Открытый урок в 4 «А» классе (ШКОЛА России)Тема урока: «Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова».Цели урока:- обобщить знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой значимой части слова; - упражняться в разборе слов по составу. Задачи:обучающие: - сформулировать умение находить составные части слова ; - сформулировать умение разбирать слова по составу развивающие: - развивать умение анализировать, сравнивать материал - развивать умение работать в паре (выслушивать мнение товарища), обсуждать проблему, приходить к единому мнению воспитательные: - воспитывать положительное отношение к учебе, оценивать свою работу и работу одноклассников - формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля Тип урока: урок изучения нового материала Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Планируемые результаты:Личностные УУД: развитие основ самоорганизации – организация исследовательского пространства ученика. Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей практической работы, планирует способы достижения поставленной учебной задачи и оценивает результат своей работы. Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования состава слова. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; моделировать различные языковые единицы. Предметные УУД: дифференцировать составные части слова на основе работы с однокоренными словами. Ход урока Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Орг.момент
| Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
(Проверка готовности к уроку)
| Записывают число в тетрадь.
| Создание
эмоциональной
ситуации
| Все друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь,
И удачи вам во всем,
А теперь урок начнем.
|
| Проверка
домашнего
задания
| -Какие орфограммы встретились в стихотворении?
-Какие буквы вы вставили? Почему? Докажите правильность своего ответа.
-прочитайте односложные, двухсложные и трехсложные слова.
| Отвечают на вопросы, доказывают, подтверждая правилом.
| Чистописание
| Выполните задание по образцу.
На доске:
д Д
Дятел долбил, да не выдолбил.
| Записывают скороговорку и проговаривают в быстром темпе.
| Актуализация
знаний и
формирование
темы урока
Физкультминутка
Наблюдение над лексическим значением приставки Наблюдение над лексическим значением приставки
Физкультминутка
| 1. Мы знаем, что слово состоит из ……., которые на письме обозначаются …… . Но, помимо этого, каждое слово состоит из частей. Каких?
2. А сегодня мы будем говорить о других частях слова. Каждая из них имеет свое название и значение
Слайд 1. Слова рассыпались. Но известно, что каждое слово имело свой цвет. Соберите слова и вы узнаете тему нашего урока.
3. Слайд 2.
Итак, тема урока «Состав слова», а какие части есть в слове, нам предстоит узнать.
4. Самая главная часть слова – корень.
Вспомните, как растет дерево. Оно имеет корень, который питает его водой и помогает устоять при сильном ветре. Так и слово не может обойтись без корня.
5. Слайд 3.
Выпишите родственные слова. Найдем общую часть в этих словах. Выделим. Это есть корень.
Вывод: Корень – неизменяемая одинаковая часть родственных слов. Он выделяется Родственные слова с одинаковым корнем – называются однокоренными.
6. Закрепление
Прочитай стихотворение, выпиши из него однокоренные слова, выдели корень.
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Летчик, самолет, полет.
Ледяной, ледовый лед.
7. Корни не любят оставаться одни, им всегда нужна компания для построения нового слова. Долго они думали, с кем бы им так подружиться, чтобы слова росли быстро и получались красивыми. И тогда они позвали в гости приставки и суффиксы, это очень полезные части слова, и уговорили остаться в своей стране. 8. (2 ученика у доски)
Предлагаю одному ученику :
Разрезать лист бумаги;
Надрезать;
Вырезать треугольник;
Срезать угол
- Чем различаются слова по смыслу? Какая часть слова делает их разными по смыслу?
9.Вывод
10. Слайд 4
-Вы знаете сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра? Аленушка, а не Алена?
-Выясним, с помощью какой части слова передается это ласковое отношение.
11.Вывод
| -звуков
-буквами
-слогов
Выписывают однокоренные слова, выделяют корень
Сад, сада, рассада, посадки, садовод, садовник.
Слова, слов, к словам
Лес, лесок, лесной, лесник
Цвет, цветок, цветной, цветник
Летчик, самолет, полет
Ледяной, ледовый, лед
Второй ученик записывает на доске (дети в тетрадях), выделяют корень и приставку: Разрезать, надрезать, вырезать, срезать.
Выделяют корень и суффикс и окончание: Сестра-сестрица, брат-братец, Алена-Аленушка, Иван-Иванушка
| Закрепление
| 1.Комментированное письмо.
Объясняем орфограммы правописания корня слова.
2.Самостоятельная работа по вариантам
-Подобрать однокоренные слова – разные части речи: -зелен-, -бел-, -чист-
3.Проверка
4.Морфологический разбор предложения, придуманного детьми. Повторяем члены предложения и части речи.
| Упр. 26
Самостоятельно записывают слова. Разбор по составу Запись и разбор предложения
| Итог урока
| 1.Чему вы учились на уроке? Что называется корнем? При помощи каких частей слова образуются новые слова? Что такое приставка? Суффикс? Основа слова?
2.Что повторили? Какие орфограммы правописания корня применяли?
|
| Домашнее задание
|
| Упр.29, правила повторять
| А Т С С
Слайд 1 В Л О А В О С
|