Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 57.38 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.11.2013
Размер57.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Тема урока: «Векторы в пространстве»

(10 класс)
Цель урока:

  1. Сообщение новых знаний по теме.

  2. Развитие навыков логического мышления при решении задач.

  3. Воспитание чувств ответственности за выполнение выбранного задания.


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение исторических сведений и темы урока.

  3. Изучение нового материала по теме урока.

  4. Закрепление нового материала по теме урока.

  5. Обобщение материала и подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.


Ход урока


  1. Организационный момент.




  1. Сообщение исторических сведений и темы урока.

В XIX в. параллельно с теорией систем линейных уравнений развивалась теория векторов. Направленные отрезки использовал Арган (J.R. Argand, 1768–1822) в работе "Опыт некоторого представления мнимых величин … ", опубликованной в 1806 году. Эти отрезки Арган обозначал символами →a, →b и т.п. Мëбиус обозначал отрезок с началом в точке A и концом в точке B символом AB . Он считается одним из основателей теории векторов. Термин "вектор" ввел Гамильтон приблизительно в 1845 году. Он же определил скалярное и векторное произведения векторов в 1853 году. Заметим, что эти произведения фигурировали в работах Грасмана еще в 1844 году. Он называл их внутренним и внешним произведениями. Однако работы Грасмана не были поняты и по достоинству оценены современниками. Символ [→a, →b] для обозначения векторного произведения ввел Грасман. Гиббс (J.W. Gibbs, 1839–1903) в 1881 году ввел символы →a × →b и →a · →b для векторного и скалярного произведений векторов →a и →b. В 1903 году О. Хенричи предложил обозначать скалярное произведение символом (→a, →b).

Тема нашего урока: Векторы в пространстве.
Сегодня мы расширим наши знания о векторах: определим что такое вектор в пространстве и рассмотрим связанные с ним понятия- абсолютной величины, направления, равенства векторов, выведем формулу координат вектора в пространстве. Будем учиться применять ее к решению задач.

  1. Изучение нового материала по теме урока.


Раз мы уже знакомы с векторами на плоскости, то нам будет не трудно говорить о векторах в пространстве. Результатом нашей работы станет опорный конспект.

Что такое вектор? Как построить вектор? Как обозначаются вектора?

Обратите внимание: что над буквенным обозначением вектора ставится стрелка или черта- в разной литературе по- разному. Так, например, в учебнике физики - стрелка, а в учебнике геометрии - черта.
Вектором называется направленный отрезок.

Вектор характеризуется следующими элементами:
1) начальной точкой (точкой приложения);
2 )направлением; 
3) длиной («модулем вектора»).

Если начало вектора — точка А, а его конец — точка В, то вектор обозначается http://tvsh2004.narod.ru/img/v2.gif или http://tvsh2004.narod.ru/img/va.gif.

http://tvsh2004.narod.ru/img/10-25.gif http://tvsh2004.narod.ru/img/10-26.gif
От любой точки можно отложить вектор, равный данному, и притом только один, используя параллельный перенос.

http://tvsh2004.narod.ru/img/10-27.gif

Нулевой вектор — точка в пространстве. Начало и конец нулевого вектора совпадают, и он не имеет длины и направления.
Обозначается: http://tvsh2004.narod.ru/img/v3.gif.

Абсолютной величиной (или модулем) вектора называется длина отрезка, изображающего вектор. Абсолютная величина вектора http://tvsh2004.narod.ru/img/va.gif.
Обозначается http://tvsh2004.narod.ru/img/v4.gif.
Два вектора называются равными, если они совмещаются параллельным переносом.

АВСD — параллелограмм, http://tvsh2004.narod.ru/img/v5.gif http://tvsh2004.narod.ru/img/10-28.gif

Два ненулевых вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых.
Если векторы http://tvsh2004.narod.ru/img/va.gif и http://tvsh2004.narod.ru/img/vb.gif коллинеарны и их лучи сонаправлены, то векторы http://tvsh2004.narod.ru/img/va.gif и http://tvsh2004.narod.ru/img/vb.gif называются сонаправленными
Обозначаются http://tvsh2004.narod.ru/img/v6.gif.
Если векторы http://tvsh2004.narod.ru/img/va.gif и http://tvsh2004.narod.ru/img/vd.gif коллинеарны, а их лучи не являются сонаправленными, то векторы http://tvsh2004.narod.ru/img/va.gif и http://tvsh2004.narod.ru/img/vd.gif называютсяпротивоположно правленными
Обозначаются http://tvsh2004.narod.ru/img/v7.gifНулевой вектор условились считать сонаправленным с любым вектором. 
http://tvsh2004.narod.ru/img/10-29.gif http://tvsh2004.narod.ru/img/v8.gif
Свойство коллинеарных векторов

Если векторы http://tvsh2004.narod.ru/img/va.gif и http://tvsh2004.narod.ru/img/vb.gif коллинеарны и http://tvsh2004.narod.ru/img/10-30.gif, то существует число k такое, что http://tvsh2004.narod.ru/img/10-31.gif. причем если k > 0, то векторы http://tvsh2004.narod.ru/img/va.gif и http://tvsh2004.narod.ru/img/vb.gif сонаправленные, если k < 0, то противоположно направленные.

Сложение векторов

Правило треугольника
Каковы бы ни были точки А, В, С, имеет место векторное равенство:

http://tvsh2004.narod.ru/img/10-33.gif

http://tvsh2004.narod.ru/img/10-32.gif

Правило параллелограмма

Если векторы http://tvsh2004.narod.ru/img/va.gif и http://tvsh2004.narod.ru/img/vb.gif неколлинеарны, их можно отложить от одной точки, достроив затем параллелограмм. Диагональ параллелограмма есть сумма двух векторов http://tvsh2004.narod.ru/img/va.gif и http://tvsh2004.narod.ru/img/vb.gif.

http://tvsh2004.narod.ru/img/10-38.gif
Координаты вектора

Числа x, y и z называются координатами вектора http://tvsh2004.narod.ru/img/vm.gif в данном базисе. В этом случае пишут:

http://tvsh2004.narod.ru/img/vm3.gif

Действия над векторами, заданными своими координатами

http://tvsh2004.narod.ru/img/vab.gif

Сложение

Вычитание

Умножение

http://tvsh2004.narod.ru/img/vabc.gif
http://tvsh2004.narod.ru/img/vc2.gif

При сложении векторов их соответстветственные координаты 
складываются.

http://tvsh2004.narod.ru/img/va-bc.gif
http://tvsh2004.narod.ru/img/vc3.gif

При вычитании векторов их соответстветственные координаты 
вычитаются.

http://tvsh2004.narod.ru/img/va2.gif
http://tvsh2004.narod.ru/img/va3.gif

При умножении вектора на число все его координаты умножаются на это число.



  1. Закрепление нового материала по теме урока.

1 ) Найти координаты вектора АВ, если А(3; 4; -1) и В( -2; 0; 4)
АВ ( а₁; а₂; а₃)-?

а₁ = х ₂ -х₁ = -2-3=-5, а₂=у₂-у₁=0-4=-3, а₃ = z₂- z₁=4-(-1)=5
Ответ: АВ (-5;-4;5)
2) Дано: АВ= СD, где А ( 1;0;1),В ( -1; 1;2), С (0;2;-1)

Найти: D( х ,у,z)
/ Равные векторы имеют равные соответствующие координаты/

АВ: а₁ = -1-1=-2, а₂ = 1-0=1, а₃ = 2-1=1

АВ (-2;1; 1)

СD : а₁ = х- 0, а₂ = у- 2, а₃ = z- (-1),

Т.к. АВ= СD, то

-2= х-0, х= -2

1= у-2, у= 3

1 = z+ 1, z =0

Ответ: D( -2; 3; 0).


3) Задача

Что должен сделать водитель машины, подъезжая к крутому повороту? Почему водитель должен быть особенно внимателен в сырую погоду, во время листопада или при гололеде?


  1. Обобщение материала и подведение итогов урока.




  • Что называется векторами в пространстве?

  • Что такое нулевой вектор?

  • Абсолютная величина Вектора

  • Как найти координаты вектора?

  • Чтобы вектора были равны, какие у них должны быть координаты?


  1. Домашнее задание.


п.38-39, № 321 ( сделать подробную запись решения).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск