Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 107.23 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.11.2013
Размер107.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

станция детского и юношеского

туризма и экскурсий





туристско-краеведческая направленность
Предметный урок:
«Ориентирование»

(определение сторон

горизонта

по небесным светилам)

Предметный урок.
По количеству уч-ся…....... групповая

По месту учебы.........…...... внешкольная

Классический урок...…...... 40 мин

Виды контроля........…….... тематический

Проверка знаний.....……... практическая

Опрос.......................……..... фронтальный и индивидуальный

Методы обучения........…... словесный, словесно-объяснительный, словесно-

информационный.

Методические приемы….организационный, технический, логический и иллюстрированный.

Возраст: 14-16 лет.
Тема урока: «Ориентирование.

Определение сторон горизонта по небесным светилам».

Цель урока: обучить определять по небесным светилам направление сторон горизонта.

Задачи:

Обучающая: формировать умение ориентироваться по часам и солнцу, по Полярной звезде, по лесоустроительным столбам, по звукам, по местным признакам.

Развивающая: развивать логическое мышление, речь и зрительную память.

Воспитывающая: воспитывать у учащихся дисциплинированность, настойчивость, ответственность и самостоятельность.

Дидактический материал: мел, ученические тетрадки и ручки, методический материал по подготовке к уроку. Ватманы: ориентирование «По часам и солнцу», «По Полярной звезде», «Лесоустроительный столб», «Ориентирование по звуку».

Оборудование: учебная доска, экран и проектор для показа презентации, ноутбук.

ТСО: презентация «Определение сторон горизонта по небесным светилам».
План – конспект урока.

Этапы

уро­ка

Работа учи­ теля и уча­щихся

Содержание урока


Время в мин.

1.

Подго-тови­тель-ный
этап


Учитель



1. Организационный момент:

На учебной доске записаны тема и цель урока.

- Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем изучать тему «Ориентирования», но теперь без карты и компаса. Сегодня я вас обучу определять стороны горизонта по небесным светилам.

- А какие у нас небесные светила?

Ответы воспитанников

1 мин.


2.
Основной
этап



Работа

учителя

Работа учителя и уч-ся

Учитель
Работа учителя и уч-ся

Учитель

Работа учителя и уч-ся
Учитель
Работа учителя и уч-ся

Учитель

Учитель
Работа

учителя и

уч-ся

Учитель

Работа

учителя и

уч-ся

Учитель

Работа

учителя и

уч-ся

Учитель

Работа

учителя и

уч-ся
Учитель

Работа

учителя и

уч-ся



В случае невозможности пользоваться компасом или его утери направление сторон горизонта может быть определено по небесным светилам.

Днём можно ориентироваться по часам и солнцу. Для этого часовую стрелку направляют в сторону солнца; при таком положении часов прямая, делящая пополам угол между часовой стрелкой и цифрой 1 на циферблате, укажет примерное направление на юг. Этот способ ориентирования даёт сравнительно правильные результаты в северных и отчасти в средних широтах, особенно зимой, менее точно — весной и осенью, летом же ошибка в ориентировании может достигать 20—25°. В южных широтах точность ориентирования ещё меньше, и пользоваться этим способом там не рекомендуется.

Около 7 часов Солнце бывает на востоке, а в 13 часов на юге, около 19 часов на западе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по часам и солнцу.
В ночное время ориентируются по Полярной звезде. Через две крайние звезды «ковша» Большой Медведицы мысленно проводится прямая, на которой откладывается пятикратное расстояние между этими звёздами. В конце пятого отрезка находится Полярная звезда, располагающаяся на севере. Точность ориентирования 1- 2°.
Практическая работа: определение сторон горизонта по Полярной звезде.
При слабой облачности, когда Полярная звезда не видна, но хорошо различима луна, стороны горизонта определяются по ней, но точность определения будет меньшей.
Практическая работа: определение сторон горизонта по луне.
Так как ориентироваться приходится и в другие периоды времени, то направление сторон горизонта можно определять по луне и часам, причём луна принимается за солнце. При других фазах луны необходимо ввести поправку в отсчёт времени по часам.
Практическая работа: определение сторон горизонта по луне и часам.
Для определения знака поправки можно воспользоваться следующим мнемоническим правилом: луна убывает — освещена левая часть диска — сумма, луна прибывает — освещена правая часть диска — разность.
Определение сторон горизонта по местным предметам

и различным признакам.

Приближённо стороны горизонта можно определять по местным предметам или различным признакам, большинство из которых связано с расположением данного предмета относительно солнца.

- А какие вы знаете, местные предметы, по которым можно определить стороны горизонта?

Ответы воспитанников

- Некоторые ответы не верные. Например, вы сказали, что кроны у деревьев с южной стороны более пышные, чем с северной. На самом деле ветви деревьев в лесу развиваются в стороны свободного места, а вовсе не к югу. Правда, бывают случаи, когда указанный выше признак оправдывается.

Другое распространённое заблуждение связано с годичными кольцами прироста, заметными на спиле дерева. Считается, что кольца шире с юга, но на самом деле указанная закономерность не прослеживается. Оказывается, что ширина колец зависит от ряда факторов (в частности, от направления господствующих ветров) и неравномерна не только по горизонтали, но и по вертикали.

Из других приёмов определения сторон горизонта по местным признакам наиболее точными являются те, которые опираются на следы деятельности человека.

Находясь в лесу, можно ориентироваться по лесоустроительным столбам. В современных крупных лесных хозяйствах просеки прорубают в направлении север — юг, восток — запад. Кварталы, образуемые просеками, нумеруют с запада на восток, идя от севера к югу. Таким образом, к северу будет обращена та сторона лесоустроительного столба, на которой находятся меньшие по значению номера кварталов.

Надо помнить, что иногда, по хозяйственным соображениям, сеть просек может быть ориентирована и в другом направлении.
Практическая работа: определение сторон горизонта по лесоустроительным столбам.
О направлении сторон горизонта можно судить по расположению церковного алтаря, который находится в восточной стороне у православных церквей и в западной у костелов. Кресты на куполах и на кладбищах расположены в направлении север — юг, причём приподнятый конец нижней перекладины обращён к северу.
Практическая работа: определение сторон горизонта по расположению крестов на куполах и на кладбищах.
Ориентирование по звуку.

Иногда ориентироваться можно по звуку. Человеческое ухо способно определять направление звука не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Сильно влияют на слышимость рельеф, характер местности и погода. Слышимость ухудшается (звук поглощается) в жаркую солнечную погоду, против ветра, в лесу, кустарнике, на рыхлом свежевыпавшем снегу. Ночью слух обостряется.
Практическая работа: определение сторон горизонта по звуку.
Естественно, что определить стороны света или сориентироваться на местности ещё полдела. Нужно после этого знать, куда двигаться дальше. Чтобы не заблудиться в лесу, даже если вы пошли на прогулку или собирать грибы и ягоды, дам несколько простых советов.

  • Прежде чем углубиться в лес, надо всегда обратить внимание на солнце, запомнить, с какой стороны оно расположено. Если солнце справа, то при выходе в том же направлении из леса нужно, чтобы оно оказалось слева.

  • При задержке в лесу свыше 1 часа необходимо помнить, что вследствие вращения Земли Солнце окажется сместившимся вправо. Поэтому, выходя из леса по Солнцу, приходится дополнительно уклоняться влево примерно на 150 в час.

  • В солнечные дни ориентирами могут служить тени от деревьев. Можно также ориентироваться по направлению движения облаков, запомнив, в какую сторону они двигались, когда вы вошли в лес.

  • Передвигаясь по лесу, необходимо всё время представлять своё местоположение, т.е. запоминать по возможности свой путь, замечая по дороге предметы, которые могут служить ориентирами: вывороченный пень, поваленное характерной формы дерево, мелкие озера, песчаные карьеры и т.п.

Следует помнить, что длина шага у человека несимметрична, поэтому шаг одной ногой всегда длинней или короче, чем другой. Человек, идущий в прямом направлении, начинает постепенно заворачивать влево или вправо и в конечном итоге совершает движение по кругу с большим радиусом. Поскольку длина шага у каждого человека индивидуальна, крайне важно ранее узнать: влево или вправо при ходьбе вас закручивает. Это можно определить, двигаясь по полю или большой поляне, заранее наметив точку, куда вы должны прийти. Если вы пойдёте по прямой с закрытыми глазами или глядя в сторону, то вскоре заметите, что начали отклоняться от прямой линии. Это ваше «склонение» всегда нужно знать и помнить.
- А теперь запишите задание на дом «Определение сторон горизонта по местным признакам». К следующему уроку назовите, пожалуйста, мне по 1-2 местных предмета по которым можно наименее точно определить стороны горизонта, например, по мху, коре дерева, ягодам и фруктам, муравейнику, снегу и т.д.



1 мин.

5 мин.


5 мин.


5 мин.


5 мин.


2 мин.

4 мин.


4 мин.

3 мин.

3 мин.

1 мин.


3. Заклю­чительный этап


Учитель

1. Подведение итогов.

  • Вопросы есть? Всем всё понятно?

  • А теперь подведём итоги нашего урока (отмечается активность учащихся).

- На следующем уроке мы продолжим тему «Ориентирования» и вы обучитесь, как определять время по компасу и Солнцу, по Полярной звезде, по восходу и закату.

- На этом урок окончен, жду вас в воскресенье с тетрадкой и ручкой. До свидания!

1 мин.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск