Скачать 55.85 Kb.
|
Конспект урока русского языка, проведенного во 2«В» классе МБОУ КСОШ № 1 студенткой 3 «К» курса, специальность 050719.52 Коррекционная педагогика в начальном образовании Огромовой Татьяной Михайловной Тема: Непроизносимый согласный звук - нулевой звук. Цели: Образовательная: формировать представление о непроизносимом согласным звуком; вводить в активный словарь и познавательную деятельность учащихся формулировки «Непроизносимый согласный звук- нулевой звук.»; формировать практический опыт правописания слов Развивающая: развивать умения контролировать собственную учебную деятельность; Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к результатам своей работы; воспитание усидчивости и аккуратности. План урока.
-приветствие
-Упражнение 137
-упражнение Идиома: «Уметь вести себя»
Ход урока
- Здравствуйте! Присаживайтесь! Сегодняшний урок проведу у вас я. Зовут меня Татьяна Михайловна. Громко прозвучал звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.
Слайд 2 - Откройте свои рабочие тетради, запишите число и классную работу. ск ех ил Какое соединение? ( верх., верх., нижн.,) На следующей строке пропишите до конца строки буквосочетание.
Слайд 3- Шуба на рыбьем меху Как вы это понимаете? Шуба( или пальто) на рыбьем меху- плохая, не спасающая от холода верхняя одежда. Серёга Серёгин заядлый рыбак. По сто раз на дню нам рассказывал, как Сварил из кита он тройную уху И сшил жене шубу НА РЫБЬЕМ МЕХУ. Есть ли рыба с мехом? Как сказать по другому? Уху разве можно сварить из кита? Тройная уха готовится из нескольких видов рыбы, из кита её не сваришь. Шуба на рыбьем меху – Запишите это выражение с новой строки в тетрадь.
Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке. Запомни слова или их проверяй, Согласный, дружок мой, Где нужно, вставляй: Известный, прелестный, Капустный и местный… Согласному трудно поверить! А как же его нам проверить? – На этот вопрос мы попробуем ответить на уроке. -Ребята, что необходимо сделать, если в корне есть непроизносимый согласный звук? ( надо слово изменить так, чтобы этот согласный звук чётко слышался.) Слайд 4- Давайте разберём первое слово, но для этого нам необходимо разгадать загадку и мы выясним, с каким словом будем работать: Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит……(солнце) Слайд 5 - Солнце- мы произносим сонце. Родственное слово- солнечный, В корне звук то поменяется, то исчезает. Со(-)нце- солнечный. Капустный- мы произносим капусный. Родственное слово- капуста. Так же звук в корне то меняется, то исчезает; Но записать корень нужно ЦЕЛЕКОМ, не пропуская ни одной буквы. Нужно всякий раз писать букву, которая в одном слове обозначает настоящий звук, а в другом – нулевой звук. Слайд 6 - Вот посмотрите Со(-)нце- со(л)нечный, поэтому солнце. Здесь буква Л обозначает и нулевой звук (-), и звук «л». Слайд 7 - В другой паре слов: капус(-)ный- капус(т)а, значит капустный. Буква Т обозначает нулевой звук (-) м звук (т).
Работа с учебником. Упражнение 137 Слайд 8- Прочитай стихотворение, давайте разберём первые две строчи: Если вдруг находит грусть, Это очень грустно. Скажите как напишем грусно или грустно? Что нам необходимо для этого сделать? ( необходимо найти в этих строчках родственные слова) В одном из слов мы слышим звук ( ть). Скажите в каком? ( грусть). А в другом слове не слышим этот звук. Какое это слово? ( грус_но). Корень у родственных слов обычно пишется одинаково! Грус(?)но- грусть, значит- грустно. Звук Т в одном слове обозначает пустой звук (-), в другом- звук (ть). Слайд 9 - Теперь давайте разберём две последние строчки стихотворения. Если вдруг находят груздь, Это очень вкусно. Чтобы решить как писать: вкусно или вкустно, надо что сделать? Надо подобрать родственные слова. Вкус(?)но- вкус, вкусен. Звук Т нигде не появился. Его нет в корне, значит что?, и писать букву Т не нужно. Слайд 10 - Спишите, это стихотворение в исправленном виде. Если вдруг находит грусть, Это очень грустно. Если вдруг находят груздь, Это очень вкусно. Грусть ( настроение) Груздь (гриб, плодовое тело, предмет)
Поднимаем руки класс, это раз, Завертелась голова-это два. Три руками, три хлопка Головою три кивка На четыре руки шире Пять руками помахать. Шесть на место тихо сесть. Слайд 12 - В следующем задании, необходимо выписать слова с непроизносимым согласным, подобрать проверочное слово. Звёздный- звезда Прелестный- прелесть Чудесный- чудеса Грустный- грусть Ужасный- ужас Здравствуй- здравие Солнце- солнышко Сердце- сердечко Счастливого- счастье Слайд 13 - Вставьте подходящие по смыслу слова в текст.( Здравствуй, сердце, солнце, счастливого) …………..дорогой друг. Поздравляю тебя с праздником! Пусть ………светит ярко. А бьётся ………. радостно. ………..тебе дня друг! Твои друзья! Слайд 14 - Идиома: Уметь вести себя Ведёт шофёр машину- И в дождь, и в снег ведёт. А капитан- корабль, А лётчик- самолёт. И труд у космонавта Довольно непростой- Вести свою ракету Космический простор. Но как- нибудь спросите водителя в пути: - Не трудно ли, простите, Автомобиль вести? И вам шофёр ответит, затылок свой скребя: - Куда сложнее, дети, УМЕТЬ ВЕСТИ СЕБЯ! - И в шторм и в бурю судно Вести сквозь океан- Конечно это трудно,- Вам скажет капитан.- Но я корабль освоить Могу за пару дней… Вот УПРАВЛЯТЬ СОБОЮ- Значительно трудней! И лётчик, пролетая Вам крикнет в облаках: -Задача не простая- ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В РУКАХ! И космонавт ответит, Скафандр теребя: - Сложней всего на свете УМЕТЬ ВЕСТИ СЕБЯ! Как вы понимаете эту идиому? Вести себя- поступать определённым образом, придерживаться каких-либо правил и линии поведения. Держать себя в руках, управлять собой- сдерживать порывы чувств, подчинять их своей воле, сохранять самообладание.
- Что вы узнали о согласных звуках? ( чередуются с нулевым звуком) - Как проверить слово с непроизносимым согласным звуком? - Довольны ли вы своей работой? Итак, ребята, я очень довольна вашей работой. Сегодня на уроке активно работали ____, ____ и ______. Молодцы. Наш урок подошёл к концу. Спасибо за урок. До свидание. |