и представлена возможность вмешаться в протекание рефлекса), но схема дуги хорошо подходит для объяснения простых однократных реакций (рефлексов).
3. Условные и безусловные рефлексы.

Пока велась эта дискуссия – прозвенел звонок. В начале второго урока обсудили реакцию учеников на звонок с точки зрения схемы дуги. Привели примеры подобных рефлексов:

- реакия водителей и пешеходов на сигнал светофора,

- реакция человека на звонок телефона,

- реакция кошки или собаки на кличку и пр.
Оказалось, что эта группа рефлексов называется «условные рефлексы» в отличие от «безусловных», которыми мы занимались раньше. В.Е.рассказала об открытии условных рефлексов И.П.Павловым (читай д.з.).

Ученики находят у себя три пары слюнных желез, о которых шла речь в рассказе.


Составили таблицу сравнения безусловных и условных рефлексов.


Т.к. условные рефлексы образуются при возникновении временных связей между нейронами в ЦНС, перешли к изучению строения головного мозга человека.

4. Строение головного мозга


Рассмотрев две таблицы на доске, поняли, что уже много знаем о строении головного мозга, хотя его не изучали.

  1. Он покрыт, как и спинной мозг, тремя оболочками, которые защищают его и питают; заключен в череп, который покрыт кожей с волосами.

  2. Он состоит из нервной ткани, то есть из нервных клеток(нейронов) и клеток глии

  3. Он состоит из серого вещества и белого вещества

  4. Он является продолжением спинного мозга

  5. От него отходят 12 пар нервов в отличие от спинного (31 пара)

  6. Состоит из нескольких отделов.

Перешли к изучению разделов. Все получили черно-белое изображение головного мозга (вид сбоку и продольный разрез) для раскрашивания отделов и подписывания названий и функций.




  1. Продолговатый мозг – показали на всех разрезах и видах на таблицах (о функциях см. Д.З.).

  2. Средний мозг и мост показали на всех разрезах и видах на таблицах (о функциях см. Д.З.).

  3. Мозжечок. – успели провести две пробы, характеризующие работу мозжечка.


Поддержание позы (у Арсения – трудная задача: поставив ноги в линию, скрестить руки на груди. Поза очень неустойчива, он с трудом удерживает равновесие.).




Ученики проводят на себя широко известную пробу: дотронуться указательным пальцем до кончика носа с закрытыми глазами. Люди с нарушениями функциии мозжечка не могут этого сделать, потому что нужно скоординировать работу 33 мышц!

Д.З. 1) стр.192-199 (большой учебник)

2) §13 (маленький ученик)

3) на рисунке головного мозга раскрасить отделы, подписать названия, указать функции. В этом может помочь рисунок на стр.60-63.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск