Скачать 63.71 Kb.
|
Логопедическая ритмика как составная часть оздоровительной работы с детьми, имеющими патологию зрения Кузнецова Е. А., учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 93 «Огонек» компенсирующего вида» Билечко Е. К., заведующий МАДОУ «Детский сад № 93 «Огонек» компенсирующего вида» Своеобразие развития речи у детей с патологией зрения проявляется в отставании формирования речевых навыков, накопления языковых средств и выразительных движений. Речевые нарушения у детей с проблемами зрения встречаются в два раза чаще, чем у нормально видящих. Среди дошкольников с нарушением зрения в последние годы увеличилось количество детей с сочетанной патологией (минимальная мозговая дисфункция, задержка психического развития, нарушение эмоционально-волевой сферы, детский церебральный паралич, нарушение речи и т. д.). Статистические данные нашего ДОУ подтверждают этот факт. Так, в 2004 году 36 из 62 детей имели помимо зрительных нарушений нарушения речи, в 2005 году – 37 детей из 58, а в 2009 году из 51 ребенка 36 имеют ту же сочетанную патологию, причем у 9 человек поставлен речевой диагноз: общее недоразвитие речи. Приведённые цифры говорят о том, что детям с комплексными нарушениями требуется дополнительная помощь специалистов, в том числе и логопеда. Но, учитывая особенности организации работы с дошкольниками, необходимо было найти такую форму, которая была бы доступна пониманию детей и не утомляла бы их, и в то же время эффективно корректировала речь, двигательную сферу и зрение. Формой, отвечающей всем этим требованиям, и стали, на наш взгляд, логоритмические занятия. Логопедическая ритмика в нашем детском саду включена в реабилитационную методику воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. Программа логоритмического воздействия является дополнительной к основной программе, используемой в ДОУ. Концептуальной основой программы является учение Л. С. Выготского о зонах ближайшего и актуального развития. Содержание программы рассчитано на два года и предназначено для детей среднего (4–5 лет) и старшего (5–6 лет) дошкольного возраста. Основной целью логоритмических занятий является комплексное коррекционное воздействие на эмоционально-волевую сферу, речевые функции и двигательную активность детей со сложной структурой дефекта (зрительной и речевой патологией), адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Ведущими задачами логоритмического воздействия, выбранными нами для работы с детьми, стали:
Организация логоритмической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, строится по тем же направлениям, что и с нормально развивающимися детьми, но есть и своя специфика. Занятия проводятся в соответствии с расписанием один раз в неделю для старшей и средней групп в музыкальном зале при участии логопеда, музыкального руководителя, учителя-дефектолога и воспитателя группы. Работа логопеда на таких занятиях строится с учетом знаний общей методики логопедической работы; методики специальной логопедической коррекции; а также знания психологических особенностей детей дошкольного возраста: элементарных знаний по офтальмологии и знания требований специальной программы для детей с нарушением зрения. На занятиях логоритмикой в ходе осуществления дифференцированного и индивидуального подходов к работе с детьми учитывается состояние их зрения. Занятия обязательно включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность: общеразвивающие упражнения, простейшие приемы массажа, гимнастику для глаз, работу над речевым дыханием. Во время обучения детей движению используются зрительные ориентиры при преодолении пространства, адаптированные наглядные пособия, подражание образцам окружающей жизни. У слабовидящих детей активизация двигательного анализатора ведет к увеличению роли мышечно-суставного чувства в структуре познавательной деятельности за счет не только его тренировки, но и повышения эффекта сенсибилизации. Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. Ритм воспринимается многими органами перцепции – кинестетическими ощущениями, тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. У ребенка нормализуется двигательная сфера, и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, естественно. Общая моторная подготовленность всех и отдельных групп мышц положительно влияет на нормализацию дыхательных и артикуляторных мышц. Для занятий с детьми, имеющими сочетанный диагноз (зрительный и речевой), нами были отобраны следующие средства логопедической ритмики:
Игры для развития слухового внимания чаще всего направлены на то, чтобы научиться согласовывать движения с музыкой, слушать и узнавать знакомую музыку.
Длительность занятий логоритмикой составляет два года, которые разделены на четыре этапа, по два в средней и старшей группах. Для каждого этапа работы с детьми нами определены задачи коррекционной работы, скомпонованные по разделам и направленные на развитие психических процессов, слуховых, зрительных, двигательных, речевых функций и др. С опорой на перспективный план составлены конспекты занятий, картотека, содержащая разнообразный материал, учитывающий уровень развития детей группы, возраст, зрительную и речевую патологии, интеллектуальные возможности детей. Использование всего многообразия логоритмических средств в различных сочетаниях обусловлено конечными целями реабилитации детей с речевыми и зрительными нарушениями. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |