План-конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы
по образовательной области «Музыка»
музыкальный руководитель: Яремчук Светлана Александровна,
высшая квалификационная категория Цель: создание условий для развития музыкальных способностей детей средствами музыкально-дидактических игр. Программные задачи:
Закрепить умение детей слышать изобразительные особенности музыки: деление на музыкальные предложения.
Развить ладотональный слух детей, умение реагировать на смену настроений в музыке, передавать амплитудой движения динамические оттенки.
Создать условия для развития творческих способностей детей в звукоподражании, умении сочинять мелодии.
Обобщить знания детей о перелётных птицах.
Способствовать развитию творческих способностей детей в танцевально-игровой деятельности, умение передавать в пластике повадки и движения птиц.
Способствовать развитию ритмического слуха детей в игре на музыкальных инструментах.
Совершенствовать культуру общения, умение вступать в контакт со сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, объяснять, спрашивать.
Место проведения: музыкальный зал. Условия проведения: мультимедиа, ноутбук, нетбук, наушники, набор «Волшебные варежки» для игры «Солнышко и тучка», цветные пёрышки, компьютерная игра «Оживи картину», ритмическая видео игра «Закружила осень золотая», музыкальные инструменты: ложки, трещотки, тон-блоки, колокольчики, треугольники, ксилофоны, металлофоны; картинки с овощами и фруктами (капуста, морковь, лук, помидор, яблоко, арбуз), карточки-схемы направления движений мелодии, ритмических рисунков, длительности (восьмые и четверти),
Содержание деятельности
| Речь педагога
| Программные задачи
| Методические приёмы
| Музыкальный репертуар
| Материалы и оборудование
| 1. Вводная часть. (Музыкальный руководитель приходит в группу к детям и предлагает им совместную деятельность)
| - Ребята, я вчера возвращалась домой с дачи и залюбовалась осенним пейзажем. У меня был с собой фотоаппарат, и я сфотографировала осенний парк. Получился красивый постер. Хотите я вам его покажу? Тогда я предлагаю вам пройти в музыкальный зал.
| Вызвать интерес к совместной деятельности.
|
|
|
| 2. Постановка проблемы.
Музыкальный руководитель предлагает детям посмотреть на экран и обращает внимание на то, что изображение исчезло
| - Ребята, посмотрите на экран, фотография исчезла. Что же делать?
|
| Проблемная ситуация
|
| Проектор, мультимеди, экран, ноутбук
| 3. Выбор пути решения проблемы
Музыкальный руководитель предлагает детям найти пути решения проблемы
| - Дети, как вы думаете, что можно сделать, чтобы восстановить изображение? (ответы детей)
- Посмотрите, на экране появился помощник – курсор. Он обращает наше внимание на цветные круги в левой части экрана. Чтобы восстановить изображение необходимо поэтапно выполнять задания, которые зашифрованы в этих кругах. Вы согласны выполнить задания?
| Побудить детей к поиску пути решения проблемной ситуации, руководствуясь собственным опытом.
|
|
|
| Игра «О, счастливчик»
Дети по очереди под музыку в воздухе пёрышком рисуют осеннюю примету, передавая перышко друг другу. Когда музыка останавливается, тот у кого осталось пёрышко в руках, выбирает на экране цветной круг.(Круг переворачивается- показывается изображение. Каждое изображение соответствует определённой игре)
| - первый круг откроет счастливчик, который определится в игре «О, счастливчик». Под музыку П.И. Чайковского попробуйте в воздухе нарисовать осеннюю примету на музыкальное предложение, а затем предайте волшебное перышко товарищу, у кого в руках оно останется, когда остановится музыка,- тот и счастливчик, ему и выбирать кружок.
| Закрепить умение детей слышать изобразительные особенности музыки: деление на музыкальные предложения.
| 1.Первым начинает задание взрослый.
2.Указания: вспомните осенние приметы
3. Вопросы:
- Как называется произведение Чайковского?
- В каком альбоме располагается эта пьеса?
| «Октябрь» П.И.Чайковский
| 3 разно-цветных пёрышка
| Игра «Волшебные варежки»
Дети надевают на руки варежки с изображением тучки или солнышка, т.е. делятся на две команды и становятся в две шеренги: «тучки», сидя на коленях, «солнышки», стоя за «тучками» сзади. Под минорную музыку танцуют «тучки», повторяя движения за ведущим, под мажорную музыку танцуют «солнышки», повторяя движения за ведущим.
| - на экране подсказка- чтобы на картинке появилось небо, нам поможет игра «Волшебные варежки». Погода осенью переменчивая то дождь, то солнышко выглянет. Выбирайте для себя варежки, становитесь командами «тучки» и «солнышки».
Каждой команде нужно выбрать ведущего, который будет показывать движения. Игра нам знакомая, поэтому назовите правила. Ответы детей
Правила:
1. слушать внимательно музыку, реагируя на смену музыкального лада: под мажорную музыку танцуют «солнышки», а под минорную –«тучки».
2. когда музыка звучит тихо, то и движения небольшие, а громкое звучание музыки требует высоких размашистых движений.
3. Заканчивать движение с окончанием музыки.
4. Движения повторять за ведущим
Выполнение задания
| Развить ладотональный слух детей, умение реагировать на смену настроений в музыке, передавать амплитудой движения динамические оттенки.
| Указания:
- Выполняя задание, обращайте внимания на то, когда музыка звучит тихо, то и движения должны быть небольшими, а громкое звучание музыки требует высоких размашистых движений.
| «Грустный мотив» Л.Бетховен
| Набор варежек в форме тучки и солнца
| После выполнения задания детьми ведущая обращает внимание на экран. На «картине оживает» изображение осеннего неба.
| -Ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Посмотрите, на экране появилось изображение осеннего неба. Значит, картина «оживает». Для того чтобы восстановить следующую часть картины, следующий счастливчик выбирает цветной круг.
|
|
|
|
| Игровое упражнение «Птицы»
Дети объединяются в мини группы. Каждая группа обсуждает вопрос:
Назови перелётных птиц
Расскажи о повадках выбранной птицы
Подбери музыку из нескольких вариантов для передачи образа птиц
Затем от первой о второй группы представитель делает небольшое сообщение по теме. После этого дети выполняют танцевально-игровое упражнение «Птицы» под музыку, выбранную участниками 3-й группы.
| - Ребята, для того чтобы на картине появилось изображение птиц, нам необходимо объединиться в три группы и выбрать командира группы. Первой группе для обсуждения в течение одной минуты нужно вспомнить перелётных птиц. Задание второй группе – выбрать перелётную птицу и рассказать о её повадках. Третья группа приглашается к наушникам. Вам нужно из нескольких мелодий выбрать одну композицию для танца птиц.
Работа детей в малых группах
- Командиры команд выбирайте докладчиков, которые подготовили выступление по заданной теме.
Мини-доклады детей первой и второй групп.
- Детям третьей группы было задание подобрать из нескольких мелодий музыку для танца птиц. Хотите вы услышать эту музыку? Тогда каждый из вас превратится в перелётную птицу и исполнит осенний ритуальный танец, передавая характер и повадки задуманной птицы.
Дети исполняют танцевально-игровое упражнение «Птицы»
- Уважаемые гости, угадайте, каких птиц загадали дети.
Гости отгадывают.
| Закрепить умение работать в малых группах, обобщить знания детей о перелётных птицах. Развить творческие способности детей в танцевально-игровой деятельности, умение передавать в пластике повадки и движения птиц.
| 1 Работа детей в малых группах
2. Мини-доклады детей
3. Взаимооценка детей
| «Жаворонок»«Голубая вода» П. Мориа
| Наушники, фонограммы для танца птиц
| После выполнения задания ведущая обращает внимание на экран. На «картине оживает» изображение птиц
| - Ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Посмотрите, на экране появилось изображение птичьих стай.
Для того чтобы восстановить следующую часть картины, следующий счастливчик выбирает цветной круг.
|
|
|
|
| Игра «Звуки леса»
Дети объединяются в несколько групп. Каждая группа выбирает себе название дерева и сочиняет песенку на любой слог. Затем все собираются вместе, каждая группа встаёт на определённое место Водящий дирижёр начинает концерт «Звуки леса». Дирижёр показывает палочкой, какой вокальной группе (деревьям) вступать с сольной партией
| - Дети, чтобы на экране появилось изображение деревьев и травы, нужно услышать звуки леса. Для этого объединитесь в группы и станьте представителем флоры: каким-либо деревом или кустарником, посовещавшись в течение нескольких минут сочините песенку дерева на любой звук или слог. Обратите внимание на подсказки (показывает схемы направления движения мелодии): мелодия может двигаться поступенно вверх или вниз, может скачкообразно, можно интонировать мелодию на одном звуке, можно комбинировать, направления мелодии.
Работа в малых группах
- Ребята, вы любите сказки? Тогда давайте все вместе создадим музыкальную сказку «Звуки леса». Вологодские леса славятся своими лесными богатствами. Здесь дружно живут разные деревья (подходит к каждой группе детей, называя ее): весёлые ёлочки, стройные берёзки, могучие дубы, трухлявые пеньки и т.д. Ветер игриво щекочет веточки и листочки, тогда деревья исполняют ему свою песню. (Педагог по очереди подходит к группе детей, дети исполняют сочинённую мелодию). Иногда ветер расшалится и сразу все деревья хором поют свою песню.
| Способствовать развитию творческих способностей детей в звукоподражании, умении сочинять мелодии, способствовать развитию внимания и воображения детей.
| Работа детей в малых группах
Использование моделей для сочинения мелодии (моделирование)
3. Составление сказки
| Звуки леса
|
| После выполнения задания ведущая обращает внимание на экран. На «картине оживает» изображение травы и деревьев
| - Ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Посмотрите, на экране появилось изображение деревьев и травы.
|
|
|
|
|
Игра «Закружила осень золотая»
Дети выбирают задания и музыкальные инструменты в соответствии с уровнем сложности, затем исполняют ритмический рисунок мелодии, вовремя вступая со своей партией.
|
Для того чтобы восстановить следующую часть картины, предлагаю игру «Закружила осень золотая» - Ребята, для того, чтобы сыграть в оркестре, вспомните ритмические рисунки мелодии овощей. (показывает схемы): Прочитайте подсказки. (восьмые длительности- короткие звуки, на экране представлены овощами небольшого размера, долгие звук – четверти – на экране овощи крупной формы.) Вы знаете, что ритмические задания или песенки овощей разные по сложности. Самый простой ритм – песенка капусты, а самый сложный - арбуз. Каждый из вас должен решить, с заданием какой сложности он справится. После этого возьмите такие музыкальные инструменты, которые представляют в общем оркестре тот или иной овощ или фрукт.
Выполнение задания
|
Способствовать развитию ритмического слуха детей в игре на музыкальных инструментах
|
Подбор заданий разной сложности с учётом уровней развития детей.
Указания:
-вспомните приёмы игры на металлофоне (молоточек, легко ударяя пластинку, отскакивает), треугольнике (чтобы звучал треугольник держать его нужно за веревочку, ударять по любой из сторон треугольника)
|
«Берлинская полька», «Маленький гренадёр» , «Старинная полька», «Финская полька»
|
На столах расположены музыкальные инструменты по группам: табличка с изображени-ем капусты – ложки, трещотки, табличка «лук» -
тон-блоки, табличка «помидор» - колокольчики, «арбуз»- ксилофон, «яблоко» - металлофон, «морковь» - треугольники
| Дети оценивают себя после выполнения задания, берут в руки музыкальный знак, обозначающий восьмую длительность те, кто считают, что справился с заданием; четверть – те, кто испытывал затруднения при выполнении задания.
| - Дети, кто считает, что справился с заданием, поднимите вверх музыкальный знак, обозначающий восьмую длительность, кто испытал затруднения, поднимите музыкальный знак, обозначающий четверть.
| Воспитывать стремление адекватно оценивать результаты своей деятельности
| Самооценка детей
|
| Коробка с музыкальными знаками длительностей
восьмая и четверть
| Рефлексия
| - Дети, как вы думаете, почему изображение восстановилось?
|
|
|
|
| |