Скачать 46.01 Kb.
|
Приложение 1. Конспект урока. Доклад дежурного, приветствие, проверка наличия курсантов, объявление темы и цели занятия. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим следующие вопросы. Воспроизвести слайд №1 и зачитать вопросы. Перед рассмотрением темы вопрос к аудитории: Для чего необходимо исправлять показания приборов поправками? Первый вопрос: «Характеристика погрешностей и поправок гирокомпаса». (Проектируется на экран второй слайд: «Характеристика поправок гирокомпаса».) Под воздействием различных внешних факторов (трения в подшипниках гирокомпасов, ускорений, качек, работа в разных широтах и др.) в гирокомпасе возникают погрешности (скоростная, инерционные погрешности первого и второго рода, погрешности качки и др.) Суммарная погрешность гирокомпаса состоит из двух частей: систематической и случайной. Из-за наличия систематической составляющей главная ось чувствительного элемента отклонится в горизонтальной плоскости от истинного меридиана на некоторый угол и займёт новое положение равновесия (установится в плоскости компасного меридиана). Из-за наличия случайной составляющей погрешности, постоянно изменяющей свою величину и знак, главная ось чувствительного элемента гирокомпаса будет совершать колебания относительно своего положения равновесия ( показать на экране ). Величина отклонения главной оси чувствительного элемента от истинного меридиана называется погрешностью гирокомпаса. Из-за наличия случайной составляющей суммарная погрешность гирокомпаса величина переменная. Для исключения погрешности показания гирокомпаса необходимо исправлять поправкой. Поправка гирокомпаса- это величина, равная суммарной погрешности, но противоположная ей по знаку. Она предназначена для получения истинных значений параметров и равно разности между истинным и измеренным параметрами. Поправка гирокомпаса, полученная на какой-то определённый момент времени называется мгновенной поправкой. На практике для исправления компасных направлений применяется постоянная поправка гирокомпаса. Постоянная поправка гирокомпаса- это среднеарифметическое значение мгновенных поправок, полученных через определённые промежутки в течение 2,5-3 часов. Мгновенные поправки применяются только для проверки стабильности постоянной поправки. Второй вопрос: «Принцип определения поправки гирокомпаса». (На экран проектируется третий слайд- «Сущность способа».) Обращение к аудитории: «При определении поправки компаса навигационными способами в качестве ориентира ориентиры на берегу, имеющие строго фиксированные положения (маяки, створные знаки и тд.) Какие ориентиры можно использовать для этой цели при нахождении судна в открытом море?» При нахождении судна в открытом море для определения поправки гирокомпаса в качестве ориентиров используются небесные светила. При этом сложность работы заключается в том, что сферические координаты небесных светил (азимут, высота, склонение и часовой угол) из-за суточного вращения Земли постоянно изменяются. Поправка гирокомпаса оп небесным светилам равно разности азимута и компасного пеленга на светило, полученными на один и тот же момент времени. Таким образом сущность определения поправки гирокомпаса заключается в определении азимута на светило. Азимут на светила рассчитывается по таблицам ВАС-58, ТВА-57 или с помощью специализированных ЭВМ на момент измерения компасного пеленга на светило. Существует три способа определения мгновенных поправок гирокомпаса:
Третий вопрос: «Определение поправок гирокомпаса общим способом». (Проектируется на экран четвёртый слайд: «Определение поправки компаса общим способом».) Вопросы аудитории:
Общий способ определения поправки компаса по светилам универсален. Может быть использовано любое светило. Наблюдения могут производиться в любое время суток и при плавании судна в любой широте. Для наблюдателя желательно выбрать светило с высотой до 20 градусов. При пеленговании светил, имеющих большую высоту необходимо использовать отражательное зеркало пеленгатора. Для увеличения точности пеленгование светила производится несколько раз. Порядок определения поправки гирокомпаса общим способом рассматривается по алгоритму, высвеченному на экране. Четвёртый вопрос: «Определение поправки гирокомпаса по видимому восходу (заходу) Солнца». Обращение к аудитории: «По определению временем восхода (захода) Солнца называется момент, когда Солнце своим верхним краем касается линии видимого горизонта. Можно ли на этот момент определить точно высоту центра Солнца относительно линии истинного горизонта?» Таким образом мы установили, что истинная высота Солнца в момент его восхода (захода) известна и составляет h= - 57’,8. По известной высоте светила, координатам судна и времени наблюдения азимут Солнца можно рассчитать по формуле косинуса, выведенной из параллактического треугольника. На практике величина азимута Солнца на момент его восхода (захода) производится по таблицам 23-а и 23-б, составленным по этой формуле и помещённых в Мореходных таблицах. На экран высвечивается слайд пять и порядок определения поправки компаса данным способом рассматривается с помощью алгоритма. Пятый вопрос: «Определение поправок гирокомпаса по звезде Полярная». (Высвечивается слайд №6 : «Сущность определения поправки по звезде Полярная».) Вопрос к аудитории: «Можно ли определить высоту звезды Полярная с точностью до 1 градуса не производя измерения её секстантом?» Звезда Полярная вращается вокруг своего полюса мира по своей параллели, радиус которой составляет всего 0,9 градуса. Так как высота северного полюса мира равна широте места наблюдателя, то высота звезды Полярная примерно равна широте наблюдателя. Приняв высоту звезды, равной широте места наблюдателя, азимут Полярной можно рассчитать по упрощённой формуле синусов, выведенной из параллактического треугольника. На практике азимут звезды определяется по таблицу «Азимут Полярной», помещённой в Морском астрономическом ежегоднике и составленной по этой формуле. На экран проектируется слайд №7 и порядок определения поправки гирокомпаса этим способом рассматривается с помощью алгоритма помещённого на нём. Способ определения поправки гирокомпаса по звезде Полярной применяется при плавании судна в северных малых и средних широтах. После окончания изложения темы для проверки усвоения материала преподаватель задаёт вопросы:
В конце занятия преподаватель делает выводы по рассмотренной теме, отвечает на вопросы и даёт задании на самостоятельную подготовку. |