Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция детского и юношеского туризма и экскурсий
туристско-краеведческая направленность Предметный урок: «Ориентирование»
(определение сторон
горизонта
по небесным светилам)
Предметный урок. По количеству уч-ся…....... групповая
По месту учебы.........…...... внешкольная
Классический урок...…...... 40 мин
Виды контроля........…….... тематический
Проверка знаний.....……... практическая
Опрос.......................……..... фронтальный и индивидуальный
Методы обучения........…... словесный, словесно-объяснительный, словесно-
информационный.
Методические приемы….организационный, технический, логический и иллюстрированный.
Возраст: 14-16 лет. Тема урока: «Ориентирование.
Определение сторон горизонта по небесным светилам».
Цель урока: обучить определять по небесным светилам направление сторон горизонта.
Задачи:
Обучающая: формировать умение ориентироваться по часам и солнцу, по Полярной звезде, по лесоустроительным столбам, по звукам, по местным признакам.
Развивающая: развивать логическое мышление, речь и зрительную память.
Воспитывающая: воспитывать у учащихся дисциплинированность, настойчивость, ответственность и самостоятельность.
Дидактический материал: мел, ученические тетрадки и ручки, методический материал по подготовке к уроку. Ватманы: ориентирование «По часам и солнцу», «По Полярной звезде», «Лесоустроительный столб», «Ориентирование по звуку».
Оборудование: учебная доска, экран и проектор для показа презентации, ноутбук.
ТСО: презентация «Определение сторон горизонта по небесным светилам». План – конспект урока.
Этапы
урока
| Работа учи теля и учащихся
| Содержание урока | Время в мин.
| 1.
Подго-товитель-ный этап
| Учитель
| 1. Организационный момент:
На учебной доске записаны тема и цель урока.
- Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем изучать тему «Ориентирования», но теперь без карты и компаса. Сегодня я вас обучу определять стороны горизонта по небесным светилам.
- А какие у нас небесные светила?
Ответы воспитанников
| 1 мин.
|
2. Основной этап
|
Работа
учителя
Работа учителя и уч-ся
Учитель Работа учителя и уч-ся
Учитель
Работа учителя и уч-ся Учитель Работа учителя и уч-ся
Учитель
Учитель Работа
учителя и
уч-ся
Учитель
Работа
учителя и
уч-ся
Учитель
Работа
учителя и
уч-ся
Учитель
Работа
учителя и
уч-ся Учитель
Работа
учителя и
уч-ся
| В случае невозможности пользоваться компасом или его утери направление сторон горизонта может быть определено по небесным светилам.
Днём можно ориентироваться по часам и солнцу. Для этого часовую стрелку направляют в сторону солнца; при таком положении часов прямая, делящая пополам угол между часовой стрелкой и цифрой 1 на циферблате, укажет примерное направление на юг. Этот способ ориентирования даёт сравнительно правильные результаты в северных и отчасти в средних широтах, особенно зимой, менее точно — весной и осенью, летом же ошибка в ориентировании может достигать 20—25°. В южных широтах точность ориентирования ещё меньше, и пользоваться этим способом там не рекомендуется.
Около 7 часов Солнце бывает на востоке, а в 13 часов на юге, около 19 часов на западе. Практическая работа: определение сторон горизонта по часам и солнцу. В ночное время ориентируются по Полярной звезде. Через две крайние звезды «ковша» Большой Медведицы мысленно проводится прямая, на которой откладывается пятикратное расстояние между этими звёздами. В конце пятого отрезка находится Полярная звезда, располагающаяся на севере. Точность ориентирования 1- 2°. Практическая работа: определение сторон горизонта по Полярной звезде. При слабой облачности, когда Полярная звезда не видна, но хорошо различима луна, стороны горизонта определяются по ней, но точность определения будет меньшей. Практическая работа: определение сторон горизонта по луне. Так как ориентироваться приходится и в другие периоды времени, то направление сторон горизонта можно определять по луне и часам, причём луна принимается за солнце. При других фазах луны необходимо ввести поправку в отсчёт времени по часам. Практическая работа: определение сторон горизонта по луне и часам. Для определения знака поправки можно воспользоваться следующим мнемоническим правилом: луна убывает — освещена левая часть диска — сумма, луна прибывает — освещена правая часть диска — разность. Определение сторон горизонта по местным предметам
и различным признакам.
Приближённо стороны горизонта можно определять по местным предметам или различным признакам, большинство из которых связано с расположением данного предмета относительно солнца.
- А какие вы знаете, местные предметы, по которым можно определить стороны горизонта?
Ответы воспитанников
- Некоторые ответы не верные. Например, вы сказали, что кроны у деревьев с южной стороны более пышные, чем с северной. На самом деле ветви деревьев в лесу развиваются в стороны свободного места, а вовсе не к югу. Правда, бывают случаи, когда указанный выше признак оправдывается.
Другое распространённое заблуждение связано с годичными кольцами прироста, заметными на спиле дерева. Считается, что кольца шире с юга, но на самом деле указанная закономерность не прослеживается. Оказывается, что ширина колец зависит от ряда факторов (в частности, от направления господствующих ветров) и неравномерна не только по горизонтали, но и по вертикали.
Из других приёмов определения сторон горизонта по местным признакам наиболее точными являются те, которые опираются на следы деятельности человека.
Находясь в лесу, можно ориентироваться по лесоустроительным столбам. В современных крупных лесных хозяйствах просеки прорубают в направлении север — юг, восток — запад. Кварталы, образуемые просеками, нумеруют с запада на восток, идя от севера к югу. Таким образом, к северу будет обращена та сторона лесоустроительного столба, на которой находятся меньшие по значению номера кварталов.
Надо помнить, что иногда, по хозяйственным соображениям, сеть просек может быть ориентирована и в другом направлении. Практическая работа: определение сторон горизонта по лесоустроительным столбам. О направлении сторон горизонта можно судить по расположению церковного алтаря, который находится в восточной стороне у православных церквей и в западной у костелов. Кресты на куполах и на кладбищах расположены в направлении север — юг, причём приподнятый конец нижней перекладины обращён к северу. Практическая работа: определение сторон горизонта по расположению крестов на куполах и на кладбищах. Ориентирование по звуку.
Иногда ориентироваться можно по звуку. Человеческое ухо способно определять направление звука не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Сильно влияют на слышимость рельеф, характер местности и погода. Слышимость ухудшается (звук поглощается) в жаркую солнечную погоду, против ветра, в лесу, кустарнике, на рыхлом свежевыпавшем снегу. Ночью слух обостряется. Практическая работа: определение сторон горизонта по звуку. Естественно, что определить стороны света или сориентироваться на местности ещё полдела. Нужно после этого знать, куда двигаться дальше. Чтобы не заблудиться в лесу, даже если вы пошли на прогулку или собирать грибы и ягоды, дам несколько простых советов.
Прежде чем углубиться в лес, надо всегда обратить внимание на солнце, запомнить, с какой стороны оно расположено. Если солнце справа, то при выходе в том же направлении из леса нужно, чтобы оно оказалось слева.
При задержке в лесу свыше 1 часа необходимо помнить, что вследствие вращения Земли Солнце окажется сместившимся вправо. Поэтому, выходя из леса по Солнцу, приходится дополнительно уклоняться влево примерно на 150 в час.
В солнечные дни ориентирами могут служить тени от деревьев. Можно также ориентироваться по направлению движения облаков, запомнив, в какую сторону они двигались, когда вы вошли в лес.
Передвигаясь по лесу, необходимо всё время представлять своё местоположение, т.е. запоминать по возможности свой путь, замечая по дороге предметы, которые могут служить ориентирами: вывороченный пень, поваленное характерной формы дерево, мелкие озера, песчаные карьеры и т.п.
Следует помнить, что длина шага у человека несимметрична, поэтому шаг одной ногой всегда длинней или короче, чем другой. Человек, идущий в прямом направлении, начинает постепенно заворачивать влево или вправо и в конечном итоге совершает движение по кругу с большим радиусом. Поскольку длина шага у каждого человека индивидуальна, крайне важно ранее узнать: влево или вправо при ходьбе вас закручивает. Это можно определить, двигаясь по полю или большой поляне, заранее наметив точку, куда вы должны прийти. Если вы пойдёте по прямой с закрытыми глазами или глядя в сторону, то вскоре заметите, что начали отклоняться от прямой линии. Это ваше «склонение» всегда нужно знать и помнить. - А теперь запишите задание на дом «Определение сторон горизонта по местным признакам». К следующему уроку назовите, пожалуйста, мне по 1-2 местных предмета по которым можно наименее точно определить стороны горизонта, например, по мху, коре дерева, ягодам и фруктам, муравейнику, снегу и т.д.
|
1 мин.
5 мин.
5 мин.
5 мин.
5 мин.
2 мин.
4 мин.
4 мин.
3 мин.
3 мин.
1 мин.
| 3. Заключительный этап
|
Учитель
| 1. Подведение итогов.
Вопросы есть? Всем всё понятно?
А теперь подведём итоги нашего урока (отмечается активность учащихся).
- На следующем уроке мы продолжим тему «Ориентирования» и вы обучитесь, как определять время по компасу и Солнцу, по Полярной звезде, по восходу и закату.
- На этом урок окончен, жду вас в воскресенье с тетрадкой и ручкой. До свидания!
| 1 мин.
| |