Скачать 54.13 Kb.
|
Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточными места Тип урока: изучение нового Цели: - познакомить со строением и значением СПП с придаточными обстоятельственными места; - показать основные средства связи придаточного с главным в СПП с придаточным места; - совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме; - учить опознавать СПП с придаточными обстоятельственными места среди других СПП, синтаксическому анализу СПП с придаточными места; - воспитывать любовь к малой родине. Оборудование:
Ход урока
Слайд –шоу о г. Новосибирске и Калининском районе. - Какой темой объединены все увиденные вами фотографии? - Что вы знаете о Калининском районе? - В каком уголке Калининского района вы любите отдыхать, встречаться с друзьями? - Назовите ассоциации, которые у вас возникают с Калининским районом.
По цепочке учащиеся составляют предложения о Калининском районе.
Калининский район – это место, где я родился, вырос, живу и учусь. - Назовите ключевое слово в данном предложении. (Место) - Используя это ключевое слово и исходя из изученного материала на прошлых уроках, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего разговора. 5. Оформление темы и цели урока. Сложноподчиненные предложения с придаточными места. - Что должны мы узнать сегодня на уроке, чему научиться, какие сформировать умения? Цель: - узнать отличительные особенности придаточных места (строение, средства связи, положение в сложноподчиненном предложении) - научиться распознавать СПП с придаточными места среди других СПП - совершенствовать умение составлять схемы СПП. 6. Изучение нового материала Я смотрю вперед, где под косыми лучами солнца затейливо вьется речка. - Прочитайте предложение. - Докажите, что оно сложное, сложноподчиненное. - Мы еще не изучали подобные обстоятельственные придаточные, но попробуем определить его вид. Одновременно составляем опорный конспект. -Прочитайте придаточное предложение. Какое значение оно несет? (Значение местоположения). - Где находится по отношению к главному? - Можно поставить придаточное в начало или в середину главного? - К чему относится придаточное? К отдельному члену предложения или ко всей основе? - Какой вопрос зададим? - Какие союзные слова, кроме слова где, могут связывать главную часть предложения с придаточной? - Давайте подведем итог. Что узнали о СПП с придаточным места? Пользуясь опорной схемой, ответьте на поставленный вопрос. 7. Закрепление первичных знаний, работа с учебником. - Откройте учебники на 85 стр., прочитайте материал параграфа. - Что нового узнали? (Указательные слова) - Что изменится в смысле предложения, если появится указательное слово (уточняющее значение), в схеме? В отдельных случаях (особенно в пословицах) придаточное может находиться в препозиции, в середине главного. Добавляем в опорный конспект указательные слова. Рисуем схемы. 8. Закрепление. - Моделирование предложений из простых в сложные. [указ слово…], (где…, куда…, откуда…)
Из простых предложений составить СПП в соответствии со схемой-подсказкой. Записать, определить вид придаточного Самопроверка. - Составление предложений по схемам, используя лексику: Достопримечательность – место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо Памятник - скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-нибудь Чувство – состояние, в котором человек способен сознавать, воспринимать окружающее Восхищение - высшее удовлетворение, восторг Сквер - небольшой общественный сад в городе - Проверка предложений. (Если смешанные явления, то сказать, что предупредили лингвистическую задачу, которую вам подготовила. Вернемся позже) 9. Звуковой диктант или аудиально-кинестетический (физминутка) Читаю предложения. Если СПП с - придаточным определительным – хлопаем в ладоши, - придаточным изъяснительным – руки вперед, - придаточным обстоятельственным – руки над головой, сжать в замок и потянуться, - придаточным места – руки в стороны. - Мальчик стал разыскивать тот лес, где находилась ягодная поляна. (Определительное) - Мы не знали, куда идти. (Изъяснительное) - Мне невольно вспомнился тот край, откуда я родом. (Определительное) - Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (Обстоятельственное) - Их попросили вернуться туда, откуда они только что вышли. (Место) - Мы пошли к лесной опушке, где обычно много ежевики. (Место) - Будем жить так, чтобы все гордились нами. (Обстоятельственное) - Как вы считаете, уже можете отличать придаточные места от других видов придаточных? 10. Лингвистическая задача В тенистой части Соснового бора, где взрослые нашли приют от солнца, резвились и играли маленькие жители нашего города. Мы не знали, где расположена улица Народная. Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно предаться воспоминаниям. - Мой ученик, составив данные предложения, сказал, что в них все придаточные со значением места. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ. Мы увидели примеры смешиваемых явлений, которые вам необходимо уметь различать. Составить схемы предложений и записать их на доске Вывод (записываем в тетрадь): Придаточные определительные – присловные (относятся к слову с предметным значением). Придаточные изъяснительные – присловные (относятся к слову со значением чувства, мысли, восприятия). Придаточные места – приосновные (кроме тех, где есть указательные слова) 11. Установите соответствие, запишите предложения, составьте схемы, укажите тип придаточного
- Проверьте себя. Самопроверка. 12. Итог урока Давайте вспомним задачи, которые поставили в начале урока, и посмотрим, удалось ли нам их реализовать. - Графический диктант. В свободные минуты я иду туда, где мне уютно и комфортно. Там, где сейчас красуется Сосновый бор, раньше был пустырь. Небо среди деревьев чистое, голубое и манит туда, где касается краем верхушек вековых сосен. - Взаимопроверка 13. Домашнее задание. По выбору: - Написать мини-сочинение о Калининском районе, своем городе, используя СПП. Составить схемы СПП, определить тип придаточных. - Составить 5-6 предложений о Родине, Новосибирске, своем районе, школе, используя СПП, составить их схемы, определить тип придаточных - Сочинить гимн Калининского района. 14. Рефлексия |