Скачать 83.72 Kb.
|
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе тема: Предлог «ЗА». Тема: Предлог «ЗА». Цели: 1. Учить детей правильно употреблять предлог «ЗА» с существительными в творительном и винительном падежах 2. Упражнять детей в составлении предложений с предлогом «ЗА» по картинке. 3. Развивать фонематический слух детей. 4. Развивать память, внимание, мышление. Оборудование: 1. Схемы предлога «ЗА» по количеству детей. 2. Настольный театр «Репка». 3. Кубик, сюжетные и предметные картинки: дерево, пень, кустик, звери и т.д. Ход занятия:
Логопед выставляет на доску различные сюжетные картинки. Логопед: Ребята, посмотрите на картинку и скажите, кто на чем играет? (Ответы детей: заяц на дудке, медведь играет на гармошке). Логопед: Какое маленькое слово вы называли? (Ответы детей: «НА») Логопед: А теперь посмотрите на картинку и скажите куда идут дети? (Ответы детей: дети идут в школу). Логопед: Куда идет девочка? (Ответы детей: девочка идет в магазин) Логопед: Какое маленькое слово вы называли? (Ответы детей: «В»). Логопед: А сейчас посмотрите на картинку и скажите куда залез котенок? (Ответы детей: котенок залез под кровать).
Логопед: У меня на столе кубик, но не простой, а волшебный, с заданиями. Лена, выйди и встань передо мной. (выполнение инструкции) Логопед: Петя, подойди и встань за Леной. (кубик переворачивается) Логопед: Наташа, встань за Петей. (выполнение инструкции) Логопед: Оля, встань за Наташей. (выполнение инструкции) Логопед: Вот так кубик, всех ребят построил друг за другом! А теперь скажите, кто за кем стоит. Где стоит Петя? (Ответы детей: за Леной и т.д.) Логопед: Правильно ли я скажу о Наташе? Наташа стоит…. Петей. (Ответы детей: нет). Логопед: Какой слово я не сказала? (Ответы детей: «ЗА»). Логопед: Правильно, я пропустила маленькое, но очень важное слово «ЗА». Без него непонятно, где стоит Наташа. Как правильно надо сказать предложение? (Ответы детей: Наташа стоит за Петей).
Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся с маленьким словом «ЗА». Давайте разберемся, когда нужно говорить маленькое слово «ЗА». Петя встал позади или впереди Лены? (Ответы детей: позади). Логопед: Значит за Леной. Поэтому маленькое слово «ЗА» говорим тогда, когда предмет находится позади чего-то (логопед демонстрирует схему предлога «ЗА»). Логопед: Посмотрите на схему, здесь кружок находится позади квадратика. Мы скажем, что кружок за квадратиком.
Логопед выставляет на доску персонажи сказки «Репка». Логопед: Ребята, из какой сказки герои? (Ответы детей: «Репка») Логопед: Правильно ли стоят они? (Ответы детей: нет). Логопед: Расскажите, кто за кем должен стоять, а один из вас будет слушать и расставлять персонажей сказки правильно. (Ответы детей: дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку и т.д.)
Дети повторяют за логопедом слова и движения: Скачет зайка на стене И подмигивает мне. (подскоки на месте) Перепрыгнул на картинку, Задержался на ботинке. (прыжки вправо, влево) Поплясал на потолке, Притаился на окне. (покружится вокруг себя) Вот он спрятался в кроватке – С нами он играет в прятки. (присесть)
Логопед: Ребята, звери в лесу решили поиграть с вами в прятки. Они спрячутся, а вы должны их найти и сказать, кто за кем спрятался. Закройте глаза (логопед прячет зверей так, чтобы было видно, кто где спрятался). Логопед: Откройте глаза и скажите, кто где спрятался? (Ответы детей: Лисичка спряталась за деревом. Зайчик спрятался за кустиком. Ежик спрятался за пеньком.) Логопед: Какое маленькое слово нам помогло рассказать, куда спрятались звери? (Ответы детей: «ЗА»).
Логопед раздает детям сюжетные картинки. Логопед: Ребята, составьте каждый по своей картинке предложение с маленьким словом «ЗА». (Ответы детей: Дети сидят за столом. Девочка стоит за деревом. Собака лежит за будкой. и т.д.).
Логопед: С каким маленьким словом мы сегодня познакомились на занятии? (Ответы детей: со словом «ЗА»). Логопед: Когда мы говорим слово «ЗА»? (Ответы детей: когда предмет находится позади чего-то). Логопед: Покажите схему маленького слова «ЗА»? Что она обозначает (Ответы детей: кружок лежит позади квадрата). Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной логопедической группе тема: Предлог «ИЗ-ЗА». Тема: Предлог «ИЗ-ЗА». Цели: 1. Познакомить детей со значением предлога «из-за» и его схемой. 2. Уточнить пространственное значение предлога «ИЗ-ЗА». 3. Учить детей составлять разнообразные предложения с данным предлогом, выкладывать схему этого предложения. 4. Развивать память, внимание, мышление. Оборудование: 1. Карточки со схемой предлога «ИЗ-ЗА», схемы предложения по количеству детей. 2. Предметные картинки: щенок, волк, кресло, ведро, шкаф, кровать, холодильник, стиральная машина, дерево, куст, ветка, сарай, конура, забор, дом, заяц, белка, мышка, бабочка, гриб, ёлка; девочка и куст, щенок и забор, бабушка и дом, собака и дерево; котенок и клубок, солнце и туча. 3. мяч Ход занятия:
Логопед: За стол сядут дети, которые назовут, какой предлог я употребляю в предложениях: - Машина подъехала к дому. (Ответы детей: предлог «К») - Витя отошел от шкафа. (Ответы детей: предлог «ОТ») - Птица вылетела из гнезда. (Ответы детей: предлог «ИЗ») - Мяч закатился под стол. (Ответы детей: предлог «ПОД») - Тетрадь лежит на полке. (Ответы детей: предлог «НА») - Ручку положили в портфель. (Ответы детей: предлог «В») - Кошка спрыгнула со стула. (Ответы детей: предлог «СО») - Лягушка сидит в болоте. (Ответы детей: предлог «В»)
Логопед: Ребята, выполните мои задания: Рита, встань за дверь. Костя, встань за стол. Егор, встань за стул. Никита, встань за Димой. (дети выполняют задания логопеда) Логопед: А теперь, Никита, подойди ко мне. Откуда вышел Никита? (Ответы детей: Никита вышел из-за Димы) Логопед: Рита, подойди ко мне. Откуда вышла Рита? (Ответы детей: Рита вышла из-за двери) Логопед: Костя, подойди ко мне. Откуда вышла Костя? (Ответы детей: Костя вышел из-за стола) Логопед: Егор, подойди ко мне. Откуда вышел Егор? (Ответы детей: Егор вышел из-за стула) Логопед: Если предмет находится позади другого предмета и начинает двигаться оттуда, появляется предлог ИЗ-ЗА. Логопед: Предлог ИЗ-ЗА обозначается вот такой схемой: Логопед: Кружок находится позади квадрата, а стрелочка показывает, что он сейчас начнет движение, т.е. в следующую минуту кружок уже не будет находится позади квадрата. Логопед: Давайте с вами еще раз вспомним, кто из детей откуда вышел, т.е. совершил движение (Ответы детей: Никита вышел из-за Димы. Рита вышла из-за двери. Костя вышел из-за стола. Егор вышел из-за стула.)
Логопед: озорной маленький щенок Бимка жил в доме девочки Маши и везде лазил , постоянно шалил. Логопед выставляет на доску предметные картинки. Логопед: Угадайте ребята, откуда вышел щенок Бимка, если он был за деревом? (Ответы детей: Щенок Бимка вылез из-за дерева) - за кроватью? (Ответы детей: Щенок Бимка вылез из-за кровати) - за холодильником (Ответы детей: Щенок Бимка вылез из-за холодильника) - за шкафом? (Ответы детей: Щенок Бимка вылез из-за шкафа) - за конурой? (Ответы детей: Щенок Бимка вылез из-за конуры) - за стиральной машиной? (Ответы детей: Щенок Бимка вылез из-за стиральной машины) - за забором? (Ответы детей: Щенок Бимка вылез из-за забора)
Логопед: А сейчас я расскажу вам сказку об одном одиноком волке. На доске выставляются соответствующие картинки. Логопед: Жил был в одном лесу Волчище Серый Плутище. И не было у него друзей, все звери его боялись. Выйдет Волчище на поляну – звери тут же прячутся: зайка – за куст, белка – за ветку, мышка – за грибок, бабочка и та улетает за дерево. Один раз Волчище решил сам спрятаться и посмотреть, что будет. Встал он за елку, притаился. И тут же зайка выскочил из-за куста, белка выпрыгнула из-за гриба, даже бабочка прилетела из-за дерева. Все стали радоваться, играть. Понял тогда Волчище, кто виноват в его одиночестве. Логопед: Так кто же виноват в одиночестве Волчища? (Ответы детей: Он сам, потому, что он злой, всех обижает, звери его боятся и не хотят с ним дружить и играть) Логопед: Давайте с вами вспомним, куда спрятались герои сказки от Волчища? (Ответы детей: заяц – за куст, белка – за ветку, мышка – за грибок, бабочка – за дерево) Логопед: Откуда вышли звери? (Ответы детей: заяц выскочи из-за куста; белка выпрыгнула из-за ветки; мышка вышла из-за гриба; бабочка прилетела из-за дерева) Логопед: Каким надо быть, чтобы тебя никто не боялся и все хотели бы дружить? (Ответы детей: Надо быть добрым и вежливым)
Логопед: Я буду бросать вам мяч и называть место, куда можно спрятаться, а вы должны вернуть мне мяч обратно и назвать место откуда можно выйти: - За угол (Ответы детей: из-за угла) - За ворота (Ответы детей: из-за ворот) - За гараж (Ответы детей: из-за гаража) - За шалаш (Ответы детей: из-за шалаша) - За коляску (Ответы детей: из-за коляски) - За баню (Ответы детей: из-за бани) - За машину (Ответы детей: из-за машины) - За диван (Ответы детей: из-за дивана) - За стол (Ответы детей: из-за стола)
Логопед: Ребята, я раздам вам по две картинки, а вы составите предложения с этими предметами используя предлог ИЗ-ЗА. Логопед выставляет на доску картинки: девочка и куст, цыпленок и забор. Логопед: Например: Девочка выглянула из-за куста. Пушистый котенок выбежал из-за забора. Дети составляют предложения по своим картинкам. Логопед: А теперь выложите у себя на столе схему своего предложения. Дети выкладывают схемы предложений.
Логопед: Послушайте, ребята, небольшую потешку: Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Логопед: Откуда едет дедушка Егор? (Ответы детей: из-за леса, из-за гор) Логопед: Давайте с вами выучим этот стишок, чтобы вы лучше запомнили, когда правильно говорить предлог ИЗ-ЗА.
Логопед: Ребята, с каким новым предлогом мы сегодня с вами познакомились на занятии? (Ответы детей: с предлогом ИЗ-ЗА) Логопед: Когда мы употребляем предлог ИЗ-ЗА? (Ответы детей: когда предмет находится позади другого предмета и начинает движение) Логопед: Покажите мне какой схемой мы обозначаем предлог ИЗ-ЗА? Что она обозначает? (Ответы детей: кружок лежит позади квадрата и начинает движение). |