Скачать 101.2 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «БАКЧАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИСКУССТВО ТЕАТРА» 2012 «Одобрено» «Утверждаю» Педагогическим советом Директор Ларикова Ольга Николаевна МКОУДОД «Бакчарская ДШИ» _____________ __________________ _____________ Разработчик: преподаватель МКОУДОД «Бакчарская ДШИ» Ларикова Ольга Николаевна Рецензент: преподаватель МКОУДОД «Бакчарская ДШИ» Золотухина Татьяна Владимировна Рецензент: педагог дополнительного образования МКОУДОД «Бакчарский ЦДОДД» Приколота Елена Юрьевна Пояснительная записка Сценическое движение неразрывно связано с актерским мастерством и помогает учащимся максимально эффективно использовать свои телесные навыки в театральной деятельности. В начале занятий использовать упражнения моторного типа; затем, постепенно создавая ситуации, близкие к сценической задаче, он приближает эти упражнения к простейшим физическим действиям; и, наконец, поставив перед учащимися конкретную сценическую задачу, превращает эти упражнения в сценические этюды, тот или иной действенный эпизод. Благодаря этому учащиеся уже в тренировочном предмете способны пользоваться приобретенными навыками для решения задач драматического искусства. Так сглаживается разрыв между тренировочным предметом и драматическим искусством, между техническими умениями и воплощением «жизни человеческого Духа роли». Внешняя техника при наличии творческой одаренности всегда способна создать высокий сценический результат. Но для того, чтобы понять возможности актера в процессе физического воплощения, необходимо познать «законы тела на сцене». Программа рассчитана на 4 года по 1 учебному часу в неделю. Возраст детей – 11-17 лет. Цель программы Сформировать комплекс качеств личности ребенка: навыки координации движений, реакции, решительности, динамичности, прыгучести, физической силы, развитие гибкости и пластичности. Задачи программы: Задачи предмета «Сценическое движение» вытекают из необходимости создать такой педагогический процесс, в котором могли бы сочетаться: воспитание воли, тренировка психофизических качеств и обучение двигательным навыкам. Для этого разработан комплекс специальных упражнений, которые систематизированы по темам, а в темах — по степени возрастающей трудности. · Формирование общих двигательных навыков (точность движений, правильное распределение мышечных усилий, чувство баланса, координации); · Дать базовый уровень знаний по предмету, соответствующий требованиям допрофессионального образования. · Сформировать и закрепить у учащихся навыки сценического движения и управления своим телом. · Обучить принципам взаимодействия с партнером, работе в группе. · Способствовать развитию необходимых актерских качеств личности (пластичности, координации, целенаправленности, контролю за своими действиями и т.д.) · Корректировать физические отклонения в рамках физиологии тела (осанка, походка, подвижность, пластичность) · Привить чувство ответственности за каждое выполняемое им на сцене действие и даже отдельные движения; · Научиться связывать между собою словесные и физические действия; · Развитие пластики тела; · Развитие у учеников способности взаимодействовать с другими людьми за счет расширения и развития двигательно-экспрессивного навыка; · Развитие творческого потенциала, спонтанности в отношениях с другими; · Признание участниками за собой и другими права на непохожесть, уникальность; · Развитие способности к эмпатии и безоценочному принятию другого человека. · Формирование понимания неразрывной связи предметов в направлении театрального искусства; · Развитие и автоматизация навыков сценического движения; · Формирование у учеников личностного целостного эстетического отношения к явлениям окружающей действительности; · Развитие творческого потенциала детей; · Формировании у учеников первоначальных представлений о средствах актёрской выразительности и актерского мастерства; Основные формы работы на уроке – это ритмические упражнения, приучающие обучающихся к активному восприятию музыки. Занятия по сценическому движению проводятся в энергичном темпе, не прерывая их длительными объяснениями и поправками. Во всех упражнениях нужно добиваться мышечной свободы и пластики. Занятия сценического движения подразумевают в себе ещё и формирование некоторых элементов хореографического искусства, подготовку танцевальных номеров для спектаклей. «Сценическое движение» имеет большое значение для физического и эстетического развития учащегося, а также укрепляет мышцы всего тела, развивает мягкость и эластичность движений. Содержание учебного предмета Введение в предмет. Тренаж физического аппарата. Тренировка наблюдательности. Простые упражнения на развитие координации движений. Различные виды падения. Тренировка музыкальности и ритмичности. Исправление дефектов, осанки, походки Сложные упражнения на развитие координации движения. Точная и последовательная организация речи и движения. Обучение равномерному непрерывному движению, воспитание пластичности и музыкальности. Воспитание «взрывности», быстроты, чувства пластической формы. Различные виды падений, сочинённые самими обучающимися. Организация движения во времени и пространстве. Развитие фантазии, чувства композиции и пластической формы. Воспитание способности двигаться в музыке и с музыкой. Сочинение обучающимися этюдов по разделам курса. Обучение сценического боя на различных видах оружия. Сценическое фехтование. Пластика – сложнейшая синтетическая дисциплина. Она имеет дело не только с тренировкой человеческого тела, но и обращается к интеллекту, эмоциональной сфере человека. Занятия пластикой направлены, прежде всего, на гармонизацию взаимодействия тела, разума и эмоций каждого отдельного человека и гармонизацию его взаимодействий с миром. О значении пластического образа писали виднейшие деятели театра: К. С. Станиславский, Е. Б. Вахтангов, В. Э. Мейерхольд, М. Чехов и др. Исходя из этих требований, подбираются педагогические методы, которые приемлемы для всех дисциплин театрального воспитания, а именно: - Метод полных нагрузок - Метод ступенчатого повышения нагрузок - Метод игрового существования. Требования к уровню подготовки обучающихся Знает: - Комплекс упражнений по сценическому движению, их цели и задачи, понимает необходимость их применения. - Принципы синтеза телесного проявления и актерской игры; Умеет: - Применить полученные знания и умения на практике (спектакле, инсценировке, этюде); - Контролировать свои двигательные; - Умеет определять характерность персонажа произведения по двигательным характеристикам. Может: - Применить полученные знания в актерской работе и повседневной деятельности; - Практически использовать приобретенные навыки в актерской и повседневной деятельности; - Самостоятельно использовать тренинги и упражнения для дальнейшего самосовершенствования. Качество подготовки учеников учитывается четырьмя способами: Регулярное наблюдение за качеством выполнения упражнений на уроках. Педагог должен верно оценивать выполнение каждого упражнения группой в целом, а также видеть достижения и недостатки отдельных учеников. Важно обращать внимание на недостатки, ошибки и незаконченность заданий, стараясь понять причины, порождающие отклонения от нормы в каждом отдельном случае. Необходимо запомнить, а лучше записывать недостатки в пластической одаренности и подготовленности учеников. Если правильно выполнить эту часть учета, то к концу зачетного периода складывается определенная педагогическая характеристика каждого ученика. Зачет, проведенный в конце первого года обучения, имеет целью на основании итоговых достижений учеников и на основании наблюдений за ними в течение зачетного периода вывести заключение о природных пластических способностях каждого. Это заключение должно охарактеризовать важнейшие для пластического воспитания качества учеников: внимание, волю, силу, скорость, ловкость, ритмичность и музыкальность. Необходимо также установить, каковы возможности для дальнейшего совершенствования у каждого из учеников. Контрольный урок второго года обучения имеет те же цели, что и первый зачет; кроме того, он должен выявить дальнейший рост пластической подготовленности учеников, степень их творческой одаренности, поскольку в курсе были образные упражнения и этюды, дающие возможность определить уровень творческой фантазии, игры воображения, активности воли и внимания, и на этой основе создать выразительные физические действия. Заключительный зачет с оценкой в конце 3 года обучения должен выявить качество профессиональной пластической подготовленности каждого ученика, т.е. уровень психофизических качеств, умение пользоваться большим ассортиментом специальных общих и частных двигательных навыков и общий уровень артистичности в сценическом движении. Это наиболее важное для актера качество относительно легко определяется в исполнении этюдных и импровизационных упражнений. Анализ двигательных навыков и умений - Простые двигательные навыки (осанка, походка, позы сидя и жесты). Правильная осанка, правильная походка, положение тела в позах сидя, жесты - Целенаправленные физические действия (конкретность, экономичность, точность и освобождение мышц). - Непрерывность и прерывность движения. - Характер движения. - Речедвигательные и вокальнодвигательные координации (умение соединять речь и движения в одинаковых и меняющихся по ходу исполнения темпо-ритмах действия). В конце 4 года обучения учащиеся должны достичь абсолютной мышечной свободы, лёгкости и уверенности в работе с собственным телом, смело освоить физические навыки, снятие зажимов и избавлении от неуверенности и страха. Формы и методов контроля, система оценок
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Виды аттестации по предмету «Сценическое движение»: промежуточная. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании учебного года. Основной формой промежуточной аттестации являются: контрольный урок. Промежуточная аттестация по предмету «Сценическое движение» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения: качества реализации образовательного процесса; степени теоретической и практической подготовки; сформированных у обучающегося умений и навыков на определенном этапе обучения. Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Сценическое движение» должны позволить:
Методическое обеспечение учебного процесса Методические приемы · Правильная последовательность задач в упражнении; · Создание логической схемы при разучивании упражнения; · Необходимость четырехкратного повторения упражнений при разучивании; · Объяснение значения каждого упражнения в двигательной подготовке актера; · Постепенное сокращение объяснений по мере усвоения техники упражнения; · Словесное исправление ошибок по ходу выполнения упражнения; · Собеседование как средство проверки знаний студентов о назначении упражнений; · Исправление типичных ошибок на показе неверного индивидуального исполнения; · Контрольные упражнения как средство проверки; · Внезапное применение новых заданий; · Смена партнеров; · Необходимость обязательно выполнять все упражнения; · Привлечение посторонних наблюдателей на уроки; · Воспитание этических и эстетических норм поведения; Для реализации программы необходимо наличие:
Список литературы Вербицкая А.В. «Основы сценического движения» - М.: ГИТИС, 1983 Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств» - М., 1987. Дрознин А. Б.«Физический тренинг по методике А. Дрознина» - М.: ВЦХТ, 2004. Ершова А., Букатов В. «Актёрская грамота – детям» - С.-П., 2005. Морозова Г.В. «Сценический бой» - М.: ВЦХТ, 2004. Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» - М., 1982. «Сценическое движение» программа и методические рекомендации М., 1976 Г.Морозова « Сценический бой» М., «Искусство» 1975 И.Э. Кох «Основы сценического движения» М., «искусство» 1962 И. Рутберг «Пантомима. Движение и образ» М., «Советская Россия» 1981 |