Скачать 47.28 Kb.
|
Свойства функций Открытый урок в 9А классе (07.12.2010г) Цели: изучить свойства функции; рассмотреть алгоритм прочтения свойств функций; выяснить какими свойствами обладают некоторые ранее изученные функции; развивать логическое мышление учащихся. Ход урока
Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.
Решение задач с целью подготовки к восприятию нового материала: задания на готовых чертежах (фронтальная работа с использованием кодоскопа). Вопросы: 1. Определите являются ли графиком какой-либо функции, линии изображенные на рисунках. 2. Назовите область определения и область значений функций. 3. Что значит «Функция непрерывна на промежутке х»? Какие из представленных функций непрерывны и на каком участке? III. Изучение нового материала
В 7- 8 классах мы уже рассматривали некоторые свойства функций, сегодня нам предстоит пополнить наши знания новыми сведениями. Во всех определениях будет присутствовать числовое множество Х, являющееся частью области определения функции: XD(f). а) Функция y=f(x) наз. возрастающей на множестве XD(f), если для любых двух точек х1 и х2 множества Х, таких, что х1х2, выполняется неравенство f(x1)f(x2). На практике удобнее: функция возрастает, если большему значению аргумента соответствует большее значение функции «поднимаемся в гору». Запись в тетради: f: если х1х2, то f(x1)f(x2). б) Функция y=f(x) наз. убывающей на множестве XD(f), если для любых двух точек х1 и х2 множества Х, таких, что х1х2, выполняется неравенство f(x1) f(x2). На практике удобнее: функция убывает, если большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции «спускаемся с горы». Запись в тетради: f: если х1х2, то f(x1)f(x2). «Возрастающая функция», «убывающая функция» объединяют общим названием монотонная функция. Закрепить новые сведения: 1) по готовым чертежам устно определить возрастание и убывание; 2) письменно в тетрадях №10.1, 10.2,10.4, 10.5 – «а, б» (доказательство проводится на основании свойств числовых неравенств).
а) Функцию y=f(x) наз. ограниченной снизу на множестве XD(f), если существует число m такое, что для любого значения xX выполняется неравенство f(x) m. График выше прямой y = m. б) Функция y=f(x) наз. ограниченной сверху на множестве XD(f), если существует число M такое, что для любого значения xX выполняется неравенство f(x) < М. График ниже прямой y = М. Если функция ограничена и сверху, и снизу, то ее называют ограниченной (приведите свои примеры). Закрепить новые сведения: 1) по готовым чертежам найти ограниченные функции; 2) определить значения для m и M; 3) исследовать на ограниченность функцию (работа с учебником стр.99); 4) письменно в тетрадях №10.7 - 10.8а,б.
V. Итоги урока.
Подберите из представленных графиков функций соответствующие для предложенных пословиц. - чем дальше в лес, тем больше дров; - дальше от кумы – меньше греха; - каши маслом не испортишь; - выше меры конь не скачет; - семь раз отмерь, один раз отрежь; - бездонную бочку водой не наполнишь; - где не было начала, не будет и конца; - и сокол выше солнца не летает; - тише едешь, дальше будешь. |