Скачать 221.5 Kb.
|
Рабочая программа по предмету «Ритмика» для 1 - 4-х классов
Данная программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и с учетом межпредметных и внутрипредметных связей и логики учебного процесса. При создании данной программы автор использовал материалы работ музыкантов-педагогов Н.Г. Александровой и В.М. Бехтерева, которые считали основополагающим музыкально-педагогическим методом использование в воспитании и обучении такую дисциплину как ритмика, и программу «Ритмика и бальные танцы» под редакцией Е.И. Мошковой, рекомендованную Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ, 1997г. Главный принцип, заложенный в Программу – создание творческого образа в танце на основе индивидуальности самого ребенка. В процессе обучения педагогами выявляются, такие особенности учащихся как характер, темперамент, пристрастия и склонности. Цель Программы – раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографического искусства. В процессе обучения педагогом определены и решаются следующие задачи:
Программа ориентирована на интересы и потребности ребенка, направлена на формирование его мыслительного потенциала, на становление творческой личности, способной художественно осмыслить окружающий мир и явления жизни в искусстве. В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма. Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся путем последовательного прохождения по годам обучения за четыре курса с учетом возрастных и психических особенностей детей 6-11-летнего возраста. Основной формой реализации Программы является занятие с группой детей не более 15-20 человек. Групповая форма позволяет педагогу внимательней наблюдать за качественным преобразованием двигательной активности учащегося, помочь каждому учащемуся развивать его пластические возможности. В зависимости от результатов наблюдений может быть переформирование класса, исходя из различных задач, особенностей межличностных контактов детей. Предмет «Ритмика» изучается в 1 - 4 классах. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Максимальная продолжительность занятия - 1 академический час. Форма одежды определяется педагогом исходя из специфики занятий. Схема построения занятия во всех классах одинакова: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть. Различается содержание и время, отведенное на каждую из частей занятия. На основную часть занятия в 1 классе отводится 15 минут, во 2 и 3 классах - 30 минут, в 4 классе - 35 минут. Основная часть занятий 1 и 2 классов содержит учебно-тренировочные задания, а в 3 и 4 классах больше отводится времени на разучивание танцев. Схема возрастного и количественного распределения детей по классам, количество практических занятий в неделю и их продолжительность.
За период обучения учащиеся получают определенный программой объем знаний и умений, качество которых ежегодно проверяется. Зачеты проводятся по изученной дисциплине по практическим умениям. Учитель подводит итоги учебного года, дает оценку творческих достижений учащихся, определяет задачи на будущие годы обучения.
Содержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Данный курс ориентирован на формирование гармонически развитой личности средствами курса «Ритмика». К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам учебных предметов: «Музыка», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями. «Литературное чтение», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки ритмопластического действия. «Окружающий мир», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений. Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель - тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физической культурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику. В течение всего курса обучающиеся знакомятся со следующими общими понятиями:
Предмет «Ритмика» включает разминку, общеразвивающие упражнения, танцевальные элементы и детские танцы. РАЗМИНКА (ТРЕНАЖ) Проводится в начале каждого урока в середине зала стоя, либо лежа на гимнастических ковриках на полу. Порядок упражнений выстраивается по принципу от простого к сложному и с головы заканчивая стопами. Разминка (тренаж) выполняется под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям. С первого занятия учащиеся приобретают опыт музыкального восприятия. Задача - создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. В связи с этим, выдвигаются следующие требования к музыкальному оформлению занятия:
Задача данного этапа – развитие координации, памяти и внимания, умения воспроизводить движения показанные педагогом, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ Движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, движения по линии танцев:
Перестроения для танцев:
Задача данного этапа – через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды. Программа обучения выдвигает следующие задачи музыкально-ритмической деятельности детей 6-11-летнего возраста:
Музыкально-ритмическая деятельность включает в себя различные задания, упражнения, игровое творчество является составной частью обучения. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ДЕТСКИЕ ТАНЦЫ Изучаются основные движения и вариации из них, а также некоторые популярные танцы, которые развивают чувство ритма, координацию движений, умение двигаться под музыку, коммуникабельность. Улучшается память, внимание, внутренняя организация. Задача данного этапа – обучить отдельным танцам, задача которых – отработка корпусного движения, правильного и полного переноса тела, точной работы стопы.
1 КЛАСС (первый год обучения) 1 час в неделю, 33 часа. Задача: развить ритмическое и музыкальное восприятие, научить использовать паузы в движении, формирование правильной осанки, сохранение эластичности мышц посредством упражнений на пластику и растяжку. 2 КЛАСС (второй год обучения) 1 час в неделю, 34 часа. Задача: научить слушать музыку и понимать команды, разнообразить набор привычных движений, развивать координацию, чувство ритма, память, внимание, заинтересовать. 3 КЛАСС (третий год обучения) 1 час в неделю, 34 часа. Задача: продолжение развития чувства ритма, музыкальности, пластики, координации, развитие памяти, разнообразить набор привычных движений. В ходе урока решаются воспитательные задачи поведения в паре. 4 КЛАСС (четвертый год обучения) 1 час в неделю, 34 часа. Осваиваются танцы с более сложной координацией, и ведением в паре. Улучшаются позиции в паре, развивается память логическая и мышечная. Отрабатывается техника движений, достигается музыкальность и ритмичность.
1 КЛАСС 1. Вводное занятие. Обучение ритмики в 1 классе: цели и задачи. Беседа о технике безопасности на уроке при разучивании танцев. 2. Основные движения, понятия. 3. Работа над ритмическими рисунками (хлопки в ладоши). 4. Общеразвивающие упражнения. Ходьба с носка, на полупальцах, на пятках. 5. Упражнения на формирование правильной осанки. 6. Движения на развитие координации. Виды шага, бега, прыжков, подскоков. 7. Элементы асимметричной гимнастики. Упражнения для развития тела. 8. Упражнения на подвижность шейного отдела. 9. Упражнения на эластичность мышц плечевого пояса. 10. Разучивание разминки. Упражнения на эластичность локтевого плеча, сустава, предплечья. 11. Изучение музыкальных размеров 2/4; 3/4; 4/4. 12. Позиции рук. Основные правила. 13. Позиции ног. Основные правила. 14. Позиции в паре. Основные правила. 15. Марш «Маша и Медведь». Рисунок марша. 16-17. Разучивание марша «Маша и Медведь». Отработка и закрепление рисунка марша. Упражнения на подвижность тазобедренных суставов. 18-19. Партерная гимнастика. 20. Основные движения танца «Полька». Разучивание движений. Упражнения для развития позвоночника. 21. Повторение позиций в паре. 22. Танец «Полька». Повторение пройденного материала. 23. Проверка ориентирования на танцевальной площадке. 24. Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов. 25. Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (работа с образом под музыку). 26. Музыкально-ритмические игры. 27. Основные движения, переходы рук из позиции в позиции, повторение позиций ног. Паузы в движении и их использование 28. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на растяжку и пластику. 29-30. Повторение марша «Маша и Медведь» и танца «Полька». 31-32. Упражнения на формирование правильной осанки. Партерная гимнастика. 33. Итоговый урок. 2 КЛАСС 1. Вводное занятие. Обучение ритмики во 2 классе: цели и задачи. Беседа о технике безопасности на уроке при разучивании танцев. 2. Основные движения, понятия. 3. Общеразвивающие упражнения. Ходьба с координацией рук и ног. 4. Движения на развитие координации. Бег и подскоки. 5. Элементы асимметричной гимнастики. Упражнения для развития эластичности мышц. 6. Упражнения на подвижность шейного отдела. 7. Перестроение для танцев. Упражнения на эластичность мышц плечевого пояса. 8. Разучивание разминки. Упражнения на эластичность локтевого плеча, сустава, предплечья. 9. Позиции рук. Основные правила. 10. Позиции ног. Основные правила. 11. Позиции в паре. Основные правила. 12. Разучивание рисунка танца «Фиксики». Элементы танца. 13. Упражнения на развитие актерских способностей. 14-15. Партерная гимнастика. 16-17. Разучивание танца «Фиксики». Упражнения на подвижность тазобедренных суставов. Отработка и закрепление танца. 18. Основные движения фигурной польки (Разучивание движений фигур 1 и 2). Упражнения для развития позвоночника. 19. Основные движения фигурной польки (Разучивание движений фигур 3 и 4). Упражнения для развития позвоночника. 20. Танец «Фигурная полька». Повторение изученного материала 21. Проверка ориентации на танцевальной площадке. 22. Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов. 23. Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (работа с образом под музыку). 24. Музыкально-ритмические игры «Мороженое», «Ладошки». 25. Изучение правил исполнения demi plie, grand plie. 26. Изучение правил исполнения battement tendu, demi rond de jamb. 27. Изучение правил исполнения rond de jamb, port de bras. 28-29. Элементы народной хореографии: ковырялочка, моталочка, гармошка, елочка. 30-33. Музыкально-ритмические игры: «Коршун и курица», «Охранник музея». 34. Повторение детских танцев «Фиксики», «Фигурная полька». Подведение итогов. 3 КЛАСС 1. Вводное занятие. Обучение ритмики в 3 классе: цели и задачи. Основные понятия. Ходьба. Виды ходьбы. Беседа о технике безопасности на уроке при разучивании танцев. 2. Элементы асимметричной гимнастики. 3. Разучивание разминки на середине зала. 4. Упражнения на развитие координации. 5. Перестроение для танцев. Рисунок танца. 6. Позиции рук. Основные правила. 7. Позиции ног. Основные правила. 8. Позиции в паре. Основные правила. 9. Прослушивание и разбор музыкальных произведений. 10-11. Партерный гимнастика. 12. Музыкально-ритмические игры «Коршун и курица», «Охранник в музее». 13. Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (работа с образом под музыку). 14. Позиции ног, рук в народно-сценической хореографии. 15. Притопы и выстукивания в русской народной хореографии. 16. Элементы народной хореографии: «ковырялочка», «моталочка», «гармошка», «елочка». 17. Отработка построение «линии», «змейка», «круг», «шахматы». 18. Понятие «линия танца». Общеразвивающие упражнения. 19-20. Танец «По полю». Разучивание комбинаций в русском народном характере. 21. Общеразвивающие упражнения: перекаты стопы, носках, каблуках. 22. Повторение музыкальных размеров 2/4; 3/4; 4/4. 23. История образования “Вальса”. Позиции ног, рук. Отработка движений. 24-25. Танец «Вальс». Позиции в паре. Основные положения рук, ног в паре. 26. Музыкально-ритмические игры. 27. Партерная гимнастика. Общеразвивающие упражнения. Позиции рук в классическом танце. 28. Партерная гимнастика. Изучение правил исполнения I и II port de bras. 29. Повторение правил исполнения demi plie, grand plie. 30. Повторение правил исполнения battement tendu, battement tendu jete, grand battement jete, rond de jamb. 31. Просмотр видеозаписи танцев разных народов. 32-33. Многообразность и необычность движений разных народов. 34. Повторение танцев «По полю», «Вальс». Подведение итогов. 4 КЛАСС 1. Вводный урок. Обучение ритмики в 4 классе: цели и задачи. Основные понятия. Ходьба. Упражнения на развитие координации. Беседа о технике безопасности на уроке при разучивании танцев. 2. Общеразвивающие упражнения. Повторение правил исполнения demi plie, grand plie, battement tendu, demi rond de jamb. 3. Музыкально-ритмические игры. 4. Движение на развитие координации. Элементы асимметричной гимнастики. 5. Позиции рук. Основные правила. 6. Позиции ног. Основные правила. 7. Общеразвивающие упражнения. Работа над гибкостью позвоночника. 8. Повороты по точкам зала(1-8). Вращение по диагонали. 9-10. Партерная гимнастика. 11. Работа над высотой прыжка (трамплинные прыжки). 12. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. 13. Упражнения на укрепление мышц брюшного пояса. 14. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника. 15. Акробатические элементы: колесо, шпагат, мостик, стойка на руках. 16. Позиции ног(1-6), позиции рук (подготовительное положение, 1-3). 17. Работа над постановкой корпуса. 18. Упражнения на подвижность голеностопного сустава. 19. Упражнения для улучшения подвижности коленных суставов. 20. Упражнения на развитие высоты прыжка (pas sotte, pas eshape, трамплинные прыжки). 21. Музыкально-ритмические игры. 22. Упражнения на развитие эластичности ахил. 23. Прослушивание народных музыкальных композиций. Просмотр видеозаписи танцев России. 24. Движения по линии танца. Перестроения для танцев. 25. Традиции русского народа в своеобразии движений. 26-27. Танец «Валенки». Упражнения на сложную координацию. 28. Танцевально-ритмические упражнения «Чарльстон», «Твист», «Голубец». 30. Партерная гимнастика. 31. Изучение правил исполнения rond de jamb par terre en dedan, en dehors. 32. Правила исполнения II и III port de bras. 33. Импровизация под музыку, отражая ее характер. 34. Повторения танца «Валенки». Подведение итогов.
Основными в освоении Программы данного курса являются принципы: “от простого к сложному”, “от медленного к быстрому”, “посмотри и повтори”, “осмысли и выполни”, “от эмоций к логике”, “от логики к ощущению”. Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения. В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Танец начинается “от пола”, и следует показать и объяснить в последовательности:
Классический тренаж вырабатывает умение сохранять вертикальную ось, обеспечивающую равновесие тела в любом положении, воспитывают точность исполнения движения, мышечную координацию. Усвоив правила исполнения движений классического танца (экзерсис у станка), учащиеся переносят эти правила на исполнение любого движения, изучаемого на уроке. Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятиях такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует, на восприятие обучающихся поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья побуждает их к творчеству. На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание. В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых. Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса. Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы: • принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику; • принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы; • принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность. Принципы дидактики: • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; • принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства; • принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов классического, народного, бального танца; • принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа; • принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся; • принцип доступности и посильности; •принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях. Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы: 1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы. 2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др. 3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям. 4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения. Приемы: • комментирование; • инструктирование; • корректирование.
уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) - вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком.
В конце 1 года обучения дети должны: знать элементы музыкальной грамоты: характер музыки (веселая, спокойная, грустная); темп (медленный, умеренный, быстрый); строение музыкального произведения (музыкальное вступление, части); динамические оттенки (форте – пиано, стаккато – легато); акцент. Уметь исполнять ритмические упражнения начиная и оканчивая движения вместе с музыкой, уметь различать музыкальные части. Исполнять движения в различных темпах. Определять характер танцевальной музыки словами и передача характера в движении. Передавать динамические оттенки в движении. Учащиеся должны свободно перестраиваться в колонну по одному и по два, перестраиваться в колонны по одному в пары и обратно; построение в шеренгу; построение в круг, сужение, расширение круга; свободное размещение в зале. Знать точки плана класса 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, диагонали. Исполнять музыкальные игры и танцы в темпе и характере заданным педагогом. В конце 2 года обучения дети должны уметь исполнять: фигурную польку, вальс. Элементы музыкальной грамоты: строение музыкальной речи (предложение, музыкальная фраза); длительности целые, половинные, четверти, восьмые, ритмический рисунок. Учащиеся должны передавать в движении изменения темпа; передача в движении длительностей и ритмического рисунка. Уметь перестроиться из колонны по одному в колонну по три (тройки). Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре (четверки). Перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки. Перестроения в паре: обход одним партнером другого; смена места с поворотом лицом друг к другу. Знать позиции и упражнения классического танца. Постановку корпуса. Позиции ног 1, 2, 3, 4, 5, 6. Позиции рук: подготовительное положение 1, 2, 3. Положение рук за юбочку, руки вниз ладонью, руки ладонями на поясе. Полуприседание (деми плие) по 1,2,3 позициям. Вытягивание ноги (батман тандю) в сторону, вперед, назад по 1 и 3 позициям. Полукруг ногой (деми ронд дежамб партер, ронд де жамб партер) по 1 позиции. Переводы рук по позициям (порт де бра). Исполнять музыкальные игры и танцы в темпе и характере заданным педагогом. В конце 3 года обучения дети должны уметь исполнять: фигурный вальс; русские танцы: хороводные и кадриль. Иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру. Элементы музыкальной грамоты: уметь различать музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4; понятие о такте и затакте. Могли выполнить ритмические упражнения с музыкальным заданием; передать в движении характер музыки, размер и ритмический рисунок. Прослушать и сделать простейший анализ танцевальной музыки (определение характера, музыкального размера и строения). Могли перестроиться из одного круга в два. Движение в колонны по одному с разных сторон по диагонали, с переходом в центре через одного. Выразительно двигаться в танцах (согласованность и гармония рук, ног, корпуса, головы). Знать названия движений классического экзерсиса и правильное исполнение. В конце 4 года обучения дети должны уметь исполнять танец на художественный образ. Уметь импровизировать под незнакомую музыку.
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Для успешной реализации Программы необходимы следующие средства обучения:
Список использованной литературы
|