Скачать 118.36 Kb.
|
Внеклассное занятие по литературе для учащихся 6-7 классов «В поисках Синей птицы» (разговор-размышление о счастье) Форма проведения – творческая мастерская. Пролог-погружение. Вступительное слово учителя -Что самое важное для человека?. Крепкое здоровье и счастье. Этими пожеланиями напутствуют люди друг друга независимо от того, сколько им исполнилось лет : 10 или 20, или 50.И это верно. Ведь одно без другого невозможно. Морис Метерлинк , американский писатель , назвал счастье «Синей птицей» и создал одноименную пьесу. Так вот сегодня в творческом союзе с этим произведением мы в процессе встречи постараемся ответить на вопрос : в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается? Свои выводы будем помещать на лист с символом счастья –синей птицей.Итак, начинаем погружение в тему (музыка). Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Напишите слова, которые тесно связаны у вас с эмоциональным восприятием счастья (радость, хорошее настроение, светлые воспоминания, добрые чувства) Учитель :Понятие счастье определяется как состояние высокой удовлетворенности жизнью, удача, успех. По-латыни «счастье» называли фортуной, с французского оно переводится как «шанс», а с английского «удача». Морис Метрелинк, американский писатель ,называет счастье синей птицей, которую ищут герои.(музыка) …Так вот однажды в один из зимних чудесных дней к детям, похожим на вас, брату и сестренке, пришла незнакомка в красивом платье.(появление феи, инсценировка) Фея. Не встречали ли вы Синюю птицу ? Кто-то из детей :У Вики есть птица. Кто-то из детей : Я ее не отдам... Фея. Почему?.. .Кто-то из детей : Потому что она моя. Фея. Это, конечно, веский довод. А где птица?.. Вика (показывает на клетку). В клетке... Фея (надевает очки и рассматривает птицу). Я такую птицу и не возьму - она недостаточно синяя. Вам придется поискать ту птицу, которая мне нужна. Вика . А я не знаю, где она. Фея. Я тоже. Потому-то и надо ее искать. Синяя Птица мне просто необходима. Я ищу ее для одной девочки, она очень больна. Кто-то из детей. Что с ней?.. Фея. Трудно понять. Она хочет быть счастливой...но она больна. Странный народ, эти люди! А многие здоровые и полные сил люди порой не видят своего счастья. Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое. А это удается увидеть тем, кто много знает. Часть первая «Надо много знать . чтобы быть счастливым!» (музыка, фея уходит) Учитель :О счастье мы всегда лишь вспоминаем, А счастье всюду, Может быть , оно, Вот этот славный зимний день, И чистый воздух, льющийся в окно. И солнышко, которому светить не лень, Встает, сияет облако. Давно. Слежу за ним… Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Счастье обширно и многогранно, лишенный возможности быть счастливым в одном, найдет счастье в другом, скрытом от посторонних глаз. Скрытое может увидеть только знающий. И книги помогают нам в этом. Доводилось ли вам встречаться с героями, которых можно назвать счастливыми. Задание Выбрать из стопочки книг произведения, где герои, по-вашему мнению, обретают счастье. М.М.Пришвин «Кладовая солнца» -герои счастливы оттого, что нашли друг друга, приобрели друзей в лице собаки Травки, вернулись с клюквой Д.Лондон «Любовь к жизни» -герой остался жить, пройдя через испытания, благодаря силе духа. И.С.Тургенев «Два богача»-счастье- это забота о другом человеке, ближнем А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»-встреча влюбленных, торжество справедливости Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»- любовь, преодоление препятствий во имя любви. «Повесть о Петре и Февронии»-герои любят друг друга и верны друг до конца дней. А.С.Пушкин «Станционный смотритель» Учитель :Таким образом, спектр счастья широк. Это может быть и встреча с дорогим человеком, и везение, и удача, и победа. Это может быть мгновение жизни, если оно было очень ярким.(музыка). Кажется , фея что-то нам хочет сказать. Фея : Когда-нибудь, в один прекрасный день, вы научитесь ободрять улыбкой, приветствовать , благодарить жизнь за то, что она вырастила для вас Сад блаженств, который и наполняет Счастье содержанием.. Вот перед вами Блаженство Быть Здоровым, оно не особенно красиво, но зато самое степенное. Вот Блаженство Дышать Воздухом - оно почти прозрачно... Вот Блаженство Любить Родителей - оно во всем сером, и ему всегда чуть-чуть грустно, оттого что на него никто не обращает внимания... Вот Блаженство Голубого Неба - оно, понятно, в голубом... Вот Блаженство Леса - оно, опять-таки вполне естественно, в зеленом, его ты увидишь всякий раз, как выглянешь в окно... А вот милое Блаженство Солнечных Дней - в одежде цвета алмаза и Блаженство Весны в одежде изумрудного цвета... В каждом доме, где живут с открытыми глазами, обязательно есть место радостям и счастью. А чуть начнет вечереть - появляется Блаженство Заходящего Солнца. Смотри - оно прекраснее всех земных царей. За ним идет Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды, все в золоте, как древний идол... В ненастье является Блаженство Дождя, все унизанное жемчугом, а за ним идет Блаженство Зимнего Очага - оно прячет руки от холода в свой пурпуровый плащ... А вот и лучшее из нас - лучшее, ибо оно в близком родстве с великими и чистыми Радостями: это Блаженство Невинных Мыслей, самое светлое среди нас... А вот еще... Нет, уж очень их много!..Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват и обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения. Часть вторая- «Счастье есть! Его не может не быть…» Учитель : Что вам нужно для счастья? Запишите 3 желания, расставьте их в порядке возрастания или составьте свою формулу счастья. Предполагаемые ответы – победа, хорошая оценка, доброе слово, подарок. Учитель : послушайте сценическую миниатюру Шел Сильверстейна «Щедрое дерево» и подумайте над тем , в чем заключалось счастье яблоньки. (сценическая миниатюра, читает ученица 6 класса ) Щедрое дерево Жила в лесу яблоня… И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, Собирал падавшие с нее листья, Плел из них венок, надевал его , как корону, и Играл в лесного царя. Он взбирался по стволу яблони И качался на ее ветках, И грыз ее яблоки. А потом они играли в прятки, И когда мальчик уставал, Он засыпал в тени яблони. Мальчик очень любил свою яблоню… Очень любил! И яблоня была счастлива… Но шло время, И мальчик подрастал, И все чаще яблоня коротала дни в одиночестве. Но вот как-то раз пришел мальчик к яблоне. И яблоня сказала : -Иди сюда, малыш, иди скорей, Покачайся на моих ветках, Поешь моих яблок, поиграй со мной, И нам будет хорошо ! -Я слишком взрослый, чтобы лазить По деревьям,- ответил мальчик.- Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, А разве ты можешь мне дать их? -Я бы рада,- вздохнула яблоня,- Да нет у меня денег. Одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки, малыш, Продай их в городе, Тогда у тебя будут деньги, И все будет хорошо1… И мальчик залез на яблоню, И сорвал все яблоки , и унес с собой. И яблоня была счастлива. После этого мальчик долго не приходил, И яблоня опять загрустила. И когда однажды мальчик пришел, Яблоня так и задрожала от радости. -Иди сюда, малыш !- воскликнула она.- Иди скорей! Покачайся на моих ветках, И нам будет хорошо! -У меня слишком много забот, Чтобы лазить по деревьям,- ответил мальчик,- Мне хотелось бы жениться, Завести детей, Но для этого нужен дом, А у меня нет дома. -Разве ты можешь дать мне его? -Я бы рада,- вздохнула яблоня,- Да нет у меня дома, Мой дом- вот мой лес. Но зато у меня есть ветки, ты можешь срубить их и построить себе дом. И все будет хорошо! И мальчик срубил ее ветки И унес их с собой, И построил себе дом. И яблоня была счастлива. После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, Яблоня чуть не онемела от радости. -Иди сюда, малыш,- прошептала она,- Поиграй со мной ! -Я слишком стар,- ответил мальчик,- И слишком грустно мне, не до игр. Я хотел бы построить лодку И уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь дать мне лодку ? - Спили мой ствол и сделай себе лодку ,- Сказала яблоня,- И ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И все будет хорошо ! И тогда мальчик спилил ствол, И сделал из него лодку, И уплыл далеко-далеко. И яблоня была счастлива. …хоть в это и нелегко поверить. Прошло много времени. И мальчик снова пришел к яблоне. -Прости, малыш,- вздохнула яблоня,- Но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок. -На что мне яблоки?- ответил мальчик.- У меня почти не осталось зубов. …-Веток у меня нет, не на чем покачаться… - я слишком стар, чтобы качаться на ветках. …-и ствол мой уплыл, не на что взобраться… -я слишком стар , чтобы взбираться на стволы. -Очень жаль, что я ничего не могу для тебя сделать,- Вздохнула яблонька.- Я ведь просто корявый пень. Ты уж прости, малыш ! _Много ли мне теперь нужно ?- сказал мальчик.- Я так устал! Найти бы укромный уголок, отдохнуть… -Вот и хорошо, - сказала яблоня,- Для этого старый пень и годится. Садись на меня, малыш, Садись и отдыхай. Мальчик так и сделал. И яблоня была счастлива. Вопросы к тексту 1.Определите тип речи данного текста, поясните свое мнение 2.Разделите текст на абзацы и выявите ключевые слова каждого из абзацев.
Как называется прием . используемый автором? С какой целью автор использует его? ( Лексический повтор. Заострить внимание на идее, главной мысли произведения) 3.Найдите контекстные синонимы в тексте, которые раскрывают понятие счастья для яблоньки. Быть рядом, помогать, отдавать все, что у тебя есть, жертвовать собой. Градация – стилистический прием, позволяющий мысли и чувства, события и действия в процессе . в развитии по возрастающей или убывающей значимости. 4. В чем заключается счастье яблоньки? В самопожертвовании, в осознании того , что ты все сделала для того, чтобы кому-то было хорошо. Учитель :Оказывается человек может поделиться счастьем, передать его другим людям. Вот как советовал это делать Киплинг : Выйди за дверь и озари мир улыбкой, Этой улыбке предстоит потрудиться, Улыбку – всем одиноким лицам, Улыбку – всем робким лицам, Улыбку – всем скорбным лицам, Улыбку – всем болезненным лицам. Это стихотворение помогло нам перейти к части третьей и сделать вывод : Часть третья «Счастье – это каждый чистый и ясный помысел человека».Именно чистые и добрые помыслы, в которых ты не желаешь зла, лежат в основе нравственной культуры каждого человека : и большого . и маленького. Хранителем духовно-нравственной культуры по праву можно назвать православные храмы. Сегодня у нас в гостях настоятель Свято- Никольского храма отец Михаил. Он расскажет о понимании счастья с точки зрения христианской морали.(дети дополняют понятие счастья словами священнослужителя) Учитель : Продолжая разговор , хочу добавить , что психологи выделили пять ступенек счастья. 5 ступенек счастья 1.Состояние удовлетворенности самим фактом существования (я жив) 2.Удовлетворенность материальными благами (я приобрел) 3.Удовлетворенность от общения с другими людьми 4.Удовлетворенность в момент творчества (создаю) 5.Удовлетворенность по совершенствованию жизни (оставляю после себя) Это восхождение можно условно изобразить как ступеньки к наибольшему счастью. Начинается это восхождение от умения дорожить радостью бытия, умения видеть счастье уже в том, что ты идешь по земле до высшего счастья умения творить и оставлять после себя. Надо отметить , что по опросу , проведенному накануне, многие находятся на 1 и 2 ступеньках. Хочу представить вам таких счастливых людей, которые стоят на высокой ступеньке к счастью, очень творческих личностей. Раздобарова Василия Александровича и Раздобарову Аню (выступление дуэта папы и дочери).Часть четвертая- «Счастливые люди». Учитель : Вот на такой красивой душевной ноте мы заканчиваем наше занятие и подводим некоторые итоги. Что нужно человеку, чтобы быть счастливым ? Желание делать добрые дела, поступки, желание что-то создавать, общение с другими людьми. После сегодняшней встречи вы будете Знать-определение понятия «счастье» Уметь- отличать его от других жизненных событий и явлений Применять- делиться им с окружающими Вспомните финал «Синей птицы».Дети обошли много мест, а синей птицей оказалась их горлица. Они подарили ее больной соседской девочке, и та выздоровела. А от этого детям было радостно и счастливо .а синяя птица улетела, чтобы делать счастливыми других. Возможно. она , эта синяя птица где-то рядом, нужно только желание каждого встретить ее. Эпилог «Хочешь быть счастливым –будь, сам бейся, сам суди и сам твори, сам дверь себе для счастья отвори». Рефлексия по исследованию, уровня нахождения на ступеньке счастья. Домашнее задание – познакомьтесь с размышлениями Владимира Набокова, напишите о самом счастливом дне своей жизни. «Каждый отдельный день в году подарен одному только человеку, самому счастливому : остальные люди пользуются его днем, наслаждаясь солнцем или сердясь на дождь, но никогда не зная, кому день принадлежит по праву…» Технологическая модель творческой мастерской «В поисках Синей птицы» (разговора-размышления о счастье)
|