Федерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчет





Скачать 117.33 Kb.
НазваниеФедерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчет
Дата публикации30.06.2013
Размер117.33 Kb.
ТипКлассный час
100-bal.ru > Астрономия > Классный час
Профориентация школьников - Классные часы, беседы по профориентации

Автор:

Гость классного часа - доцент Нина Антоновна Арнаутова, по образованию и роду занятий теплофизик, теперь преподающий экологию.

Классный час: Профессия "Планета людей Земли"

Классный час проводится в цикле классных часов, посвященных профессиональной ориентации учащихся ("Профессия - учитель", "Профессия - юрист". "Профессия - журналист"), и связан с одной из самых актуальных на сегодня профессий - профессией эколога.

Учащиеся получают заранее несколько заданий: нарисовать экологический плакат, подготовить краткое сообщение об одной из экологических проблем, составить экологическую карту района, провести видеосъемку экологически неблагоприятных объектов своего микрорайона.

Таким образом, учащиеся активно включаются в деятельность, заранее определяя сферу своих интересов в рамках экологического воспитания.

На классный час приглашен специалист в области экологии

Эпиграфы к классному часу:

"Встал поутру, умылся, привел себя в порядок " и сразу приведи в порядок свою планету".

Антуан де Сент-Экзюпери

"Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу - значит охранять Родину".

Михаил Пришвин

"Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло. Пустыня - осталась".

Федерико Гарсиа Лорка

Вступительное слово классного руководителя:

Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчета, совершает привычное, будничное дело - перешагивает через порог дома, школы, класса... Это становится привычным и не замечаемым действием. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Вы когда-то впервые перешагнули порог школы, перешагнули порог детства, и пройдет совсем немного времени, когда вы перешагнете порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать самый главный свой жизненный выбор - выбор профессии. И так уж складывается в вашей жизни, что это время совпадает с еще одним порогом - порогом не только нового века, но и порогом нового тысячелетия, через который перешагивает мир. Каким оно будет, это новое тысячелетие, новый XXI век, ваш век, стоит задуматься уже сегодня, ведь созидать его вам - какими будете вы, таким будет и он.

Столы в классе расставлены таким образом, что представляют собой круг, слегка разомкнутый в районе доски, чтобы в центр его можно было пройти. Этот круг становится символом, с осмысления которого начинается разговор на классном часе. Все участники разговора берутся за руки, делая, таким образом, круг замкнутым, и высказывают свое мнение о символике этого круга.

Круг - это символ солнца, а значит - тепла, света, жизни.

Круг - это символ единства, сплоченности, взаимовыручки.

Круг - это общество людей, среди которых мы живем. В природе все связано и развивается по кругу, стоит вспомнить хотя бы круговорот воды.

Все важные, волнующие людей вопросы принято решать за "круглым столом".

Вспомним слова поэта: "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке". Круг - это символ дружбы и того, что только сообща, все вместе мы сможем выстоять.

Круг - это наша планета, наша Земля, и именно ее проблемы становятся сегодня предметом нашего пристального внимания.

Поможет ответить на вопрос, как лучше понять и услышать зов Земли, сценка "Разговор Маленького Принца с Летчиком" (в одежду выступающих включены символичные детали - корона Маленького Принца и белый шарф Летчика).

Миленький Принц: -Звезды очень красивые, потому что где-то там есть цветок, хоть его и не видно.

Летчик: -Да, конечно. Маленький Принц: И пустыня красивая... Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники...

Летчик: -Да. Будь то дом, звезда или пустыня - самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.

Маленький Принц: -Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую... И все напрасно... На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз... и не находят того, что ищут...

Летчик: -Не находят...

Маленький Принц: -А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды...

Летчик: -Да, конечно.

Маленький Принц: -Но глаза слепы. Искать надо сердцем. Самое главное то чего глазами не увидишь,

Летчик: -Да, конечно...

Маленький Принц: -Знаешь... сегодня ночью... исполнится год. Моя звезда станет как раз над тем местом, где я упал год назад.

Летчик: -Ты покинешь Землю?

Маленький Принц: -Ночью ты посмотришь на звезды. Моя звезда очень маленькая, я не могу тебе ее показать. Она будет для тебя просто - одна из звезд. И ты полюбишь смотреть на звезды... Все они станут тебе друзьями. И потом, я тебе кое-что подарю...

Летчик: -И Маленький Принц оставил людям свой завет: "Запомни, есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету".

Ведущий: -Планета людей, как исполняешь ты завет Маленького Принца? Оглянитесь, люди, не бросили ли вы на произвол тех. кого приручили и, значит, за кого вы в ответе? Не заполонили ли нашу планету страшные баобабы, готовые разорвать ее в клочья - равнодушие, корысть и безответственность?

Как вы думаете, чем характеризуется современный этап развития взаимоотношений человека и природы - усилением или ослаблением его зависимости от окружающей среды?

Для ответа на этот вопрос участники дискуссии разобьются па два условных лагеря - одни отразят иллюзию обособленности от природы, другие эту иллюзию развеют.

Горожанину сегодня не надо идти за водой - она подается прямо в краны: человек не ищет тепла, когда замерз, - помещение отапливается централизованно; в поисках прохлады ему не нужна тень от деревьев - он включает вентилятор или кондиционер; за продуктами и за одеждой он идет в магазин, а средства передвижения - автомобиль, поезд и самолет.

А разве может машина обойтись без нефти и кислорода, ведь именно их сжигают двигатели, а это продукты природы? Чтобы сделать эти машины, нужны руда, уголь, вода - продукты природы. Причем для удовлетворения своих потребностей человеку сегодня надо все больше природных ресурсов. Если до появления машин человеку хватало для приготовления пиши и обогрева нескольких возов дров в год, то сейчас на каждого жителя в год приходится в пересчете на дрова несколько вагонов. Значит, потребности все возрастают, а ресурсы все уменьшаются!

Много лет стремясь покорить природу, человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы. Какие проблемы встали перед человеком, грозя ему гибелью и требуя немедленного решения?

Участники дискуссии характеризуют важнейшие экологические проблемы современности и иллюстрируют их с помощью подготовленных к классному часу плакатов и рисунков.

Много лет стремясь покорить природу и господствовать над ней, человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы. Одна из таких проблем - "парниковый эффект". Это постепенное потепление климата на нашей планете в результате увеличения концентрации в атмосфере антропогенных веществ. Результатом этого, в частности, является подъем уровня Мирового океана, что может отрицательно сказаться на жизни населения более 30 стран.

Другую серьезную опасность представляет истончение озонового слоя и появление озоновых дыр не только над полюсами нашей планеты. Но и в области экватора и в средних широтах. Истончению озонового слоя способствуют такие процессы, как использование азотных удобрении, выбросы продуктов сгорания космической техникой и высотной авиацией, но главной причиной является использование газа фреона в морозильниках и в различных аэрозолях. Если говорить об исследованиях космоса, то можно привести интересный факт: ученые подсчитали, что американскому кораблю многоразового использования "Шатл", работающему на твердом топливе, достаточно за 4-5 лет несколько сотен раз слетать в космос, чтобы озоновый слой совсем исчез. А самая экологически чистая ракета-носитель - наша "Энергия".

Результатом резкого увеличения загрязнения атмосферы в последние десятилетия явилась еще одна экологическая проблема - кислотные дожди. Причиной их выпадения является попадание в воздух отходов сгорания любого топлива. Кислотные дожди отрицательно воздействуют на леса, водоемы, почву, животный мир, отражаются на здоровье людей, они губят и исторические памятники. От кислотных дождей в различных регионах мира погибают леса на площади более 31 млн. га. Так, на территории Германии кислотными дождями повреждено около 35 % площади лесных массивов, а в Канаде уже погибли старейшие леса (возраст до 300 лет) из бальзамической ели. В 10ОО озерах Швеции полностью утрачены признаки жизни.

Глобальные масштабы принял сегодня процесс опустынивания.

Это один из самых грозных и быстротечных процессов современности. В результате деятельности человека к последней четверти XX века пустыни стали охватывать 43 % общей площади суши. Темпы продвижения границ пустыни в Африке сегодня местами составляет до 10 км в год. Опустынивание является следствием неумеренной хозяйственной деятельности человека, а поскольку пески наступают на сельскохозяйственные земли, на жилища людей, на дороги, то в мире становится все больше людей, которые должны бежать от этого - экологических беженцев.

И страшным предупреждением сегодня звучат строки испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки:

"Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло.

Взгляд участников разговора обращается на плакаты, помещенные на доске по обе стороны: "Почему вы, дети, нарисовали свои плакаты цветными, а взрослые в основном черно-белыми красками?"

Получается, что взгляд взрослых на эти проблемы более пессимистичен, а детям, может быть, в силу возраста еще не понять всей опасности, грозящей им?

Восприятие детей непосредственно: они видят все в цвете, в цвете и передают, а у взрослых здесь, скорее всего, снова сказывается любовь к символам.

Взрослые виноваты в том, что Земля сегодня в таком ужасном состоянии, а осознание вины черного цвета.

Краски взрослых траурны, наверное, они не видят выхода из создавшегося положения, а мы, дети, живем надеждой, а надежда не может быть в мрачных тонах - она цветная, яркая. Мы верим, что мы справимся, что мы вернем Земле радостную улыбку. Еще не поздно, ведь самое главное уже сделано - люди вовремя осознали, что оставаться равнодушными и бездушными, но отношению к природе нельзя.

Термин "экология" предложен в 1866 году немецким ученым Э. Геккелем (от греч. "ойкос" - дом). Жилище и "логос" - учение). Однако развитие эта наука получила в XX веке.

Экология - это науки о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.

Только в XIX и XX веках люди, правительства, государства стали задумываться о том. Что природу надо охранять, или и раньше были предпринимаемы какие-либо действия, а может быть, и законы?

Первым законом об охране окружающей среды принято считать эдикт, принятый в Англии в 1273 году и запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. За нарушение эдикта полагалась смертная казнь.

Образцом умелого государственного подхода к природе могут считаться многие указы Петра Великого. Направленные на охрану и рациональное использование, а также восстановление лесов, особенно расположенных по берегам рек. 'Запрещение хищнических способов ловли рыбы. 'Запрещение отстрела лосей в Санкт-Петербургской губернии. Очень серьезные наказания, вплоть до физической расправы, ожидали тех, кто загрязнял воду Невы и се притоки каким-либо мусором.

Но особенно остро встали проблемы нерационального использования природных богатств, расточительности, беспощадности человека по отношению к своей планете после второй мировой войны. Мир потерял почти 1/5 верхнего плодородного слоя земли, уничтожена 1/5 площади влажных тропических лесов. Содержание углекислого газа увеличилось на 13 %. в начале 90-х годов в атмосферу ежегодно выбрасывалось 6 млрд. тонн углерода, но многих странах сегодня вынуждены опреснять морскую воду, чтобы обеспечить население питьевой водой пресной воды не хватает. А человек продолжает быть расточительным. Кто знает, сколько литров воды потребляет москвич в сутки?

В России в среднем на одного жителя расходуется около 400 литров питьевой воды в сутки, а в Москве эта цифра достигает 600 литров!

Перечислим те науки, с которыми теснейшим образом связана экология; физика, химия, геология, география, математика, а также 82

юриспруденция, экономика. Заметим, что у слов "экология" и "экономика" общий корень, только в экологии "дом" - это вся биосфера, а в экономике "дом" в более узком, конкретном смысле - личное хозяйство, а потому такие близкие, но происхождению слова стали такими враждебными на деле: в погоне за прибылью экономика безжалостно использует природу. Недавно появилась и новая паука - экономика природопользования, педагогика (в школах введен новый предмет - экология, в большинстве вузов, связанных с народным хозяйством. Также нреподиегся жи предметы открываются кафедры, факультеты), а разве журналисты, врачи, артисты, художники, писатели не связаны с экологией? Достаточно вспомнить хотя бы такой факт: именно русские писатели, наши современники, Валентин Распутин. Василий Белов, Сергей Залыгин и другие, первыми забили тревогу и встали в ряды защитников окружающей среды, когда дело касалось загрязнения уникального, естественного водохранилища - озера Байкал, и когда дело касалось поворота русла северных рек. Их страстное, гневное и решительное слово прозвучало как набат. Как видите, какую бы вы в дальнейшем ни выбрали профессию, каким бы делом ни стали заниматься, вам уже никуда не уйти от экологии, от знаний об окружающей среде и ее защите. Примером того, как жизнь и ее требования вмешиваются в судьбу человека, может служить и гость нашего сегодняшнего классного часа - доцент Нина Антоновна Арнаутова, по образованию и роду занятий теплофизик, теперь преподающий экологию.

В своем выступлении-беседе с учащимися Ирина Антоновна подчеркнула: во-первых, всеобщую заинтересованность ученых и специалистов разных стран, постоянно встречающихся и обсуждающих возникающие проблемы на конференциях и симпозиумах; во-вторых, личную заинтересованность каждого человека в том, чтобы как можно больше знать об экологии, о негативных факторах, влияющих на состояние здоровья, чтобы максимально уменьшить их вредное влияние. Для этого не хватает именно знаний. Если каждый задумается о том, что окружающие его электроприборы, так облегчающие быт человека, являются проводниками сильнейших магнитных полей, накапливающихся, как бы берущих человека в тиски, а, следовательно, не облегчающих жизнь, а провоцирующих головные боли, раздражительность, усталость, апатию, то, возможно, экология станет желанной гостьей в каждом доме - в каждой квартире; в каждой семье.

Экологические знания, понимание того, что проблемы экологии касаются каждого, забота о состоянии окружающей среды, деятельное участие каждого человека в ее охране, бережное обращение со всеми природными ресурсами, используемыми в быту, на работе, во время отдыха, - вот то, что необходимо нести каждому из нас. И вам, молодому поколению, нести эти знания и на деле проявить себя хранителями Земли.

Опыт такого заинтересованного отношения ко всем проблемам тем более не абстрактным, отдаленным, вселенским, но своим масштабам, а насущным, близким, не просто земным, а районным, предлагает группа учащихся, работавшая с данными, касающимися загрязнения воздуха нашего микрорайона

Эта группа составила экологическую карту микрорайона и провела по ней экскурсию.

На карте представлены несколько точек, в которых было проведено исследование атмосферного воздуха: наша и соседняя школы, наши жилые микрорайоны, районная управа, универсам, Сбербанк, детские сады. Во всех пробах обнаружены окись углерода, хлориды, окислы азота, аммиак, сернистый ангидрит, фенол, углеводороды и другие вредные вещества в количестве, превышающем предельно допустимые концентрации. Наиболее неблагоприятное состояние воздуха в районе улицы Дзержинского, второй зоной по загрязнению являются кварталы, расположенные между улицами Лузана и Шоссе Нефтянников.

Поскольку очевидных стационарных источников загрязнения в районе расположения школы не имеется, можно предположить, что основным загрязнителем атмосферы является автотранспорт.

Что же несет человеку присутствие в атмосфере вредных вышеперечисленных веществ. Эпидемиологические исследования выявили связь между количеством загрязняющих веществ в атмосфере и заболеваемостью и смертностью. Исследования позволили выявить влияние загрязняющих воздух веществ па здоровье человека: раздражение, вызываемое дымом и неприятными запахами; воспаление глаз и верхних дыхательных функций; расстройство дыхания; увеличение предрасположенности к простудным и инфекционным заболеваниям; патология дыхательных путей (бронхит, астма);

ослабление сопротивляемости организма при сердечнососудистых заболеваниях; раздражение центральной нервной системы.

В сочетании с только что сделанным выводом о том, что в нашем районе основным источником загрязнения воздуха является автотранспорт, становится понятно, что мы, жители района, своими руками губим не только природу, но и свое здоровье, которое с состоянием этой самой природы находится в прямой взаимосвязи.

Еще одна группа учащихся представила видеоматериалы, отснятые в нашем микрорайоне и свидетельствующие о бесхозяйственности человека, губительности его деятельности, неумении думать ни о чем, кроме своего сиюминутного блага.

Засняли ребята и находящееся по соседству автохозяйство и гаражи, где машины не только паркуются, но и ремонтируются, а во время ремонта, как известно, выброс в атмосферу выхлопных газов увеличивается еще больше. Засняли и самую напряженную районную магистраль – улицу Дзержинского, на которой от обилия транспорта воздух (это хорошо видно на пленке) сизого цвета.

Приятно отметить, что ребята в процессе 'этих исследований проявили заинтересованность, негодование, желание приложить силы к исправлению экологического положения. Это вызвало у всех присутствующих живой отклик и привело к мнению, что экологический патруль необходимо расширить до размеров экологического десанта, с которым выйти на родительское собрание, чтобы и родителей призвать задуматься о той среде, в которой их детям в первую очередь, да и им самим предстоит жить.

Наверное, цель нашего сегодняшнего классного часа можно считать достигнутой: ведь главное для нас было понять, что все в этом мире, таком, как оказывается, хрупком, зависит от нас самих, от людей, живущих на этой планете – планете Земля.

Космонавты, побывавшие на орбите, удивлялись, каким маленьким, беззащитным в бездонной Галактике выглядит этот крохотный шарик, нежно именуемый Землей, Так бы и взял его в руки, приласкал, покачал, защитил от множества напастей, прикрыл от несчастий, напев ласковую материнскую песню, любовно, бережно сохранил, пронес через века и тысячелетия, вслед за Маленьким Принцем взял на себя заботу обо всех. Кого приручил. А, проснувшись рано утром, умывшись, приведя себя в порядок, сразу же привел в порядок и свою планету. Тогда она ответит тебе взаимной любовью, светом и теплом, радостью и откровением, подарит ни с чем несравнимое счастье бытия в согласии с собственным сердцем и совестью.

Список литературы

1. Вронский, В. А. Прикладная экология / В. А. Вронский. М.: Феникс, 1996.

2. Демина, Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды /

Т. А. Демина. М., 1999.

3. Энциклопедия для детей. Т. 3 ("География"). "Аванта+", 1994.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчет iconИнструкция по ведению классного порядком и хранится в учреждении...
Классный руководитель ежедневно на странице «Сведения о количестве уроков, пропущенных учащимися» отмечает количество уроков, пропущенных...
Федерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчет iconМинздравсоцразвития России Отдел производственной практики Кафедра детской стоматологии
Дневник заполняется ежедневно и отражает содержание и объем работы студента. В конце записи каждого дня должна быть подпись врача...
Федерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчет iconОтчет классного руководителя 9а класса Горбатко О. В. по результатам...
Отчет классного руководителя 9а класса Горбатко О. В. по результатам «весенней сессии»
Федерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вступительное слово руководителя образовательного учреждения – директора гбоу сош №403 Макарова Родиона Владимировича
Федерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчет iconУвеличение числа в несколько раз
Познакомить учащихся с новым математическим понятием. Учить увеличивать числа в несколько раз, решать задачи на эту тему
Федерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчет iconПервый раз в первый класс!
Вот и наступил долгожданный день, когда вы впервые пришли в школу, страну Знаний. Я уверена, что вы с нетерпением ждали этого дня....
Федерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Заключительное слово классного руководителя: практические советы учащимся («10 заповедей от Дейла Карнеги»)
Федерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вступительное слово учителя. Ежегодно наша страна отмечает великий праздник День Победы в Великой Отечественной войне. Эта война...
Федерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчет icon«О ведении классного журнала»
Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом. Ведение классного журнала является обязательным для каждого...
Федерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В процессе своей педагогической работы, выполняя функции классного руководителя обучающихся младших классов, я стала уделять особое...
Федерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчет iconПоложение о ведении классного журнала. Общие положения
Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом. Ведение классного журнала является обязательным для каждого...
Федерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Делаем дневниковые записи». Ребята знакомились с видами дневников, а также с их назначением и особенностями оформления в нем записей....
Федерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчет iconПожелания классного руководителя 11 класса Гулиевой Абидат Алиевны своим детям
...
Федерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчет iconО ведении классного журнала муниципального бюджетного общеобразовательного...
Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом. Ведение классного журнала является обязательным для каждого...
Федерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчет iconТест №6 И. С. Тургенев «Отцы и дети». Вариант № Вставьте пропущенное слово
Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного...
Федерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практика является комплексной, то есть каждый студент в период практики включается в педагогическую деятельность и учителя-предметника,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск