Скачать 64.38 Kb.
|
Академия АйТи ИТОГОВАЯ РАБОТА по программе: Применение информационно - коммуникативных технологий в образовании тема: План – конспект урока с применением мультимедийной презентации Работа выполнена слушателем Коломиной Ольгой Павловной Адрес учебного заведения 623391. Свердловская область, г. Полевской, ул. Малышева, 65 МОУ « СОШ № 1» Преподаватель: Маркова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов второй квалификационной категории
Полевской, 2008 г. План-конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Состав слова. Здравствуй, зимушка – зима! Декабрь. Цели: Научить подбирать родственные слова, выделять в них корень. Помочь детям увидеть красоту в природе, научить ценить увиденное. Работать над логически правильной, образной речью. Развивать кругозор учащихся, наблюдательность, внимание, мышление. Познакомить детей с календарно-обрядовой деятельностью народа в зимний период, а именно в декабре месяце. Оборудование: Персональные компьютеры, учебники Т. Г. Рамзаевой *Русский язык*, тетради, открытки рыб, мультимедийный проектор, карточки. Учитель: Коломина Ольга Павловна МОУ *СОШ № 1* г. Полевской, Свердловской области. . 1). Знакомство с темой урока. (слайд 1) На доске: Снегом укрыты леса и поля, День-коротышка, а ночка длинна, И не торопится в гости весна…… (слайд 2) -О каком времени года идёт речь? На доске: Декабрь-студень, студный, стужайло. Декабрь год кончает, зиму начинает. Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст. Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт. (слайд 3) Задание: Списать первую строчку, выделить корень в родственных словах. Списать третью пословицу, выделить и объяснить орфограммы. Работа с ноутбуком. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2). Знакомство со старинным календарём. На доске: Платон да Роман кажут зиму нам. Введение пришло - зиму привело.(слайд 4) Задание: Записать по памяти одну поговорку. -На введение делались пробные выезды на санях. Право начать зимние гулянья отводились молодожёнам. Сани подбирались расписные, молодые наряжались в лучшие одежды. Открывались Введенские ярмарки, торги. Традиционно устраивались ярмарки саней - одиночных, парных, обыкновенных и праздничных. Продавец расхваливал свои сани и кричал: Вот сани-самокаты, Разукрашены богато, Раззолочены, сафьяном оторочены.(слайд 5) Работа с толковым словарём В. И. Даля : Сафьян – козёл, выделанная козловая кожа, различной окраски. Сафьяновый переплёт, сафьяновые сапожки. -А на берегу реки устраивались рыбные ярмарки. Возами продавали сельдь, камбалу и другую промысловую рыбу. Продавец кричал: Давай, давай! Любую выбирай! Сам ловил, сам солил, И сам продавать принёс! -Сейчас вы поработаете продавцами рыбы. Поставьте стрелочки от рыбы к названиям. (Налим, окунь, карась, карп, плотва, язь, линь, судак.). Детям раздаются индивидуальные карточки с заданием. Задание: Спиши названия рыб, подчеркни гласные. -О какой рыбе идёт речь: хищник, питается рыбами, лягушками, иногда- водоплавающей дичью. Достигает в длину пять метров и может весить триста килограммов…………….Правильно, это сом. (слайд 6) А что же делает сом в декабре? При смещении к югу сом бодрствует, а в наших северных реках сом спит, зарывшись в мягкий ил.(На доске: рисунок сома.) Спит не только сом, кто ещё? А вот волки начинают ходить за добычей к деревенским задворкам. И происходит это с Егория зимнего. Егорий зимний – хранитель скота, повелитель волков. А медведь с Егория в берлоге уже крепко засыпает. На Прокопа варили пиво, на Митрофана игрища устраивали, на Катерину – гонки на санях. По давно заведённому обычаю с Наума детей начинали учить грамоте. Это было удобное время для родителей, да и сам покровитель этого дня напрямую связан с учением (Наум – от слова ум.) Задание: Собери пословицы, запиши одну на выбор. Сытое, к ученью, брюхо, глухо. Век, век, учись, живи. Голова, что фонарь, без ума, без свечи. Кто, читает, много, много, тот, знает.(слайд 7) -Первые серьёзные морозы-Никольские. На Николу женихи выбирают себе невест и идут свататься к родителям. От Спиридона солнце на лето, зима на мороз. После Спиридона, хоть на воробьиный скок, да прибудет денёк. На Спиридона медведь в берлоге переворачивается на другой бок. Повинуясь старинному обычаю, в этот период жгут костры в честь солнца, а утром за околицей выкрикивают как можно громче: Солнышко, повернись! Красное, разожгись! Красное солнышко в дорогу выезжай! Потом лепили снежную бабу, ходили вокруг неё и пели: Мороз, мороз, через тын перерос, Бабу снежную принёс. Баба, нос крючком, Получай снега ком! И закидывали бабу снежками. -С 24 на 25 сочельник, который называли ещё Коляда. Молодёжь с пением обходила дома, а хозяева одаривали колядующих деньгами и угощением. После шумного обхода домов молодёжь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку- съедали всё, чем их одарили односельчане. Они гадали, пели песни, играли в игры, водили хороводы. -Не за горами и Новый год. Поэты очень красиво описывают природу, композиторы сочиняют зимнюю музыку. Задание: Слушаем *Декабрь* Чайковского и читаем текст на партах. Выписать в тетрадь родственные слова, выделить корень, подобрать другие родственные слова. Текст. Зимушка. Наш русский язык богат снежными словами. Мы народ северный, любим зиму, сроднились с нею. Снежные слова придумал сам народ. С неба снег падает по - разному. Если снежинки слипаются на лету, мы говорим *хлопья*. А когда снежок падает шариками и больно бьёт по щекам, мы говорим *крупка*. А когда снег с неба сыплется белой сплошной стеной, мы говорим *снегопад*. Декабрь – месяц холодов и оттепелей, летучих снегов. Дети лепят снеговиков, а Дед Мороз приходит на праздник со своей Снегуркой. А вот слово снегоход появилось сравнительно недавно. Это результат технического прогресса. Ничего! Скоро весна! Выглянет солнце, от снега останется прозрачная лужица, а на полянках появятся подснежники. Снег ты наш, снежище! Запись в тетрадях: Снежными, снег, снежинки, снежок, снегопад, снеговиков, Снегурка, снегоход, подснежники, снежище. (слайд 8) Дополнительное родственное слово: снегирь. -Почему снегирей снегирями зовут? Из словаря: Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. 3). Работа с ноутбуком. Художники тоже посвятили зиме свои лучшие полотна. Сейчас мы с вами откроем виртуальную картинную галерею и составим выставку из 5 картин по теме * Зима.* – Кустодиев Борис Михайлович *Масленица* - Пластов Аркадий Александрович *Первый снег* - Суриков Василий Иванович *Взятие снежного городка* - Шишкин Иван Иванович * Зима* - Юон Константин Фёдорович * Конец зимы. Полдень* (слайд 9) 4). Работа по учебнику (устно). Страница 58, упр. 126. Задание: Почему так назвали: холодильник, светильник, кипятильник? Подбери к этим словам однокоренные слова, найди корень. Образец: Холодильник, холод, холодить, холодец……. (слайд 10) 5). Итог урока. Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение. Корень в однокоренных словах пишется одинаково. (слайд 11) Умение быстро подбирать родственные слова очень важно, оно помогает понимать значения этих слов и правильно их написать. 6). Домашнее задание. Страница 58, упр. 124. Задание: Прочитай текст. Вставь в последнее предложение, подходящее по смыслу слово. Спиши. Выдели корень в однокоренных словах Клюква. Клюква растёт по болотистым местам. Её собирают осенью или ранней весной. Ягоду весеннего сбора называют подснежной, потому что она зимует под *****. |