Скачать 93.59 Kb.
|
План – конспект урока комплексного развития речи с использованием информационно-коммуникационных технологий. Предмет: русский язык, урок повторения и закрепления знаний, получения новых знаний; Тема: Пришла зима. Грамматический материал: согласование имён существительных с именами прилагательными в роде и числе; Класс: 2 а Технологии: компьютер, мультимедийный проектор, презентация детского исследовательского проекта; Оборудование: Учебник для второго класса чувашской школы, М.К.Волков, Ф.Ф.Тринитатова, тетради, стихотворение «Наступление зимы», магнитофон, аудиокассета, словарь Ожегова; Цель урока: преподавание традиционных учебных предметов средствами ИКТ с целью рационализации детского труда, оптимизации процессов понимания и запоминания учебного материала, повышение интереса к учёбе; Задачи урока:
Ход урока. 1.Психологический настрой учащихся к уроку.
У: Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.
А под утро поле снегом забелело, точно пеленою всё его одело. Стали дни короче, солнце светит мало. Вот пришли морозы, и зима настала. У: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? Д: О зиме. У: Кто может назвать тему нашего урока? Д: Пришла зима. Учитель открывает тему урока на доске. На мониторе мультимедийного проектора появляется картина о зиме. 2.Основная часть урока. А.Изучение нового материала. -Работа по рисунку в книге. Составление рассказа по рисунку. У: Какое время года на рисунке? Д: Зима. У: Как вы узнали? Д: Дети катаются на санках, на коньках. Кругом много снега, сугробы. Рядом с ребятами бежит собака Барбос. Ему тоже очень весело. В.Работа над стихотворением И.Сурикова «Зима».
У: Ребята, найдите в стихотворении такое слово, которое не часто используется в речи. Д: Пелена. У: Кто может объяснить значение слова – пелена? Может быть её можно с чем то сравнить? Д: Когда кругом ничего не видно. Её можно сравнить с туманом. У: В словаре Ожегова слово пелена – это сплошной покров, то, что закрывает со всех сторон. Действительно, её можно сравнивать с туманом.
Снег, пушистый, кружится, ложится, под утро, всё, его.
У: Ребята, отгадайте загадку, а отгадку ищите в тексте стихотворения: С неба падает зимой и кружится над землёй. Д: Снег.
Учитель прикрепляет на доске имена прилагательные по мере угадывания учащимися, какие прилагательные приготовила на урок. У: Ребята, снег какой? Д: Снег – белый, пушистый, мягкий, влажный. У: Теперь найдите к данным прилагательным антонимы. Д: Снег – тёмный, колючий, твёрдый, сухой. У: Определите род существительного – снег. Д: Снег мужского рода.
У: Отгадайте загадку: Таинственная, нежная Есть в сказочной стране. Вся белая и лёгкая во вьюжной кутерьме. Д: Снежинка. У: Снежинка какая? Д: Снежинка белая, пушистая, мягкая, влажная, тёмная, колючая, твёрдая, сухая. Выводы: Имена существительные женского рода согласуются с именами прилагательными в роде и числе. Они имеют окончания –ая-, -яя-; У: Отгадайте загадку: Выгляни в оконце, лежит белое суконце. Д: Сугробы. У: Сугробы какие? Д: Сугробы белые, пушистые, мягкие, влажные, тёмные, колючие, твёрдые, сухие. Выводы: Имена существительные согласуются с именами прилагательными в роде и числе. 3.Здоровьесберегающая минутка. У: Вот снежинки полетели, полетели, полетели. Чуть наш дом не пролетели, и до ёлки долетели. Дети выполняют плавные движения, имитируя полёт снежинок. Становятся на носочки и достают до крыши дома, до верхушки ели. 4.Закреплениепройденногго.
Декабрь… месяц зимы. Кругом лежит … снег. На пруду лёд стал … . Часто дует … ветер. Ночью и днём бывают … морозы. Слова для справок: сильные, холодный, толстый, белый, первый. 5. Презентация детского исследовательского проекта «Что такое снег» У: Ребята, а что такое снег? Кто может ответить на этот вопрос? Д: Снег – это когда много снежинок. У: Почему снег может быть и белым, и тёмным? Может быть и пушистым, и колючим? И мягким, и твёрдым? И влажным, и сухим7 Давайте послушаем наших товарищей, которые занимались исследовательской работой.
Снег – это форма осадков, состоящая из мелких кристаллов льда. Снег получается путём соединения маленьких капель воды в облаках пылевыми частицами.
Снежинки белые. Почему? Белый цвет придаёт снежинкам воздух, который находится в нём. Свет отражается между кристаллами и воздухом. Он придаёт снежинкам белый цвет. А знаете ли вы, что снежинки 95% состоят из воздуха.
Снег бывает не только пушистым и мягким, но и колючим. Колючим снег бывает во время вьюги. Сильный ветер усиливает скорость снежинок, и он становится колючим. Значит, когда бушует пурга, сила падения снежинок увеличивается.
Древние люди думали, что с неба падает мука. Другие сравнивали снег с пушинками. 6.Проведение эксперимента на определение мягкости и твёрдости, влажности и сухости снега. Аня Иванова и Анжелика Нанакова. Выводы:
-Если снег полностью падает с лопаты, то он сухой. Если на лопате остаются комочки снега – то он влажный. 2.-Если в снег легко входит ладонь, то он мягкий. -Если в снег входит только палец, то он твёрдый. -Если в снег входит только острый предмет, то он жёсткий. 7. Закрепление пройденного на уроке материала. У: Ребята, разгадайте загадку: Что за странный человек, глаза из угля и без век, морковный нос, в руке метла, боится солнца и тепла? Д: Снеговик. У: Давайте поиграем в игру «Построй Снеговик». Каждую часть снеговика дети строят, выполнив определённое задание. С каждого ряда выходят трое учеников, получают задания. Остальные дети помогают. -Задание первое. Отгадать загадку.
Он слетает белой стаей, И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони, и во рту. Дети: Снежинка.
Приходит часто в гости к нам в вечерней тишине. И мы потом застрянем в его глубине. Дети: Сугробы.
Таинственная, нежная есть в сказочной стране. Вся белая и лёгкая во вьюжной кутерьме. Дети: Снежинка. -Второе задание. Игра «Договори слово»
С неба падает снежок. выходи гулять … Дети: дружок.
Ах, красавица, снежинка, ты похожа на … Дети: пушинку.
Снежная пришла зима, поля укрыла и … Дети: дома. -Третье задание. Игра «Назови слово и скажи, какое оно». Ученик называет все предметы, которые находятся на голове снеговика, и спрашивает какое оно? Дети отвечают: ведро синее, морковь красная, глаза чёрные, губы красные и д.т. 8. Задание на дом. Работа творческих мастерских слова (письма). У: Ребята, я хочу вам зачитать стихотворение своего сочинения. Оно называется «Наступление зимы» Учитель читает: Всё кружится и искрится, А вокруг белым- бело. Тройка быстрая промчится, Все дороги замело. Дремлет травка вдоль дороги, и в гостях у них во сне: то медведи из берлоги, то синички на сосне. Или зайчик белый скачет, в чистом поле, вдалеке. Вслед волчище лютый рыщет, мост хрустальный на реке. А деревья так и жмутся, вместе всё же веселей. Спорят и спешат укрыться, чья же шубка потеплей. В полудрёме, сквозь метели, не боясь пурги ничуть, шелестом верхушки ели путнику покажут путь. А потом всё опустеет: путь – дорожка вечерком. Сладкий сон их одолеет. Засыпает всё кругом.
9.Эмоциональный настрой учащихся. Здоровьесберегающая минутка. У: Закройте глаза, потяните ладонь вперёд. Представьте, что к каждому из вас прилетела снежинка. Она такая красивая, необычная, но у каждого разная. Запомните её форму. Теперь откройте глаза. Дома нарисуйте её и напишите про неё стихотворение. 10. Самооценка и самоанализ знаний. У: К нам на урок прилетели две снежинки. Но они не простые. Они принесли конвертики, в которых оценки «5» и «4». Сейчас каждый подумайте и выберите себе отметки. Дети по очереди выходят к доске и выбирают отметку с последующим самоанализом. 11.Завершение урока. Рефлексия. У: Какие моменты урока понравились? Что бы ещё нового хотели использовать на уроке? |